- История создания
- Целевое применение
- Удобства
- Вооружение самолёта
- Особенности конструкции
- Кабина
- Салон
- Технические и лётные характеристики
- Производитель
- Самолет Антонов Ан-2/Ан-3
- За дело берётся Антонов
- Управление самолетом
- Летные характеристики
- Эксплуатация
- Модификации на базе самолёта Ан-2
- АН-2В (АН-4)
- АН-2Т
- АН-2ТП
- АН-2ТД
- АН-2СХ
- АН-2М
- АН-2П
- АН-2ЛП
- АН-2Л
- АН-2ЗА
- Ан-2В
- АН-2НАК
- Ан-2 польского производства
- Описание
- Имеющиеся модификации
- Советские модификации
- Польские модификации
- Китайские модификации
- Интересные факты
- Варианты модернизации
- Дата выпуска и модификации
- Погром 1952-го
- Попытки модернизации
- Фото самолета Антонов Ан-2/Ан-3
- Завершение серийного производства
- Когда закончили выпуск
- Достоинства и недостатки Ан-2
- Схема посадочных мест в салоне самолёта
- История создания Кукурузника Ан-2
- Имеющиеся аналоги
- Современные проблемы
- Ан-2 идёт в серию
История создания
Долгий путь Ан-2 начался в 1946 году, когда КБ под руководством Олега Константиновича Антонова было поручено создание нового гражданского самолета для сельскохозяйственной авиации. Изначально в качестве прототипа планировалось использовать модификацию моноплана Фи-156, однако после долгих обсуждений стал разрабатываться проект биплана. Отметим, что это было довольно смелое решение — от создания подобных изменений уже отказался весь мир.
Сделав выбор в пользу самолета с укороченным взлетом и посадкой, ОКБ-13 быстро представило в комитет два прототипа СХА-1, который позже был переименован в Ан-2. Оба прототипа оснащались двигателями Швецова мощностью 760 и 1000 лошадиных сил. После первых летных испытаний, проведенных в 1947 году, было решено оставить силовую установку АШ-62ИР мощностью 1000 л.с. Такая компоновка увеличила грузоподъемность на 840 кг при сохранении летных характеристик.
Кукурузник испытывался до марта 1948 года, а через год был запущен в серийное производство. Первый Ан-2, представленный в транспортном варианте, пилотировал летчик-испытатель Лысенко.
31 августа 1947 г. — первый полет
Целевое применение
В Советском Союзе Ан-2 использовался на региональных авиалиниях для перевозки грузов и пассажиров. Кроме того, самолеты конструктора Антонова использовались школами ДОСААФ для обучения любителей парашютного спорта. Ан-2 также подходил для сельскохозяйственных работ, таких как опрыскивание полей ядохимикатами и другими химическими удобрениями. Кстати, прозвище «Кукуруза», присвоенное этому самолету, не совсем заслужено. Дело в том, что Ан-2 по внешнему виду очень напоминал другой советский биплан — У-2, созданный авиаконструктором Поликарповым. Именно эти самолеты использовались для обработки кукурузных полей Украинской ССР, за что и получили свое прозвище.
Ан-2 — простой и удобный в использовании самолет, предназначенный для многоцелевого использования. Из-за малого разбега и относительно небольшой массы конструкции эти модификации могли приземлиться на необорудованных взлетных площадках. Поэтому «Аннушка» широко использовалась для освоения территорий Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера.
Несмотря на то, что первый полет Ан-2 совершил в 1949 году, в 2017-2018 годах эти модели решили почти 90% задач, поставленных перед малой российской авиацией. Такие данные предоставил НИИ им. Чаплыгина.
Удобства
Поскольку самолет АН-2 изначально не проектировался как пассажирский, об особых удобствах говорить не приходится. Например, в этом биплане нет туалета, который привычен пассажирам больших авиалайнеров. Иногда в качестве унитаза использовалось ведро с сиденьем (расположено перед рамой). В самых современных и VIP моделях используются органические туалеты. Шумоизоляция ведется, борта оборудованы системой GPS. Wi-Fi не устанавливается, потому что это бесполезно и дорого.
Несмотря на солидный возраст, стирать знаменитую «кукурузу» рано. Так, в 2013 году ОКБ «Антонов» объявило о начале работ над новой модификацией Ан-2, теперь уже сотой серии. Здесь будет установлен турбовинтовой двигатель украинского производства. В России был представлен новый Ан-2МС с американским двигателем Garrett и пятилопастным воздушным винтом с задним ходом. Можно сделать вывод, что легендарный биплан Антонов получит новую жизнь.
