- История
- Конструкция
- Планер
- Двигатели
- Электронная начинка
- Радиолокационная станция
- Дальность обнаружения целей типа
- Остальные характеристики
- ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ F-22 A Raptor
- Система жизнеобеспечения пилота
- Авионика
- Передача данных
- Откуда пошли истоки
- Перестройка не заканчивается никогда
- F-15. Орел-телезвезда
- Вооружение
- Запас топлива
- Статические образцы для прочностных и ресурсных испытаний
- Сильные стороны F-22 Raptor
- Эксплуатация
- Кто победит в воздушном бою?
- Боевое применение
- Тактико-технические характеристики (ТТХ) в сравнении с аналогами
- Технические проблемы и инциденты
- F-16. Боевой сокол Альянса
- В массовой культуре
- Перспективы
- F/A-18. Эволюция шершня
История
Потребность в истребителе нового поколения признали как американские, так и советские военные. Работы начались практически одновременно, а именно в 1981 году. Основными показателями должны были быть: сверхманевренность, сверхзвуковая крейсерская скорость и малозаметность.
Для Пентагона вопрос стоял более остро. Дело в том, что советские Су-27 и МиГ-29 вышли вслед за американскими F-15 и F-16 и, соответственно, были разработаны с использованием более совершенных технических решений.
Основные требования к соревнованиям ATF были опубликованы в марте 1981 года.
Программа была объявлена в мае 1986 года. К концу того же года появились два основных конкурента: компании, возглавляемые Lockheed, с одной стороны, и Northrop, с другой. Участники должны были показать летающие прототипы через 4 года.
В начале 1990-х годов команды представили свои модели: YF-23 и YF-22. Устройства вышли намного дороже, чем предполагалось в бюджете, по этой причине было решено отказаться от некоторых устройств, а именно от бокового радара и оптоэлектронной приводной станции. В ходе испытаний оба прототипа показали достоинства и недостатки.
YF-23 имел меньшее сопротивление и лучшую скрытность, особенно в инфракрасном диапазоне. Это было достигнуто благодаря форсункам особой формы, которые, однако, ухудшают характеристики маневрирования. Такой самолет не способен выполнять серию трюков, как, например, «Кобра.
С другой стороны, Lockheed YF-22 обладал хорошими маневренными качествами благодаря управляемому вектору тяги. Еще одним большим преимуществом YF-22 была большая полезная нагрузка. В результате прототип группы Lockheed YF-22 был признан лучшим и выиграл соревнования.
Первый опытный образец поднялся в воздух в сентябре 1997 года.
Оригинальный планер был модифицирован и на него были установлены более мощные двигатели с отклоняемым в вертикальной плоскости вектором тяги.
Серийное производство самолета началось в 2001 году. Первая машина была получена на авиабазе Неллис через 20 месяцев. В 2004 году завод выпустил 51-ю продукцию.
Первоначальный заказ на 750 машин был уменьшен. Правительство не видело причин покупать большое количество дорогих автомобилей, поскольку главный геополитический соперник, Советский Союз, уже рухнул. Таким образом, последний 187-й самолет был принят в войска в 2012 году, завершив программу.
Конструкция
«Первый взгляд — первое уничтожение» — концепция, введенная военными, подразумевает, что тот, кто обнаружит первый, выиграет битву, то есть ему придется менять ракеты на большие расстояния.
Ставка была сделана на стелс-технологию за счет сверхманевренности: сопла двигателя выполнены особой формы, исключающей маневры в горизонтальной плоскости.
Оружие было спрятано в специальных отсеках: конусообразные части ракет отлично отражали радиоволны, но традиционные точки подвеса остались на месте. Топливные баки устанавливаются на подвеске крыла при длительных поездках.
Планер
Основная задача при проектировании планера F-22 — уменьшить ЭПР, то есть минимизировать отражение радиоволн от радара противника. Выступающие части самолета, такие как нос и хвост, пытались расположить на параллельных линиях: ромбовидное крыло и V-образное хвостовое оперение корпуса имеют особую геометрическую форму.
Эти измерения должны были отражать лучи радара от антенны. С другой стороны, разработчики стали активно использовать радиопоглощающие материалы (РПМ). По разным данным, их доля в ячейке достигает 40%, из которых 30% термостойкие. Основу полимера составляют бисмалеимиды. Помимо них представлены углеродные термопласты Avimid K-III, сохраняющие свои свойства при повреждении и нагревании.
Двигатели
Истребитель оснащен двумя двигателями Whitney F119-PW-100. Это турбореактивный двухконтурный двигатель, специально разработанный для программы ATF. Лопатки компрессора изготавливаются по технологии блисков, т.е как единое целое с диском. Такая конструкция может выдерживать большие нагрузки, позволяя компрессору закачивать больше воздуха в камеру сгорания.
