Первый самолет в мире: кто и в каком году изобрел самолет

История авиации

Первые попытки построить самолет, способный поднять человека в воздух, начались в конце 18 века. История изобретения самолета уходит корнями в Англию, когда сэр Джордж Кейли серьезно занялся этой проблемой и опубликовал несколько научных работ, в которых подробно описал принцип построения и работы прототипа современного самолета.

Изобретатель начал свою деятельность с наблюдения за птицами. Ученый потратил много времени, измеряя скорость полета и размах крыльев птицы. Эти данные затем стали основой для нескольких публикаций, положивших начало развитию авиации.

В своих ранних набросках Кейли представлял самолет как лодку с хвостовым оперением на одном конце и парой весел на носу. Конструкция должна была приводиться в движение веслами, которые передавали вращение на крестообразный форштевень в конце корабля. Поэтому Кейли точно изобразила основные элементы самолета. Именно работа этого ученого заложила основу развития авиации и стала толчком к развитию концепции самолета.

Другой английский изобретатель, Уильям Хенсон, стал пионером авиации в ее современном понимании. Именно он получил заказ на разработку проекта самолета в 1842 году.

Предложенный Хенсоном проект «парового экипажа» описывал все основные элементы винтового самолета. Изобретатель предложил использовать воздушный винт в качестве устройства, перемещающего всю конструкцию. Многие идеи, предложенные Хенсоном, позже были развиты и применены к ранним моделям самолетов.

Русский изобретатель Н.А. Телешов запатентовал проект создания «авиационной системы». В основу концепции самолета также были положены паровой двигатель и воздушный винт. Спустя несколько лет ученый усовершенствовал свою конструкцию и одним из первых предложил идею создания реактивного самолета.

Особенностью конструкций Телешова была идея перевозки пассажиров в закрытом фюзеляже.

Кто изобрел самолет

Самолет Ту 204: от истории до современности

Несмотря на то, что разработка конструкции самолета велась многими учеными еще в середине 19 века, изобретение самолета приписывают братьям Райт, самолет которых совершил короткий полет в 1903 году.

Не все согласны с тем, что братья Райт были первыми. Бразилец Альберто Сантос-Дюмон спроектировал, построил и испытал первый в мире прототип дирижабля в 1901 году. Именно тогда было доказано, что контролируемые полеты действительно возможны.

По другой версии, первенство в изобретении первого рабочего самолета должно быть отдано русскому изобретателю А.Ф. Можайскому, имя которого навсегда останется в истории авиации. Поэтому споры о том, кто изобрел и кто создал самолет, все еще продолжаются.

Интересно! Несмотря на то, что официальное изобретение самолета было присуждено братьям Райт, все бразильцы уверены, что первый самолет в мире изобрел Сантос-Дюмон. В России считается, что первый прототип современного самолета построил Можайский.

Работа братьев Райт

Первый раз в аэропорту: что делать пошагово

Братья Райт не были первыми, кто изобрел самолет. Причем даже первый неконтролируемый полет человека им не принадлежит. Однако братьям Райт удалось доказать самое главное: человек может управлять самолетом.

Уилбур и Орвилл Райт первыми осуществили управляемый полет на самолете, благодаря чему идея о возможности перевозки пассажиров по воздуху получила дальнейшее развитие.

Авторы братьев придумали трехосное вращение самолета, благодаря которому их самолет контролировался и сохранялась сбалансированность этой громоздкой конструкции.

В то время, когда все ученые ломали голову над возможностью установки более мощных двигателей, чтобы поднять самолет в воздух, братья сосредоточились на проблемах управления самолетом. Результатом стала серия экспериментов в аэродинамической трубе, послуживших основой для разработки крыльев и винтов самолетов.

Первый моторизованный планер, построенный братьями, назывался «Флайер-1». Его изготовили из ели, так как этот материал легкий и прочный. Устройство приводилось в действие бензиновым двигателем.

Интересно! Двигатель для «Флайера-1» изготовил механик Чарли Тейлор, конструктивной особенностью был небольшой вес. Для этого слесарь использовал дюралюминий, он же дюралюминий.

Самолет братьев Райт

Первый успешный полет состоялся 17 декабря 1903 года. Самолет набрал несколько метров и пролетел около 40 метров за 12 секунд. Затем были повторные испытания, в результате которых увеличились продолжительность и высота полета.