Вооружение самолёта
Ан-2 — простой, неприхотливый, всегда готовый к эксплуатации
Ан-2 не предназначен для активных боевых действий. Однако благодаря своей универсальности самолет участвовал в большинстве послевоенных конфликтов по всему миру. От Корейской войны 1950-53 годов до кампаний в Ливии и Сирии летно-технические характеристики Ан 2 востребованы повсюду.
Стандартное вооружение самолета — 2 блока неуправляемых ракет С-5М или С-5К, всего на 16 снарядов. Ан-2 также оборудован балочным держателем БДЗ-57Ку или БДЗ-57КР, способным нести бомбу массой до 250 кг.
Ан-2 принимал активное участие в холодной войне. Самолет поставлялся союзникам СССР, что предопределило его участие в локальных конфликтах. Преимущество таких поставок — отсутствие у них военной подготовки. Самолет мог использоваться как для гражданской авиации, так и для медицинских целей. На нем уже было установлено вооружение.
Участие Ан-2 в вооруженных конфликтах объясняется также распространением самолетов после распада СССР. До сих пор он стоит на вооружении большинства постсоветских стран, а также стран Центральной и Восточной Европы, Африки и Азии. Используются также авиадесантные модификации.
В период между концом 20 и началом 21 века An 2 также использовался в гражданских и локальных конфликтах в Центральной Азии, Юго-Восточной Европе. Есть информация об использовании авиации в боевых действиях в Африке, в том числе в гражданской войне в Ливии.
Особенности конструкции
Если рассматривать аэродинамическую схему Ан-2, то самолет выглядит так. Это легкий многоцелевой биплан с двутавровыми стойками, интегрированными с арматурой, соединяющей конструкцию. Хвост выполнен в традиционном стиле. Обшивка корпуса рамы крыла была выполнена из легкого алюминиевого сплава. Хвостовые поверхности вертикального оперения, стабилизатора и кессона крыла выполнены из полиэфирной ткани.
Шасси самолета трехточечное, неубирающееся. Конструкция этой детали унифицирована, поэтому при необходимости колеса легко заменяли на лыжи. Плавность посадки обеспечивали амортизаторы воздушно-масляного типа.
Как уже говорилось выше, двигатель Швецова использовался как силовая установка. Это звездообразный агрегат, установленный в носовой части фюзеляжа. Двигатель имел воздушное охлаждение, агрегатировался с 4-лопастным воздушным винтом серии АВ-2. В более поздних версиях винт стал дополнительно оснащаться системой противообледенения.
Кабина
Кабина Ан-2 двухместная, но не отличается высоким уровнем комфорта. Остекление панорамное, боковые стекла сняты с фюзеляжа, компоновка приборной панели примерно одинакова для всех модификаций. Установлено здесь:
- Искусственный горизонт;
- Индикатор скорости;
- Два высотомера: барометрический и радиолокационный, последний предназначен для полетов на малых высотах;
- Вариометр.
Кроме того, на приборной панели установлено три компаса: дистанционный индукционный, гироскопический и резервный.
Панель управления
Салон
В зависимости от предполагаемого использования планировка салона может быть разной. Например, грузовые самолеты были оборудованы креслами с откидной спинкой, а для пассажирской версии предусмотрены мягкие кресла. Здесь необходимо уточнить, что конструкция Ан-2 не ориентирована на пассажирские перевозки, хотя «Кукурузник» Антонова в этом направлении использовался достаточно эффективно.
В салоне было 12 мягких сидений в четыре ряда. Между ними ожидался узкий проход. Однако комфорт пассажиров был минимальным, и рейсы были маломагистральными. Отметим, что в современной России многие влиятельные господа приобретают Ан-2 в личных целях. Здесь интерьер выполнен по индивидуальному заказу.
Технические и лётные характеристики
- Экипаж — 2 человека;
- Пассажировместимость — 12 человек;
- Грузоподъемность — 1,5 тонны;
- Размах крыла: высокий / низкий: 8,4 / 5,7 м;
- Площадь бокса крыла — 71,5 м2;
- Конструкционная масса: 3 400-3 690 кг;
- Объем топливного бака — 1 240 л;
- Скорость: номинальная / допустимая / крейсерская — 236/300/180 км / ч;
- Дальность полета — 990 км;
- Максимальная высота — 4,2 км с максимально допустимой взлетной массой;
- Диаметр шнека — 3,6 м;
- Возможность применения вооружения: бомбы массой до 250 кг, неуправляемые авиационные ракеты С-5М или С-5К.