Система управления двигателем электронная: контроллер регулирует подачу топлива в зависимости от условий полета.
По сравнению со своими предшественниками, двигатель обеспечивает на 22% больше мощности при том же потреблении и имеет на 40% меньше деталей и узлов.
Технические характеристики F119-PW-100
- тяга: 11829 кгс;
- Форсажная тяга: 16785 кгс;
- длина: 5,16 м;
- диаметр: 1168 м;
- вес: 1770 кг;
- удельная тяга: 7,95.
Причина, по которой прототип F-22 изначально выиграл соревнование, заключалась в его повышенной маневренности, которая стала возможной благодаря управляемому вектору тяги. Сопла могут отклоняться по вертикали на 20 градусов и также имеют плоскую форму.
Раскаленная струя этой формы более эффективно передает тепло в окружающую среду и охлаждает ее. В результате видимость объекта в инфракрасном диапазоне снижается.
Электронная начинка
F-22 — технически продвинутая единица ВВС США. Самолет готов к любому сценарию развития событий и поэтому обеспечивает:
- Детектор излучения АН / АЛР-94. Он состоит из 32 антенн, разнесенных на корпусе. Комплекс регистрирует излучение вражеского радара, вычисляет его координаты, тип корабля и, если их больше, приоритеты в зависимости от создаваемой угрозы. На экране пилота отображается информация о противнике в виде круга с указанием дальности его вооружения. Данные могут быть переданы на радар или могут быть использованы для наведения оружия в пассивном режиме. В первом случае радар после получения координат освещает цель узким лучом, избегая сканирования всей местности.
- Инфракрасные и ультрафиолетовые датчики для пуска ракет AN / AAR-56, также разнесенные на 360 градусов. Струя запущенной ракеты излучает в инфракрасном диапазоне, который фиксируется прибором. Датчики определяют место пуска ракеты, и на основе этих данных компьютер отображает оптимальный маневр ухода в графической форме.
- РЛС AN / APG-77v1. Установка с антенной решеткой с активной фазой (АФАР). Его ключевое отличие от пассивного МАЯКА — отсутствие единственного передатчика. Сигнал генерируется различными активными микропередатчиками, что позволяет генерировать мощное излучение. Но с другой стороны увеличивается тепловыделение, что требует установки жидкостного охлаждения. Суммарная масса комплекса АН / АПГ-77 составляла 553 кг, а производительность охлаждающего насоса — 35 литров жидкости в минуту.
Как видите, электронные системы тесно интегрированы в аппаратную часть и дополняют друг друга. Инструменты, основанные на разных принципах работы, выявляют любые существующие угрозы.
Путем смешивания всех данных составляется единая круговая информационная система, которая снимает нагрузку с пилота и в конечном итоге увеличивает его выживаемость.
Радиолокационная станция
Для охоты был создан совершенно новый радар с электронным лучом. Воздушная РЛС представлена моделью AN / APG-77. Его характеристика — в режиме псевдослучайного изменения частоты. В его основе лежит идея случайного изменения частоты несколько раз. Отремонтировать такой сигнал станциям противника будет сложнее.
Вторая характеристика — это 2 тысячи элементов, каждый из которых является приемно-передающей ячейкой.
Качественно улучшается разрешающая способность такой станции: количество сопровождаемых целей увеличилось до 100, а также появилась возможность передавать команды на запущенную ракету с помощью луча.
Дальность обнаружения целей типа
- Истребитель RCS> 3 м² до 250-310 км (Су-27, МиГ 29, Еврофайтер Тайфун).
- Крылатые ракеты (0,1-0,5 м²) — до 150 км.
- Танки и лодки — до 70 км.
Остальные характеристики
- Угол обзора по горизонтали и вертикали составляет 120 градусов.
- Количество одновременно обстреливаемых целей — 20 единиц.
- Время полного обновления образа составляет 14 секунд.
- Максимальная средняя мощность 18 500 Вт.
При таких параметрах F-22 «Раптор» представляет собой полноценный самолет ДРЛО, являясь его компактной версией.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ F-22 A Raptor
Размеры (править
- Длина: 18,90 м
- Высота: 5,08 м
- Размах крыла: 13,56 м
- Площадь крыла: 78,04 м
Силовая установка
- Два ТРДД с управлением вектором тяги F-119-PW-119 (сопло отклонено в вертикальной плоскости). Тяга двигателя — более 156 кН
Масса
- Пустой: 19,700 кг
- Нормальная взлетная: 29300 кг
- Максимальная взлетная: 38000 кг
Топливо
- Масса топлива во внутренних отсеках: 8200 кг
- Наружные фермы: возможна подвеска двух ПТБ объемом 2271 литр каждая
Летные характеристики
- Максимальная скорость на высоте: более 2,25 м
- Максимальная скорость без форсажной камеры: 1,82 м
- Практический потолок: 19800 м
- Автономность с ПТБ: 2960 км
- Дальность плавания: 3219 км
- Боевая дальность: 760 км
Вооружение
- Малая пушка: 20-мм пушка M61A2, 480 снарядов.
