Самолет Ан-74: характеристики, история создания и описание конструкции

Краткое описание и назначение самолета

Ан-74 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с крылом большой кривизны и однокилевым оперением Т-образной формы. Силовая установка самолета включает два двухконтурных двухконтурных двухконтурных двигателя Д-36 серии 1-А, консольно закрепленных на шасси центральной секции так, чтобы их реактивные струи обдували верхнюю поверхность крыла и создавали дополнительную подъемную силу.

Самолет предназначен для использования в самых экстремальных климатических условиях в диапазоне рабочих температур от -60 до +45 градусов по Цельсию, в высокогорье, но его основное предназначение — осуществлять деятельность в Арктике, Антарктиде и сопредельных регионах.

Ан-74 предназначен для визуальной ледовой разведки, сопровождения судов, перевозки грузов и пассажиров, поиска косяков рыб, выполнения специальных работ по организации дрейфовых научных станций и проведения исследовательских работ в центральном Арктическом бассейне.





Гидросистема

Гидравлическая система состоит из двух основных систем: левой и правой (плюс резервная). Основным источником давления в каждой гидравлической системе является гидравлический насос с регулируемым расходом NP72MV, приводимый в действие соответствующим двигателем. Расход насоса при давлении нагнетания до 145 кг / см2 (14,5 МПа) составляет не менее 27 л / мин. Рабочая жидкость — АМГ-10. В качестве резервного источника питания действует электронасосная станция НС-14, подключенная к левой гидросистеме.

Самолет Ан-74 имеет следующие модификации:

  • Ан-74 — базовая модель, предназначенная для использования в арктических широтах
  • Ан-74Д: эта версия самолета имеет фирменную компоновку и рассчитана на перевозку до 19 пассажиров.
  • Ан-74Д-200 — вариант с комфортабельной кабиной, рассчитанный на перевозку до 16 человек. Кроме того, эта версия может быть оборудована отсеком для перевозки автомобиля.
  • Ан-74Т-100 — эта версия самолета оснащена современным навигационным оборудованием для выполнения гражданских полетов повышенной сложности.
  • Ан-74МП — вариант самолета, используемого в морской авиации для патрулирования
  • Ан-74ТК-100 — грузопассажирский вариант самолета, рассчитанный на перевозку до 52 человек.
  • Ан-74-200 — гражданский вариант, с увеличенной взлетной массой, рассчитанный на перевозку 10 человек
  • Ан-74Т — модификация транспортного самолета, используемого на международных маршрутах
  • Ан-74Т-200 — военно-транспортный вариант самолета, с двумя экипажами.
  • Ан-74ТК-100С — санитарный вариант самолета

Есть и другие, менее распространенные модификации этого самолета

На сегодняшний день выпущено около 90 самолетов Ан-74 различных модификаций, которые эксплуатируются примерно в 20 странах мира.

Модификации

Еще при разработке Ан-72 возникла необходимость замены старой полярной авиации Ил-14. Создавать малотоннажный самолет специально для Севера было слишком дорого, а база Чебурашка не отвечала новым требованиям. Так появился Ан-74, первоначально называвшийся Ан-72А (Арктика).

Поскольку специализированных полярных самолетов было очень мало, другие модификации были подготовлены вскоре после начала производства.

Я, например, загружаю Ан-74Т. Также появилось семейство опций для пассажиров. С 1992 года Ан-74-200 стал базовой моделью с модернизированными двигателями и увеличенной взлетной массой. На его базе производились транспортные самолеты грузоподъемностью до 10 тонн, выпускались административные «бизнес-джеты» для пассажиров и даже патрульные машины.

В одной из последних версий, Ан-74-300, двигатели перенесли в гондолы под крыло. Вероятно, это связано с тем, что их легче поддерживать таким образом, а преимущества эффекта Коанда остались невостребованными.

История разработки

В 1982 году Министерство авиационной промышленности СССР и MGA решили приступить к разработке нового самолета, который мог бы работать в Арктике и Антарктике. Создан на базе Ан-72. Он уже запущен в серийное производство.

Модернизированная модель получила название Ан-72А «Арктика». По задумке дизайнеров, он мог работать в суровых климатических условиях.

Примечание. Ан-72А был усовершенствован после многочисленных испытаний. В результате появилась новая модель самолета Ан-74.

Руководство СССР одобрило проект. Уже в 1983 году начали создавать первый прототип. Создан в Киеве на механическом заводе. Модель изначально оснащалась колесным шасси.

В 1983 году самолет Ан-74 впервые поднялся в воздух. В 1986 году была проведена международная демонстрация новой модификации самолета. Это произошло в Канаде на авиасалоне в Ванкувере.