Производитель
В СССР самолеты этой версии производились на Киевском заводе ВВС. В городе Долгопрудный Московской области производились самолеты марки Ан-2М. В 1958 году Аннушки начали производить в Польше. Машины польского производства производились под контролем советских специалистов. Модель Антонова была произведена в Китае компанией Shijiazhuang Aircraft Corporation.
Самолет Антонов Ан-2/Ан-3
41% | 50% | девять% |
- положительный
- нейтральный
- отрицательный
Голосов: 4. Отзывов: 22. Рейтинг 3,565 Оставить отзыв Написать отзыв Добавить фото Задать вопрос
За дело берётся Антонов
Конфигурация, аналогичная самолету CX-1, пришла в голову Олегу Антонову в 1940 году. Его модель называлась «Самолет № 4». Антонову повезло больше. В тяжелые военные годы не было времени на «удачу», но в конце Великой Отечественной войны, когда экономический подъем уже начался, Антонову удалось получить заказ на свой самолет через Никиту Хрущева. Будущий генсек еще не был поклонником кукурузы, но уже считал себя большим специалистом в области сельского хозяйства.
Однако поддержка Хрущева только помогла Антонову создать опытный самолет и подготовить документацию. Поступающие в научно-исследовательские институты по гражданской и военной авиации постановления удручали. Самолет был описан как слишком дорогой и непригодный для обслуживания за пределами аэропортов. Грузоподъемность 1,5 тонны посчитали слишком маленькой.
Антонов не сдавался. Он убедил своего непосредственного начальника Александра Яковлева (его заместителем был Антонов) отпустить его в Новосибирск, где находился филиал Яковлева. Там конструктор быстро увлек своей идеей нескольких коллег, однако в январе 1946 года убедил Яковлева в необходимости создания будущего Ан-2. Постановление Яковлева стало решающим: 31 мая 1946 года специальным постановлением Политбюро было создано КБ Антонова и утверждена постройка самолета, до сих пор называемого просто «Т» — транспортным. Таким образом, Антонов стал самостоятельным главным конструктором.
Управление самолетом
Пилоты, которым приходилось управлять самолетом, говорят, что он хорошо летает на малых скоростях, примерно до 50 км / ч. Когда скорость автомобиля снижается, планки выдвигаются, и автомобиль летит дальше. Самолет может планировать со скоростью 40 км / ч и с выключенным двигателем, что позволяет использовать его в ночное время и в случае отказа двигателя. Это самый большой известный одномоторный биплан в мире.
Ан-2 в некоторых случаях приземлялся недолго, через полосу современных аэропортов, где взлетно-посадочная полоса залита бетоном. Были случаи, когда при сильном боковом ветре невозможно было посадить машину по взлетно-посадочной полосе, но ее ширины хватало и для этого, и для дополнительного контроля.
Летные характеристики
Салон Ан-2 и вход в кабину
Летно-технические характеристики Ан-2 имеют следующие показатели:
- допустимая скорость — до 300 км / ч;
- допустимая скорость при полной нагрузке — 236 км / ч;
- крейсерская скорость Ан-2 с полной нагрузкой — 180 км / ч;
- дальность полета — 990 км;
- допустимая высота при полной загрузке — 4,2 км;
- разбег — 225 м, с полной загрузкой — 235 м.
именно небольшая взлетно-посадочная дистанция даже при максимальной загрузке делает Ан-2 универсальным для использования на неподготовленных территориях. Не требует специально оборудованных переулков, достаточно небольшого ровного участка.
Эксплуатация
В СССР самолет широко использовался на местных авиалиниях для перевозки пассажиров и грузов (часто на линиях, соединяющих районные центры с районными центрами, а также села), для выполнения различных народнохозяйственных работ, особенно для авиации. Также использовался в ДОСААФ для высадки парашютистов-любителей.
Ан-2 в аэропорту Сиворицы».
Простота в использовании, пригодность для работы на неподготовленных грунтовых площадках, с малой взлетной и пробегом, самолет был незаменим для работы на неосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, где использовался повсеместно. Иногда Ан-2 путают с самолетом По-2, который называли «кукурузой», он получил свое название от сельскохозяйственного самолета У-2АП, который использовался для обработки полей, в том числе кукурузы, в Бессарабии и Украине.