- Ракетная бомба: две ракеты AIM-9M (AIM-9X) в боковых отсеках вооружения и до шести ракет AIM-120C AMRAAM (AIM-120D) в нижних отсеках или две ракеты AIM-120C и две ракеты GBU-32 JDAM 454 кг, или два AIM-120C и восемь КАБ GBU-39. На внешних пилонах могут быть подвешены четыре ракеты AIM-120.
(Подготовлено для портала «Современная армия» © http://www.modernarmy.ru по материалам журнала «Мировая авиация». При копировании статьи не забудьте указать ссылку на исходную страницу портала «Современная армия»).
Система жизнеобеспечения пилота
Может сложиться впечатление, что автомобиль был куплен ВВС США, что является технической чепухой. В принципе, для такого мнения есть основания, но на самом деле эта техника включает в себя множество инновационных технологий. Но они настолько «сырые», что все преимущества, которые они дают, — ничто перед лицом создаваемых ими проблем. Новые элементы сложны, дороги и причудливы в отладке. Один из самых ярких примеров — специальный костюм жизнеобеспечения пилота. Действительно, этот «скафандр» по сложности почти превосходит скафандр.
Система настолько сложна, что управлять ею приходится с помощью далеко не самого слабого компьютера. В случае сбоя есть возможность ручного переключения на ручное управление (переключение теперь автоматическое). Но уже во время первых испытаний в боевых частях к начальникам летчиков стали поступать десятки отчетов от летчиков с просьбами перевести их с Lockheed Boeing F-22 Raptor на что-то более адекватное. Дело в том, что входя и выходя из маневров с сильной перегрузкой, все пилоты испытывали острую нехватку кислорода, находясь на грани обморока. Так что армейские чиновники не придали жалобам никакого значения. Только в 2010 году другой гонщик оказался «слабым» и просто потерял сознание, когда Raptor вылетел из поворота. В результате машина рухнула, человек погиб.
Впоследствии выяснилось, что система продувки и нагнетания воздуха в костюм пилота была недостаточно развита. Точнее, клапан был «химически поражен»: из-за его неадекватной работы воздух не успевал нормально вытекать, в результате чего людей просто сжимали от избыточного давления. К тому же перегрузка была настолько сильной, что легочные альвеолы тоже были сдавлены. В результате полторы сотни машин, которые в то время находились на вооружении, потребовалось в срочном порядке переоборудовать. Более года хищникам строго запрещено превышать пять тысяч метров (с потолком в 20 тысяч).
Авионика
Управление авиационными системами осуществляется двойным компьютером с высокой степенью надежности на базе процессоров RISC. Информация о полете отображается на датчике лобового стекла и шести цветных многофункциональных дисплеях.
Курс автопилота и параметры связи вводятся с клавиатуры ICP, расположенной над центральным дисплеем. Первоначально запланированное внедрение голосового управления было отменено. Низкая надежность распознавания и длительное время реакции были основными причинами отказа от этой идеи.
Модернизация авионики стоит дорого.
Это связано с тем, что блок обработки, индикаторы, панель ввода и многие другие элементы управления плотно интегрированы, и замена одного из компонентов невозможна без полного обновления всей электроники.
Передача данных
TRW была доверена разработка критически важных компонентов, а именно средств коммуникации и распознавания. Комплекс состоит из удобной системы идентификации объектов, шины IFDL и Link-16 JTIDS. По каналу IDFL передача работает в обоих направлениях, в то время как Link16 JTIDS настроен только на прием данных, так как с большой вероятностью они будут перехвачены.
По программе Increment 3.2 стояла задача модернизировать интерфейс связи до уровня MADL, который уже был установлен на бомбардировщике B-2 и перехватчике F-35 Lightning 2. Однако конструкцию было решено свести к причине надвигающийся финансовый кризис.