В 1990 году государственные испытания опытного образца еще не завершились. Несмотря на это, Министерство гражданской авиации решает провести эксплуатационные испытания. Они были завершены в декабре. Их возили в разные аэропорты Советского Союза. Результат подтвердил высокие летно-технические характеристики Ан-74. Весной 1991 года самолет был допущен к работе в гражданской авиации.



Сфера применения

Самолет Ан-74, описание которого приводится ниже, производился как многоцелевой агрегат и поэтому может использоваться практически где угодно и где угодно. Поэтому корабль используется для обслуживания станций полярников в Арктике, выполнения пассажирских рейсов, перевозки раненых в результате боевых действий и чрезвычайных ситуаций, ведения разведки на льду с целью исследования платформы, а также для перевозки различные грузы.

На практике Ан-74 смог продемонстрировать (и продолжает демонстрировать это сегодня) прекрасные летные характеристики, благодаря которым он эксплуатируется даже в очень заснеженных районах и на неподготовленных аэродромах, в высокогорных условиях, для выполнения полетов в любую погоду, не оглядываясь на время суток.

Кроме того, самолет способен вести разведку кочующих косяков рыб, пилотировать морские суда, помогать создавать и поддерживать жизнь исследовательских станций, дрейфующих в районах вечной мерзлоты.

Современный Ан-74

Модификационный ряд

Существует большое количество модификаций Ан-74, что оправдывает его многоцелевое использование.

  • Базовый образец Ан-74, созданный для самых северных широт;
  • Комфортабельный вариант Ан-74Д вмещает 19 пассажиров;
  • Самолет Ан-74Д-200 может перевозить 16 человек и легковые автомобили;
  • Ан-74Т-100 имеет возможность выполнять полеты по сложным маршрутам;
  • Самолет морского наблюдения — Ан-74МП;
  • Пассажирский вариант Ан-74ТК-100, вместимостью 52 пассажира;
  • Транспортный Ан-74Т используется на международных маршрутах;
  • Самолет скорой помощи Ан-74ТК-100С.

Компания Антонова имеет большой опыт создания на базе основных типов самолетов различных модификаций, кардинально меняющих их функциональные свойства и назначение. Благодаря огромной экспериментальной базе АНТК им. Антонова заказчики авиации могут рассчитывать на индивидуальный подход к своей задаче и, в конечном итоге, на интересующую их модификацию.

Изменить диапазон

Ан-74-100 (изделия 20 шт.) И Ан-74-200 (изделия 18 шт.) С разницей в СУ Д-36 серии 2А и 3А. Ан-74Д — бизнес-класс с салоном на 19 пассажиров. Всего было создано 4 таких самолета. Вторая версия того же самолета была более комфортной и могла вместить не более 16 человек. В нем были бар, столовая, телевизор, зона отдыха, которая была преобразована в купе для перевозки легковых автомобилей. Также в проекте был патруль «Чебурашка» в 2-х модификациях для полетов над водной поверхностью.

Гражданский транспортный вариант Ан-74Т также имеет множество применений. В двух вариантах он оборудован для сложных международных рейсов. Два других изменения: по военным причинам, разгрузка войск и грузов с экипажем из двух человек. Кроме того, этот самолет до сих пор используется в Иране в количестве 8 боевых единиц, а в Египте — три единицы в качестве транспортного самолета.

Также имеется вариант Ан-74Т для патрулирования морской авиации, 8 конвертируемых грузопассажирских самолетов для одновременной перевозки людей и грузов, кабина со складными сиденьями, рассчитанная на перевозку 10 тонн груза, и санитарная модификация с медицинским оборудованием на шесть человек места. Таких самолетов скорой помощи в мире всего два.

Есть отдельно выпущенный самолет скорой помощи для Ливии. Причем два гражданских самолета, один кабриолет с силовой установкой под крылом, а вторая модификация — с более комфортабельной кабиной, внесенной благодаря ряду изменений конструкции и оборудования. Разработана новая компоновка салона, разработаны вспомогательные помещения, предусмотрены пассажирские кресла разного уровня комфорта и новые качественные материалы в отделке салона.

АНТК им. Антонова выполняет широкий спектр работ по модернизации и доработке самолетов Ан-74, находящихся на вооружении. Эта деятельность позволяет владельцам самолетов открывать новые возможности в своих самолетах, сохраняя при этом лучшие качества базовой модели.

