Что такое черный ящик в самолете: как выглядит, устройство

Содержание
  1. История создания черного ящика
  2. Как выглядит чёрный ящик самолёта?
  3. Эксперты говорят о «явном сходстве» крушения самолетов модели 737 Max 8 в Эфиопии и Индонезии.
  4. Что собой представляет бортовой самописец
  5. Расположение техники на борту
  6. Какие параметры считываются
  7. Назначение и развитие регистратора
  8. Устройство кожуха
  9. Конструкция самописца
  10. Какие записи можно получить с такого прибора
  11. Хмурый: заместитель Гиркина на момент крушения MH17
  12. Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
  13. Как расшифровывается черный ящик?
  14. Путин не признает выводы следствия по MH17, Минобороны РФ винит Украину
  15. Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
  16. На скамье подсудимых должен оказаться Игорь Стрелков-Гиркин
  17. Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
  18. Какие самописцы устанавливают на борту самолёта
  19. Доброволец «Крот»
  20. Сколько на самолете черных ящиков, и где они располагаются?
  21. Где их можно найти на борту лайнера
  22. Как устроен самописец
  23. Виды бортовых самописцев
  24. Расследование
  25. Устройство черного ящика
  26. Какую информацию фиксирует прибор
  27. Улики следователей
  28. Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
  29. Что может услышать специалист
  30. Маршрут «Бука»
  31. Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
  32. Третий обвиняемый в причастности к крушению малайзийского «Боинга»
  33. Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
  34. Уникальный номер двигателя ракеты, сбившей «Боинг»
  35. Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
  36. Направления развития самописцев — есть ли альтернативы?
  37. Современные самописцы
  38. Порядок расшифровки информация
  39. Перспективы совершенствования техники
  40. О параметрах записи информации

История создания черного ящика

Гражданская авиация — относительно молодой сектор, история которого насчитывает более ста лет. Каждая компания, производящая летательные аппараты, сталкивалась с ситуацией, когда созданная ею машина попадала в авиакатастрофу. Чтобы выяснить причину аварии, инженеры изобрели бортовой самописец. Это устройство записывает основную информацию о состоянии самолета во время полета. Эта информация используется для устранения различных недостатков конструкции, которые привели к разрушению лайнеров. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что это устройство предоставляет данные, которые помогают предотвратить новые катастрофы и сделать полеты более безопасными для пассажиров.

Это устройство было разработано Франсуа Хуссено. Это устройство представляло собой световой осциллограф, который записывал все показания на специальную ленту. Запись производилась с помощью системы зеркал, через которые проходил луч света. Каждый раз, когда самолет менял положение, скорость или высоту, зеркала меняли свое положение внутри конструкции. Многих интересует вопрос, почему это устройство называют «черным ящиком», ведь корпус устройства окрашен в яркий цвет. Это название объясняется особенностями первого бортового самописца. Чтобы защитить пленку, фиксирующую параметры, от воздействия света, корпус был окрашен в черный цвет.

Первый бортовой самописец создал Дэвид Уоррен. Этот австралийский ученый создал установку, записывающую звук из кабины. Это изобретение было использовано в качестве основы для разработки будущих изобретений, которые, помимо звука, регистрировали важные параметры полета. Первый рекордер, способный записывать не только технические параметры, но и звук, был разработан в тысяча девятьсот пятьдесят третьем году. Для записи звука использовалась магнитная лента. Звукозаписывающее устройство было установлено в асбестовом ящике. Получившуюся конструкцию поместили в стальной ящик.

Первые модели рассматриваемого устройства были оснащены часовым механизмом, служившим для подачи бумажного полотна. На эту ленту были записаны основные параметры полета. Летчикам приходилось записывать все показания прибора самостоятельно, что сильно усложняло их работу. На смену этому устройству пришли световые осциллографы, фиксирующие параметры на фотопленке. Много позже конструкторы начали устанавливать на самолет звукозаписывающую аппаратуру, записывая важные показатели на магнитную ленту. В современных устройствах используются специальные микросхемы, представляющие собой Flash-память.

как выглядит черный ящик самолета
Округлая форма лучше противостоит неизбежным внешним воздействиям при авиакатастрофе, а яркий цвет облегчает поиск

Как выглядит чёрный ящик самолёта?

Как выяснилось, он не только не черный, но и вовсе не коробка. Самописцы обычно делают в форме шара, цилиндра или параллелепипеда. Избегайте острых углов, чтобы свести к минимуму повреждение при ударе о землю.

Как правило, верхний слой делается из стали или титана, толщиной в несколько миллиметров. Это позволяет устройству «пережить» кратковременную перегрузку до 3400G. Другими словами, черный ящик способен противостоять ударам о любую поверхность с любой высоты.