Откуда пошли истоки
Техническое задание на создание нового самолета F-22 Raptor американские конструкторы получили в 1981 году, но при этом заказчики в лице правительства прекрасно понимали (но не все), что разработка в лучшем случае ,, затянутся на пару десятков лет. В принципе, именно в те годы поступили на вооружение ВВС новые F-15, возможностей которых должно было хватить на несколько лет. Поэтому Вашингтон сразу захотел получить технику, превосходящую советскую и европейскую. Политики мечтали о полностью универсальном самолете, который мог бы выполнять функции истребителя или штурмовика. Как это работало? Вам решать.
Перестройка не заканчивается никогда
К инструментальной начинке предъявлялись требования, которые тогда были просто немыслимыми. Таким образом, бортовой компьютер должен был иметь производительность не менее 10 Гфлопс и гигабайт оперативной памяти. Надо сказать, что разработчикам все же удалось решить столь нетривиальную задачу с помощью простого процессора i486. Но затем военных ждал серьезный удар: в 1996 году, всего за год до первого полета, корпорация Intel объявила о сокращении производства устаревшей модели. Между тем Пентагон изначально планировал получить не менее 1200 самолетов, на каждый из которых требовалось 80 (!) Процессоров. Откуда мы их берем? Lockheed Martin неоднократно пыталась «выжать» разработчиков, но Intel оказалась крепким орешком и не хотела выпускать крайне устаревшее оборудование небольшими партиями.
Поэтому пришлось срочно переписать все программное обеспечение под новый процессор. По официальной информации, только на доработки пришлось потратить не менее одного миллиарда долларов. В общем, «бессрочные сроки» оказались дорогим делом. И это было только начало. Действительно, истребитель пятого поколения…
F-15. Орел-телезвезда
Исследования внешнего вида истребителя четвертого поколения для ВВС США начались в 1962 году, когда F-4 Phantom II и F-105 Thunderchief только пошли в производство. В то время маневренный воздушный бой — «собачья свалка» — считался делом прошлого, а перспективный самолет был «резким», прежде всего, для ракетного боя большой и средней дальности. Ошибочность этой концепции продемонстрировала война во Вьетнаме, когда Соединенным Штатам пришлось заплатить 103 Фантома за 50 МиГ-21, сбитых в воздушных боях, и требовалось срочно пересмотреть многообещающие программы. В 1967 году ВВС США сформулировали требования к истребителю FX: новый самолет должен был превосходить МиГ-21 по маневренности и сохранять способность вести воздушный бой всех размеров на больших и средних дистанциях.
Конкурс на дизайн выиграл вариант McDonnell Douglas, который еще не входил в состав Boeing. Первый полет опытного F-15 Eagle («Орел») состоялся 27 июля 1972 года. Первые предсерийные машины F-15A и F-15B (учебно-боевой вариант) появились в 1974 году, и началось их серийное производство спустя два года, в 1976 году. В 1979 году взлетел первый экземпляр F-15C, который отличался от базовой версии улучшенным электронным оборудованием, усиленной конструкцией воздухозаборников и других элементов планера, увеличенной грузоподъемностью до внутренние топливные баки и наличие точек крепления для подвесных одноразовых податливых баков, что значительно увеличивает радиус машины. Усовершенствованный Eagle должен был получить новые ракеты «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, но это произошло только осенью 1991 года. Параллельно с F-15C производилась его двухместная модификация F-15D.
Пара F-15A. Фото с сайта fortunecity.comLenta.ru
F-15 экспортировался активнее, чем палубный F-14. Израиль одним из первых получил новые самолеты — F-15A появились в ВВС этой страны еще в конце 1970-х годов. Также «Орлы» поставлялись в Японию, где налажено их лицензионное производство, в Саудовскую Аравию и другие страны. В составе ВВС Израиля и США они принимали активное участие в конфликтах на Ближнем Востоке. Кроме того, истребители F-15 обеспечивали противовоздушную оборону североамериканского континента, входя в систему NORAD. Производство F-15C и D для ВВС США прекратилось в 1992 году. В настоящее время на вооружении ВВС находится около 450 истребителей F-15A-D. Предполагалось, что не менее 180 из них останутся в строю до 2020 года, но Пентагону, скорее всего, придется отказаться от этих планов из-за выявленных усталостных повреждений электроинструментов конструкции самолета.
Хорошие летные характеристики и высокая нагрузка позволили создать на базе истребителя штурмовик F-15E Strike Eagle — двухместный самолет, оснащенный улучшенным оборудованием, оптимизированным для поиска целей на земле. Самолеты этого типа выпускались до конца 1990-х годов.
F-15 стал рекордсменом среди американских самолетов 4-го поколения по количеству сбитых самолетов противника — только за время войны в Персидском заливе «Иглам» успел сбить 37 самолетов. «Фотогеничность» F-15 в сочетании с его летно-техническими характеристиками сделала его символом ВВС США в 1980-х и 1990-х годах.