Сегодня Ан-74 используется частными перевозчиками для различных целей: бизнес-полеты, чартеры и частные рейсы. В России Ан-74 находится в бюджете МЧС, такие самолеты принадлежат ВВС Египта и Ирана. «Дочерняя компания» национальной компании «ЮТэйр» — «ЮТэйр-Карго» (базируется в Тюмени) и владеет 7 самолетами этой марки.

Самолет зарекомендовал себя за долгие годы эксплуатации, он до сих пор выпускается и выполняет полеты различного назначения.

АН-74: характеристики двигателя

установлен маршевый двигатель Д-36 серии 1А. Турбореактивный агрегат Д-36 сер. 1А выполнен с осевым компрессором по трехвальной схеме, кольцевой камерой сгорания, промежуточным корпусом, пятиступенчатой ​​турбиной и отдельными нерегулируемыми выходными соплами внутреннего и внешнего контуров. Вес агрегата (сухой) — 1,1 тонны.

Данные двигателя по режимам:

Расход топлива, кг / кг.ч Тяга, кг
снять 0,375 6500
номинальный режим 5000
максимальный круизный режим 0,65 1600
режим ожидания 400

Время непрерывной работы Д-36 на взлетном режиме — не более 5 минут, в режиме ожидания на земле — не более 30 минут, в штатном и крейсерском режимах — без ограничений в пределах ресурсов конкретного самолета.

Летные параметры базового самолета Ан-74

  • Длина машины — 28,07 метра
  • Высота самолета — 8,65 метра
  • Размах крыла — 31,89 метра
  • Масса пустого самолета — 19 тонн
  • Двигатели — 2 ТРД Д-36-2А (КБ «Прогресс») тягой по 6500 кгс каждый
  • Максимальная скорость — 750 км / ч
  • Дальность полета с максимальной грузоподъемностью (10 тонн) — 1650 километров
  • Дальность паромной переправы — 4500 км
  • Потолок — 10101 метр
  • Экипаж — 4-5 человек
  • Груз — 10 пассажиров

Особенности и преимущества самолета «Чебурашка»


Перед конструкторами стояла задача разработать самолет, который мог бы работать в сложных климатических условиях и на больших высотах. Им удалось воплотить в жизнь нестандартные дизайнерские решения. Получился Ан-74.

С его помощью выполняются следующие мероприятия:

  • визуальное распознавание льда;
  • облицовка морских судов;
  • ведение научно-исследовательской деятельности в арктических и антарктических регионах;
  • распознавание местонахождения рыбных запасов.

Отечественный «Чебурашка» соответствует установленным нормам безопасности. При его производстве использовались новые материалы, разрабатывались технологии.

Примечание. При необходимости Ан-74 может быть переоборудован в санитарный, транспортно-десантный, пожарный и другой самолет.

Стали известны причины жёсткой посадки АН-74 в Мали с миссией ООН на борту

Причины жесткой посадки Ан-74 в Мали с миссией ООН на борту известны
Фото: AfricaAirlines Самолет Ан-74 с миссией ООН на борту, совершивший жесткую посадку в Мали, полностью лишился энергии. В машине вышли из строя как генераторы, так и ряд систем, которые должны были сработать при приземлении.

Шасси также пришлось освободить вручную. Кроме того, грязная взлетно-посадочная полоса, мокрая после дождя, еще больше увеличила пробег при посадке. По словам источника, близкого к расследованию происшествия, только грамотные действия экипажа позволили избежать жертв.

Ан-74 сошел с взлетно-посадочной полосы, когда приземлился в аэропорту города Гао на севере Мали. На борту находились 11 человек: 4 члена ООН и 7 членов экипажа. После жесткого приземления все они получили несколько травм. Пострадавших нет, сообщает телеканал «112».

Применяемое топливо

Для заправки АН-74 используются следующие виды топлива: ПТ, ТС-1 и Т-1 без антикристаллизационных жидкостей. Допускается смешивать указанные марки топлива в любых пропорциях и использовать их с присадками «Sigball», жидкостями «I», «IM», «THF», «THF-M» и их аналогами. Допускается использование топлива зарубежных марок и присадок, соответствующих принятым нормам.

Самолет Ан-74

Технические характеристики авиасудна

Длина конструкции фюзеляжа достигает 28,07 м, высота — 8,65 м. Размах крыла при таких размерах составляет 31,89 м, а его площадь достигает 98,62 м. Масса самолета при нулевой нагрузке составляет 18900 кг. Взлетная масса не превышает 36 500 кг.

Самолет летит с крейсерской скоростью 580-700 км / ч, а максимальная скорость достигает 750 км / ч. Максимальная высота полета — 10 000 м. Самолет может перевозить грузы массой до 7,5 тонн, а в его салоне могут разместиться до 10 пассажиров.