Следующий слой — это термоизоляционный порошок. После авиакатастрофы часто возникает пожар, который может уничтожить все, кроме черного ящика. Регистраторы способны выдерживать температуру горения авиакеросина (1100 градусов) около часа. Правда, после этого аппарат выглядит уже не оранжевым, а действительно черным, от копоти.

Как выглядит черный ящик самолета

Внутренний слой выполняет амортизирующую и защитную функцию. Он гасит энергию удара благодаря специальным материалам, а также защищает от проникновения электромагнитных волн, которые могут повредить ценное содержимое.

Эксперты говорят о «явном сходстве» крушения самолетов модели 737 Max 8 в Эфиопии и Индонезии.

Расшифровка данных черного ящика Boeing 737 Max 8, разбившегося в Эфиопии, показала сходство с крушением самолета той же модели в Индонезии в октябре прошлого года.
В СМИ также стали появляться новые подробности о проблемах Boeing 737 Max 8. Таким образом, компания могла скрывать информацию о потенциальных рисках от пилотов, которые прошли обучение на iPad. Корреспондент.net сообщает подробности.

Что собой представляет бортовой самописец

Коробка с черным вкладышем — уникальное устройство. Ведь на нем большая ответственность. Поскольку он рассчитан на условия высоких механических нагрузок, корпус такого агрегата должен быть максимально прочным, чтобы не разрушиться.

Сегодня корпус изготавливается из титана, в некоторых случаях используется высокопрочная сталь. Сегодня к корпусу накопителей предъявляются жесткие требования:

  • Он должен выдерживать удары огромной силы
  • Он должен оставаться на огне не менее получаса
  • Он должен сохраняться при затоплении на глубину 6 км в течение как минимум месяца (и считается, что черные ящики не могут достичь более глубоких мест даже в Мировом океане)

Внутреннее устройство черного ящика выглядит так: внутри электронные платы на амортизаторах (это аналог SSD).

Так как корабль может попасть в беду где угодно, современные черные ящики оснащены дополнительными фарами, позволяющими искать их под водой и в горах — в этом случае будут использоваться облегченные варианты фар. Все они имеют определенные частоты, по которым их сразу же находят специалисты. Также в таких устройствах должны быть хорошие аккумуляторы, чтобы устройство могло работать долгое время.

Интересно: забытые вещи в самолете — что делать

Расположение техники на борту

Также авиаторы много времени уделили месту крепления устройства на обшивке. Первоначально на самолете было два регистратора: одна модель находилась в кабине, а вторая — в хвостовом отсеке. Устройства были продублированы, чтобы увеличить шансы вести учет в случае крупномасштабных инцидентов.

Самописец: как и где установить черный ящик на самолет

Схема установки регистраторов на борт

Однако установка оборудования в носовой части океанского лайнера сегодня не практикуется. На самом деле, в случае аварии основной удар обычно приходится на носовой борт. Поэтому в хвостовых секторах самолета оборудованы современные самописцы, надежно фиксирующие приборы. Кроме того, для стандартизации требуются слова «Flight Recorder. Не открывать», что переводится на русский язык как «Flight Recorder, not open».

Какие параметры считываются

С момента создания первого бортового самописца он постоянно совершенствовался. Первые регистраторы могли записывать только пять параметров:

  • скорость;
  • рост;
  • направление;
  • ускорение;
  • погода.

Современные бортовые самописцы, установленные на самолетах, могут записывать 256 параметров, и это лишь некоторые из них:

  • давление воздуха;
  • расход топлива (мгновенный);
  • скорость двигателя;
  • ход руля;
  • реальная и барометрическая высота;
  • скорость;
  • оставшееся топливо.

Все эти параметры очень помогают выявить причины авиакатастрофы.

Как выглядит черный ящик самолета
Устройство черного ящика

Назначение и развитие регистратора

Давайте подробнее рассмотрим эволюцию этой системы и выясним, как выглядит черный ящик на самолете, какого цвета сделан каркас и определим форму механизма. Прототипы регистраторов предполагали запись чернилами на бумаге с периодической сменой листа. Смену бумаги регулировали с помощью таймера.

Черный ящик: как он выглядит

Самописец, записывающий информацию на магнитную ленту

Впоследствии инженеры разработали оборудование, записывающее данные на пленку, что повысило надежность защиты информации. Фотопленочные осциллографы заменили магнитофоны, записывая информацию на стальную проволоку, а затем на магнитную ленту. Современные устройства комплектуются микросхемами, по аналогии с банальным компьютером.

Устройство кожуха

Особое внимание конструкторы уделяют параметрам сопротивления корпуса оборудования. Текущие стандарты требуют оболочки, защищающей хрупкий механизм, из ударопрочных материалов, способных выдержать огромное давление. Здесь играют роль как форма, так и цвет корпуса — ведь яркий оттенок облегчает поиск устройства.

