История Ан-3
В середине 60-х годов прошлого века авиационная техника стала широко применяться в сельскохозяйственных работах, ее начали использовать не только для уничтожения насекомых, но и для удобрения растений и борьбы с сорняками. Объем авиационно-химических работ стал быстро увеличиваться, и в 1965 году с помощью авиации было возделано 55 миллионов гектаров, а к 1980-м годам эта цифра должна была увеличиться вдвое. В этих условиях необходимо было либо резко увеличить парк сельскохозяйственных самолетов, либо разработать новую, более производительную машину, чем Ан-2.
Социалистической экономике было легче выбрать первый путь. Разработка велась, но очень медленно, с бюрократическими проволочками, в результате чего новая модель самолета не выходила из фазы испытаний почти до распада СССР.
Создатели Ан-2 были уверены, что есть большие возможности доработать эту модель самолета. Однако в то время в министерстве доминировало мнение других специалистов о том, что Ан-2 был уже устаревшим анархизмом и для сельскохозяйственных работ необходимо разработать совершенно новый самолет на базе турбореактивного двигателя. В результате появилась советско-польская программа создания сельскохозяйственного самолета М-15 на базе турбореактивного двигателя.
Этот самолет не только принес стране экономический ущерб, но и повлиял на ее репутацию в авиастроении. Этот самолет был мало маневренным, имел плохие летные характеристики, а также имел другие недостатки. Его раскритиковали на 32-м Парижском авиасалоне 1977 года.
OK. Антонов пошел другим путем, непопулярным в то время, и решил отказаться от реактивного двигателя.
В 50-х годах прошлого века возникла идея установить на Ан-2 турбовинтовой двигатель вместо поршневого. Это позволило сделать заказ на полет и улучшить технические характеристики самолета. Также существенно снизилась стоимость обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, примерно на 30-40%, благодаря тому, что в качестве топлива вместо бензина использовался керосин.
Однако двигателя с требуемыми параметрами не было. Чуть позже, в 1960-е годы, под руководством Глущенкова на Омском МКБ был создан двигатель ТВД-10. Его хотели использовать для усовершенствования самолета Ан-2 в 1967 году. Потом появился еще более мощный двигатель ТВД-10А, но все работы по нему были остановлены в связи с сокращением рабочих на Омском предприятии.
В 1971 году был анонсирован новый проект дооснащения самолета Ан-2 двигателем ТВ2-117. Он имел более широкий размах крыла, шасси с передней стойкой, систему вентиляции, была установлена самая современная сельскохозяйственная техника. Этот вариант не был реализован по ряду других причин. Однако позже был создан проект Ан-3 с двумя двигателями ТВД-850, но и эти двигатели в производство не отправлялись.
В 74 году было решено установить двигатель ТВД-10Б на Ан-2, однако вскоре для проекта Ил-86 понадобился ТВД-10, и работы по двигателям ТВД-10Б были свернуты.
Эти работы продолжились в 1978 году, когда двигатель ТВД-20 уже был в производстве, а сам самолет был модифицирован под него. В декабре того же года самолет прошел летные испытания в Туркменской ССР, а в 1981 году были проведены заводские испытания. Государственные испытания были начаты только в 1986 году, так как возникли трудности с изготовлением двигателей. В 1989 году государственные испытания проводил летчик А.К. Хрустицкий, а в 91 году был завершен весь объем испытаний. Однако в производство самолет так и не пошел из-за распада Советского Союза.
Решение о возрождении Ан-3 было одобрено фирмой АНТК, которая носит название О.К. Антонова, в 1997 году, поэтому преимущество было отдано варианту Ан-3Т, поскольку к этому моменту спрос на сельскохозяйственные модели снизился. Самолет был модифицирован в соответствии с современными характеристиками. Первая модель этого типа Ан-3Т была выпущена в 1998 году на Омском предприятии. Первый серийный самолет Ан-3Т был отправлен в масштабы авиакомпании «Заполярье». Самолет Ан-3 выпускался небольшими сериями с 2000 по 2009 год. Впоследствии серийное производство самолета было сокращено.
В 2012 году на заводе «Антонов» в Киеве была создана более легкая модель Ан-3-100; На нем было установлено более современное радионавигационное оборудование.
Легкий транспортный самолет Ан-3Т на МАКС-1999.
