- Технические характеристики истребителя
- Возможности и преимущества легендарного самолета
- Тактико-технические характеристики истребителя
- Модификации
- 3. История создания
- 7. Боевое применение
- Вооружение
- Серийное производство и боевая служба
- Модификации
- Особенности конструкции самолета
- Эксплуатация
- Текущая ситуация
- Угон
- Места дислокации
- Состоит на вооружении
- Стоял на вооружении
- Текущая ситуация
- Статья:
Технические характеристики истребителя
- Размах крыла — 11,36 м.
- Длина самолета вместе со стрелой из ПВД — 17,32 м.
- Высота самолета — 4,73 м.
- Площадь крыла — 38,06 м2.
- Снаряженная масса самолета — 10900 кг.
- Нормальная взлетная масса самолета — 15300 кг.
- Максимальный взлетный вес самолета — 18100 кг.
- Внутренний расход — 4300 литров.
- Расход топлива ПТБ — 1500 л.
- Двигатель — 2хТРДДФ РД-33.
- Максимальная тяга — 2х5040 кгс.
- Форсированная тяга — 2х8300 кгс.
- Максимальная скорость на высоте 2450 км / ч.
- Максимальная путевая скорость — 1500 км / ч.
- Практическая дальность полета на большой высоте — 1430 км.
- Практическая дальность полета на малой высоте — 710 км.
- Практическая дальность полета с ПТБ — 2100 км.
- Максимальная скорость подъема 19800 м / мин.
- Практический потолок 18000 м.
- Максимальная эксплуатационная перегрузка — 9 г.
- Экипаж — 1 человек.
Вооружение:
- 30-мм пушка ГШ-301.
- боевая нагрузка на шесть подчиненных частей — 2000 кг.
- две ракеты Р-27Р плюс 6 ракет Р-60М или Р-73.
- бомбы 500 или 250 кг, КМГУ.
- НАР 80 С-8 устанавливали в блоки С-24Б и Б-8М1.
Возможности и преимущества легендарного самолета
Тактико-технические характеристики истребителя
Модификации
МиГ-29К. Это истребитель на борту корабля, который действует как бомбардировщик. Многоцелевой самолет способен вести боевые действия в любую погоду.
МиГ-29КВП. Эта модель промежуточная. Предназначен для обучения пилотов взлету с палубы авианосца. Может использоваться как штурмовик.
МиГ-29М. Этот самолет оснащен улучшенным оборудованием. ТРД истребителя оснащен форсажной камерой и управляемым вектором тяги.
Здесь используется многофункциональная система импульсного допплера «Жук». С его помощью обнаруживаются цели на расстоянии до 100 км. Кроме того, система позволяет вести скрытый мониторинг. Максимальная скорость полета МиГ-29 — 2450 км / ч.
МиГ-29М / ОВТ
3. История создания
Первые разработки, посвященные фронтовому легкому истребителю нового поколения, были запущены в конце 1960-х годов. Примерно в то же время Советский Союз узнал, что Соединенные Штаты создали истребитель, который значительно превосходил все отечественные истребители, доступные в то время. По этой причине ВВС столкнулись с необходимостью создания достаточно сбалансированного высокотехнологичного самолета с хорошей маневренностью. В 1969 году был объявлен конкурс на разработку перспективного фронтового истребителя. Тактико-технические требования к будущему самолету были довольно высокими и включали возможность взлета / посадки на коротких взлетно-посадочных полосах, включая плохо подготовленные взлетно-посадочные полосы, большой диапазон, скорость выше, чем у 2М, замечательную маневренность и наличие тяжелых оружие. Центральный институт аэрогидродинамики работал над аэродинамическим проектом совместно с ОКБ Яковлева, Гуревича, Сухого и Микояна. Конкурс выиграл эксперт конструкторского бюро «МиГ».
В 1971 году стало очевидно, что перспективные фронтовые истребители очень дороги, чтобы покрывать потребности ВВС исключительно ими. По этой причине проект был разделен на две части: Heavy PFI (TPFI) и Light PFI (LPFI). Работы над тяжелыми истребителями перешли в ОКБ Сухого, а с 1974 года ОКБ Микояна занялось легкими. Первым ЛПФИ стал Изделие 9, впоследствии получившее обозначение МиГ-29А.