Какого цвета бортовой самописец

Бортовые самописцы окрашены в яркие оттенки красного и оранжевого

Самая выгодная форма, которая не деформируется при механическом ударе 3000 г, — это сфера или полый цилиндр со сферическими концами. Именно так выглядят современные магнитофоны. Что касается цвета, то здесь разработчики предпочли расцветку в оттенках ярко-красного или оранжевого.

Это устройство выдерживает удар, сравнимый с ударной волной атомной бомбы. Кроме того, устройство остается целым в течение получаса интенсивного огня и погружения под воду на глубину шести километров в течение месяца.

Как видите, параметры корпуса такого устройства поражают своей устойчивостью к внешним механическим воздействиям и негативным явлениям. Столь кропотливый подход к проектированию — результат полувековой модернизации устройства с целью повышения его прочностных характеристик. Однако такой надежный кожух — это оболочка основного механизма, о конструкции которого мы поговорим ниже.

Посмотрите это видео на YouTube

Конструкция самописца

пришло время узнать, как работает черный ящик самолета изнутри. Сегодня в авиации используются два последних поколения устройств: слегка устаревшие магнитофоны с магнитофонной записью и современные флешки. Плата SSD прикреплена к амортизирующему механизму, чтобы избежать повреждения электроники при падении или взрыве самолета.

Как работает черный ящик самолета

Конструкция современного бортового самописца

Точно так же инженеры устанавливают магнитофон. Кроме того, внутри механизма установлен радиомаяк. Это устройство сокращает время, затрачиваемое на поиск устройства после аварии. Маяки питаются от аккумулятора, который запускается только при ударе. А пока в батареях накапливается энергия для последующего хранения.

Тонкая электроника фиксирует до 2000 элементов работы и летных характеристик бортового оборудования. Здесь вымогатель узнает высоту, на которой летела доска, скорость и ускорение, направление, высоту и время полета.

Кроме того, оборудование покажет параметры топлива и остаточного расхода, давления воздуха, количество оборотов силовых установок, ход руля, барометрическую высоту полета. Конечно же, оборудование записывает все разговоры в кабине. Благодаря столь подробной информации авиационные специалисты с максимальной точностью определяют причины аварий — ведь становится понятно, что видел пилот.

Посмотрите это видео на YouTube

Какие записи можно получить с такого прибора

Первые регистраторы были довольно примитивными: из-за технического несовершенства они могли записывать всего 5 параметров:

  1. Скорость лайнера
  2. Высота, на которой он стоял
  3. Направление
  4. Разгон авто
  5. Время полета

Сегодня черные ящики более продвинуты и способны записывать 256 параметров. Помимо перечисленных, это могут быть:

  • Давление воздуха
  • Индикаторы мгновенного расхода топлива
  • Скорость двигателя
  • Правильность руля
  • Количество остатков топлива и т.д.

Все они позволяют специалистам определить причину катастрофы. Регистраторы записывают все во время полета, но в обычном режиме информация, которую они предоставляют, никого не интересует. Они начинают изучать черные ящики только в случае неудач.

Хмурый: заместитель Гиркина на момент крушения MH17

Второй обвиняемый — генерал-майор Сергей Дубинский (по прозвищу Хмурый), отставной офицер ГРУ российской армии. Дубинский отрицает выдвинутые против него обвинения, утверждая, что во время крушения MH17 он руководил службой контрразведки самопровозглашенной «ДНР» и не мог иметь ничего общего с приказом сбить самолет.

  • Олег Пулатов

  • Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге

    Как расшифровывается черный ящик?

    Наверное, многие думают, что запись в черном ящике зашифрована каким-то шифром, неизвестным никому, кроме его разработчиков. Оказывается, нет ни шифрования, ни защиты данных от модификации. Записи делаются в удобной для восприятия и дальнейшего анализа форме. В конце концов, основная цель регистратора — помочь в расследовании авиакатастроф.

    Если черный ящик сильно поврежден, его остатки можно «восстановить». Например, остатки лент склеиваются и обрабатываются специальной смесью. Даже микросхемы и карты памяти сбрасываются специалистами, чтобы они были готовы к считыванию информации. Такая работа очень кропотливая, требует времени и выполняется высококвалифицированными специалистами.

    Черный ящик самолета на месте
    Микросхемы и карты памяти восстанавливаются специалистами

    Есть два типа устройств:

    • параметрический (FDR);
    • речь (CVR).

    Первый тип регистрирует основные показатели полета и состояние систем: высоту, скорость, направление, указатели масляной и топливной систем, обороты двигателя, положение шасси и закрылков, координаты и т.д., тип записывает переговоры пилотов и других членов экипажа, звуки в кабине с пассажирами, в трюме и во многих других местах с источниками шума. Выпускаются регистраторы комбинированного членства.