На 2012 год в мире находится в эксплуатации 2271 Ан-2; В России имеется 1580 самолетов Ан-2, из них 322 — в ремонте. В Украине 135 самолетов Ан-2, из них 54 летные, 290 Ан-2 эксплуатируются в Казахстане, 143 — в Узбекистане, 89 — в Туркменистане, 82 — в Беларуси, 63 — в Азербайджане и 30 — в Кыргызстане и Армении — четыре 8.
По данным ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», в середине 2017 года 90% задач малой авиации в России по-прежнему выполнялись самолетами Ан-2.
Модификации на базе самолёта Ан-2
Орошение и опрыскивание химикатами — основные направления использования Ан-2 в сельском хозяйстве
За долгую эксплуатацию Ан-2 приобрел множество модификаций. Каждый из них предназначен для решения индивидуальных задач, доведения летно-технических характеристик самолета до соответствующих показателей.
Модификации Ан-2 разрабатывались не только в СССР, но также в Польше и Китае. Зарубежные аналоги в какой-то мере повторяют советские разработки, поэтому их редко рассматривают отдельно.
АН-2В (АН-4)
Ан-2В — это устройство, предназначенное для посадки на водную поверхность с возможностью последующего взлета. Отличительная особенность — плавающее шасси.
АН-2Т
Ан-2Т — простой транспортный самолет грузоподъемностью 1,5 т. С учетом тактико-технических характеристик базовой модели это даже не модификация, а скорее переделка самолета для грузовых перевозок. Нет внутренней отделки и нет складывающихся пассажирских сидений.
АН-2ТП
Ан-2ТП — это транспортно-пассажирская модификация, рассчитанная на перевозку 12 человек. В Лейпциге модель была дополнена отличительными чертами: окна сделали квадратными, интерьер доработали, а сиденья заменили на более мягкие и удобные.
АН-2ТД
Ан-ТД — транспортный самолет-амфибия. Есть места для 12 парашютистов и их груза. Есть устройства для приземления и падения. Используется как в боевых действиях, так и для любительского парашютного спорта.
АН-2СХ
Ан-2СХ используется в сельском хозяйстве. В нем есть принадлежности для сыпучих и жидких химикатов, а также оборудование для их распыления на посевы. При необходимости его также можно использовать для тушения пожаров. Имеет аналоги в Польше и Китае: An02R и Y5B соответственно.
АН-2М
Ан-2М — одноместный самолет, предназначенный для сельскохозяйственных работ. Отличительные особенности: отсутствие второго пилота, увеличенное вертикальное оперение и удлиненный фюзеляж. Выпускался до 1971 года и эксплуатировался до 1987 года.
АН-2П
Ан-2П — пожарная модификация, разработанная на базе Ан-2В. Самолет способен поднять в воздух до 1240 литров воды. Имеет плавающее шасси, позволяющее садиться на водоемы.
АН-2ЛП
Ан-2ЛП — пожарный самолет, предназначенный для тушения лесов. Созданный на базе Ан-2В, он может приземляться на водные объекты, что ускоряет сбор воды.
АН-2Л
Ан-2Л — модификация лесного пожара, предназначенная для химического распыления. Груз перевозится в стеклянных контейнерах под крыльями и фюзеляжем.
АН-2ЗА
Ан-23А — самолет для исследования атмосферы. Он имеет турбонагнетатель и носовую кабину перед килем для наблюдения.
Ан-2В
Ан-2В — самолет с плавающей стойкой шасси. Он стал основой для нескольких противопожарных модификаций. Используется в гражданской авиации для доставки грузов.
АН-2НАК
Ан-2НАК — несерийный двухкилевой самолет, предназначенный для фотографической разведки. Хвостовая часть остеклена. Он был вооружен пулеметом УБТ или автоматической пушкой НС-23.