Конструкция АН-3
Ан-3 создавался не с «чистого листа», поэтому его конструкция точно такая же, как у знаменитого Ан-2. Единственное отличие во внешнем виде — это не «передняя» часть фюзеляжа, которая была его «прародительницей», а конусообразная, где вместо поршневого расположен турбовинтовой двигатель.
Ан-3 построен по классической аэродинамической схеме биплана. Конструкция этого самолета состоит из фюзеляжа, двух крыльев, оперения, шасси. У бипланов во время полета не убирается. Фюзеляж — цельнометаллический, что делает корпус Ан-3 прочным и надежным. Внутри кабины можно перевозить грузы, людей. В зависимости от того, для чего предназначена модель самолета.
Двухлонжеронные крылья прямые. Они обтянуты, в отличие от металлического корпуса, полиэфирной тканью. Силовая установка Ан-3 — турбовинтовой ТВД-20 с реверсивным воздушным винтом АВ-17 (трехлопастной). Подача керосина происходит в шесть топливных баков, расположенных в верхнем крыле.
С левой стороны установлена грузовая дверь, а внутри — пассажирская. В кабине установлены системы отопления и вентиляции. Чтобы пилоты лучше видели, что происходит сзади и внизу, фонарь в кабине сделан выпуклым с боков.
При необходимости и по желанию заказчика на Ан-3 устанавливается дополнительное оборудование, не входящее в проект.
Модернизированный Ан-2, переоборудованный в Ан-3, получил повышенную грузоподъемность, скорость, скороподъемность и производительность. В салоне стало меньше шума, расхода топлива и масла.
Кабина Ан-3
Летные характеристики самолета
Ан-3 зарекомендовал себя в полете как серьезный, надежный и эффективный аппарат. По сравнению со своим предшественником Ан-2 он был намного быстрее, поднимаемее и надежнее. В числовом выражении обновленная версия Антонова была в 1,3 раза быстрее и в 1,5 раза мощнее.
В новой версии аппарата конструктор значительно увеличил размер и площадь крыла — общая площадь нижнего и верхнего оперения составила более семидесяти квадратных метров. Размах верхнего крыла составлял более 18 метров, нижнего — 14. Длина фюзеляжа составляла почти 14 метров.
Самолет оснащен двигателем ТВД-20, специально разработанным для этого самолета. Двигатель оснащен семиступенчатым центробежным компрессором, большой камерой сгорания и отдельно стоящей двухступенчатой турбиной. Максимальная мощность двигателя, которую способен развить при взлете, составляет 1375 лошадиных сил.
Максимальная скорость Ан-3 — 255 километров в час, посадочная скорость — не менее 80 километров. Минимальная скорость, с которой устройство может летать, или скорость, при которой устройство начинает зависать, составляет 60 километров в час. Топливные баки самолета вмещают 1270 кг топлива, что обеспечивает полет 800-1400 км в зависимости от высоты полета.
Самолет легкий, благодаря своей легкой, прочной и надежной конструкции. Самолет имеет хвостовое оперение с одним оперением и очень безопасно чувствует себя в воздухе как на высоких, так и на низких скоростях.
Модификации нового биплана
Новый биплан Ан-3 не отличался узкой направленностью. За годы своего существования он постоянно видоизменялся. Новые модели с хорошими эксплуатационными характеристиками нашли применение в различных сферах. На сегодняшний день существует шесть модификаций Ан-3:
- Ан-3Т;
- Ан-3СХ;
- Ан-3ТБК;
- Ан-3Т-10;
- Ан-3Т-08;
- Ан-3Т-07.
По своей конструкции этот представитель малой авиации может перевозить грузы на небольшие расстояния в пределах своей грузоподъемности. Ан-3Т — транспортная модификация легкого самолета. Использование грунтовых путей дает ему возможность доставлять товары в места, куда иногда невозможно добраться даже наземным транспортом.
Ан-3СХ предназначался для сельского хозяйства. Выполнял ту же работу, что и Ан-2. Этот воздушный рабочий обработал поля пестицидами с воздуха, чтобы убить насекомых или сорняки. Он внес минеральные удобрения на большие площади сельскохозяйственных угодий. В наше время редко можно встретить такое молодое поколение «кукурузы» над полями.
Ан-3ТБК появился совсем недавно. Он предназначен для перевозки деловых пассажиров. Этот вариант отличается от классического Ан-3 наличием двойных прямоугольных окон. Также есть шкаф и багажное отделение. Конечно, услугами такого самолета могут воспользоваться только состоятельные пассажиры.