Истребитель F-15C
F-15C. ВВС США fotoLenta.ru
Вооружение
Основная задача, поставленная перед Raptor — завоевание господства в воздухе. Однако современные методы ведения войны требуют, чтобы машина была способна нести и бомбы. Всего в корпусе три отсека: один центральный для бомб и тяжелых боеприпасов и два малых для зенитных ракет. Открытие и выпуск створки выполняется менее чем за секунду, иначе значение ESR резко возрастет.
20-мм многоствольная пушка M61A2 Vulcan с боезапасом 420 патронов служит вооружением для стрелкового оружия и пушек. Скорострельность орудия — 4000 выстрелов в минуту. Воздушное охлаждение стволов, следовательно, время ожидания в очереди ограничено 1,4 сек. Во время воздушного боя система управления огнем рассчитывает оптимальное преимущество и проецирует точку огня на передний указатель.
Кроме того, в ассортимент вооружения входят:
- Ракета класса «воздух-воздух» AIM-9M «Sidewinder» с тепловой головкой самонаведения. Самая распространенная модель, насчитывающая около 20 модификаций, включая противорадиолокационную и противотанковую версии. Максимальная дальность полёта -18 км.
- AIM-120 AMRAAM — ракета класса «воздух-воздух» с радиолокационной системой обнаружения. В нем есть бортовой компьютер, который выбирает оптимальную траекторию полета. На начальном этапе полета AIM-120 управляется радаром авианосца. На середине пути включается его радар, и ракета продолжает полет самостоятельно. Дальность полета стандартной модели — 60 км, а модифицированной — 120 км.:
- GBU-32 JDAM — Регулируемая авиационная бомба свободного падения. Бомбардировка ведется по заранее известным координатам. Степень вероятного отклонения — 11 метров. В отличие от лазерных систем наведения, сигнал GPS нечувствителен к неблагоприятным погодным условиям.
- GBU-39 / B — бомба свободного падения с выдвинутым оперением. Разработан с использованием невидимых технологий. Имея ЭПР 0,015 м2, бомба предназначена для преодоления эшелонированных систем ПВО. Боевая часть способна пробивать 90 см железобетона, который войска НАТО активно использовали для разрушения укрытий иракских аэропортов. GBU-39 / B способен поражать движущуюся цель на дальности до 110 км.
Изделие в зависимости от модификации комплектуется тепловизионной или радиолокационной головкой.
Вооружение F-22 имеет несколько большую дальность действия за счет сверхзвуковой крейсерской скорости. Например, во время испытания сбрасывания бомбы с высоты 15 000 метров JDAM поразил движущуюся цель на расстоянии 38 км, тогда как в аналогичном испытании на F-15 на расстоянии 28 км.
На крыле 4 точки подвески. Они предназначены для незакрытого крепления оружия или для подвешивания дополнительных топливных баков. Одна точка подвеса рассчитана на две зенитные ракеты или бак объемом 2300 л.
Запас топлива
Общий объем внутренних баков вмещает всего 8 тонн топлива. Этого достаточно, чтобы пролететь 1400 километров. Это на 30% меньше, чем у F-15, и ограничивает его возможности патрулирования.
При использовании подвесных цистерн дальность полета увеличивается до 2500 километров. Однако PTB используются только для дальних перелетов.
Танки нецелесообразно использовать во время боевых вылетов — прибор на начальном этапе засветится радаром противника и потеряет свое преимущество.
Использовать Raptor для длительных патрулей будет сложно. Нефтяные танкеры — единственный выход в этой ситуации. Однако это наводит на мысль о сходстве со Второй мировой войной, когда немецкие подводные лодки были уничтожены только во время дозаправки.
Статические образцы для прочностных и ресурсных испытаний
F-22 No. 91-3999 — тактический стационарный истребитель No. 1 эксперт. Статический образец для испытаний на сопротивление статической нагрузке. Частично завершена концерном Lockheed-Martin.
Прочность клетки оказалась недостаточной. По результатам испытаний необходимо было внести существенные улучшения в конструкцию самолета.
F-22 No. 91-4000 — тактический стационарный истребитель No. 2 эксперта. Статический образец для частотных и силовых испытаний на сопротивление нагрузке. Частично достроен концерном Lockheed-Martin.
Сила ресурсов ячейки оказалась недостаточной. По результатам испытаний необходимо было внести существенные изменения в конструкцию самолета.
Сильные стороны F-22 Raptor
Концепцию использования самолета можно описать следующим девизом: «Раньше нашел — быстрее уничтожил».
Отличный набор электронного оборудования, особенно мощный и совершенный радар, дает истребителю возможность обнаруживать противника на больших дистанциях и оставаться незамеченным.