Ан-2 польского производства
R CX | сельское хозяйство | 7786 | 7075 | 711 |
TPTP | transportowo-Pasażerska | 1586 | 1537 | 49 |
TDTD | transportowo-Desantowa | 1405 | 1028 | 377 |
RP | pasażerska | 837 | 821 | 16 |
МБ | водная морска (гидросамолет) | 148 | 122 | 26 |
TT | транспорт | 69 | 69 | |
RTD | rolniczo-Transportowo-Desantowa | 19 | 19 | |
FF | фотограмметрия | 5 | 5 | |
Другой | 26 | 26 | ||
Общий | 11881 | 10583 | 1298 |
1. | СССР СССР | 10583 |
2. | ПНР ПНР | 460 |
3. | НРБ НРБ | 222 |
4. | RS Румыния RS Румыния | 132 |
5. | Венгерские Народные Республики Венгерские Народные Республики | 119 |
6. | КНДР КНДР | 115 |
7. | Югославия Югославия | 63 |
восемь. | Чехословакия Чехословакия | 49 |
девять. | MPR MPR | 47 |
10. | ГДР ГДР | ветры |
одиннадцать. | Турция Турция | 15 |
12. | Вьетнам Вьетнам | 14 |
13. | Ирак Ирак | 13 |
14. | Соединенное Королевство Соединенное Королевство | 10 |
15. | Венесуэла Венесуэла | девять |
16. | Куба Куба | 4 |
17. | Никарагуа Никарагуа | 2 |
18. | Колумбия Колумбия | 2 |
19. | Франция Франция | 1 |
ветры. | Нидерланды Нидерланды | 1 |
Общий | 11881 |
Большинство Ан-2 производилось на польском заводе PZL Mielec pl, где производились планер и сборка самолета. Двигатели производили 2 польских завода: PZL Kalisz pl и PZL Rzeszów. Хвостовое оперение, лыжи, плавающее шасси и химическое оборудование производились на заводе WSK в Окенце.
Описание
Ан-2 выполнен по схеме биплана, корпус и каркас крыльев выполнены из алюминия. Крылья изготовлены из полиэстера. Двигатель — поршневой, воздушного охлаждения, 1000 л.с. Самолет оснащен четырехлопастным металлическим воздушным винтом. Рама не убирается, с хвостовым колесом колеса легко заменяются на лыжи. Топливные баки расположены в верхнем крыле машины. Кабина пилота выпуклая по бокам: это значительно улучшает обзор. Экипаж — два человека. Некоторые особенности были внедрены в самолет специально для работы в условиях неподготовленной взлетно-посадочной полосы.
Самолет оснащен надежной тормозной системой, позволяющей размещать Ан-2 на коротких платформах. Есть специальная система заправки, позволяющая заправляться из любой тары без дополнительного оборудования. Само устройство биплана предельно простое.
«Кукуруза» может летать даже на очень малых скоростях, при этом она не попадает во вращение. На скорости 40 км / ч самолет переходит в режим парашютизма и приземляется.
Имеющиеся модификации
Ан-2 — многоцелевой самолет, что позволило построить на его базе множество модификаций. Примечательно, что Кукурузник модернизировали не только российские, но и зарубежные авиаконструкторы.
Советские модификации
- Пассажиры;
- Обновленное одноместное сиденье для сельскохозяйственной авиации;
- Турбовинтовой;
- Огнестойкий;
- Санитарный;
- Артиллерийский корректировщик (опытный);
- Транспорт и пассажиры;
- Транспортировка и высадка;
- Аэрофотосъемка;
- 5-местный сервис;
- Воздушный перехватчик;
- Погодный разведчик для метеорологических исследований в горных районах;
- Экраноплановка (прототип).
Польские модификации
В этой стране Ан-2 производился в следующих вариантах:
- Геофиз;
- П / ПК / ПР;
- Т / ТД / ТП.
Китайские модификации
В этой стране самолет Антонова известен как «Фонг Шу-2» и производился в следующих вариантах:
- Наньчан;
- Шицзячжуан;
- Я-5А — автовоз, предназначенный для перевозки грузов и почты;
- Я-5Б — сельскохозяйственный;
- Y-5C — десантный транспорт;
- Y-5K — комфортабельная кабина.
Наньчан Y-5
Интересные факты
- Для курсантов летных училищ гражданской авиации Ан-2 стал своеобразным учебным стендом.
- Взлетая и приземляясь на крошечные платформы, Ан-2 стал незаменимым перевозчиком людей и грузов на просторах Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, а также обеспечивал доставку пассажиров в областные, районные центры или отдаленные поселки.
- Ан-2 был занесен в Книгу рекордов Гиннеса за длительный период деятельности — более 65 лет, и как самый большой биплан в мире с одним двигателем и самый массовый многоцелевой самолет.
- Модификация Ан-2, известная как Ан-3Т, вместе с украинскими летчиками побывала на Южном полюсе, пролетев там на высоте 4000 метров, максимальной для этого типа самолетов.
Обновленный Ан-2-100
Ан-2
Ан-2
Ан-2
Обновленный Ан-2-100
Ан-2
Ан-2 в небе Ан-2 перевернулся и приземлился недалеко от Ивделя
Варианты модернизации
Первая попытка глубокой модернизации Ан-2 была предпринята в 2011 году, заказчиком выступило Минпромторг РФ. Целью переделки была установка новых двигателей: в то время в России не производились конкурентоспособные силовые установки для малой авиации. Поэтому был подписан контракт с американской компанией Honeywell на установку двигателей. Условием контракта была годовая потребность в 40 и более автомобилей. Однако американские двигатели получили всего 25 моделей — спрос на такие модификации не оправдал ожиданий.