Первый полет с мотором

Первый двигатель с двигателем взлетел 17 декабря 1903 года и был планером Орвилла и Уилбура Райтов. Flyer приводится в движение двигателем внутреннего сгорания, созданным Райтс в сотрудничестве с механиком Чарльзом Тейлором. В этот день планер совершил четыре полета. Первый — пилотом был Орвилл — длился 12 секунд, и машина проехала 36,5 метра. Самым успешным стал четвертый, когда Флайер продержался в воздухе 59 секунд, преодолев 260 метров.

Но не все считают полет Райтов завершенным. Планер Flyer не имел шасси и взлетал со специальных салазок (впрочем, как и многие другие самолеты-пионеры) или с помощью катапульты, а также был устойчив только при встречном ветре, а из-за отсутствия механизации крыла мог двигаться только по прямой, без поворотов. В 1905 году братья значительно улучшили автомобиль (в этой конфигурации он назывался Wright Flyer III), но затем их «обогнал» другой пионер: Альберто Сантос-Дюмон.

Фото
Последняя версия планера братьев Райт (1909 г.), как и первые модели, взлетела с коньков.

Планеры и беспилотные машины

По мере того, как ВВС улучшали вождение и улучшали способы управления своими машинами, в мире все еще оставались люди, которые хотели летать, как птицы, с помощью своих крыльев и независимо от силы ветра. Среди них был британский аристократ Джордж Кэли. В 1799 году он разработал схему планера, которая уже очень напоминала современную. Машина оснащалась хвостовым оперением, которое должно было обеспечивать ее управляемость, а летчик располагался ниже центра масс, что способствовало устойчивости машины в воздухе.

Сэр Дж. Кейли
Сэр Дж. Кейли — один из создателей планера

В 1804 году планер Кейли совершил свой первый полет. В течение следующих 50 лет предприимчивый джентльмен продолжал работать над теорией полета, вводя такие термины, как «подъемная сила» и «сопротивление», в новую науку — аэродинамику».

В своем исследовании Кейли пришел к идее оснастить самолет двигателем. В 1849 году он пилотировал первый полноценный летательный аппарат с пороховым двигателем, по одним данным беспилотный, по другим — с 10-летним пассажиром на борту.

Рисунок самолета Дж. Кейли. Опубликовано в 1852 г
Рисунок самолета Дж. Кейли. Опубликовано в 1852 г

В 1853 году лорд Кейли совершил второй полет, оснастив машину тем же двигателем и посадив на борт своего кучера. Пролетев около 100 метров по воздуху, первый в мире пилотируемый самолет упал на землю. К счастью, кучер выжил.

В 1848 году земляк Кейли, Джон Стрингфеллоу, испытал свою машину, которая была оборудована паровым двигателем. Эта модель была беспилотной и, упав с направляющего троса, смогла пролететь около 10 м. В 1868 году французский летчик Жан-Мари Ле Бри впервые смог подняться на свой самолет выше точки старта. Его машина называлась «Альбатрос» и приводилась в движение конной тягой. Пилот достиг высоты 100 метров, преодолев расстояние 200 метров.


«Альбатрос» Ж.-М. Ле БриМодель самолета Дж. Стрингфеллоу в Лондонском музее науки
Модель самолета Дж. Стрингфеллоу в Лондонском музее науки

В 1874 году соотечественник Жан-Мари Ле Бри, Феликс дю Темпл, построил из алюминия большой самолет: моноплан. Размах крыла достигал 13 м, масса беспилотной конструкции — 80 кг. Планер мог стартовать с высокого трамплина и благополучно приземлиться.

Таким образом, в 1880 году стало ясно, что возможно создание летательного аппарата тяжелее воздуха, способного преодолевать значительные расстояния от земли. Оставалось найти для нее подходящий двигатель.

Э. Сведенборг
Э. Сведенборг — автор первой научной работы по теории авиации

Первый русский авиаконструктор — А. Ф. Можайский

Советские СМИ утверждали, что самолет изобрели не братья Райт, а контр-адмирал, морской офицер и известный русский изобретатель А. Ф. Можайский. Александр Можайский проявлял неподдельный интерес к самолетам, над проектами которых он начал работать в 1877 году. Поскольку у двигателей внутреннего сгорания был серьезный недостаток — большой вес, Александр Федорович решил заменить их паровыми агрегатами. Первые 2 образца были заказаны в Великобритании. А.Ф. Можайский испытывал свой самолет в 1884 году, но достоверных сведений о его аварии в документах не сохранилось.