В связи с тем, что два опытных образца разбились в авариях, истребитель был запущен в серийное производство только в 1982 году на заводе No. 30 от Знамя Труда (Москва). В следующем году на авиабазу Кубинка прибыли первые МиГ-29Б. После того, как истребитель прошел госиспытания в 1984 году, стали поставлять части фронтовой авиации. Первые полки, в которые поступили истребители, расположены в Ивано-Франковске и Кубинке. В начале 1985 года эти полки вышли на боевую готовность на МиГ-29. Когда первые истребители поступили на вооружение, стало очевидно, как распределять задачи между легкими и тяжелыми истребителями. Тяжелый Су-27 имел большую дальность полета и был способен проводить глубокие воздушные поиски и уничтожать лучшие самолеты НАТО, а МиГ-29 пришел на смену МиГ-23 в фронтовой авиации. МиГ-29 предполагалось разместить на передовой и создать локальное превосходство в воздухе над наступающими частями моторизованной СА. Чтобы они могли использовать плохо подготовленные и поврежденные взлетно-посадочные полосы, они были оснащены защитными решетками для воздухозаборника и прочными шасси. Кроме того, МиГ-29 служил самолетом сопровождения для штурмовиков, защищая их от истребителей НАТО. Они также имели задачу защиты наземных частей, которые двигались вместе с подразделениями.
МиГ-29 9-12 А и Б активно продавались зарубежным странам в версии, не имевшей возможности доставлять ядерный заряд и имевшей менее мощную авионику. Запад впервые увидел МиГ-29 летом 1986 года во время демонстрации в Финляндии. Спустя два года истребитель был представлен в Фарнборо (Великобритания). Европейцы очень высоко оценили значительную подвижность и большие возможности истребителя, но отметили такой серьезный недостаток, как повышенная задымленность двигателя РД-33. Но это не мешает ему эффективно работать в маневренном бою, а бездымные двигатели могут даже застрять в таком бою.
До истечения 1991 года Московское авиационное производственное объединение имени В.И. Дементьева произвело около 1200 одноместных истребителей МиГ-29. В то же время на нижегородском заводе собрали еще 200 спаренных МиГ-29УБ.
В настоящее время МиГ-29КУБ и МиГ-29К производятся в Луховицах на заводе РСК «МиГ».
7. Боевое применение
- Война в Афганистане (1979-1989)
- Война в Персидском заливе (1991) — на стороне Ирака
- Конфликт в Приднестровье (1991-1992) — на стороне Молдовы
- Эфиопско-эритрейская война (1998-2000 гг.) — на стороне Эритреи
- Операция НАТО против Югославии (1999 г.) — на стороне Югославии
- Каргильская война (1999) — на стороне Индии
- Война в Южной Осетии (2008)
- Конфликт в Дарфуре (с 2003 г.) — на суданской стороне
- Гражданская война в Сирии (с 2011 г.) — на стороне ВВС Сирии
- Вооруженный конфликт на востоке Украины (с 2014 г.) — на стороне Украины
- Гражданская война в Йемене (1994)
- Первая чеченская война
- Истребитель ВВС Кубы участвовал в авиакатастрофе в феврале 1996 года, в результате которой были сбиты два легких самолета Cessna 337
- Два сирийских МиГ-29 сбили несколько израильских F-15 летом 1989 года
- Истребитель мог сбить грузинский беспилотник Hermes 450.
Вооружение
Самолет оснащен 30-мм пушкой ГШ-301 (150 выстрелов) и может нести различные типы ракет класса «воздух-воздух» (Р-27Р, Р-73, Р-60М), неуправляемые реактивные снаряды и критики шеститочечных авиационных бомб.
Модифицированные МиГ-29 также получили возможность использовать ракеты класса воздух-поверхность: Х-29, Х-31 и др.
Серийное производство и боевая служба
С 1982 года, еще до завершения испытаний, на Московском машиностроительном заводе «Знамя труда» было запущено серийное производство. Производство двигателей РД-33 осуществлялось Московским машиностроительным предприятием (ныне ОАО «ММЗ им. В.В. Чернышева»). В июле 1983 года первые МиГ-29 начали поступать в 234-й гвардейский истребительный авиационный полк (Кубинка, Московская область). Всего было выпущено более 1,6 тысячи самолетов, производство улучшенных модификаций продолжается и по сей день.
Истребитель применялся во время боевых действий в Афганистане, различных конфликтов на постсоветском пространстве, в странах Персидского залива, Эфиопии, Эритрее, Югославии, Индии, Йемене, Судане, Сирии.
По информации из открытых источников, в настоящее время на вооружении ВВС России находится до 270 МиГ-29 различных модификаций. В составе ВМФ России имеется несколько десятков таких истребителей. В частности, в 2016 году сформирован 100-й боевой авиационный полк на его борту, оснащенный самолетами МиГ-29К, который будет служить на единственном авианосце ВМФ — авианосце «Адмирал Кузнецов».
В советское время МиГ-29 поставлялись в ряд стран Организации Варшавского договора (ГДР, Чехословакия, Румыния), а также в Югославию и Ирак. После 1991 года МиГ-29 продавался не только в Россию, но и в страны бывшего СССР (Украина, Молдова). В настоящее время истребитель числится в ВВС более 20 стран мира.
Модификации
- МиГ-29 (9-12) — фронтовой истребитель, первая серийная модификация МиГ-29
- МиГ-29 (9-12А) — экспортная модификация 9-12, поставлялась в страны Варшавского Договора и другие страны, в РЛПК-29 внесены изменения в экспортную модель. На них устанавливались ракеты Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшие ухудшенные характеристики по сравнению с базовыми модификациями.