    Все рекордеры работают в цикле, то есть устройство записывает звук в течение 2 часов, затем запускается заново, стирая самые старые записи. Параметры записываются несколько раз в секунду; при их резком изменении современные рекордеры увеличивают частоту записи.

    По последним стандартам необходимо записать 88 параметров. Всего самолет может записывать более 2000 параметров, это необходимо для обслуживания, но не регистрируется в аварийных регистраторах. Срок регистрации — чуть больше суток, что вполне достаточно для гражданской авиации. Каждый параметр имеет четкую временную метку для правильной интерпретации ситуации на борту. Но нет шифрования для защиты от подслушивания.

    Путин не признает выводы следствия по MH17, Минобороны РФ винит Украину

    Минобороны России настаивает, что ни одна система ПВО «Бук» не пересекала границу с Украиной. — Российский концерн «Алмаз-Антей» ссылается на собственное расследование, согласно которому ракета была запущена с точки, контролируемой Киевом. Президент России Владимир Путин заявил, что признает результаты расследования только в том случае, если у России будет полный доступ к расследованию.

  • Ударные игрушки MH17

  • Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге

    На скамье подсудимых должен оказаться Игорь Стрелков-Гиркин

    Среди официально объявленных обвиняемых трое россиян, в частности бывший «министр обороны» так называемой «ДНР» Игорь Гиркин (Стрелков). Следователи считают, что в то время Гиркин-Стрелков занимал важнейший военный пост в самопровозглашенной «ДНР».

  • Генерал-майор Сергей Дубинский (по кличке Хмурый), отставной офицер ГРУ российской армии

  • Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге

    Какие самописцы устанавливают на борту самолёта

    Как правило, на борту самолета имеется несколько бортовых самописцев: рабочий, используемый наземным экипажем для обслуживания корабля и контроля за действиями экипажа, и аварийный, используемый для расследования происшествий и надежно защищенный от удары, огонь и вода. Кроме того, обычно устанавливаются отдельные регистраторы для записи параметров полета и записи разговоров экипажа.

    Самописец собирает такие данные, как:

    • технические параметры: давление топлива, давление в гидросистемах, обороты двигателя, температура и т д;
    • действия экипажа: степень отклонения управления, очистка и снятие механизации взлета и посадки, нажатия кнопок;
    • навигационные данные: скорость и высота, курс, прохождение маяков и т д.

    Доброволец «Крот»

    Последним официальным фигурантом обвинения является гражданин Украины Леонид Харченко по фамилии «Крот». Он единственный непрофессиональный солдат среди обвиняемых. Следствие считает, что Харченко подчинялся Пулатову. По данным JIT, Харченко и Пулатов сопровождали ракетную установку «Бук» до места, где был произведен выстрел.

  • Владимир Цемах, пятый подозреваемый в авиакатастрофе MH17

  • Сколько на самолете черных ящиков, и где они располагаются?

    Расположение бортового записывающего устройства не влияет на качество его работы и безопасность в случае авиакатастрофы. К сожалению, у самолетов нет определенной схемы повреждений при падении, поэтому невозможно предсказать самые безопасные места. Однако по статистике хвост часто бывает самым целым. По крайней мере, один черный ящик есть. В авиации принято дублировать инструменты и перестраховаться, поэтому все корабли по правилам оснащены как минимум двумя самописцами. Они могут быть как в хвостовой части, так и разнесены в разных точках на плоскости.

    Сколько черных ящиков в самолете

    Где их можно найти на борту лайнера

    Конструкторы самолетов — люди вдумчивые и всегда просчитывают на несколько шагов вперед. Конечно, они предположили, что если оба черных ящика расположены рядом друг с другом, существует риск того, что они могут быть потеряны вместе. Поэтому сегодня черные ящики размещены в разных частях самолета, так что еще есть шанс найти хотя бы один. Хвостовая часть футеровки в основном используется для установки таких устройств. И этому есть логическое объяснение: давно доказано, что хвостовая часть самолета лучше выдерживает падения и удары, а зачастую даже остается целой.

    Как устроен самописец

    Давайте теперь рассмотрим устройство черного ящика самолета. Поскольку во время бедствий черный ящик подвергается очень большим механическим нагрузкам, сопоставимым с нагрузками на артиллерийский снаряд и равными силе ударного фронта взрыва атомной бомбы, корпус устройства и его содержимое должны выдерживать эти нагрузки.

    В ранних стандартах в этой области были требования к силе механического ускорения (удара) до 1000 g (где g — ускорение свободного падения), а теперь требования к силе устройства увеличились до 3000 g и выше. Для уменьшения силы удара корпус регистратора имеет форму шара или цилиндра с полусферическими концами. Защитный кожух изготавливается из высокопрочной стали или титана. Это ответ на вопрос, из чего сделан черный ящик в самолете.