Краткая биография изобретателя

Можайский Александр Федорович вырос в семье дочери богатого купца и адмирала. Высшее образование получил на базе Морского кадетского корпуса, вскоре после окончания которого получил звание прапорщика. 7 лет бороздил воды Белого и Балтийского морей, в результате чего дослужился до лейтенанта. Уничтожен на фрегате «Диана» в районе японского порта. Во время пребывания в стране контр-адмирал глубоко проникся своей культурой и, вернувшись домой, продолжал сохранять трепетное отношение к Японии, украсив свой дом картинами и предметами искусства из Страны восходящего солнца.

Можайский Александр Федорович

Можайский Александр Федорович

Некоторые авторитетные источники утверждают, что А.Ф. Можайский является изобретателем первого в мире самолета. Идея сконструировать самолет пришла к офицеру после длительного наблюдения за полетом птиц и изучения их анатомических особенностей. Осенью 1876 года Можайский начал серию экспериментов с самолетами, оснащенными пружинными двигателями. Спустя несколько лет прототип самолета был готов, но он разбился во время масштабных испытаний. После смерти контр-адмирала проект был приостановлен по решению властей.

Летательный аппарат Можайского

В «Военной энциклопедии» 1914 года говорится, что русский исследователь и изобретатель, создавший первый самолет, упорно трудился над проектом даже после сокращения финансирования. Самолет Можайского работал с силовым агрегатом внутреннего сгорания, который был модернизирован за счет электрического зажигания и некоторых других нововведений. Самолет Можайск был оборудован легкой паровой машиной, заказанной британской компанией, поставлявшей эсминцы.

Можайский паровоз

Первый в мире самолет конструкции Можайского прошел испытания в 1880-х годах, но потерпел неудачу и разбился при взлете из-за повреждения шасси и крыла. Документация с подробностями об экспериментальном полете до наших дней не сохранилась, поэтому точной информации об этом эксперименте нет. Свидетели утверждают, что самолету удалось оторваться от земли и поднять в воздух механика, который управлял самолетом. После смерти российского тестировщика и военачальника работа над проектом была заморожена.

Кто является автором первого самолета

Многие ученые принимали участие в разработке аппарата, который позволяет путешествовать по воздуху на большие расстояния. Примерно с середины 18 века конструкторы и изобретатели пытались создать летательный аппарат. Официальными создателями первого самолета являются братья Орвилл и Уилбур Райт, которые смогли создать самолет, который мог подняться в небо. Полет на этом самолете был осуществлен в тысяча девятьсот тридцатом году, что является официальной датой зарождения авиации.

Следует отметить, что не все историки согласны с утверждением, что авторство первого самолета принадлежит братьям Райт.

кто изобрел первый самолет
Каждый пионер авиации, работавший между 19 и началом 20 веков, привнес в авиационную промышленность что-то новое, изобрел компоненты и детали, которые раньше никто не использовал

Говоря о времени постройки первого самолета, нельзя не упомянуть проект бразильского ученого Альберто Сантос-Дюмона. Этот человек известен как создатель дирижабля, который поднялся в небо в 191. Именно он смог продемонстрировать возможность создания управляемого летательного аппарата.

Согласно альтернативной теории, создателем первого самолета, способного взлететь, является Александр Федорович Можайский. Имя этого человека навсегда вошло в историю авиации. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что многие ученые создавали свои самолеты примерно в одно и то же время. Внимания заслуживают работы:

  1. Орвилл и Уилбур Райт.
  2. Альберто Сантос-Дюмон.
  3. Александр Федорович Можайский.

Ниже предлагаем рассмотреть характеристики работ всех вышеперечисленных строителей.

Аэроплан братьев Райт

Должно быть ясно, что Орвилл и Уилбур Райт не являются изобретателями самолета в прямом смысле этого слова. Эти изобретатели смогли доказать, что человек способен создавать и управлять конструкцией полета, способной преодолевать большие расстояния. Благодаря их первому пилотируемому полету на самолете появились первые зачатки авиации. Именно их полет стал своеобразным семенем, из которого выросла идея использования воздушного транспорта для перевозки пассажиров.

Братья Райт создали трехосную вращающуюся конструкцию, улучшившую аэродинамику самолета и сделавшую возможным управление самолетом. Многие ученые того времени были сосредоточены на создании мощных паровых двигателей, способных управлять океанским лайнером с суши. Братья Райт предпочли отказаться от своей работы в этом направлении и сосредоточились на создании системы управления воздушным движением. Именно эти ученые провели множество различных испытаний в аэродинамической трубе. Результаты этих исследований привели к созданию крыльев для самолета и системы пропеллеров, используемых в качестве пропеллеров.