- МиГ-29Б (9-12Б) — экспортная модификация 9-12, поставлялась в страны, не входящие в Варшавский договор, в экспортной модели внесены изменения в систему контроля над вооружениями (SUV-29E). На них устанавливались ракеты Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшие ухудшенные характеристики по сравнению с базовыми модификациями.
- МиГ-29 (9-13) — фронтовой истребитель. От модификации 9-12 отличается наличием встроенной станции радиоэлектронной борьбы «Гардения», возможностью подвески двух подводных ПТБ и увеличением массы боевой нагрузки.
-
- МиГ-29С (9-13С) — дальнейшее развитие модификации 9-13, ракета Р-77 (РВВ-АЕ) включена в дальность вооружения, в РЛС добавлен режим одновременной атаки двух воздушных целей.
- МиГ-29СД — многоцелевой истребитель, добавлена возможность дозаправки в воздухе, увеличен ресурс.
- МиГ-29СМ — модификация МиГ-29С с возможностью применения высокоточного оружия класса «воздух-поверхность.
- МиГ-29СМТ (9-17.9-18.9-19) — одноместный и модернизированный вариант истребителя МиГ-29СМ
- МиГ-29К (9-31, 9-41) — палубный истребитель
- МиГ-29КУБ (9-47) — учебно-боевой истребитель авианосного базирования.
- МиГ-29КВП — прототип самолета для отработки взлета с трамплина и посадки в воздухе.
- МиГ-29УБ (9-51) — учебно-боевой истребитель, не имеет РЛС.
- МиГ-29УБТ (9-52) — по конструкции близок к МиГ-29СМТ, но все же является модификацией учебно-боевого МиГ-29УБ.
-
- МиГ-29М / МиГ-29М1 — одноместный многоцелевой истребитель поколения 4 ++ с увеличенной дальностью полета, повышенной боевой нагрузкой и расширенным набором бортового вооружения.
- МиГ-29М2 — двухместный многоцелевой истребитель поколения 4 ++ с увеличенной дальностью полета, повышенной боевой нагрузкой и расширенным набором вооружения на борту.
- МиГ-29ОВТ — прототип с отклоняемым вектором тяги, созданный на базе истребителя МиГ-29М
- МиГ-33 (МиГ-29М) (9-15) — истребитель многоцелевой, по сравнению с первыми модификациями МиГ-29 внесены существенные изменения в конструкцию и состав авионики, увеличена дальность вооружения расширили и увеличили топливные баки.
- МиГ-35 (9-61) — глубокая модернизация МиГ-29М
- МиГ-35Д (9-67) — двухместный вариант МиГ-35
- МиГ-29УПГ (9-20) — модернизация МиГ-29Б для ВВС Индии. Включает в себя установку дополнительного магистрального топливного бака и дозаправочного оборудования в воздухе, установку двигателей РД-33М-3, инерциальной навигационной системы французской компании Thales, РЛС управления вооружением Жук-М2Е, оптической станции OLS-UEM система нашлемного целеуказания израильской компании Elbit, модернизированные системы радионавигации и новая «стеклянная кабина» с многофункциональными ЖК-дисплеями. Ассортимент вооружения будет расширен ракетами Х-29Т / Л, Х-31А / П и Х-35. Первый прототип поднялся в воздух 4 февраля 2011 года.
- МиГ-29АС — модернизация МиГ-29А для ВВС Словакии по программе МиГ-29СД без системы дозаправки и с доработанной авионикой.
- МиГ-29Н — модификация МиГ-29СД для ВВС Малайзии.
Особенности конструкции самолета
- МиГ-29 имеет двигатели, разнесенные по единой аэродинамической схеме, двухкилевое оперение и низкорасположенное крыло. Планер в основном изготавливается из стали и алюминиевых сплавов, также используются композитные материалы и титан.
- Угол раскрытия крыла по передней кромке составляет 42 градуса, на крыле расположены отклоняющие носки, элероны и щелевые закрылки. Кили имеют внешний изгиб на 6 градусов и обшивку из углепластика. Стабилизатор отклоняется дифференциально и полностью вращается. Рама трехколесного велосипеда с двумя передними колесами и одной колесной стойкой.
- На самолете установлен турбореактивный двигатель РД-33. Имеется газотурбинный энергоблок ГТДЭ-117 мощностью 66,2 кВт. При взлете и посадке регулируемые форточки прикрываются защитными панелями, в результате забор воздуха осуществляется через форточки, состоящие более чем из пяти секций. Силовая установка включает два крыльевых бака и пять фюзеляжей общей емкостью 4300 л. Возможна подвеска двух ПТБ крыла и одного ПТБ фюзеляжа (1150 л + 1500 л).