Ан-3Т-10 используется для доставки и освобождения десантников. Умещаются в салоне на 10-12 человек.
Ан-3Т-08 полезен в лесном хозяйстве. Во время пожарной опасности, когда начинаются лесные пожары, самолеты этой версии используются для патрулирования и прочесывания лесов.
Ан-3Т-07 — транспортно-пассажирский вариант. Самолет этой модификации может перевозить до 12 человек.
К сожалению, выпуску самолета Ан-3 уделялось недостаточно внимания. Поэтому его модернизировали всего несколько раз.
Описание лайнера
Самолет Ан-3 по конструкции аналогичен и во многом повторяет своего предшественника Ан-2, но является его дальнейшим развитием: это биплан с двумя крыльями, расположенными одно над другим.
Канал металлический, шасси, хвостовое оперение, конструкция крыла такая же, как у предшественника, но с левой стороны — входная дверь с окном. Экипаж состоит из двух человек, но на прототипе может летать один человек. Кабина экипажа оборудована системой отопления и вентиляции.
К передней части корпуса крепится блок с установленными устройствами силовой установки и другими системами. Основная часть силовой установки — двигатель ТВД-20 мощностью 1375 л.с. Топливные баки хранятся в верхнем крыле.
В зависимости от пожеланий заказчика машина может быть укомплектована:
- спутниковая система;
- аварийный маяк;
- оборудование радиосвязи.
В результате внесенных изменений скорость самолета увеличилась в полтора раза, а расходы на топливо и масло снизились в 2 раза.
Автомобиль имеет электростартерную систему. Самолет может запускаться как от бортовых аккумуляторных батарей, так и от наземных источников. Двигатель можно запускать при температуре — 25 градусов. Цельсия, нагревание не требуется. В машине есть следующие блоки:
- индикация параметров двигателя;
- контроль вибрации.
Вместо бензина в Ан-3 используется керосин, что удешевляет, но в основном топливная система такая же, как у Ан-2.
Кабина самолета
Фото самолета Антонов Ан-2/Ан-3
- Панель приборов в кабине самолета Ан-2
Кабина транспортного самолета Ан-2 ВВС России
Самолет Ан-2 на привокзальной площади Минского аэропорта
Ан-2 авиакомпании «Авиа Жайнар» выполняет химические работы для авиации Казахстана
Технические характеристики Ан-3
Самолет получил умеренные габариты, аналогичные Ан-2. Его длина 13,97 м, высота 4,93 м. Верхнее крыло имеет проем 18,18 м, нижнее — 14,24 м. Их площадь достигла 43,55 м². Незагруженный самолет весит 3615 тонн, а коммерческий не может превышать 1,8. Максимальный взлетный вес ограничен 5,8 тоннами, а в баках находится 1,27 тонны топлива.
Ан-3 работает на ТВД-20-01 мощностью 1375 л. С. Максимальная скорость 255 км / ч, крейсерская скорость 230 км / ч. Высота служебной крыши ограничена 3900 м. Дальность полета достигает 1230 км. На полной нагрузке он снижается до 770 км. Для взлета самолету необходим разбег 140 М. При посадке требуется разбег до 105 М. Назначенный ресурс Ан-3 — 20 000 летных часов.
Лёд тронулся, но уплыл недалеко
Неизвестно, как сложилась бы его судьба в будущем, если бы не решение Министерства авиационной промышленности и Министерства гражданской авиации о создании нового самолета для сельского хозяйства. На неофициальном конкурсе были одобрены 2 варианта проекта И-711 Р.А. Измайлова. На одном этаже он намеревался установить реактивный двигатель АИ-25, точнее ТРД тягой 1500 кгс, на другом — турбовинтовой ТВД10А.
Октябрь 1971 года принес хорошие новости авиаконструктору Измайлову. Специалисты ЦАГИ положительно оценили его проекты и посоветовали построить прототип. Открылась перспектива создания новой модели реактивного самолета.
Однако его дальнейшая судьба была решена соглашением между СССР и Польской Народной Республикой, согласно которому авиационная техника для сельского хозяйства должна была создаваться, совершенствоваться и производиться только в Польской Народной Республике на авиационном предприятии в городе Мелец. РА пошел туда. Измайлов со своей командой по реализации проекта И-711.
Вместе с польскими конструкторами Измайлов создал биплан М-15 с турбореактивным двигателем (ТРД).