    Требования действующего стандарта включают следующие внешние воздействия. Помимо огромной силы удара, устройство должно выдерживать получасовое возгорание и в течение месяца глубину погружения в море до 6 км. Вряд ли добраться до более глубоких мест в Мировом океане.

    Внутри черный ящик самолета устроен следующим образом: электронные платы устройства смонтированы на дополнительных амортизаторах. Сама карта рекордера почти такая же, как SSD-накопитель, например, в ноутбуке или внешнем жестком диске.

    В некоторых старых устройствах все еще есть рекордер. Но поскольку они по-прежнему соответствуют требованиям стандарта, их продолжают использовать в самолетах.

    Помимо записи показаний параметров, устройства оснащены ультразвуковыми маяками, которые упрощают поиск самописцев под водой. Для исследования в горах есть фонари и радиомаяки. Все они имеют стандартные частоты, чтобы отличать их от других источников. Все маяки должны работать достаточно долго, для этого нужны батарейки. Но они становятся необходимыми только после аварии и могут летать много лет. Во избежание саморазряда аккумуляторов в этот период они находятся в нерабочем положении и приводятся в рабочее состояние после удара.

    Как правило, на теле всегда есть надпись, возможно, на нескольких языках Flight Recorder. Не открывайте «по английски» — «Air Recorder». Не открывайте»

    Устройство черного ящика самолета
    Между витками видна тончайшая нить — именно на ней старинные черные ящики пишут речь пилотов.

    Виды бортовых самописцев

    Как упоминалось выше, на борту самолета есть два регистратора: диктофон и параметрический регистратор.

    Speech записывает не только разговоры всех членов экипажа и их разговоры с диспетчерами, но и звуки, присутствующие в кабине, и сохраняет их в течение последних двух часов.

    Параметрический принимает данные с нескольких датчиков. В них содержится информация, начиная с координат маршрута и заканчивая оборотами двигателя. Показатели для каждого параметра записываются раз в секунду, и если они начинают быстро меняться, скорость записи также увеличивается. Запись ведется циклически, как в автомобильных видеорегистраторах: старые данные перезаписываются новыми. Время цикла достаточно велико и достигает 25 часов, этого достаточно для любого полета.

    как выглядит черный ящик в самолете
    Оба типа черных ящиков самолетов могут быть объединены в одном устройстве. Параметрические устройства записывают только те данные, которые могут потребоваться при информировании о произошедшей аварии. Все записи на носителях информации надежно защищены. Они выдерживают температуру от -60 до +55 градусов. Основную защиту обеспечивает наполнитель, который находится внутри корпуса.

    Расследование

    Стало известно, что запись на самописец всех режимов работы лайнера прекратилась сразу после отрыва хвостовой части. До этого все системы регистрации были в хорошем состоянии. Специалисты считают, что это произошло, скорее всего, из-за разгерметизации салона. В хвостовой части были порваны кабели, соединяющие регистратор с датчиками информации.

    Данные диктофона уже расшифрованы. Если вы хотите послушать запись черного ящика самолета, разбившегося в Египте, вы можете сделать это после прочтения. В записи пилот рассказывает о «облегчении», которому подвергся самолет из-за шторма. Но на основании этой записи нельзя делать выводы о конкретной причине падения. Специалисты занимались расчетом составных частей конструкции авиалайнера. Опрос проводился 5 рабочими группами, каждая из которых имела свои обязанности. В частности, одна из групп должна была ответить на вопросы, касающиеся уровня подготовки и опыта пилотов. Другая группа отвечала за поиск взрывных устройств, которые могли быть на борту.

    По данным Международного авиационного комитета, при падении был сильно поврежден один из бортовых самописцев. Специалисты провели работу по подготовке устройства к копированию записанной на нем информации. При этом специалисты IAC и BEA France, выполнявшие эту работу, соблюдали все необходимые меры предосторожности, чтобы в дальнейшем не повредить устройство и не потерять записанные данные.




    Устройство черного ящика

    Во время аварии самолет испытывает большую нагрузку, сопоставимую по силе с артиллерийским снарядом. Эта нагрузка ложится на всю конструкцию автомобиля. Силу нагрузки на черный ящик можно сравнить со взрывом атомной бомбы. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что основной задачей инженеров было разработать специальный корпус, способный выдержать экстремальные нагрузки. Некоторые стандарты учитываются при разработке и сертификации этих устройств. Требования к прочности первых устройств приравнивались к силе механического ускорения в тысячу g. На сегодняшний день требования к этому показателю выросли втрое.