- Истребитель оснащен САУ-451, системой автоматического управления, а также системой ограничения сигналов SOS-3M. Вооружение управляется комплексом СУВ-29, в состав которого входят радиолокационный прицельный комплекс Ц100 БЦВМ и РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»).
- В кабине экипажа установлен комплекс ОЭПрНК-29, в который входят ОЭПС-29, система управления бортовой ЭВМ Ц-100, СУО-29 и навигационная система СН-29. Система отображения фотоуправления расположена на лобовом стекле. В состав системы входят также оборудование КРУ Э502-20 «Бирюза», система сброса ложных целей ППИ-26, Гардения-1ФУ, станция радиоэлектронного подавления, СПО-15ЛМ «Берёза».
- В кабине установлено катапультное кресло К-36ДМ. Катапультное сиденье позволяет покинуть автомобиль в аварийной ситуации даже на нулевой высоте. Называемая пилотами «Рита», система голосовой индикации предупреждает об угрозе со стороны противника и опасном режиме полета, выдавая голосовые сообщения женским голосом, например «враг позади» или «подход слишком низко для посадки».
Эксплуатация
Текущая ситуация
На данный момент в ВВС России находится 270 МиГ-29, в ВМФ — 40 истребителей МиГ-29. 5 декабря 2008 г во время тренировочного полета в Забайкальском крае в районе аэропорта Домна разбился истребитель МиГ-29. Пилот подполковник Валериан Кокарев погиб. Расследование показало, что причиной катастрофы стало разрушение хвостовой части самолета при перегрузках, превышающих допустимые. Полеты самолетов МиГ-29 в России были временно приостановлены, сообщалось, что со всех самолетов сняли хвостовое оперение и отправили на завод-изготовитель. Обследование всего парка самолетов данного типа выявило наличие трещин и металлических прослоек в несущих элементах планеров с еще находящимся в эксплуатации ресурсом.
4 февраля 2009 г принято решение о возобновлении полетов части парка (около 30%) истребителей МиГ-29. Допущены к полету те истребители, осмотр которых не выявил наличия коррозии, которая, по предварительным данным, стала причиной катастрофы 5 декабря 2008 года. Проект модернизации истребителей «МиГ» «MAPI для возврата в строй машин с устраненными недостатками. Срок службы истребителя — 2,5 тыс. Летных часов или 20 лет службы; в 2009 году срок службы некоторых планеров составляет уже более 25 лет. В рамках неудавшегося алжирского контракта ВВС России получили 34 новых МиГа. В 2010 году была поставлена последняя партия из трех самолетов, поэтому в период с 2008 по 2010 год ВВС получили 28 МиГ-29СМТ и 6 МиГ-29УБТ. Новые истребители дислоцируются на 6963-й авиабазе под Курском (бывшая 14-я JIAP).
Угон
20 мая 1989 года капитан Александр Зуев, усыпив своих коллег тортом со снотворным, вылетел на МиГ-29 в Турцию. Самолет во избежание конфликтной ситуации был возвращен в СССР, пилот получил политическое убежище в США. Впоследствии Зуев написал автобиографическую книгу «Опора: побег первоклассного летчика из Советской империи».
Места дислокации
- авиабаза 6963а (бывшая 14а ГвиАП) — Курск-Восточный (аэропорт)
- авиабаза 6969а (бывшая 19а ГвиАП) — аэропорт Миллерово
- 28 иап — аэродром Андреаполь — распущен
- 31-й иап — аэропорт Зерноград — расформирован
- авиабаза 6982а (бывшая иап 120а) — аэропорт Домна
- 63530 на авиабазе Эребуни (Армения, Ереван)
Состоит на вооружении
Список составлен в основном из следующих источников: Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации (М .: Омега, 2003); Беляев В.В. Российская современная авиация (М .: АСТ, Астрель, 2001); Фронтовой истребитель МиГ-29 (army.lv); Грег Гебель. Микоян МиГ-29 «Точка опоры» (vectorsite.net).
- Россия — около 310 самолетов (270 — ВВС, 40 — ВМФ). У многих самолетов были проблемы с коррозией хвостовой части. 90 были отклонены.
- Азербайджан — закуплены в Украине МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ. Самолет был доработан по украинской программе модернизации МиГ-29.
- Алжир — 25 в 2010 г. Первые самолеты были получены в 1994 г. В марте 2006 г был подписан контракт на поставку 28 МиГ-29СМТ и 6 двухместных МиГ-29УБТ. В том же году начались поставки истребителей, но в следующем году, после поставки 15 МиГ-29, ВВС Алжира отказались от дальнейших поставок и решили вернуть уже поставленные истребители, сославшись на низкое качество поставленных машин. В феврале 2008 года «Рособоронэкспорт» подписал соглашение с Алжиром о возвращении истребителей. Возвращенные и серийные самолеты (24 шт.) Были закуплены Минобороны РФ для ВВС РФ.
- Бангладеш — в 1999 г получено 8 самолетов (6 истребителей и 2 учебно-боевые).