Примечание. Некоторые версии имеют примерно 52 пассажирских места.

Кем эксплуатируется: гражданские и военные операторы

В гражданской авиации Ан-74 используют Россия и Украина. Операторами в Российской Федерации являются ООО «ПМА ШАР ИНК ЛТД» (5 самолетов) и ЗАО «ЮТэйр-Карго» (6 единиц техники, без учета моделей на хранении). В Украине авиакомпания «Антоновские авиалинии» эксплуатирует всего 1 самолет этой модификации.

Военные операторы:

  • Иран (23 самолета);
  • Судан (6 моделей);
  • Египет (3 самолета);
  • Лаос (1 самолет);
  • Казахстан (2 единицы авиационной техники);
  • Туркменистан (2 самолета).

Самым востребованным самолетом среди подобных модификаций до сих пор считается Ан-74.

Вспомогательный газотурбинный двигатель

Двигатель ТА-12 вспомогательной силовой установки (ВСУ) — одновальная газовая турбина с отбором сжатого воздуха и мощности переменного тока мощностью 40 кВА. Агрегат устанавливается в разгерметизированном отсеке правого обтекателя крыла самолета и предназначен для:

  • воздушный пуск основных двигателей Д-36 на землю на высотах до 3600 м и в полете на высотах до 6000 м;
  • подача сжатого воздуха в систему кондиционирования самолета на земле на высотах до 3600 м;
  • электроснабжение бортовой сети самолета переменным током на землю на высотах до 3600 м и в полете при выходе из строя основных источников питания до 9000 м.

Двигатель ТА-12 состоит из коробки передач, четырехступенчатого осевого компрессора, противоточной кольцевой камеры сгорания и трехступенчатой ​​осевой турбины.

Аварийное оборудование

Для обеспечения аварийного вылета экипажа и пассажиров в случае вынужденной посадки самолета на землю или в воду самолет оборудован аварийными выходами, а также за пределами фюзеляжа предусмотрены места для открытия дополнительных выходов.

Самолет оборудован следующим аварийно-спасательным оборудованием (АСО): веревками, топором, аптечкой, световыми индикаторами с надписью «Выход», системой аварийного освещения, средствами сигнализации и связи, радиостанциями — по одной Р-861 и два П-855УМ.

Для полетов над пустынями, арктическими или тропическими регионами есть места для размещения оборудования со средствами жизнеобеспечения людей, соответствующих условиям местности. Во время вынужденной посадки на воду Ан-74 будет сохранять плавучее устойчивое положение в течение времени, необходимого для экстренной эвакуации пассажиров и членов экипажа.

При полете над водой также устанавливаются следующие ASO:

а) при продолжительности полета до берега менее 30 минут — спасательные жилеты, исходя из количества перевозимых пассажиров и членов экипажа, и демонстрационный жилет;

б) при продолжительности полета более 30 минут от берега — надувные спасательные плоты.

Конструкция

Вид снизу на двигатель Д-36, установленный на Ан-74

Изначально Ан-74 был переоборудован из опытного Ан-72 для эксплуатации в Арктике и Антарктике под обозначением Ан-72А «Арктика». Предназначался для перевозки грузов, оборудования и людей на авиалиниях малой и средней протяженности в любых климатических условиях от -60 ° C до +45 ° C и на любых широтах, в том числе в условиях Северного полюса и в высокогорье. Его можно использовать на оборудованных и необорудованных авиамаршрутах в любое время года и дня из аэропортов из бетона, гравия, льда и снега, на национальных и международных линиях.

Самолет Ан-74 может перевозить грузы массой до 7,5 тонн, в том числе до 10 пассажиров (до 52 в зависимости от модификации), на высоте 10 100 метров с крейсерской скоростью 550-700 км / ч. Кроме того, он может выполнять следующие специализированные виды деятельности:

  • пилотирование судов;
  • организация и обслуживание дрейфующих станций;
  • проводить исследования в высоких широтах арктических и антарктических бассейнов;
  • визуальное распознавание льда;
  • разведка рыбных запасов.

Ан-74, как и Ан-72, выполнен по высокорасположенной конструкции с двумя ТРДД Д-36 серии 2А взлетной тягой 6500 кгс (63,7 кН), установленными над крылом и Т-образным хвостовое оперение. Помимо прочего, он отличается от Ан-72:

Установка двигателей с большим вылетом вперед над верхней поверхностью крыла практически исключает попадание инородных тел в двигатели с поверхности взлетно-посадочной полосы при взлете и посадке, увеличивает подъемную силу крыла за счет обдувания его поверхности верхней и внутренней закрылки с реактивным двигателем (эффект Коанда) и снижает уровень шума на земле за счет экранирования крылом струй реактивного двигателя.

