- История создания самолета
- 2. Специализированным гражданским самолетом для аэрофотосъемки является советский Ан-30. Ан-30 был создан на базе пассажирского
- Широкие возможности модификации
- Технические и летные характеристики Ан-30
- 4. Многоцелевые самолеты Многоцелевые воздушные суда предназначены для решения широкого круга задач. Это достигается за счет
- 7. Типы самолетов, используемые для аэрофотосъемки Специальные требования определяют тип самолета. Классификация на типы может
- Особенности конструкции самолета
- 6. Общие требования к аэрофотосъемочному самолету (из теории аэрофотосъемки) К самолету-носителю аэросъемочного оборудования
- Кабина Ан-30
- Комплектация
- 5. Оборудование самолетов для производства аэрофотосъемки Под оборудованием самолета в аэрофотосъемочный вариант понимается
- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
- Несущие плоскости
- Фюзеляж
- Балки хвостового оперения
- Шасси
- Хвостовое оперение
- Силовая установка
- Оборудование
- Окраска
- 8. Одномоторные и двухмоторные самолеты И поршневые и турбовинтовые легкие самолеты могут иметь один или два двигателя (в
- 3. К специализированным самолетам для аэрофотосъемки можно отнести итальянский VulcanAir P68 (бывший Partenavia) в заводской
- Оборудование
- Модификации Ан-30
- Применение
История создания самолета
Разработка самолета Ан-30 началась в середине 1964 года по заказу правительства, заказчиком выступило основное направление гражданского воздушного флота СССР. Перед ОКБ Антонова стояла задача разработать проект новой аэрофотосъемочной машины на базе устаревшего Ан-24, который использовался для аналогичных целей.
Самолет Ан-24
Изначально предполагалось, что будет создано два варианта самолета — гражданский и военный. Впоследствии от этой идеи отказались, решив выпустить базовые модификации 30А и 30В, которые отличаются набором фотооборудования и наличием дополнительного оборудования.
Развитие шло быстрыми темпами. Уже в 1965 году ОКБ представило на экспертизу эскизный проект с готовым макетом, получивший название Ан-24ФК. Согласно документам, основным отличием новой машины от старого Ан-24 стала переделанная носовая часть.
Самолет Ан-24 в 1964 году.
Он расширился и получил застекленную навигационную кабину, лишившись ранее установленной радиолокационной системы. Кабину перенесли немного выше, под фюзеляжем появился обтекатель. Самолет также был оборудован дополнительными топливными баками, что позволило увеличить время нахождения Ан-30 в воздухе.
В начале 1967 года конструкторы представили первый опытный образец варианта 30А, выпускаемый на Таганрогском заводе. Уже в августе самолет взлетел и совершил небольшой перелет. Всего было выполнено более 30 испытательных полетов. В 1968 году модель 30В прошла испытания и взлетела 13 раз. К июлю завершились заводские испытания, после чего самолет был передан на госинспекцию. В феврале 1970 года варианты Ан-30 30А начали испытывать специалисты Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации.
Результаты тестов были неоднозначными. Самолет был хорошо принят, что подтвердило его большие преимущества перед предыдущими моделями этого класса. Также были отмечены установленное оборудование и навыки аэрофотосъемки. Однако у Ан-30 был серьезный недостаток. Это состояло из нехватки топлива.
По мнению экспертов, его можно было увеличить на 10-20%. Кроме того, были незначительные комментарии по поводу инструментов и рабочих мест экипажа. Однако самолет был рекомендован для серийного производства, после чего были сделаны небольшие и средние аэрофотоснимки для гражданских или военных целей.
В 1971 году ОКБ приступило к выпуску первых серийных образцов. Для производства выбран авиазавод в Киеве. С конвейера сошло 124 самолета, некоторые из них предназначались для экспорта. Ан-30 впервые был представлен на международных выставках в 1975 году в Париже. Впоследствии конструкторы работали над несколькими модификациями, расширяющими возможности самолета.
2. Специализированным гражданским самолетом для аэрофотосъемки является советский Ан-30. Ан-30 был создан на базе пассажирского
… Гражданский самолет, специализирующийся на аэрофотосъемке, — советский Ан-30.