    Для уменьшения силы удара о земную поверхность самописец выполнен в форме цилиндра или шара. Для изготовления защитного корпуса используются титановые сплавы и высокопрочная сталь. Рассматривая вопрос, из чего сделан черный ящик в самолете, необходимо обратить внимание на такой параметр, как внешние факторы. Как правило, столкновение авиалайнера с землей сопровождается возгоранием. Также следует учитывать, что самолет может упасть в море или океан. Это означает, что внешний корпус устройства должен выдерживать экстремальные температуры и давления. Поэтому дизайнеры используют титан.

    Современные регистраторы могут находиться на морском дне более месяца и сохранять все записанные параметры. Внутри корпуса регистратора установлены специальные карты, которые можно сравнить с жестким диском современного компьютера. Здесь следует отметить, что аналоги магнитофонов до сих пор используются в некоторых самолетах. Продолжение использования устаревших устройств объясняется тем, что они соответствуют всем современным стандартам.

    В корпус устройства встроено несколько ультразвуковых маяков. Такие устройства используются для облегчения поиска самописца, упавшего в воду. Радио и яркие фары облегчают поиск видеорегистратора в горах и на каменистой местности. Каждое устройство соответствует всем современным стандартам качества. Для обеспечения длительной работы маяков используются специальные аккумуляторы.

    важно отметить, что сам сигнал бедствия нужен только в случае авиакатастрофы. Большинство лайнеров могут летать несколько десятилетий без единой аварии. Чтобы аккумуляторы не разряжались, в корпус регистратора встроено специальное устройство, которое активирует аккумуляторы после удара «шкатулки» о воду или землю.

    В каждой облицовке установлено по несколько экземпляров такого оборудования. Такой подход обусловлен соображениями безопасности. Как правило, бокс устанавливается в корме дирижабля. Выбор этой части лайнера не случаен. По статистике хвостовая часть обшивки практически не страдает в случае аварии. Эта часть конструкции остается нетронутой даже тогда, когда сам самолет разваливается на несколько частей.

    Все бортовые самописцы производятся по одному стандарту. На корпусе этого устройства есть надпись «Air Recorder». Ниже находится табличка, запрещающая открывать корпус устройства. Первые бортовые самописцы представляли собой закрытый железный ящик, выкрашенный в черный цвет. Сегодня дизайнеры раскрашивают коробку яркими красками, что значительно упрощает поиск устройства.

    самолет черный ящик устройство
    В самолете «черные ящики» обычно находятся в хвостовой части фюзеляжа, которая статистически меньше и с меньшей вероятностью будет повреждена в результате аварии

    Какую информацию фиксирует прибор

    Авиатранспортные компании постоянно работают над модернизацией рассматриваемого устройства. Первые регистраторы фиксировали только следующие параметры:

    1. Текущая высота и скорость.
    2. Сила ускорения и выбранное направление.
    3. Общая продолжительность полета.

    Современное оборудование способно регистрировать более двухсот пятидесяти параметров.

    Современный черный ящик самолета спроектирован таким образом, что он может считывать текущую скорость, частоту вращения двигателя и уровень давления воздуха. Кроме того, учитывается уровень расхода и количество оставшегося топлива. Все вышеперечисленные индикаторы позволяют выяснить причины аварии летательного аппарата.

    Улики следователей

    В ходе расследования выяснилось, что «Боинг» был сбит ракетой 9М38, использовавшейся в зенитно-ракетном комплексе «Бук». Установка была доставлена ​​из России и запущена с подконтрольной сепаратистам территории самопровозглашенной «ДНР». Фрагменты ракеты «Бук» были обнаружены как при вскрытии трупов членов экипажа, так и в одном из оконных проемов кабины самолета.

  • Остатки зенитно-ракетного комплекса

  • Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге

    Что может услышать специалист

    Рекордер

    Есть два варианта устройств:

    • Параметрический
    • Речь

    Первые отвечают за технические нюансы полета и отражают состояние авиационных систем во время полета. Именно по ним можно определить причину проблемы. Эта информация требуется от проектировщиков футеровки, чтобы они могли время от времени изменять конструкцию, если в ней возникнет дефект или отказ.

    Во втором случае речь идет об устройстве, которое фиксирует все, что происходит в салоне, в салоне, а также в грузовом отсеке.

    Маршрут «Бука»

    Следователи утверждают, что установили путь ЗРК «Бук» на территорию Украины, а также обратный путь в Российскую Федерацию. По версии следствия, комплекс переместился с территории России на восток Украины и впоследствии был возвращен Российской Федерации на белом грузовике Volvo. Bellingcat утверждает, что определили точное количество российских ракетных комплексов «Бук», замеченных на Украине, — 332.