Малый радиус действия истребителя означает, что F-22 Raptor может первым обнаружить вражеский самолет и уничтожить его. Кроме того, современные самолеты четвертого поколения зажигают форсажную камеру перед запуском ракеты, чтобы набрать скорость, Raptor в этом не нуждается.
У F-22 Raptor значительный практический потолок, что также является преимуществом в воздушном бою.
По характеристикам управляемости F-22 превосходит любой самолет четвертого поколения. Отличные аэродинамические качества самолета, двигатели управления вектором тяги обеспечивают истребителю отличную маневренность и управляемость на всех режимах полета.
Многофункциональность. F-22 Raptor изначально разрабатывался как истребитель завоевания превосходства в воздухе. Поэтому он не очень подходит для поражения целей на земле. Большинство стандартного американского оружия класса «воздух-земля» просто не помещается в их внутренние корпуса. Можно установить оружие на внешней подвеске, но в этом случае боец теряет свое главное преимущество — скрытность.
Эксплуатация
В рядах ВВС США насчитывается 180 F-22A. До 2007 года самолет был запрещен к размещению за пределами территории страны из-за секретности, а Конгресс США наложил запрет на экспорт самолета за границу, в том числе союзников по НАТО.
Автомобиль не раз подвергался критике со стороны общественности за непомерную стоимость обслуживания. По данным авторитетной газеты The Washington Post, стоимость часа полета на F-22 обходится казне в 40 000 долларов, что является одним из самых высоких показателей. Основная причина затрат — частая замена радиопоглощающих материалов, износ которых иногда бывает вызван сильными дождями.
Однако издание также отмечает, что интенсивность ремонтных работ аппарата невысока и составляет 30 человеко-часов на час полета. Для сравнения, у F-15 их 35, а у F-104 «Starfighter» времен Вьетнама — 50.
Во время учений с участием «Еврофайтера Тайфун» люфтваффе на Аляске отрабатывались индивидуальные воздушные бои.
По словам майора Грюна, участвовавшего в учениях, F-22 имел несравненное превосходство на дальних дистанциях благодаря средствам обнаружения, но на близком расстоянии бойкий «тайфун» не раз перехватывал инициативу. Вскоре представители Пентагона заявили, что на практике тесные столкновения маловероятны.
Кто победит в воздушном бою?
Ни один специалист в мире не соглашается точно назвать исход боя при столкновении с F-22. В американских самолетах упор делается на максимальную скрытность. Raptor подходит для ближнего боя. Российский истребитель, по заявлению разработчиков, имеет лучшую маневренность и развитую систему инфракрасного поиска. PAKFA подходит для дальнего боя.
Су-57
Благодаря высокой маневренности Су-57 может покинуть поле боя в неровных условиях. Благодаря высокой скрытности F-22 может нанести первую атаку до того, как ее обнаружит самолет противника. Полноценно сравнить истребители можно будет после длительной эксплуатации в боевых условиях.
Исход битвы зависит от условий столкновения. Если F-22 сможет удивить многообещающую российскую разработку, он легко сможет ее уничтожить. Важную роль играет поддержка с земли и с воздуха. Следует отметить, что у американцев уже есть большое количество F-22 (195 единиц). В 2018 году в России осталось всего 10 летных прототипов Су-57.
Боевое применение
Первое боевое крещение F-22 получил в Сирии в январе 2014 года. После нескольких целенаправленных атак на исламистские базы в Ракке самолет благополучно вернулся на базу. По состоянию на июнь 2015 года количество выполненных задач превысило 120.
Во время одного из 11-часовых полетов летчики провели разведку местности, выполнили задачу ударно, обозначили цель и сопровождали бомбардировщики, продемонстрировав универсальность самолета.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) в сравнении с аналогами
Пустой вес | 1900 г | 18500 | 14650 | 19000 | 11 000 |
Боевая дальность км | 760 | 1400 | 865 | 1350 | 1390 |
Практический потолок м | 20 000 | 20 000 | 18 000 | 20 000 | 20 000 |
Тяга форсажа | 2×16785 | 2 × 15000 | 1500 | 2 × 14500 | 2 × 9000 |
Боевая нагрузка кг | 10370 | 10000 | 9100 | 8000 | 7500 |
Полная скорость | 2410 | 2600 | 1930 г | 1400 | 2400 |
Наличие оптико-электронной станции | — | + | + | + | — |
Радар с АФАР | + | + | + | + | + |
Поэтому главными недостатками F-22 Raptor перед конкурентами являются небольшая дальность полета и отсутствие оптико-электронного поста рулевого управления.