Ан-30 создан на базе пассажирского самолета Ан-24 (высокоплан 1 с двумя турбовинтовыми двигателями, имеющий хорошую
продольная и поперечная устойчивость, управляемость и маневренность, достаточно широкий диапазон скоростей и высот).
Фюзеляж и навигационное оборудование были переработаны для соответствия требованиям индустрии аэрофотосъемки. Ан-30 га
удлиненная стеклянная носовая часть фюзеляжа, где расположена кабина штурмана геодезистов, оборудована пятью эталонами
застекленные герметичные фотографические двери, которые во время взлета и посадки защищены шторками, закрывающимися снаружи,
оборудован летно-навигационным оборудованием, специально разработанным для аэрофотосъемки.
Ан-30 — единственный в мире самолет, специализирующийся на воздушном обнаружении такого уровня. В период разработки аэрофотосъемка
проводилась пленочными фотоаппаратами, затем в зале оборудовали темную комнату для хранения фотоматериала и перезагрузки кассет.
Ан-30 получил название «летающая лаборатория аэрофотосъемки».
Ан-30 разрабатывался в ОКБ им. О.К. Антонова и выпускалась с 1971 по 1980 год (всего построено 115 машин). В советское время с помощью
Ан-30 проделал большую работу по обнаружению полетов. С переходом к рыночной экономике использование дорогого в эксплуатации Ан30 (экипаж 7 человек, средний расход топлива 1 тонна / час) стало нерентабельным, и количество полетов на этом самолете упало. В настоящее время
время Ан-30 используется Россией, Украиной, Казахстаном, Болгарией и некоторыми другими странами для наблюдательных полетов в
по международному договору «Открытое небо»
Широкие возможности модификации
Более того:
- сумка для переноски с объемной люлькой
- ноутбук с установленным ПО для работы с самолетом
- высокоточная система позиционирования GNSS RTK (возможна установка HEX HERE + V3, REACH M + или PPK для постобработки)
- зарядное устройство высокой мощности
- установка камер SONY классов A6000, A7, RX1 и других;
- установка 3-осевого стабилизатора с 10-кратным увеличением (с куполом) или тепловизионной камеры FLIR;
- радиотелеметрический комплект с дальностью действия до 40 км;
- монитор оператора или маска FPV;
- клиентское оборудование и др.
Технические и летные характеристики Ан-30
База Ан-30 рассчитана на экипаж из 7 человек. Его длина 24,26 м, высота 8,32 м, крыло имеет проем 29,2 м и площадь 74,98 м². Пустой самолет без оборудования весит 15,59 тонны, его максимальная взлетно-посадочная масса ограничена 23 тоннами. Фотографическое оборудование — до 650 кг.
На Ан-30 установлены два двигателя АИ-24ВТ мощностью 2820 л.с и РУ-19А-300 тягой 800 кгс. Самолет может разгоняться до 540 км / ч, его крейсерская скорость составляет 435 км / ч. Служебная крыша ограничена высотой 8300 м. Дальность полета достигает 1240 км, Ан-30 — 2630 км. Средний расход топлива 855 кг / час. При взлете требуется разбег длиной 770 м, а для посадки требуется разбег до 640 м.
Самолет может налетать до 4000 часов без ремонта. Общий ресурс, закрепленный за Ан-30, составляет 20 000 часов при 10 000 боевых вылетов. Технический осмотр необходимо проводить один раз в 300 летных часов.
4. Многоцелевые самолеты Многоцелевые воздушные суда предназначены для решения широкого круга задач. Это достигается за счет
Многоцелевой самолет
Многоцелевые самолеты предназначены для решения широкого круга задач. Это достигается за счет
техническое перевооружение и дооснащение самолета под решение конкретной задачи с минимальными затратами времени
конструктивные изменения.
В основном для производства аэрофотоснимков, как в России, так и в мире, их используют
легкий многоцелевой самолет 2, переоборудованный и специально оборудованный.
В России для фотосъемки относительно небольших объектов с небольшой высоты его особенно часто используют
оснащался одномоторным поршневым бипланом Ан-2 (Кукуруза).
7. Типы самолетов, используемые для аэрофотосъемки Специальные требования определяют тип самолета. Классификация на типы может
осуществляется по разным причинам: по назначению, по взлетной массе, многочисленными конструкторами
особенности и так далее
Здесь мы кратко рассмотрим классификацию по типу силовой установки и количеству двигателей.