- Беларусь — 41 В 2010 году после распада СССР осталось около 100 самолетов. Некоторые из них были проданы в Алжир, Перу и Эритрею. В 2000-е годы на вооружении находилось 40-50 самолетов.
- Болгария — 20 в 2010 г. В 1990 г было получено 22 самолета (18 истребителей, 4 учебно-боевых). Состою на вооружении двух истребительных авиационных полков (в Равнце и Ямболе). В марте 2006 года было подписано соглашение с РСК «МиГ» на капитальный ремонт и модернизацию 16 истребителей. К концу мая 2009 года контракт был полностью завершен.
- Вьетнам — в 2010 г получил 4 МиГ-29СМТ
- Венгрия — с 1993 года получено 28 самолетов (22 истребителя и 6 учебно-боевых самолетов, сумма сделки 800 млн долларов США) в счет погашения долга СССР, самолет поступил на вооружение 47-го истребительного авиационного полка (Кечкемет). В настоящее время МиГ-29 состоит на вооружении 59-й тактической авиабазы (59. «Szentgyögeryi Dezso» Harcászati Repülobázis). 13 самолетов этого типа прошли капитальный ремонт в 2007–2008 годах под руководством РСК «МиГ». 21 декабря 2010 года правительство Венгрии объявило о своем намерении модернизировать, а затем выставить на аукцион последние двенадцать МиГ-29, оставшихся на вооружении ВВС Венгрии. С 2010 года полеты на МиГ-29 прекращены.
- Индия — 48 в 2010 г., первая зарубежная страна, получившая МиГ-29. С 1986 года, по разным оценкам, было поставлено около 70-80 самолетов. Кроме того, в 2004 году Индия заказала 16 авианосных истребителей: 12 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ. В 2008 году был утвержден план закупки еще 29 истребителей.
- Иран — 35 в 2010 г с 1990 г получил, по разным данным, 14 или 17 автомобилей. Остальные МиГ-29 прилетели из Ирака во время войны 1991 года и были приняты на вооружение.
-
- Йемен — 18 в 2010 г. В 90-е годы 4 МиГ-29 были закуплены у Молдовы. В 2001 году был подписан контракт с РСК «МиГ» на поставку 14 МиГ-29СЭ, переданных Йемену в 2002–2003 годах, а в 2006–2007 годах модернизированных до уровня МиГ-29СМТ. В 2003 году было закуплено еще 6 МиГ-29СМТ, эти самолеты были поставлены в Йемен в 2004-2005 годах.
- Казахстан — 39 в 2010 году, после распада СССР осталось около 20 самолетов. В середине 1990-х вместе с другими самолетами в обмен на 40 стратегических бомбардировщиков Ту-95 был передан 21 истребитель МиГ-29. В настоящее время на вооружении ВВС Казахстана находится от 40 до 50 МиГ-29.
- КНДР — 35 в 2010 г., с 1988 г получено 30 самолетов (25 истребителей, 5 учебно-боевых). Я на службе в 57-м истребительном авиационном полку (Ончон).
- Куба — с 1989 по 1990 г было получено небольшое количество (по разным данным 12 или 16 самолетов). Я на службе в 1-й эскадрилье (Сан-Антонио-де-лос-Баньос).
-
- Малайзия — 18 на 2010 год В 1993 году между Россией и Малайзией были заключены многочисленные соглашения, результатом которых стало начало поставок истребителей МиГ-29. Заказчик получил первый самолет в 1995 году, всего было получено 18 самолетов (16 МиГ-29Н и 2 МиГ-29УБН). Сумма контракта составляла 600 миллионов долларов, что больше 30 миллионов долларов за самолет. Они состоят на вооружении 17-й и 19-й истребительных эскадрилий ПВО (Куантан). В ходе операции погибли две машины. В связи с высокими затратами на техническое обслуживание Минобороны Малайзии планирует вывести МиГ-29 из эксплуатации к концу 2010 года.
- Молдова. Из 36 истребителей авиационного полка Черноморского флота, дислоцированных в Молдове, один был продан Румынии, 4 — Йемену, а 21 МиГ-29 был приобретен Соединенными Штатами в 1997 году за 40 миллионов долларов.
- Бирма — 10 в 2010 году. В 2001 году подписан контракт на поставку 12 МиГ-29, из них 2 двухместных. Подержанные истребители обошлись Мьянме в 130 миллионов долларов, по условиям контракта налет каждого самолета не должен превышать 50 часов. В 2009 году было продано еще 20 МиГ-29 за 400 миллионов евро.
- Перу — 20 на 2010 г. В 1996 г закуплено 16 одноместных МиГ-29С и 2 двухместных МиГ-29УБ; в 1998 г в России было закуплено 3 новых МиГ-29СЭ. В настоящее время в эксплуатации находится 19 истребителей (один погиб в аварии в 2001 году, другой выведен из строя). В 2008 году был подписан контракт на модернизацию всех 19 истребителей.