В 2012 году Минтранс объявил о масштабной модернизации Ан-2, планируя ее реализацию в 2015 году. В 2013 году были проведены испытания «Кукурузы» с турбовинтовым двигателем. В 2017 году была разработана конструкция цельнокомпозитного самолета «Байкал», серийный запуск которого ожидается в 2021 году на производственной базе Улан-Удэнского авиационного завода.
Дата выпуска и модификации
Самолет CRJ 200
Летопись самолета АН начинается еще до войны, в начале 40-х годов прошлого века, когда Антонову было поручено создать самолет простой конструкции для решения в основном сельскохозяйственных задач (борьба с вредителями сельскохозяйственных культур), аналогичный немецкому бипланы, призванные заменить его истощенный легкий ПО-2. Ему также приходилось выполнять другие военно-транспортные работы. Были предъявлены требования к возможностям новой машины: посадка и взлет с любой поверхности, будь то местность или вообще лесные поляны. По технической эксплуатации такой самолет должен был быть проще дорогих вертолетов, а также неприхотлив в обслуживании и условиях эксплуатации. Из-за войны начало разработки пришлось отложить до 1946 года. Свой первый испытательный полет AN2 совершил в 1947 году, преодолев 3000 километров.
Самолет имеет множество модификаций, позволяющих выполнять работы в разных районах и климатических условиях:
- Ан-2С — медицинский транспорт;
- Ан-2СХ — для сельскохозяйственных работ (в основном, опрыскивание посевов от вредителей, за что получил прозвище «кукуруза»);
- Ан-2Т — транспортный (способен перевозить около тонны груза);
- Ан-2ТП: перевозит как грузы, так и пассажиров;
- Ан-2ТД — предназначен для десантирования гражданских войск и десантников (с выдвижной платформой);
- Ан-2Ф — оборудован для аэрофотосъемки, также выполняет ночную артиллерийскую разведку, оборудован кабиной штурмана в очереди, двигатель и кабина экипажа покрыты наружным слоем брони;
- Ан-4 — самолет с возможностью посадки;
- Ан-6 — выполняет метеорологическую разведку;
- Ан-2 — для картографических съемок (со встроенными камерами);
- Ан-2 — для радиационных (с радиометром) и геологоразведочных работ (с магнитометром);
- Ан-2 — для аварийно-спасательных работ (с люком в полу и железнодорожным вагоном);
- Ан-2Л — для тушения лесных пожаров (с баками для тушащих смесей);
- Ан-2М — для сельскохозяйственных работ с длинным фюзеляжем;
- Ан-2П — для пассажирского транспорта;
- Ан-2С Санитарный — на борту могут разместиться 6 лежачих больных (есть специальные носилки) и 2 сопровождающих, оборудован системой теплоизоляции, аптечкой и туалетом;
- Экраноплан Ан-2Э;
- Ан-2ПК — для работы в полярных условиях (с рамой лыж и дополнительными обогревателями).
За весь период производства было собрано более 18000 экземпляров самолетов AN2, которые выполняли свои обязанности в нескольких десятках стран мира.
Погром 1952-го
В конце 1952 года правительство СССР приняло решение наладить производство деталей фюзеляжа Ил-28 в Киеве. Легендарный бомбардировщик (ему даже удалось воевать в Афганистане против талибов) пересек дорогу Ан-2. Из сборочных цехов было выброшено не только оборудование, но и недостроенные корпуса Ан-2. Отчаяние как самого Антонова, так и его сотрудников было безграничным…
И снова Хрущев стал спасителем. Захватив власть в лагере после смерти Сталина, Никита Сергеевич не оставил без внимания своего любимого авиаконструктора. Киевский завод снова получил заказы на Ан-2, и к 1963 году завод собрал более 3000 машин.
Попытки модернизации
В 2011-2012 годах в Российской Федерации часть машин прошла частичную модернизацию. Устаревшие двигатели An были заменены на новые американские. Двигатель Honeywell был установлен на 25 самолетах. В 2012 году Минтранс принял решение модернизировать до 800 самолетов. Замена двигателя и навигационного оборудования в самолете стоит 600–850000 долларов.