Созданная изобретателями конструкция получила название «Флаер-1». В качестве основного материала использовалась ель, которая отличается надежностью и легкостью. Самолет поднимался в воздух благодаря бензиновому двигателю, в разработке которого принимал участие знаменитый механик Чарли Тейлор. Главной особенностью созданного двигателя стал небольшой вес самой конструкции. В качестве основного материала использовался дюралюминий.

Листовка была выпущена семнадцатого декабря тысяча девятьсот третьего года. Самолет поднялся на несколько метров над землей. Общая продолжительность полета составила всего двенадцать секунд. За это время братьям удалось преодолеть сорок метров.

в каком году был построен первый самолет
самолет принято называть летательным аппаратом, предназначенным для полетов в земной атмосфере

Дирижабль Альберто Сантос-Дюмонта

Многие бразильцы считают создателем первого самолета своего соотечественника — Альберто Сантос-Дюмона. Этот человек создал множество различных изобретений, среди которых необходимо выделить:

  1. Надувные шарики.
  2. Дирижабли с паровозом.
  3. Опытный образец современного самолета 14-Бис».

Работа над аппаратом, получившим название «14-бис», ведется уже несколько лет. Первые испытания самолета были проведены в девятнадцатом году. Аппарат смог достичь высоты двух с половиной метров и пролететь около шестидесяти метров. Спустя несколько недель изобретатель установил рекорд самого длинного полета, преодолев расстояние в двести двадцать метров на самолете.

Главной отличительной особенностью созданной конструкции было то, что аппарат поднимался в воздух сам по себе. Именно этот фактор отличает этот проект от продукта братьев Райт. Многие историки называют Альберто Сантос-Дюмона изобретателем первого самолета, имея в виду именно эту особенность его создания. После создания 14-БИС конструктор перешел к работе над монопланом. Дизайн, получивший название «красавка», был известен во всем мире. Историки отзываются об этом человеке положительно, отмечая, что информация обо всех изобретениях регулярно публиковалась в тематических изданиях.

Воздушный корабль Можайского

Первый воздушный проект был представлен широкой публике в 1818 году. Проблемой при реализации проекта было отсутствие средств у полиции, что в любом случае мешало работе дизайнера. Можайскому пришлось самостоятельно спонсировать собственный проект, что значительно увеличило срок создания первой модели.

Дирижабль был построен в середине 1800-х годов. Взлет самолета закончился аварией. Свидетели испытательного запуска заявили, что дирижабль оторвался от земли, прежде чем он вышел из строя. Важно отметить, что документальных подтверждений этого факта нет. Поэтому Можайский не первый человек, который взлетает на управляемой машине. Здесь необходимо выделить тот факт, что труды ученого не прошли даром и легли в основу создания советской авиации.

Сантос-Дюмонт и 14-бис

Реактивный самолет — самый мощный самолет современной авиации

Альберто Сантос-Дюмон известен как изобретатель воздушного шара и иногда считается создателем первого в мире управляемого самолета. Он также отвечает за изобретение дирижаблей, которые управлялись двигателем.

В 1906 году его самолет, получивший название 14-бис, взлетел и пролетел более 60 метров. Высота, на которую изобретатель поднял свой самолет, составляла около 2,5 метров. Через месяц Альберто Сантос-Дюмон на том же самолете пролетел 220 метров, установив тем самым первый рекорд самой продолжительности полета.

Самолет «14-бис»

Особенностью «14-бис» было то, что конструкция могла взлетать самостоятельно. Братьям Райт это не удалось, и их самолет взлетел с помощью. Именно этот нюанс стал центральным в споре о том, кого считать изобретателем первого самолета.

После «14-бис» изобретатель серьезно подошел к разработке моноплана, в результате мир увидел «красавку».

Альберто Сантос-Дюмон никогда не останавливался на достигнутом и не держал свои изобретения в секрете. Изобретатель с удовольствием поделился проектами своего самолета с тематическими изданиями.

Летательный аппарат Можайского

Ученый представил проект своего самолета на экспертизу в 1876 году. Можайский столкнулся с непониманием со стороны чиновников военного министерства, в результате ему не были выделены средства на продолжение исследований.

Несмотря на это, ученый продолжал развиваться, вкладывая собственные средства, из-за чего постройка опытного образца самолета Можайского затянулась на долгие годы.