Кабина обеспечивает хороший обзор и возможность летать в ограниченных условиях аэропорта с взлетом и посадкой по крутым траекториям. Размещение приборов и органов управления в кабине было оптимизировано и протестировано на приборных стойках практически во всех полетных ситуациях.

Экипаж самолета состоит из четырех членов летного экипажа:

возможна эксплуатация самолета без бортпроводника, а его обязанности возложены на бортмеханика.

Самолет прост в использовании, легко управляется летным и инженерным персоналом средней квалификации.

Начало эксплуатации

Апрель 1991 года ознаменовался серьезным шагом вперед со стороны Министерства авиации: Ан-74 получил официальное разрешение на работу в гражданской авиации.

Военный Ан-74

Грузовая версия корабля позволяет перевозить грузы массой до 7,5 тонн, в том числе десять пассажиров. При этом крейсерская скорость самолета может составлять 560-700 км / ч на высоте 10 100 метров.

Ан-74 при необходимости можно в кратчайшие сроки переоборудовать в десантный самолет, машину скорой помощи или другой самолет. В то же время детище советских инженеров очень простое в использовании, и без серьезных проблем может быть освоено техническим персоналом достаточно быстро.

Эксплуатанты

Ассортимент Ан-74 оказался намного шире, чем предполагалось конструкторами изначально. Самолет до сих пор используется гражданскими линиями и военно-воздушными силами различных стран. Ссылка на реестр позволит вам увидеть количество самолетов в эксплуатации.

Гражданские

Изначально Ан-74 использовался в качестве гражданского транспорта, связанного с полетами в северные широты. Позже он приобрел популярность в африканских странах, так как мог приземляться и взлетать даже там, где не было хорошего аэропорта.

Гражданские операторы Ан-74

Сейчас он активно используется в России, а также несколько самолетов используются в Иране, Судане и других странах.

Военные

В ВВС Ан-74 применялся редко. В России он эксплуатировался только в спецполке. Остальные машины были единичными экземплярами в отдельных подразделениях.

Военные операторы Ан-74

Сейчас наиболее активными эксплуатантами авиалайнеров остаются ВВС Египта и Ирана, а также пограничные и государственные службы Казахстана, Ливии, Судана и Украины.

Ан-74 не мог стать основным самолетом российского гражданского или военного назначения. Однако он приобрел популярность и активно использовался различными авиакомпаниями, в том числе военно-воздушными силами разных стран. Самолет до сих пор эксплуатируется и производится. В ближайшее время могут быть выпущены новые модификации, которые могут снова заинтересовать потенциальных покупателей.

Фото самолета Антонов Ан-72/Ан-74

Ресурс

  • Полный срок службы самолета (до разборки) составляет 40 000 летных часов, или 20 000 посадок, или 20 лет эксплуатации.
  • Первоначально отведенный ресурс планера, шасси и механических элементов системы изменения конфигурации и управления составляет 10 000 летных часов, 5 000 полетов.
  • Первоначально выделенный на двигатель Д-36 серии 1А ресурс составляет 1000 летных часов.
  • Первоначально назначенный ресурс ВГТД ТА-12 также составляет 1000 летных часов или 2500 запусков.

Стоимость Ан-74

Шасси

Шасси самолета выполнено по трехопорной схеме, состоит из одной передней опоры и двух основных. Основная опора состоит из двух стоек, на каждой из которых установлено тормозное колесо КТ192А с шинами 1050х390. На переднюю стойку шасси самолета устанавливаются бескамерные колеса К327 с шинами размером 720х310.

Источники

  • https://8war.ru/aviaciya/an-74.html
  • https://www.syl.ru/article/181114/new_samolet-an—tehnicheskie-harakteristiki
  • https://pohod365.ru/avialajnery/an-74-tk-100.html
  • https://aviakatastrofa.net/samolety/an-74.html
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/an-74/
  • https://FB.ru/article/62971/an—-transportnyiy-i-passajirskiy
  • https://army-today.ru/tehnika/samolet-an-74
  • https://VPolete.online/samoletyi/an-74.html
  • https://ExpressSmart.ru/samolety/an-74tk-300.html
  • https://AviaWiki.com/samolet/antonov/an-74
  • https://an42.ru/aeroporty/an-74.html

Оцените статью
Блог о самолетах
Adblock
detector