  • Экс-министр обороны так называемой ДНР Игорь Гиркин (Стрелков)

  • Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге

    Третий обвиняемый в причастности к крушению малайзийского «Боинга»

    Полковник ГРУ Олег Пулатов (позывной «Гюрза») подчинялся Дубинскому. «Новая газета» со ссылкой на следователей сообщает, что в день атаки на MH17 Пулатов сопровождал «Бук» и находился рядом с установкой в ​​момент пуска ракеты.

  • Обвиняемый по делу MH17 гражданин Украины Леонид Харченко, имя Крот

  • Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге

    Уникальный номер двигателя ракеты, сбившей «Боинг»

    По данным Международной следственной группы, «Боинг» был сбит российской ракетной установкой «Бук», приписанной к 53-й зенитно-ракетной бригаде «Курска». Ракетный двигатель с серийным номером 8869032 был изготовлен на оружейном заводе в Долгопрудном под Москвой в 1986 году. Минобороны России утверждает, что ракета была в бюджете украинской армии.

  • Восстановленный Boeing MH17

  • Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге

    Направления развития самописцев — есть ли альтернативы?

    Опыт расследования авиакатастроф диктует дальнейшее развитие и замену черных ящиков. Это касается конструкции, материалов изготовления и способов защиты информации.

    Скорее всего, в будущем регистраторы смогут транслировать запись на наземный сервер. Инженеры «учат» черные ящики катапультироваться в случае удара, чтобы BUR не сгорел вместе с остатками самолета. Не исключено, что видеозаписи (камеры наблюдения), установленные в будущем внутри и за пределами океанского лайнера, помогут более точно представить события в считанные минуты, предшествующие аварии.

    С появлением принципиально новых устройств хранения информации и способов записи черные ящики полностью перестанут напоминать те устройства, которые использовались десятилетиями.

    Современные самописцы

    Они прошли долгий путь к совершенствованию и сильно отличаются от своих предков. Что такое черный ящик в самолете? Он используется для сбора различной информации. Черные ящики записывают следующие данные:

    • техник — обороты двигателя, давление топливной и гидравлической систем, температура;
    • навигационные данные — скорость, высота, крен, отклонение руля направления;
    • действия экипажа — выпуск и уборка шасси, все управляющие воздействия самолета.

    Все современные лайнеры имеют по два регистратора. Один используется для записи разговоров, проводимых экипажем, и называется речевым, другой записывает все параметры полета и называется параметрическим. Вся информация записывается на оптический носитель, фотопленку или магнит (магнитная лента и металлический провод). В последнее время все чаще используется флеш-память. С переходом на него система регистрации стала более надежной, так как движущиеся части исчезли. Для повышения прочности устройство «черный ящик» самолета неоднократно подвергалось доработкам и испытаниям. Регистраторы сохраняют данные:

    • эксплуатационная перегрузка до 3500 G;
    • 0,5 часа при пожаре;
    • один месяц в воде на глубине 6 км;
    • 5 мин при статических перегрузках более 2 тонн.

    Черные ящики самолета расположены в кормовой части фюзеляжа. По статистике, она меньше всего пострадает в авариях. Чаще всего удар ощущается от носа самолета.

    Порядок расшифровки информация

    Многие думают, что информация, записанная датчиками, установленными в черном ящике, зашифрована специальным кодом, известным только разработчикам. Однако на практике дизайнеры редко используют различные способы защиты информации от изменений. Все записи ведутся в специальном формате, что упрощает процедуру анализа прочитанной информации. Выбор этого формата объясняется тем, что основная задача устройства — предоставить информацию о причине аварии.

    Что интересно, записанную информацию можно прочитать даже в случае поломки конструкции. В случае магнитных лент используется специальный раствор, чтобы приклеить оставшуюся ленту. В случае микросхем используется соответствующая профессиональная методика. Получение информации с разрушенного устройства занимает много времени. Данную работу доверяют только настоящие профессионалы своего дела. Для чтения данных используются следующие устройства:

    1. Устройства FDR — которые позволяют считывать основные параметры.
    2. Устройства CVR — которые позволяют считывать звук из кабины.

    Устройства первого типа предназначены для получения информации о таких параметрах, как частота вращения двигателя, маршрут, высота набора высоты, уровень топлива и положение шасси. Устройства второго типа расшифровывают разговоры пилотов и бортпроводников. Кроме того, есть регистраторы, в которых все вышеперечисленные функции выполняются с одного устройства. Большинство этих типов устройств работают в многоцикловом режиме.

    Оборудование записывает информацию за определенный период времени. В конце цикла информация очищается и добавляются новые записи. Параметры полета считываются несколько раз в секунду. В случае резкого изменения параметров система начинает обработку данных в ускоренном режиме. По современным меркам бортовой самописец должен фиксировать около девяти десятков различных показателей. Кроме того, существуют специальные модели, позволяющие считывать более двух тысяч различных параметров. Эти данные используются для выполнения технического обслуживания автомобиля.