Самолет Можайского был построен в 1882 году. Первые испытания самолета закончились катастрофой, но очевидцы говорят, что самолет, тем не менее, поднялся на некоторое расстояние от земли, прежде чем разбиться.

Поскольку документальных подтверждений полета нет, Можайский нельзя считать первым, кто летал на самолете. Однако разработки ученого послужили основой для развития авиации.

Нагрузки, воздействующие на самолет

Чтобы понять, из чего сделаны самолеты, необходимо рассмотреть их отдельные конструктивные элементы и выяснить, какие нагрузки приходятся на каждую из них. К основным частям конструкции самолета относятся:

  • фюзеляж;
  • крылья;
  • хвостовое оперение;
  • мотор;
  • шасси.

Каждая из этих частей самолета имеет свое функциональное назначение. Фюзеляж самолета объединяет все элементы конструкции в единое целое. Крыло создает подъемную силу. Двигатели создают тягу, необходимую для полета. Хвостовое оперение обеспечивает самолету горизонтальную и вертикальную управляемость. Шасси требуется для взлета и посадки.

В полете и на земле все эти компоненты самолета испытывают различные нагрузки, характерные только для них.

Все нагрузки, которые должен нести самолет, делятся :

  • нагрузки от удара набегающего воздушного потока при различных скоростях полета самолета и при его маневрах (подъемная сила и сила сопротивления);
  • весовые нагрузки от веса бортового оборудования, топлива, пассажиров, полезной нагрузки, двигателей, шасси и др.;
  • инерционные нагрузки, связанные с инерцией, которую элементы конструкции самолета и нагрузка приобретают при изменении скорости;
  • тепловые нагрузки, возникающие из-за воздействия давления воздуха на высоких оборотах, а также внутри работающего двигателя.

Для современного реактивного самолета также важна звуковая нагрузка, возникающая при работающем двигателе.

По мере приложения этих нагрузок их можно разделить на нагрузки, воздействующие на многие части самолета одновременно, и нагрузки, сосредоточенные в определенном месте. Кроме того, существуют нагрузки, которые действуют постоянно, с определенной динамикой или частотой.

Исходя из учета влияния указанных нагрузок на конкретные компоненты самолета, выбираются материалы, из которых они изготовлены. Однако есть одно свойство, которое применимо ко всем материалам без исключения, это их максимальная легкость при прочих равных условиях.

Из какого металла делают самолеты

Первый самолет в мире и России

Энтони Фоккер первым в мире изобрел самолет. Это событие произошло в 1910 году. Он поднял в небо первый де Спин. К сожалению, дальнего расстояния самолет не преодолел. Он врезался в дерево. На этом Фоккер не прекратил свои эксперименты.


Энтони Фоккер

В 1911 году он создал компанию, которая уже в 1915 году выпустила первые истребители. Именно благодаря этой воздушной машине Германии удалось переломить ход Первой мировой войны.

Характеристики самолета:

  1. Размах крыла самолета достигал 8,53 м;
  2. Длина фюзеляжа — 6,76 м, высота — 2,89 м;
  3. Самолет развивал крейсерскую скорость 132 км / ч.

Примечание. Компания просуществовала до 1996 года.

Первым, кто изобрел самолет в России, был Александр Можайский. Произошло это в 1876 году. В то время он проводил испытания с небольшой лодкой, на которой были установлены крылья. Светская пресса того времени интересовалась необычным сооружением. Публикации о нем появлялись в различных изданиях.


Александр Можайский

Дмитрий Иванович Менделеев тоже не обошел стороной это изобретение. В то время об ученом знали во всем мире. Именно он убедил Комиссию Главного инженерного управления спонсировать эксперименты.

Примечание. В то время в стране скептически относились к изобретателям этого типа. Из-за этого Можайский не смог завершить свои эксперименты.

1881–1886 гг. — начало испытаний самолета. Все попытки продержаться в воздушном пространстве как можно дольше не увенчались успехом. В 1890 году дизайнер скончался, не завершив работы. Многие утверждают, что если бы у него было больше времени и финансов, современные самолеты появились бы намного раньше.

Альберто Сантос-Дюмон

Бразилец, проживший более половины своей жизни во Франции, прославился там как первый изобретатель самолета, способного взлетать без катапульты, сильного ветра и других технических устройств.

кто построил первый в мире самолет

Альберто Сантос-Дюмон

Его самолет назывался 14-бис или Oiseau de proie, что в переводе с французского означает «хищная птица».