Технические проблемы и инциденты
Обязательным атрибутом современных самолетов стала станция производства кислорода, заменяющая кислородный баллон. Такие станции также есть на Raptors и называются OBOGS.
В 2012 году Пентагон ввел ограничение на полеты автомобилей с этой системой.
Запрещалось улетать с баз, на Аляске и на высоте более 7600 метров. По мнению экспертов, это максимальная высота, с которой можно вернуться на землю, если пилот задохнется.
Ситуация осложнялась тем, что два пилота публично отказались летать на F-22 из-за проблем с полетом. Недостаток унес жизни людей. В ходе расследования аварии одного из автомобилей в 2010 году на Аляске было обнаружено, что причиной аварии стала потеря сознания от удушья. Также было известно, что скафандр пилотов при перегрузках заметно набухал, что мешало пилотам нормально дышать.
Конструкторы решили проблему, установив клапан, сбрасывающий избыточное давление в костюме, и сняли фильтр очистки, чтобы увеличить скорость потока воздуха в воздуховоде, исключив возможность засорения.
Известны и другие необычные происшествия:
- 10 апреля 2006 г. Ложное срабатывание замка кабины. После многочасовых попыток вскрытия фонарь при участии сотрудников производителя был разобран с помощью инструмента. Стоимость замены фонарика составила 200000 долларов.
- 11 февраля 2007 г. Сбой программного обеспечения навигатора во время полета в Японии. Связано с изменением даты и времени посреди Тихого океана. В программе не было алгоритма модификации, поэтому приемники GPS давали неверную информацию. Вся эскадрилья вернулась на базу, после чего Lockheed срочно обновила прошивку.
- 16 ноября 2010 г. Чрезмерный перегрев двигателя и активация аварийного отключения системы кондиционирования и OBOGS. Пилот не успел среагировать, задохнулся и разбился. После этого инцидента в кабине стали устанавливать запасные кислородные баллоны.
F-16. Боевой сокол Альянса
Разработка самолета, призванного перехватить лавры самого распространенного сверхзвукового истребителя на земле от МиГ-21, началась в конце 1960-х годов и длилась недолго: первый полет опытного YF-16 состоялся в г. 1973 г. Вдохновленный воздушными боями над Вьетнамом и Ближним Востоком, где первыми играли легкие и маневренные машины — МиГ-21 и Мираж-3, новый самолет изначально был оптимизирован для маневренного воздушного боя с использованием пушек и ракет с головками инфракрасного поиска. Такой бой требует высокой тяговооруженности — это обеспечивалось установкой на истребитель очень мощного двигателя F100-PW-200. Впоследствии F-16 оснащался двигателями F-100-PW-220 и PW-229, аналогичными тем, что используются в двухмоторных силовых установках F-15C и E.
Мощная силовая установка в сочетании с малым весом машины обеспечила самолету разработки General Dynamics отличные летные характеристики, привлекшие внимание военно-воздушных сил многих стран мира. Еще одним преимуществом первой серии F-16 была относительно низкая цена из-за чрезвычайно упрощенного электронного оборудования (первые F-16 могли нести только ракеты Sidewinder малой дальности и неуправляемые боеприпасы класса «воздух-земля»).
Соедините F-16 и E-3C. Фото USAFLenta.ru
Усовершенствованные модификации F-16 получили полноценную радиолокационную станцию и обычное управляемое вооружение, включая ракеты AIM-120 AMRAAM и управляемые авиабомбы. Самолеты этого типа поставлены почти всем союзникам США, от Венесуэлы до Южной Кореи и от Норвегии до Египта.
Всего было тиражировано более 4000 экземпляров F-16 Fighting Falcon. По количеству выпущенных самолетов он так и не догнал МиГ-21, однако после того, как первые модификации советского истребителя в 1980-х и 1990-х годах сошли со сцены, F-16 стал самым распространенным истребителем на вооружении. Он по-прежнему удерживает эту позицию: в мире насчитывается более 3500 самолетов этого типа, в том числе почти 2000 в ВВС США.
Истребитель F-16С block 50/52
F-16C. ВВС США fotoLenta.ru
максимальная скорость на высоте 11 км / у земли — 2145/1436 км / ч
В массовой культуре
Несмотря на юный возраст, F-22 стал популярным. В частности, он появляется в:
- Халк. (2003)
- Трансформеры. (2007) Один из антагонистов перевоплощается в F-22
- Трансформеры 2. (2009)
- Падение богов. (2013) Самолеты атакуют AC-130 при бомбардировке Белого дома
- Серия игр Command and Conquer Generals. Это многофункциональное устройство.