После прохождения государственных испытаний М-15 был запущен в серийное производство в Польше, на авиационном заводе, где продолжали выпускать уже зарекомендовавший себя за годы работы самолет Антонов АН-2.
Сельскохозяйственный реактивный самолет М-15 не мог конкурировать с идеей знаменитого авиаконструктора — биплана АН-2 по ряду причин. У него было:
- Низкая эффективность.
- Операционные трудности.
- Отсутствие маневренности.
- Плохие взлетно-посадочные характеристики.
В результате серийное производство М-15 остановилось на 120 экземплярах. В Советском Союзе самолеты этого типа бездействовали, поэтому их утилизировали.
Сельскому хозяйству по-прежнему нужны производительные авиационные технологии. Создание первого небольшого реактивного самолета оказалось неудачным. М-15 потерпел фиаско.
О.К. Антонов и его команда привержены решению проблемы повышения производительности авиационной сельскохозяйственной техники. Олег Константинович предложил самый простой и приемлемый вариант — модернизировать Ан-2. Он не собирался ставить в него турбореактивный двигатель, а просто подарить Аннушке еще одно «сердце», то есть заменить в самолете поршневой двигатель на турбовинтовой. Какие перспективы вы одновременно видели?
- Улучшены летно-технические характеристики нового самолета.
- Топливо стало дешевле, потому что в турбовинтовом двигателе используется керосин, который всегда был дешевле бензина.
- За счет замены топлива стоимость обработки 1 га сельхозземли снижена до 40%.
- комфортные условия работы экипажа в кабине удалось создать, установив в ней кондиционеры.
Представители авиации не особо одобряли идею модернизации легендарной «кукурузы», которая заключалась в замене поршневого двигателя на театр военных действий. Других вариантов никто из авиаконструкторов предложить не мог, поэтому остановились на этом.
Проект нельзя было запустить сразу. Причина заключалась в отсутствии подходящего двигателя. Антоновцы перебрали несколько моделей и остановились на модификации ТВД-10А, предложенной Омским конструкторским бюро моторостроения. Когда выяснилось, что именно это «сердце» приживется в «теле» Ан-2, его начали модернизировать. Новая машина получила обозначение Ан-3.
И снова вмешались министерские чиновники. Они посчитали, что выбранный двигатель не отвечает современным требованиям, и запретили его использование на Ан-3. Поиски нового продолжились.
Спустя некоторое время ОМКБ совместно с конструкторами ОКБ Антонова построили более мощный турбовинтовой двигатель ТВД-20, который поставили на Ан-3. Для его установки пришлось переделать фюзеляж Ан-2 в носовой части.
Когда это было сделано, модернизированный самолет стал гладким и обтекаемым.
В отличие от поршневого АШ-62, которым оснащался АН-2, частота вращения гребного винта на ТВД-20 была ниже, поэтому шум двигателя и колебания корпуса уменьшились. Большим преимуществом самолета Ан-3 является возможность совершать полеты с грунтовых взлетно-посадочных полос. Время разгона двигателя ТВД-20 было хорошим показателем. От холостого хода до взлета прошло две с половиной секунды.
Пассажирский салон
Конструкторам удалось сделать салон комфортным, несмотря на предназначение самолета. В нем значительно снизился уровень шума и уменьшилась вибрация по сравнению с Ан-2. Также был создан более удобный вход.
Базовая транспортная версия вмещает до четырех пассажиров. В пассажирском транспорте количество мест увеличено до 12. Из них 9 — для гостей, 3 — для обслуживающего персонала. Все стулья мягкие и откидные.
Кроме того, устанавливаются выдвижные багажники на крышу. По бокам монтируются квадратные окна, самолет имеет хорошую тепло- и звукоизоляцию. Каждое сиденье имеет свой подогрев. Версия повышенной комфортности включает в себя: унитаз, чемодан и шкаф. Он также оборудован двойными прямоугольными окнами.
- http://samoleting.ru/samolety/samolet-an-3-tehnicheskie-harakteristiki.html
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/an-3/
- https://aviakatastrofa.net/samolety/an-3.html
- https://arsenal-info.ru/pub/grazhdanskie-samolety/an-3-dvigatel-razmery-dalnost-poleta-prakticheskiy-potolok
- https://VPolete.online/samoletyi/an-3.html
- https://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/an-2.html
- https://samoletos.ru/samolety/biplan-an-3