в каком году был изобретен самолет

Самолет Дюмона 14-бис.

23 октября 1906 г он попробовал это. Самолет преодолел расстояние 60 метров на высоте 2-3 метра. У него уже была рама, правда, несъемная.

А 12 ноября того же года талантливый летчик смог сделать мощный шаг вперед в авиации, пролетев 220 метров всего за 22 секунды. Таким образом, он установил мировой рекорд. Какая средняя скорость современного самолета? Прочтите здесь.

Впоследствии экземпляры этого самолета летели без проблем.

Если вы спросите, в каком году был построен первый самолет, вас, скорее всего, назовут 1906. Так как именно в этом году проходили испытания самолет Dumont.

Многие из его сторонников исходят из того факта, что аппарат Райта не мог взлететь самостоятельно при нормальных погодных условиях.

Сторонники Райта утверждают, что самолет все еще летал с собственным двигателем. Споры по этому поводу продолжаются и по сей день.

Первый патент на самолет и паровая модель

Первым, кто придумал оснастить планер двигателем и таким образом получить полноценный самолет, был другой британец Уильям Хенсон (1812–1888). Хенсон был известным инженером и изобретателем и зарабатывал деньги на механизации производства бритвенных лезвий. А в апреле 1841 года вместе со своим другом и коллегой Джоном Стрингфеллоу (1799–1883) он впервые в истории запатентовал самолет. Его паровой самолет (Ariel) представлял собой деревянный моноплан площадью 420 м2 с парусиновым крылом, размахом 46 метров и закрытым аэродинамическим фюзеляжем. Он приводился в движение двумя гребными винтами и одной паровой машиной мощностью 50 лошадиных сил. Хенсон и Стрингфеллоу зарегистрировали первую в истории авиакомпанию, The Aerial Transit Company, которая в ближайшем будущем будет предлагать высокоскоростные туры в Египет. Предполагалось, что самолет будет перевозить 10-12 пассажиров на максимальное расстояние 1500 км.

Но на полноразмерный самолет у изобретателей не хватило денег. Хенсон вскоре потерял интерес к проекту и в 1848 году эмигрировал со своей семьей в Соединенные Штаты, где патентное право было гораздо более дружелюбным по отношению к изобретателям, и Стрингфеллоу продолжил свои эксперименты с моделями Ариэля.

В 1848 году Джон Стрингфеллоу совершил первый в истории полет на моторизованном самолете, разумеется, без пилота. Его модель Ariel с размахом крыльев 3 метра, приводимая в движение компактным паровым двигателем, совершила множество успешных полетов, которые впоследствии были повторены на Всемирной выставке 1868 года, где изобретатель был награжден золотой медалью за свою работу. Модель до сих пор хранится в Музее науки и технологий в Лондоне.

Модель парового реактивного двигателя Джона Стрингфеллоу (1848 г.) — первый взлетевший беспилотный самолет.

Эпилог

Тандем Райтов был разорван смертью Уилбура в 1912 году. Он прожил всего 45 лет. Его младший брат Орвилл пережил его на 36 лет. За это время авиация совершила поистине гигантский скачок от первых «летающих вещей» до авиалайнеров.

Уилбур и Орвилл Райт

Уилбур и Орвилл Райт

Так кто же был первым

Несмотря на многочисленные споры за год, когда был изобретен самолет, первый официально зарегистрированный рейс принадлежит братьям Райт, поэтому именно американцы считаются «отцами» первого самолета.

Неуместно сравнивать вклад братьев Райт, Сантос-Дюмона и Можайского в развитие авиации. Несмотря на то, что первый самолет Можайского был построен за 20 лет до первого управляемого полета, изобретатель использовал другой принцип конструкции, поэтому сравнивать его самолет с Флайером братьев Райт невозможно.

Сантос-Дюмон не был первым, кто летал, но изобретатель применил принципиально новый подход к созданию самолета, благодаря которому его устройство взлетело само по себе.

Помимо первого управляемого полета, братья Райт внесли значительный вклад в развитие авиации, первыми предложив принципиально новый подход к конструкции винта и крыльев самолета.

Нет смысла спорить, кто из этих ученых был первым, ведь все они внесли огромный вклад в развитие авиации. Именно их работа и исследования стали основой для изобретения прототипа современного авиалайнера.

Первые военные самолеты

Опытные образцы самолетов «Флайер братьев Райт» и «Сантос-Дюмон» использовались в военных целях.

