Опасно ли попадание молнии в самолет?
Современные самолеты обладают неплохой защитой, способной защитить даже от прямых молний. Однако некоторые люди по-прежнему опасаются авиаперелетов, потому что не знают, что произойдет, если молния ударит в пассажирский самолет, и насколько это опасно.
Корпус лайнера оборудован электростатическими разрядниками во всех выступающих точках, куда наиболее вероятно попадание молнии: это кончики крыльев и носовая часть самолета. Кроме того, обивка оснащена защитной металлической сеткой, которая рассеивает статические разряды, которые текут вокруг тела, не попадая в салон.
Электрические разрядники на концах крыльев
Самый большой ущерб, который может быть нанесен самолету, попавшему в шторм, — это небольшие отливы в точке удара молнии. Внешняя электроника тоже может быть повреждена, но это не опасно, так как ее необходимо дублировать. Для защиты от воздействия электромагнитного излучения внешние устройства экранированы медной защитной сеткой.
Для предотвращения возгорания горючих газов и последующего взрыва топлива предусмотрено специальное устройство для топливных баков. Их свободное пространство автоматически заполняется инертным газом, вытесняющим окружающий воздух, что предотвращает возгорание в момент удара разряда.
Пассажиры обычно даже не замечают, что в самолет попадает молния, они замечают только молнию и тряску. Однако после пересечения штормового фронта каждый океанский лайнер после приземления проходит тщательный технический осмотр.
Особо впечатлительные пассажиры опасаются появления в самолете шаровой молнии, но это настолько редкое событие, что вероятность столкнуться с ним очень мала.
Как определить грозовой фронт, сидя в самолете?
Каждый самолет оснащен метеорологическим радаром, который обнаруживает грозовые тучи, указывая на экране разными цветами степень плотности и содержания воды. Грозовые облака обозначаются ярко-красным, пурпурно-красным при наличии града и темно-вишневым цветом при сильном ветре. В зависимости от цвета, а также высоты и ширины штормового фронта экипаж решает, изменить ли курс, чтобы избежать удара молнии в самолете в полете, или продолжить движение по тому же маршруту.
Какова вероятность авиакатастрофы при ударе молнией?
В истории последних 40 лет известно 3 случая удара молнии в самолет, что привело к авиакатастрофе и гибели людей. Оснащенные хорошей молниезащитой, современные большие пассажирские авиалайнеры вряд ли потерпят крушение, если молния ударит по корпусу самолета.
Эта вероятность возрастает, если малые и легкие самолеты падают на фронт шторма, потому что их защита не столь идеальна, и поэтому пилоту такого самолета лучше избегать гроз. Здесь немаловажную роль играет опыт и профессионализм пилота, для безопасного преодоления опасного участка.
Как обходят опасные зоны самолеты в грозу?
Наблюдаемые в грозовых облаках сильные восходящие и нисходящие потоки воздуха, а также град, проливной дождь, лед и молнии крайне неблагоприятны для продолжения движения по тропе. Поэтому пилот постоянно сканирует небо, чтобы избежать прямого прохода через грозовой фронт.
Грозы на дисплее пилотов
начать прокладку нового маршрута необходимо не менее чем за 60 км до обнаруженного опасного фронта с учетом следующих факторов: фактической высоты полета авиалайнера, силы и направления воздушных потоков, а также того, сколько на нем будет отклоняться от указанного пути. Кроме того, необходимо получить разрешение диспетчера, так как не всегда возможно лететь по намеченному маршруту.
Связь между высотой полета и количеством ударов молнии
Чтобы молния не попала в бок, грозовые тучи обходят только сбоку или сверху. При этом передняя сторона должна быть не менее 30 км, а сверху — не менее 5 км. Если высота фронта больше 7,5 км, не рекомендуется объезжать сверху, чтобы не попасть в зону сильной турбулентности. Ведь вертикальные воздушные потоки имеют скорость 30 м / с и более. Попадая в такой воздушный поток, самолет испытывает огромную перегрузку, что опасно и заканчивается отказом.
Вероятность удара молнии зависит от положения самолета
Часто молния поражает самолет, который проходит прямо через скопление грозовых облаков. Однако в этом случае опасность не в молнии, а в усилении турбулентности, сквозняков и колодцев.
Случаи из истории авиации
В истории авиации было несколько случаев удара молнии в самолет, что приводило к гибели людей на борту.
Одна из самых страшных катастроф произошла в Соединенных Штатах в 1963 году, когда Boeing 707 взорвался в воздухе после удара молнии, в результате чего погиб экипаж и 73 пассажира.
Еще одна страшная трагедия произошла под Донецком в 1984 году. Ту-134, ударившись о сильнейший штормовой фронт, начал стремительно терять высоту и разбился. По одной из версий, катастрофа произошла из-за удара молнии в океанский лайнер. С другой стороны, причиной трагедии стали тяжелые погодные условия, в которых пилот не справился с управлением.
Однако не все удары молнии, попавшие в кожу обивки, привели к катастрофе. Так, в 2015 году в аэропорту успешно приземлился Boeing 757, после чего все с удивлением заметили огромную дыру, в которую ударила молния в носовой части самолета. Это не помешало пилоту приземлиться в машине и не причинило вреда пассажирам.
Из этого следует, что опасна не столько молния, сколько совокупность всех деструктивных факторов, таких как: неблагоприятные погодные условия, наличие множественных штормовых фронтов, отсутствие современной защиты от молний. Кроме того, большое значение имеют опыт пилота, скорость и правильность принятого решения.
- https://samoletos.ru/perelety/popadanie-molnii
- https://www.bbc.com/russian/vert-fut-37696191