Ан-2 100
В 2013 году на украинском военно-воздушном заводе «Антонов» был установлен турбовинтовой двигатель МС 14. Модернизированный украинский Ан-2100 работал на керосине. В 2017 году в Российской Федерации конструкторами разработан еще один самолет — ТВС 2ДЦ «Байкал». Ожидается, что его серийное производство начнется в 2021 году в Улан-Удэ.
Фото самолета Антонов Ан-2/Ан-3
- Панель приборов в кабине самолета Ан-2
Кабина транспортного самолета Ан-2 ВВС России
Самолет Ан-2 на привокзальной площади Минского аэропорта
Ан-2 авиакомпании «Авиа Жайнар» выполняет химические работы для авиации Казахстана
Завершение серийного производства
Спрос на самолеты Антонова начал снижаться в середине 1980-х годов. Самолет был снят с серийного производства в 1992 году. Несмотря на это, модификации Ан-2 производились поштучно в Китайской Народной Республике по заказу правительства.
Когда закончили выпуск
Самолет Embraer 190: характеристики
Несмотря на огромную популярность в СССР и во многих странах мира, спрос на биплан Антонов начал постепенно снижаться с 80-х годов прошлого века, что привело к прекращению его серийного производства в 1992 году в основном по заказу правительств азиатских стран) производились в Китае и позже.
Достоинства и недостатки Ан-2
Применение Ан-2 при тушении пожаров
Основное преимущество Ан-2 — его летно-технические и эксплуатационные характеристики. Самолет неприхотлив, универсален, прост и доступен для решения любой задачи.
Это включает:
- перевозка пассажиров и грузов на местных авиалиниях;
- сельскохозяйственные работы, такие как химическое опрыскивание;
- высадка парашютистов-любителей;
- освоение нежилых территорий, в том числе крайнего севера.
Основной список преимуществ:
- хорошие летные характеристики;
- небольшой взлетно-посадочный пробег;
- нетребовательна к специальной заправочной технике.
Планирование при нехватке топлива также является важным аспектом. Самолет не крутится сразу, а переходит в режим парашютизма, что позволяет ему приземлиться без повреждений даже при отсутствии топлива. Также обращают внимание на возможность полета на малых скоростях — до 40 км / ч.
Выявление недостатков этого самолета — вопрос спорный. Использование биплана 70-летней давности в современных условиях уже говорит об отсутствии серьезных недостатков. Основные недостатки связаны с ограничениями по вместимости и дальности полета. Однако, учитывая предназначение этих самолетов, они не считаются критическими.
Отдельно выделяются инциденты с Ан-2. За годы деятельности зафиксировано 622 случая. По состоянию на конец 2017 года в этих авариях погиб 781 человек. В авариях нет закономерности: аварии происходят по разным причинам, от отказа оборудования до ошибок пилотирования.
Схема посадочных мест в салоне самолёта
Модификация Ан-2П предназначалась для перевозки пассажиров на короткие расстояния. В салоне было 12 пассажирских мест. Их расположили в 2 ряда. Было 3 стула в ряд. 2 места было по одну сторону, одно — с другой. Между ними был проход. Размеры салона — 4,2х1,65х1,85 м. В некоторых автомобилях было 13 посадочных мест. Зал имел коридор на 6 и 7 мест по бокам.
Компоновка салона Ан-2
Уровень комфорта в таких моделях невысокий. Во время полета пассажиры самолета почувствовали сильную дрожь, в салоне было очень шумно. При двухрядной расстановке сидений малейшие неудобства испытывали пассажиры, сиденья которых находились посередине. В последние годы Ahn покупают энтузиасты редких самолетов. Частники переделывают кукурузную выставку на свое усмотрение.