- Польша — 32 в 2010 г. В 1989-1990 гг. Было получено 12 самолетов (9 истребителей и 3 учебно-боевые). Впоследствии 10 самолетов были получены из Чехии и еще 22 — из Германии.
- Сирия 40+ самолетов на 2010 год.
-
- Словакия — 22 в 2010 году после распада Чехословакии осталось 10 самолетов (9 истребителей и 1 учебно-боевой). В 1994-96 гг. В счет погашения российского долга было получено 12 МиГ-29С и 2 МиГ-29УБ. До 2005 года три одноместных МиГ-29 были потеряны из-за летных происшествий. В 2004–2007 годах РСК «МиГ» совместно с Collins (США) и BAE Systems (Великобритания) модернизировали до стандартов НАТО 12 самолетов (10 МиГ-29АС и 2 МиГ-29УБС). Я служу в 1-м истребительном авиационном полку ВВС Словакии (Слиач).
- Судан — 23 в 2010 г., с 2003 г поставлено 12 самолетов (10 истребителей и 2 учебно-боевые). Еще 12 машин были закуплены в 2008 году, при этом «Рособоронэкспорт» опроверг информацию о сделке, но затем покупка была подтверждена министром обороны Судана.
- Туркменистан — 24 в 2010 г., после распада СССР насчитывалось, по разным данным, от 22 до 25 самолетов.
- Узбекистан — 30 В 2010 году после распада СССР осталось 36 самолетов.
- Украина — 80 В 2010 году после распада СССР осталось около 230 самолетов. Сообщается, что в 2005 году на вооружении находилось 217 МиГ-29.
- Шри-Ланка — в 2008 году поставлено 5 самолетов (4 МиГ-29СМ, 1 МиГ-29УБ).
- Эритрея 10 на 2010 год.
- Югославия — в 1987 г получила 16 самолетов (14 истребителей и 2 учебно-боевые). После развала страны все самолеты достались ВВС Союзной Республики Югославии (ныне Сербия). Большинство из них было потеряно в войне 1999 года; В 2008 году 127-я истребительная эскадрилья (Батаиница) насчитывала 5 модернизированных самолетов.
Стоял на вооружении
-
- СССР
- Германия — с 1988 г. ГДР получила 24 самолета (20 истребителей и 4 учебно-боевых). После объединения Германии эти самолеты состояли на вооружении 73-й эскадрильи и прошли модернизацию. Один самолет был потерян, остальные (кроме оставшегося в музее) были списаны и переданы Польше в 2003-2004 годах.
- Ирак — по разным данным, с 1987 года было получено около 40-50 самолетов (скорее всего, 42 истребителя и 6 учебно-боевых машин). Значительная часть была потеряна в войне 1991 года (сбиты, уничтожены на земле или доставлены в Иран), часть самолетов оставалась в строю до американской оккупации в 2003 году.
- Румыния — в 1989 г получено от 10 до 14 истребителей и 2 учебно-боевых самолета. В 2003 году Минобороны страны приняло решение прекратить использование самолетов этого типа.
- Чехословакия — в 1989 г получено 20 самолетов (18 истребителей и 2 учебно-боевые). После распада страны в 1992 году самолеты поровну разделили между Чехией и Словакией.
- Чехия — после распада Чехословакии осталось 10 самолетов (9 истребителей и 1 учебно-боевой). В марте 1994 года в результате пожара была уничтожена единственная пара ВВС Чехии, после чего обучать новых пилотов МиГ-29 было нечем. В 1995 году оставшиеся 9 истребителей были переданы Польше в обмен на вертолеты W-3_Sokól
Текущая ситуация
Как известно, кабина МиГ-29 рассчитана на двух летчиков, однако машины морально и физически устарели, так как исчерпали свои ресурсы. Исключение составляют 30 новых моделей МиГ-29СМТ. Устаревшие самолеты продолжают эксплуатироваться благодаря текущим ремонтам. Их доработка считается нецелесообразной. Несмотря на то, что летно-технические характеристики МиГ-29 уникальны, устаревшие модели было решено заменить истребителями МиГ-35. Автомобили этих моделей рассчитаны на одного и двух водителей.
МиГ-33 (или МиГ-29М) — дальнейшее развитие МиГ-29
Статья:
В 1968 г состоялось заседание Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР по итогам развития Вооруженных Сил. Замечено, что линия на создание сбалансированных вооруженных сил верна и подтверждается развитием локальных конфликтов, затрагивающих интересы Советского Союза. Наиболее массово в ходе конфликтов использовались бойцы Микояна, показавшие отличные качества в решении оборонительных задач на своей территории. Но выявились и недостатки советских истребителей.