Тип двигателя
поршневой (поршневой самолет),
турбовинтовой (турбовинтовой самолет),
реактивные (реактивные самолеты).
В самолетах с поршневыми двигателями тяга создается винтами. Двигатели работают по принципу автомобилей. Управляется этим
самолеты с авиационным бензином, который в России зачастую сложно достать.
Турбовинтовые двигатели генерируют тягу частично за счет пропеллера, приводимого в действие газовой турбиной, а частично за счет реактивной реакции
газ выходит из сопла двигателя. Работают, как реактивные, с авиационным керосином, но отличаются от последнего
низкий расход топлива.
В реактивных самолетах тяга силовой установки создается за счет реакции газовой струи, выходящей из двигателя. У реактивных самолетов есть
серьезный потенциал для аэрофотосъемки больших площадей из-за большой высоты и скорости полета (выше и быстрее
самолет летит, тем выше эффективность стрельбы). Но стоимость операции и повышенные требования к взлетно-посадочной инфраструктуре
ограничивает их широкое использование для аэрофотосъемки: такие самолеты в основном используются военными
картографирование и разведка). Например, самолет Ту-214 в аэрофотосъемке Ту-214 ОН используется для контрактных полетов
«Открытое небо». В единичных экземплярах используются малые легкие реактивные самолеты (Learjet, Cessna Citation, Jet Commander
аэрофотосъемка крупными аэросъемочными организациями.
Поэтому основная группа машин, с которой выполняется аэрофотосъемка, — это легкие поршневые и турбовинтовые самолеты.
Особенности конструкции самолета
При постройке самолета Ан-30 была выбрана схема консольного моноплана с вертикальным оперением. Высокое трапециевидное крыло состоит из центральной секции с консолью. По центру — желобчатые закрылки, по краям — выделенные участки с элеронами, которые снабжены специальными компенсаторами с закрылками.
Хвост однореберный, консольный. Рама Ан-30 трехколесная, во время полета убирается в специальные ниши. Главный подступенок установлен в носовой части самолета. Два основных расположены под крылом в районе силовой установки.
Турбовинтовые двигатели АИ-24 устанавливаются в специальных гондолах, которые устанавливаются внутри центральной секции. Они оснащены четырехлопастными винтами модели АВ-72. Электростанция запускается автономным турбогенератором ТГ-16. Также на борту есть два электрогенератора, которые снабжают самолет электричеством.
В аварийной ситуации можно использовать аккумуляторы 12CAM. Топливные баки расположены внутри крыла. Каждый подает топливо к определенному двигателю. В центральной части установлен дополнительный бак, способный вместить дополнительные 1000 литров. Все может быть собрано в один блок в случае выхода из строя за счет использования кольцевого клапана.
Самолет оборудован двумя противообледенительными системами. Один относится к аэротермальному типу и отвечает за защиту крыла с двигателями. Второй — электрический. Предотвращает образование льда на гребных винтах, лобовых стеклах кабины, аккумуляторах и сосудах высокого давления. Также есть бортовая кислородная система, рассчитанная на доставку воздуха семи людям. Включает в себя специальный инструмент КП-24М, маски, баллоны и датчики.
Гидравлическая система отвечает за складывание шасси, управление закрылками, торможение и рулевое управление. Он также используется для запуска других элементов самолета. Например, дворники. Основная гидравлическая система приводится в действие гидравлическими насосами, размещенными на блоке управления. Аварийный, устанавливаемый первым на случай выхода из строя, выполняет свои функции с помощью насосной станции.
6. Общие требования к аэрофотосъемочному самолету (из теории аэрофотосъемки) К самолету-носителю аэросъемочного оборудования
следующие общие требования предъявляются, независимо от его
тип.
Хорошая продольная, поперечная и курсовая устойчивость.
Достаточный диапазон скоростей, малый радиус поворота, высокая скорость подъема.
Для наиболее полного использования летней погоды заправка топлива с полной дозаправкой должна
обеспечить продолжительность полета 6-8 часов.
Оборудовать высокоточным навигационным радиооборудованием.
Хорошая видимость для штурмана аэрофотосъемки и оператора аэрофотосъемки.