Если братья изначально преследовали цель изобрести технологию, которая дала бы американским военным преимущество, то бразильский Сантос-Дюмон был против использования авиации в военных целях. Несмотря на это, его работы послужили отправной точкой для создания серии самолетов, которые впоследствии использовались во время войны. Интересно, что Можайский изначально стремился построить самолет, который будет использоваться в военных целях.

Первый реактивный самолет появился в разгар Второй мировой войны.

Первые пассажирские самолеты

Первый пассажирский самолет появился благодаря И. И. Сикорскому. Прототип современного авиалайнера поднялся в воздух в 1914 году с 12 пассажирами на борту. В том же году авиалайнер «Илья Муромец» установил мировой рекорд, совершив первый дальний перелет. Он пролетел расстояние от Санкт-Петербурга до Киева, совершив посадку для дозаправки.

Первый пассажирский самолет «Илья Муромец»

Лайнер также участвовал в перевозке бомб во время Первой мировой войны. Война вынудила российскую авиацию на время приостановить разработку.

В 1925 году появился первый самолет К-1, затем мир увидел авиалайнеры Туполева и пассажирские самолеты разработки ХАИ. С тех пор все больше внимания уделяется пассажирским самолетам, которые приобретают большую пассажировместимость и возможность летать на большие расстояния.

Создание моделей самолетов

МИГ

МИГ — потрясающая модель самолета. Считается, что ВВС США распространили полосу с надписью «Убей Мига». Кто изобрел самолет МИГ? Советский авиаконструктор Артем Микоян.

В 1935 году Микоян и его друзья построили в Харькове на производственном предприятии легкий самолет и дали ему название «Октябрьок». Через 2 года Микоян стал инженером-механиком в ВВС Красной Армии, вскоре после этого ему поручили заняться Е-435 — истребителем «Чайка». Теперь направлением его работы было усовершенствование самолетов.

Вторая мировая война начинается. Артем Микоян и его заместитель Михаил Гуревич приступили к разработке истребителя И-200. Мы знаем этот проект под названием МИГ-1. В 1940 году истребитель совершил первый полет. Испытания были успешно завершены, и в ближайшее время будет выпущено еще около 100 машин.

У МИГ-1 были недостатки, связанные с тем, что разработка и создание самолета велись в сжатые сроки в условиях Второй мировой войны. МИГи активно совершенствовались, и в 1941 году на смену МИГ-1 пришел МИГ-3. Некоторые особенности этого авианосца:

  • максимальная высота подъема самолета — 12000 м;
  • максимальная скорость — 640 км / ч

Но и этого было мало: бои шли выше, чем поднялся МИГ-3. Нужен был самолет еще лучше. С этого момента жизнь Артема Микояна превратилась в нескончаемую гонку за идеальным планом. Начальство не давило так сильно, как прифронтовые отношения: оккупация наступала ускоренными темпами, нужно было срочно создавать вооружение. Во время работы над МиГ-9 у конструктора случился сердечный приступ, но через два месяца он вернулся к работе. Он выиграл свой бой: МИГ был достойным конкурентом немецких истребителей.

После окончания Второй мировой войны доработка МИГов продолжалась. В 1947 году был создан истребитель МиГ-15. По мнению авиаконструкторов, это самый удачный проект Артема Микояна. С 1947 года выпущено более 15000 автомобилей.

ИЛ-86

1970-е годы отмечены увеличением количества авиаперелетов и взрывной эрой авиаперелетов. В 1970 году ВВС СССР получил заказ на разработку пассажирского авиалайнера вместимостью до 350 человек. Машина должна была перевозить людей на большие расстояния, обеспечивая надежность и безопасность. Ил-68 стал первым широкофюзеляжным самолетом в СССР (диаметр фюзеляжа — 6 м 8 см). Машина имела крыло низкой стреловидности и четыре двигателя, подвешенных на пилонах под крылом. В кабине было 9 сидячих мест в ряд и 2 прохода. Океанский лайнер весил около 200 тонн, что в несколько раз превышало массу других самолетов. Для равномерной нагрузки на взлетно-посадочную полосу Ил-86 оборудовали дополнительной стойкой для шасси.

Самолету приходилось передвигаться и работать в плохо оборудованных аэропортах, которых на тот момент было много. Поэтому на Ил-86 было три выдвижных трапа, по которым люди поднимались и уходили. Другой проблемой была потеря багажа. Для Ил-86 была разработана схема «багаж с собой»: каждый пассажир переносил весь свой багаж в салон самолета, размещая его на больших полках нижней палубы.