Минобороны поручило ЦНИИ-30 сформулировать требования к самолету, который должен был заменить МиГ-21, МиГ-23, Су-9, Су-11 и Су-15. На первый план выдвинуты задачи воздушного боя. Работы по созданию истребителей четвертого поколения начались в 1969-1970 годах. В них были задействованы все крупные отечественные «истребительные» конструкторские бюро. В 1971 году на такой самолет были сформулированы первые тактико-технические требования ВВС, получившие кодовое название ПФИ (перспективный фронтовой истребитель). Первоначально проектирование велось на базе прототипа МиГ-25, имевшего значительные резервы, в т.ч и для повышения маневренности. Проект Микояна получил обозначение «тема № 9». Лидером «девятки» был депутат. Генеральный конструктор А.А. Чумаченко, а общее руководство работами выполнял Р.А. Беляков. С самого начала работы было задействовано много выдающихся специалистов.
В конце 1970-х, когда думали подвести первые итоги конкурса ПФИ, коллектив ОКБ понес тяжелую потерю — 9 декабря А.И. Микоян. Лозино-Лозинский, предложивший проект легкого фронтового истребителя (ЛФИ), логического продолжения МиГ-21 и МиГ-23. Это позволило создать парк самолетов на базе двух типов самолетов: тяжелого универсального (1/3) и легкого фронтового (2/3), что соответствовало исследованиям, проводимым ЦНИИ-30 МАП МО и НИИАС. Предложение было воспринято неоднозначно, но было принято. Впоследствии вся программа была разделена на легкую и тяжелую ветви, что было задокументировано в 1972 году.
Тогда же для истребителей стали внедряться комплексные аэродинамические схемы, позволяющие добиться большей подъемной силы и увеличения внутренних объемов. Именно эту схему, несмотря на позицию ЦАГИ, разработал Р.А. Беляков. 7 августа 1972 года MAP издало постановление, требующее использования интегральной схемы с притоком для LFI. Специалисты ЦАГИ предложили такую компоновку, как МиГ-25 с гидромуфтом агрегатов, но к тому времени в ОКБ уже был разработан собственный вариант общего облика самолета, получивший индекс «9-11» или «МиГ». -29D («резервный»). Практически с самого начала разработки МиГ-29 было решено сделать его двухмоторным для повышения живучести. Выбор пал на инициативную разработку Ленинградского государственного музея изобразительных искусств. Климова — РД-33 («изд. 59»), спроектированный под руководством С.П. Изотова.
Эскизный проект и макет самолета «9-12» были представлены на защиту в 1976 году. В этом же году началось строительство первого опытного образца самолета. Среди них ММЗ. Микояна и МАПО им. Дементьева подписано соглашение о сотрудничестве в строительстве опытно-монтажной серии. Первый планер для статистических испытаний был построен микоянцами летом 1977 года, затем два других самолета были «списаны» МАПО. В августе 1977 года первый опытный образец МиГ-29 был доставлен в аэропорт ЛИИ. После наземных проверок 10 октября Александр Федотов поднял «девятку» по первому полету. На первом экземпляре (лист № 901) исследованы летные характеристики, характеристики поворота, устойчивость, управляемость, работа системы управления и другого оборудования самолета. Во время испытаний второй прототип был потерян из-за аварии двигателя. Тем временем завершены предварительные испытания прицельной аппаратуры и управляемого вооружения. Самолет (карточка № 902) совершил свой первый полет с новым внедорожником 28 декабря 1978 г., но в этот день не успели доставить радар, и поэтому началась программа испытаний ракет с ТГСН К-62М, К- 72 и К-27Т, а также ОЭПрНК-29. В мае 1980 года на этом самолете началось выполнение этапа «А» государственной программы испытательных полетов. Впоследствии к испытаниям были подключены некоторые из следующих машин. В ходе испытаний были модифицированы планер, компоновка, двигатели, система управления и ряд других систем. В начале 1980-х к госиспытаниям МиГ-29 подключили первые серийные самолеты. Была проделана огромная работа, изучены все возможные режимы полета, составлена инструкция по летной эксплуатации самолета и другие нормативные документы. Несмотря на потерю нескольких самолетов, сложный курс Государственного испытания, в ходе которого было выполнено 2330 полетов на 12 самолетах, был успешно завершен. МиГ-29 получил рекомендацию для принятия на вооружение ВВС СССР.
Для производства МиГ-29 было выбрано МАПО, которое занималось производством предшественника «девятки» — МиГ-23. Другой московский завод «Знамя Труда» должен был проводить заготовительные работы, выпускать отдельные детали и агрегаты. Окончательную сборку и приемочные испытания возложили на Луховицкий машиностроительный завод (ЛМЗ), входивший в МАПО. Подготовка к производству началась в 1982 году, и в следующем году первые серийные самолеты уже были доставлены заказчику. При осуществлении производства МиГ-29 на предприятиях были приняты меры строжайшей секретности. Производство самолета «9-12» для нужд ВВС СССР было завершено в 1986 году, позже этот самолет строился только на экспорт. Всего было построено около 400 МиГ-29 модификации 9-12».