Простое размещение и эксплуатация аэрофотосъемки и других устройств, необходимых для аэрофотосъемки.
Наличие специального фотографического люка, через который фотографируется земная поверхность (в зависимости от съемочной деятельности
вам может потребоваться несколько портов для фотографий, например, для одновременной горизонтальной и перспективной фотографии или для
одновременная фотосъемка и лазерное сканирование).
Кабина Ан-30
Самолет Ан-30 имеет отдельные кабины для пилотов, штурмана и аэрофотосъемки. Все они получили современное оборудование для выполнения своих обязанностей. Пилоты имеют классические штурвалы с другими элементами управления самолетом. Сама она приподнята немного выше для улучшения видимости.
Кабина штурмана расположена внизу и снабжена большим фонарём для хорошей обзорности. С помощью обзорных и навигационных устройств отсюда вы можете задать правильное направление полета, оценить положение при неблагоприятных погодных условиях, а также обеспечить качественную съемку.
В центральном отсеке отведено место для его содержания. Аэрофотосъемка закрыта, как и кабина других самолетов. Внутри есть пять специальных люков со стеклом, через которые его можно вести. Их обдувают горячим воздухом, чтобы предотвратить образование льда, и закрывают крышками. В этом же помещении находятся места отдыха членов экипажа, кухонная зона и санузел.
Комплектация
В комплектацию самолета входят:
- Полетный контроллер Pixhawk 2.1 ORANGE ADS-B с GPS HEX HERE V3 (возможен опциональный RTK)
- Радиомодем для загрузки миссий и получения полетных данных в реальном времени на расстоянии до 7 км
- Li-Po аккумулятор
- Радиоуправляемое оборудование
- Система вертикального взлета
- Зарядное устройство
* Комплектация может быть изменена и дополнена по предварительной договоренности
5. Оборудование самолетов для производства аэрофотосъемки Под оборудованием самолета в аэрофотосъемочный вариант понимается
Аэрооборудование для аэрофотосъемки
Аэронавигационное оборудование в варианте для аэрофотосъемки подразумевает оснащение его стационарной аппаратурой обнаружения.
В отличие от съемного фотооборудования (входит в комплект поставки фотоаппарата), фотооборудование включает в себя:
стабилизирующие площадки;
детали крепления стабилизирующих платформ, аэрофотоаппаратов и их узлов;
фотографические прилавки с приспособлениями или механизмами открывания и закрывания дверей;
электрические кабели для питания аэрофотоаппарата и его узлов от электросети самолета;
другие устройства, обеспечивающие нормальную работу фотоаппаратуры в полете.
Во время переоборудования должен быть соблюден ряд специальных требований, в частности, для размещения фотооборудования, размера и формы фотографических люков:
размещение аэрофотоаппаратов на самолете осуществляется в местах, близких к центру тяжести самолета, где вибрации менее подвержены влиянию;
расположение аэрокамеры и пространство в ее поле зрения не должны подвергаться воздействию масла, топлива или выхлопных газов;
размеры люков не должны ограничивать световые лучи, проходящие из области фотографии через объектив; края штрихов на фото не должны быть
виньетирование изображений (размеры фотографических ворот рассчитываются по специальным формулам);
для исключения попадания грязи, пыли, снега или воды на объектив аэрофотоаппарата целесообразно оборудовать фотографические люки открывающимися в полете заслонками;
другие.
Техническое перевооружение проводят авиазаводы; в некоторых случаях силами ремонтных баз или специальных сертифицированных предприятий.
Переоснащение может быть довольно дорогостоящим (при вырезании люков иногда может потребоваться перестановка и перепроектирование кабелей, электрических цепей,
гидросистемы, перегородки, усиление кузова). Поэтому предпочтение отдается универсальным моделям, требующим минимальных затрат.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Краткое описание прототипа Abrams Explorer компании Abrams Aircraft Corporation, Лангсин, Мичиган, США, 1937 год.
Самолет для аэрофотосъемки Abrams Explorer P-2 представлял собой двухместный свободнонесущий среднеплан с двигателем Wright R-975 мощностью 365–450 л.с. Райт R-975.