Первый рейс был совершен в 1976 году, а в 1997 году Аэрофлот собрал 106 пассажиров Ил-86.

СУ

Все мы знакомы с моделью SU с многочисленными аксессуарами. Кто изобрел самолет СУ? Первый проект самолета СУ был подготовлен в феврале 1970 года. Над ним работали Антонов, Николаенко и Сухой. Их авиационный проект отнюдь не был похож на все остальные. Крыло средней стреловидности имело коренное проседание, фюзеляж отсутствовал. Внутри ячейки размещались топливные баки и электронное оборудование. За основу при разработке СУ был взят американский F-15. Советским конструкторам удалось увеличить мощность этого самолета на 10%. Проект Су-27 был завершен в 1975 году, а первый полет Ильюшиным совершил в 1977 году.

Боинг 727 и 747

Первоначально создание Boeing 727 и 747 было конкурентоспособным. В 1963 году ВВС США объявили конкурсную программу разработки военного стратегического самолета:

  • рассчитан на перевозку грузов до 82 тонн;
  • дальность полета должна была быть более 9200 км без дозаправки;
  • скорость полета — 950 км / ч.

В мае 1964 года Боинг, Локид, Дуглас и Мартин Мариетта приняли это предложение. Победу одержал Lokid, но это только подстегнуло президента компании Boeing. Специалисты компании уже работали над проектами сверхзвуковых пассажирских самолетов, благодаря которым надеялись совершить прорыв в авиационной отрасли.

Через год был готов эскизный проект Боинга-747:

  • длина самолета — 70 м;
  • размах крыльев — 60 м;
  • диаметр фюзеляжа — 6,5 м.

Самолет имел необычную конструкцию шасси. Крылья самолета не позволяли развивать высокую скорость, поэтому конструкторы изменили угол стреловидности: теперь он составил 37,5 градуса. Сотрудники Boeing выступили с лозунгом: «Эти крылья сделали земной шар меньше». Эти крылья нуждались в мощных двигателях, которые Boeing создал в сотрудничестве с Pratt-Whitney. Разработка длилась около 6 лет, первые испытания были проведены только в 1968 году.

История развития реактивных самолетов

Первую идею реактивного самолета предложил русский изобретатель Телешов. Попытку заменить винт поршневым двигателем предпринял в 1910 г румынский конструктор А. Коанда.

Эти попытки не увенчались успехом, и первое успешное испытание реактивного самолета состоялось в 1939 году. Испытания проводила немецкая компания Heinkel, однако при проектировании модели было допущено несколько ошибок:

  • неправильный выбор конструкции двигателя;
  • большой расход топлива;
  • частая потребность в дозаправке.

Однако первый прототип реактивного самолета смог развить высокую скороподъемность — более 60 метров за одну секунду полета.

Из-за ошибок конструкции реактивный самолет не смог проехать более 50 километров от аэропорта из-за необходимости частой дозаправки. Из-за ряда недостатков первая удачная модель так и не пошла в серийное производство.

Первым серийным самолетом был Ме-262 в 1944 году. Эта модель является улучшенной версией предыдущей модели Хейнкеля.

Первый реактивный самолет

Затем разработку реактивных самолетов взяли на себя Япония и Великобритания.

Источники

  • https://AviationToday.ru/poleznoe/pervyj-samolet-v-istorii.html
  • https://www.PopMech.ru/technologies/52896-mozhayskiy-santos-dyumon-bratya-rayt-kto-pervym-izobrel-samolet/
  • https://SiteKid.ru/izobreteniya_i_tehnika/aviaciya/pervye_letatelnye_apparaty_i_rozhdenie_samoleta.html
  • https://samoletos.ru/samolety/bratya-rajt
  • https://prosamolet.com/raznoe/kto-izobrel-pervyy-samolet.html
  • http://samoleting.ru/raznoe/iz-kakogo-materiala-delayut-samolety.html
  • https://AviaWiki.com/samolet/pervyj-samolet-v-mire
  • https://nasamoletah.ru/poznavatelno/kto-pervyj-izobrel-samolet.html
  • https://tehnowar.ru/207314-MoghayskiySantos-Dyumonbratyya-Rayt-kto-pervym-izobrel-samolet.html
  • https://ggn64.ru/istoriya/pervye-letatel-nye-apparaty-i-rozhdenie-samoleta.html
  • http://kakizobreli.ru/istoriya-sozdaniya-samoleta/

Оцените статью
Блог о самолетах
Adblock
detector