Самолет представляет собой моноплан, выполненный по интегральной схеме с вертикальным двухкилевым оперением. В его конструкции используются алюминиевые сплавы, стали, титановые сплавы и композиционные материалы. В состав установки входят две байпасные камеры дожига ТРД и необходимые системы. Топливная система включает съемные мягкие фюзеляжные баки на 650 и 870 литров, электрокессонный бак объемом 1810 литров и два вспомогательных бака общей емкостью 330 литров, а также два отсекающих бака по 330 литров в межсетевом пространстве космический лонжерон крыльев. Система управления самолетом механическая, с необратимыми гидравлическими системами рулевого управления. Управление осуществляется в ручном и автоматическом режиме с помощью системы автоматического управления САУ-451.
Система управления вооружением СУВ-29 предназначена для пилотирования самолета и управления его вооружением. Включает в себя радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29, оптико-электронный навигационно-прицельный комплекс ОЭПрНК-29 и систему управления вооружением СУО-29М. РЛС Н019 «Рубин» имеет дальность обнаружения целей 70 км в передней полусфере и 35 км в задней, может одновременно сопровождать 10 целей и гарантировать применение ракет Р-27 по одной из них. Управляемое вооружение включает ракеты Р-27Р и Р-27Т (не более 2 шт.), Ракеты малой дальности Р-73 и Р-60М (до 6 шт.). К неуправляемому вооружению относятся тяжелые НАР С-24Б, блоки Б-8М1 по 20 НАР С-8 (до 4 штук), бомбы различного калибра и зажигательные танки. Всего существует 44 варианта подвески оружия. Артиллерийское вооружение состоит из встроенной артиллерийской установки ТКБ-687.
Первым в 1983 году новые истребители получил 4-й Центр боевой подготовки и переподготовки ВВС. В ходе военных испытаний, несмотря на серию аварий, самолет получил высокую оценку. Особую роль в его разработке сыграл руководитель ЦБП С.С. Осканов. Для ускорения разработки МиГ-29 этот процесс инициировали и другие учебные центры ВВС. Но особой честью считалось побывать в аэропорту Туркмен Мары, где находится авиабаза No. 1521 г и ППИ советников армий дружественных стран. С самого начала обучение проводилось с учетом опыта малых войн, деятельность Центра быстро получила хорошую оценку, и программа обучения «Кавказ», используемая его специалистами, была принята для летчиков ВВС СССР. Первой боевой частью, получившей МиГ-29, стал 234-й гвардейский Проскуровский ИАП Московского военного округа. В дальнейшем приоритет поступления МиГ-29 в войска отдавался противостоящим группировкам НАТО в Европе округам, своей очереди ждали центральные военные округа, а на крайнем севере и дальнем востоке — летчики ВВС доминировали над Су-27, более приспособленными к своим просторам. И вскоре «двадцать девять» появились за границей, в группах войск, расположенных на территории социалистических стран. Всего в ВВС СССР этот самолет получили 25 истребительных авиационных полков. Всего было экспортировано около 300 МиГ-29. Первый иностранный заказ поступил из Индии в 1984 году, а затем из Сирии. После Сирии «девятку» приобрел Ирак. Во второй половине 1987 года ПВО Багдада получила первые истребители, всего в эту страну было поставлено 48 самолетов, в т.ч. 6 МиГ-29УБ. МиГ-29 принимали участие в многочисленных локальных конфликтах постсоветского периода как на территории бывшего СССР, так и за его пределами. В целом можно отметить, что самолет оказался надежным и качественным оружием, и его действия сопровождались успехом, если его применение не было осложнено политическими факторами.
МиГ-29 в настоящее время является одним из самых популярных истребителей четвертого поколения в мире, уступая только американскому бестселлеру, тактическому истребителю F-16. «Двадцать девятый» — безусловный лидер среди «одноклассников» по максимальной скорости полета на высоте, хотя и имеет некоторое запаздывание по дальности действия. Сравнение характеристик управляемости однозначно свидетельствует в пользу МиГа — он превосходит все легкие зарубежные истребители и имеет паритет с самой тяжелой машиной — F-15, уступает ему по диапазону скоростей и высот, но превосходит по другим параметрам. Но самым главным преимуществом МиГ-29 является его многоканальный внедорожник, который включает в себя как радар, так и оптико-электронную систему прицеливания, а также нашлемную систему целеуказания, которая дает абсолютное преимущество в ближнем бою. Таким образом, МиГ-29 — без преувеличения лучший в мире легкий истребитель четвертого поколения.
- https://www.AviaPort.ru/directory/aviation/mig29/
- https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/istrebitel-mig-29/
- http://samoleting.ru/raznoe/istoriya-sozdaniya-i-ttx-mig-29.html
- http://contract-army.ru/info/mig-29/
- https://tass.ru/info/12168213
- https://arms-russia.ru/istrebiteli/mig-29/
- https://www.ot-a-do-ya.org/Enc/RI-SSSR-RF/Airplanes/MiG29.aspx