Несущие плоскости
Крыло самолета было неразъемным, лонжеронным, консольным. Лонжерон и нервюры выполнялись из стальных труб. Центральная часть крыла имела металлическую оболочку, а консоли обшивались брезентом. Крыло имело профиль NACA 23012. Управление закрылками осуществлялось вручную.
Фюзеляж
Фюзеляж оснащался герметичной кабиной трапециевидной формы. В месте установки двигателя воздушного охлаждения поперечное сечение фюзеляжа имело округлую форму. В верхней части фюзеляжа углы были закруглены. Двери для доступа к самолету располагались по обеим сторонам фюзеляжа. Силовой агрегат фюзеляжа был сварен из стальных труб. Передняя часть фюзеляжа в зоне кабины экипажа остеклена. Сиденья в кабине располагались одно за другим. Оборудование внутри фюзеляжа соответствовало тому, что обычно было у самолетов, предназначенных для аэрофотосъемки: герметичное отверстие в полу для установки камеры, специальные дверцы, позволяющие вести съемку под углом к вертикали, обогрев салона и кондиционер.
Балки хвостового оперения
Хвостовые балки имели клепаную дюралюминиевую конструкцию монокока.
Шасси
Шасси самолета было неподвижным трехстоечным с передней стойкой. Стойки имели пружинное демпфирование Bendix и гидравлическую тормозную систему Goodyear. Переднее колесо шасси поворачивалось на 360 ° и прикрывалось обтекателем, который состоял из отдельных частей. Колеса основных стоек шасси закрыты обтекателями, стойки шасси также закрыты обтекателями. К нижней части килей крепились задние аварийные костыли.
Хвостовое оперение
Элероны крыльев оснащались закрылками. Вертикальное оперение имело овальную форму и состояло из двух килей и двух обрезных рулей. Силовой агрегат вертикального оперения был выполнен из стальных труб, внешняя обшивка — льняная. Горизонтальное оперение было прямоугольным и состояло из стабилизатора и руля высоты. Горизонтальное оперение было идентично вертикальному — силовая установка состояла из стальных труб, а внешняя обшивка была закрыта брезентом.
Силовая установка
Силовая установка состояла из двигателя воздушного охлаждения с кольцом Тауненда и гребного винта изменяемого шага. Первоначально на самолет устанавливался двигатель Wright R 975-E, который развивал 330 л.с при 2100 об / мин, позже был установлен гораздо более мощный двигатель Wright R 975-E3 на 450 л.с при 2250 об / мин. Силовой агрегат самолета был выполнен с повышенным запасом прочности, что позволяло устанавливать на самолет двигатели мощностью до 1000 л.с..
Оборудование
Помимо камер, которые можно было менять в зависимости от типа съемки, на самолете имелись привычные для самолетов инструментальные приборы, навигационные огни, огнетушитель и т.д. Самолет также имел специальное мобильное устройство с креплениями для камер, светонепроницаемую крышку фотолаборатории для перезагрузки пленки во время полета, специальные дверцы, позволяющие снимать под углом, обогреватель и кондиционер.
Окраска
Самолет был окрашен в серебристый цвет, а надпись на фюзеляже была черной.
8. Одномоторные и двухмоторные самолеты И поршневые и турбовинтовые легкие самолеты могут иметь один или два двигателя (в
в английской литературе их называют одиночными или
двойняшки). Большинство турбовинтовых самолетов имеют два двигателя.
При выборе однодвигательной или двухмоторной модели учитываются следующие моменты:
Одномоторные самолеты дешевле покупать и дешевле в эксплуатации.
Однодвигательными легче управлять (двухмоторные оснащены более сложными устройствами).
Двухмоторные самолеты безопаснее одномоторных, потому что в случае отказа двигателя опытный пилот может летать и
посадить самолет с оставшимся двигателем. По этим причинам сдвоенные двигатели предпочтительнее для полетов по труднодоступным маршрутам
участки, пересеченная местность, леса, населенные пункты, на воде. Авиабилеты в некоторые районы
официально запрещены одномоторные самолеты. Это важный момент при планировании обследования населенных пунктов.
Нет единой зависимости габаритов, мощности, грузоподъемности от количества двигателей. Например, одномоторный Ан-2 мощнее (1 ×
1000 л.с.) и больше, чем у двухмоторного Cessna-310 (2 × 210 л.с.). Но по большей части двухмоторные модели крупнее и, следовательно,
более вместительный, что немаловажно для размещения и удобной работы широкоформатной съемочной техники.