- В Ace Combat: Assault Horizon и многих других авиасимуляторах
Образ самолета в фильмах ассоциируется с технологическим совершенством, а в компьютерных играх летать на нем можно только достигнув высокой степени.
Перспективы
Эксперты расходятся во мнениях относительно будущего Raptor, но становится ясно, что добавление F-35 Lightning II привлекает все больше внимания военных.
Наличие оптико-электронной станции с нашлемным целеуказателем, станции постановки помех, современного интерфейса обмена данными, совместимость с широким спектром вооружений, вплоть до тактических атомных бомб, превращает F-35 в отличную поддержку войск транспортное средство. В странах третьего мира эту задачу давно взяли на себя дроны.
У F-22 другое предназначение. Самолету суждено безраздельно властвовать в небе. Он должен увести вражеские перехватчики подальше от бомбардировщиков, исследовать местность резким и энергичным полетом и провести целеуказание, нанести точные удары по укреплениям в целом, чтобы обеспечить верную победу армии.
Россия в ближайшее время ответит запуском Су-57 в серийное производство, а значит, их встреча в третьих странах весьма вероятна.
Это выявит их слабые места и даст мощный импульс развитию авиации. Обе машины будут модифицироваться несколько раз, чтобы соответствовать растущим требованиям времени. Поэтому Raptor будет охранять небо своей страны более десяти лет, пока на смену ему не придут машины нового шестого поколения.
F/A-18. Эволюция шершня
F / A-18 Hornet («Шершень») был принят на вооружение последним из четвертого поколения американских истребителей — в середине 1980-х годов. Это также стало рекордом по продолжительности разработки: от начала проектирования Northrop самолета YF-17 до начала серийного производства истребителя F / A-18 McDonnel Duglas прошло почти 17 лет.
FA / LA-18C. Фото с сайта airtoaircombat.comLenta.ru
YF-17 Cobra был разработан по заказу ВВС как альтернатива F-16. Первый полет нового истребителя состоялся 9 июня 1974 года. После того, как ВВС выбрали одномоторный автомобиль, проект оказался под угрозой закрытия, однако легкий истребитель понадобился ВМФ, который в то время был убежден в этом необходимость иметь легкую машину помимо тяжелого F-14. По заказу ВМФ совместно с McDonnell Douglas был разработан «морской» вариант самолета. Изначально планировалось создать две модификации — истребитель F-18A и штурмовик A-18A, но затем было решено создать унифицированный самолет, получивший двойной индекс F / A-18A. Параллельно создавалась двухместная учебная модификация F / A-18B.
В отличие от F-16, Hornet изначально имел полноценную РЛС и мог использовать ракеты средней дальности класса «воздух-воздух», а также управляемые боеприпасы класса «воздух-земля». Новая машина была принята на вооружение в 1983 году и со следующего года стала заменять штурмовик A-7 Corsair II, созданный в 1960-х годах, и F-4 Phantom II, первый из которых поступил на вооружение в конце 1950-х годов. NS.
Новый истребитель, помимо ВВС, поступил на вооружение Корпуса морской пехоты США. Вскоре в производство пошла улучшенная модификация машины F / A-18C / D с улучшенной электроникой и вооружением. Всего в 1983–2000 годах США закупили более 1000 самолетов F / A-18A-D. Значительное количество этих самолетов было экспортировано в Австралию, Канаду, Испанию, Швейцарию, Кувейт, Финляндию и другие страны.
В 80-х годах прошлого века ВМС США задумались о необходимости обновления истребительного парка. Последующее закрытие проектов A-12 Avenger II и военно-морского истребителя NATF пятого поколения из-за чрезмерной стоимости нового самолета привело к мысли о необходимости глубокой модернизации Hornet. Первый F / A-18E взлетел в ноябре 1995 года, а двухместный F / A-18F вскоре совершил свой первый полет.
Модернизированная машина, которая помимо электроники имеет серьезно переработанный планер, поступила на вооружение в 2001 году. ВВС США планируют приобрести около 600 таких самолетов, взяв на себя замену предыдущей серии Hornets.
Истребитель F / A-18C (в скобках разные данные F / A-18E)
FA / LA-18MI. Фото с сайта air-attack.comLenta.ru
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/f-22/
- http://www.modernarmy.ru/article/429/f-22-raptor
- https://FB.ru/article/214811/raptor-f—f—raptor—mnogotselevoy-istrebitel-pyatogo-pokoleniya
- https://lenta.ru/articles/2008/01/11/fighter/
- https://naukatehnika.com/takticheskij-istrebitel-f-22-raptor.html
- https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/istrebitel-pyatogo-pokoleniya-f-22-raptor/
- https://samoletos.ru/samolety/su-57-i-f-22