История создания Кукурузника Ан-2
06.03.1946 | Дата создания ОКБ-153. Развернут возле Новосибирского завода ВВС. О. Антонов был назначен руководителем конструкторского бюро. Вначале было 20 конструкторов из ОКБ Яковлева и молодые авиаконструкторы. Целью ОКБ была разработка гражданского самолета для нужд сельского хозяйства — СХА-1 |
31.08.1947 | Год выпуска Ан 2. Первый самолет взлетел, сделал круг и успешно приземлился |
08.12.1947 | Начались статусные тесты. Первые модели не имели конкретного двигателя и испытывались на различных вариантах. Многие скептически относились к конструкции биплана. Однако Антонова поддержал тогдашний глава Украинской ССР Никита Хрущев |
01.03.1948 | Завершение тестов |
23.08.1948 | Ан-2 принят на вооружение авиации СССР. Серийное производство начинается на базе завода № 473 в Киеве. Сюда же переводится ОКБ-153 вместе со всеми сотрудниками |
09.10.1949 | Летчик Лысенко впервые пилотировал серийный Ан-2 |
1949 — 1952 гг | Начат мелкосерийное производство. Произведено 185 самолетов |
1952 — 1953 гг | По приказу Сталина завод № 473 приступил к освоению производства реактивного бомбардировщика первой очереди Ил-28. Производство Ан-2 временно остановлено |
1953-1963 гг | После смерти Сталина пришедший к власти Хрущев возобновил производство «кукурузного завода» на предприятии № 473. Из цехов вышло 3164 машины |
1959 — 2002 гг | В рамках взаимопомощи в социалистическом лагере конструкции Ан-2 были переданы Польше. Производство началось на заводе WSK PZL-Mielec. Именно там было выпущено больше всего самолетов этой серии — 11 915 штук. Большинство бипланов вернулось в СССР, но некоторые были проданы другим странам Варшавского договора |
1966 — 1971 гг | Собрано 506 единиц Ан-2М на территории Долгопруднинского завода в Московской области |
1956-2018 гг | Сделано в Китае. Всего собрано до 1000 шт |
Один из современных примеров
Самолет получил самое широкое распространение и использовался в различных сферах:
- перевозка грузов и пассажиров;
- военно-транспортная деятельность;
- корректировка, разведка и обстрел позиций противника;
- использовать в качестве авиационной метеорологической лаборатории.
Имеющиеся аналоги
В современном мире аналогов Ан-2 нет. Однако самолет, похожий по конструкции и характеристикам, можно назвать Bellanca AirCruiser, который впервые поднялся в воздух в 1930 году. Несмотря на то, что он является монопланом, он очень похож на разработку Антонова.
Крейсер Bellanca
Современные проблемы
Любая техника, даже самая удачная, со временем устаревает. Самолет Ан-2 — не исключение. Характеристики у нее хорошие, но в наше время требования к силовой установке изменились. В то время, когда обычная газовая вода была дороже бензина, ее расходу уделялось мало внимания. Эта тенденция сохранялась долгое время, но рост цен на нефтепродукты заставил ее пересмотреть.
Двигатель Ан-2 карбюраторный, тысячный, очень надежный, но… Бензин — спецзапрос, авиация — дорогая. И расход его тоже немалый. В некоторых странах, особенно в Канаде и США, эксплуатация самолетов этого типа запрещена. Однако коллекционеры с удовольствием покупают Ан-2. Цена от полутора миллионов рублей и более не мешает желающим испытать истинное удовольствие от полета на «винтажном самолете».
Ан-2 идёт в серию
Первые Ан-2 были построены и отправлены на летные испытания очень быстро. И машина, попавшая в руки водителей, стала получать самые восторженные черты. Оказалось, что он не требует высокой квалификации пилота, достаточно быстр по своей конструкции, обладает маневренностью и подходит практически для любых задач.
Но теперь возникла проблема с авиазаводом. Исторически сложилось так, что каждый завод был закреплен за определенным конструкторским бюро и строил разработанные в нем самолеты. Это логично: конструкторы знакомы с инженерами и сборщиками, недостатки устраняются быстрее, оперативно, без оформления документов. Но Новосибирский завод ВВС выпускал Ми-9. Истребители, естественно, с производства не снимались.
Хрущев снова помог. Лидер украинской партии пригласил Антонова и его офис в Киев. Не все из них были освобождены из Новосибирска, но Антонов сохранил костяк ФБР. В качестве теста Ан-2 опылял посадки сахарной свеклы, которые активно уничтожались долгоносиком.
Первые серийные машины, также «нулевой» серии, были отправлены военным и гражданским испытателям в 1950 году. С учетом отзывов испытателей были внесены изменения в конструкцию кабины и воздушного винта. В ходе испытаний инженеры и конструкторы Киевского завода усовершенствовали процесс сборки, упростив его в три раза. Фюзеляж и крылья разобрали всего за восемь дней. За оставшуюся часть 1950-х было собрано 46 автомобилей.
- https://MilitaryExp.com/samolet-an-2-opisanie-kukuruznika/
- https://AviationToday.ru/samolety/an-2.html
- https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/an-2/
- https://samoletos.ru/samolety/an-2
- [https://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/an-2.html]
- [https://AviaCasir.ru/an-2/]
- [https://fishki.net/2135882-an-2—obzor-sovetskogo-kukuruznika.html]