3. К специализированным самолетам для аэрофотосъемки можно отнести итальянский VulcanAir P68 (бывший Partenavia) в заводской
Специализированные самолеты для аэрофотосъемки включают итальянский VulcanAir P68 (ранее Partenavia) в
обозреватель заводской модификации.
Этот самолет имеет остекленную носовую часть для лучшей видимости и люк (63 x 46 см), подходящий для установки
современные цифровые фотоаппараты, лазерные сканеры, видеооборудование.
Оборудование
Ан-30 получил пилотажно-навигационное оборудование, аналогичное версии Ан-24. Он позволяет правильно оценить положение самолета и выбрать траекторию полета. Также на борту есть автопилот, который позволяет запускать автоматический контроль для получения высококачественного отснятого материала.
В более поздних версиях самолета снова устанавливали измеритель угла и путевой скорости. Электронное оборудование включает новый радиоприемник, передатчик, станцию и домофон. Также есть радиовысотомер со специальными компасами. В некоторых модификациях смонтирована улучшенная навигационная система «Лотус».
Среди оборудования для аэрофотосъемки есть несколько типов фотоаппаратов, в том числе AFA41 / 7.5, AFA-54/40 и AFA 54/50. Также есть стабилизатор Н-55, радиовысотомер РВТД-А и статоскоп. Дополнения включают инструменты управления, измеритель освещенности и прицельные приспособления. В некоторых модификациях на борту присутствуют: фотоаппарат АФА-54/15, стабилизатор ТАУ-М и специальный электронный метеорограф. Съемка ведется в масштабах от 1 до 3000, от 1 до 200000 с разным фокусным расстоянием. Полученные изображения можно обрабатывать сразу в полете.
Модификации Ан-30
Всего за время разработки и существования Ан-30 было проработано семь модификаций. У каждого из них есть свои особенности или преимущества. Некоторые не пошли серийно и ограничились выпуском небольшого количества автомобилей.
Возможные варианты:
- Ан-24ФК — первый опытный образец самолета, выпущенный на испытания в 1967 году, соответствовал версии 30А;
- Ан-30А — гражданская модификация, предназначенная для аэрофотосъемки исследовательскими фирмами;
- Ан-30А-100 — пассажирский вариант Ан-30, рассчитанный на перевозку 20 человек на средние расстояния;
- Ан-30Б — военный разведывательный макет, предназначенный для обнаружения противника и исследования нейтральной или вражеской территории;
- Ан-30РР — самолет радиационной разведки, получивший специальное оборудование для оценки уровня радиации в воздухе;
- Ан-30М «Метеозащита» — самолет для искусственного контроля атмосферных осадков с использованием патронов специального состава;
- Ан-30Д Сибиряк — самолет с дополнительными топливными баками по бокам фюзеляжа и новым оборудованием, предназначенный для дальней ледовой разведки.
Наибольшей популярностью пользовался самолет базовой модификации в гражданском варианте, как изначально предполагалось конструкторами. Разве что некоторые компании используют еще активнее.
Применение
Основным применением Ан-30 была аэрофотосъемка для составления и улучшения карт. В некоторых случаях самолеты использовались для выполнения заказов отдельных предприятий. 33 машины в модификации 30Б ВВС СССР выполняли разведывательную функцию. Некоторые принимали участие в конфликтах на территориях Афганистана и Чечни. Они отвечали не только за разведку, но и помогали осуществлять лазерное наведение на цели.
Самолет использовался для наблюдения в северных широтах. Три машины использовались для радиационной разведки на территории ядерных полигонов. А с 1990-х годов некоторые Ан-30 использовались для полетов над военными целями по всей Европе для их оценки и контроля в соответствии с действующим международным договором. При разборке фотоаппаратуры самолеты пригодны для использования в качестве транспорта.
- https://samoletos.ru/samolety/an-30
- https://en.ppt-online.org/424628
- [https://voljet.ru/katalog/gotovyie-apparatyi/samoletyi/voljet-vtol-x8-geo.html]
- [http://alternathistory.com/vysotnyj-samolet-dlya-aerofotosemki-abrams-explorer-p-2-stratoplane-ssha/]