    черный ящик самолета устроил
    Регистраторы аварийных ситуаций, связанные с бедствиями, бывают параметрическими (FDR) и речевыми (CVR)

    Перспективы совершенствования техники

    Даже с учетом столь широкого диапазона регистрируемых летных характеристик современные самописцы сложно назвать совершенными. Развитие новых технологий в этом секторе не прекращается. Ученые стремятся повысить качество и точность передачи информации, заботясь об информационной безопасности. Среди задач конструкторов — создание устройства, фиксирующего происходящее внутри самолета и на море.

    Черный ящик самолета: перспективы

    Ученые планируют создать модель, способную передавать информацию в стационарный вектор в реальном времени

    Еще одно направление развития — модернизация пульта управления самолетом, замена стрелок современными электронными дисплеями. Также среди дизайнерских идей учитывается вероятность выброса записывающей аппаратуры после аварии. И тут ученых озадачивает вопрос, что поможет механизму правильно и точно фиксировать показания при второй аварии.

    Последние идеи в этой области — синхронизация передачи показаний оборудования в реальном времени. Они планируют использовать спутниковую связь и мощные стационарные серверы, которые смогут регистрировать информацию синхронно с тем, что происходит на борту. В этом случае отпадет необходимость в поиске регистраторов.

    Как видите, человечество уже сделало шаг вперед в авиастроении. Однако здесь открываются невероятные перспективы: самолеты летают быстрее, технологии совершенствуются, повышается уровень развития и простота управления авиалайнером. Что касается выяснения причин катастрофы, то сегодня в 98% случаев регистраторы показывают настоящие причины падения совета. А вот самое безопасное покрытие вы можете узнать здесь.

    О параметрах записи информации

    Самолеты сегодня используют комбинированные самописцы или прибор FDR и CVR каждый. Первая группа оборудования записывает параметрическую информацию, а вторая — разговоры. Кроме того, современные регистраторы фиксируют множество параметров, используемых для декодирования, и помогают пилоту управлять лайнером.

    Черный ящик: назначение диктофона в самолете

    В черный ящик записано около 2000 параметров полета и голосовых архивов разговоров, поэтому расшифровка диктофона объясняет причины аварии

    Что касается стандартов, применяемых в авиации, то запись 88 летных характеристик и показателей системы полета становится минимумом, необходимым для самописца. Если рассматривать аппаратуру, фиксирующую голосовые индикаторы, то здесь аппаратура фиксирует происходящее в грузовом отсеке и в пассажирском секторе, переговоры экипажа, шумы в техническом и вспомогательном блоках.

    Обычная запись производится с интервалом фиксации информации 3-4 раза в секунду. При резком изменении текущих параметров запись увеличивает скорость и частоту записи. Это помогает дешифраторам не упустить момент.

    Обратите внимание, что информация о рейсе записана в старой информации. Современные системы обновляются каждые 2-24 часа. Кроме того, здесь используется обязательное ограничение по времени, чтобы облегчить задачу людям, которые будут взламывать записи. Кроме того, система шифрования здесь чрезвычайно проста, чтобы быстрее получить реальную картину того, что происходит на борту.

    Самописец: емкость устройства

    Поврежденные регистраторы восстанавливаются для дальнейшей расшифровки

    В ситуациях, когда ущерб, нанесенный стихийным бедствием, велик, содержимое оборудования также может быть восстановлено. Остатки магнитных лент соединяются и обрабатываются специальным веществом, а материнские платы спаиваются электронщиками. Правда, в таких случаях требуется больше времени на изучение информации и высокая квалификация мастеров, занимающихся реставрацией.

    Источники

    • https://prosamolet.com/raznoe/chernyy-yaschik-v-samolete-chto-eto-takoe-kak-vyglyadit-i-ustroen.html
    • https://turvopros.com/kak-vyiglyadit-chyornyiy-yashhik-samolyota/
    • https://PilotProf.ru/bilety/kak-vyglyadit-chernyj-yashchik.html
    • https://aviakatastrofa.net/raznoe/chto-takoe-chernyy-yaschik-v-samolete.html
    • https://nasamoletah.ru/terminy/chto-takoe-chernyj-yashhik.html
    • http://samoleting.ru/raznoe/chernyj-yashhik-v-samolete-chto-eto-takoe-kak-vyglyadit-i-ustroen.html
    • https://ja-prikolist.ru/chs/chernyj-yashchik-v-samolete.html
    • https://samoletos.ru/samolety/chernyj-yashhik
    • https://News4Auto.ru/chto-takoe-chernye-iashiki-samoleta-ystroistvo-opisanie-i-interesnye-fakty/

    Оцените статью
    Блог о самолетах
    Adblock
    detector