Самолет Ил-4: фото бомбардировщика

История создания Ил-4

Задолго до войны, весной 1933 года, задолго до проекта Ил-2 С.В. Ильюшин принял решение о создании дальнего бомбардировщика. Создание такого самолета было необходимо для повышения обороноспособности страны. Не отрываясь от проекта ближнего бомбардировщика (ББ-2) С.В. Ильюшин по собственной инициативе в короткие сроки завершил разработку проекта дальнего бомбардировщика, сформулировал и утвердил основные технические характеристики самолета.

Бомбардировщик-торпедоносец Ил-4

Вскоре был построен опытный образец нового самолета ЦКБ-26. Испытания подтвердили хорошие летные качества машины. Самолет обладал отличной маневренностью: впервые на самолете этого класса летчик-испытатель В.К. Коккинаки выполнил фигуры высшего пилотажа «Петля Нестерова».

1 мая 1936 года бомбардировщик был показан широкой публике в небе столицы.

В том же году было установлено несколько мировых рекордов, имевших также политическое значение для Советского Союза: мировой общественности был доказан советский самолет, который по скорости, потолку и дальности полета превосходил самолеты этого класса. Рекорды установил водитель В.К. Коккинаки.

Вскоре был построен и запущен в воздух еще один экземпляр дальнего бомбардировщика — ЦКБ-30 (или ДБ-3). Он был полностью укомплектован наступательным и оборонительным вооружением, превосходил своего предшественника по параметрам полета и бомбовой загрузке. Самолет был принят на вооружение ВВС еще до окончания государственных испытаний.

ДБ-3Ф стал улучшенным продолжением ДБ-3. Модернизация ДБ-3 началась в 1938 году, а в мае 1939 года летчик-испытатель В.К. Коккинаки совершил на нем испытательный полет. Самолет имел улучшенные летные характеристики (скорость — 445 км / ч, дальность полета — 5000 км, бомбовая нагрузка — 1000 кг).

Машинное производство было организовано одновременно на нескольких авиазаводах. Первый серийный самолет был построен в ноябре 1939 года. Поступивший на вооружение ВВС за несколько лет до начала войны, самолет хорошо контролировался летными экипажами ВВС и ВМФ.

В декабре 1940 года правительство издало постановление о новой системе формирования обозначений самолетов. Согласно этому документу, ДБ-3Ф получил новое название Ил-4. С этим именем самолет вошел в Великую Отечественную войну и остался легендарной боевой машиной на страницах своей истории. Фотография самолета Ил-4 представлена ​​ниже.

Фотография самолета Ил-4

Летно-технические характеристики бомбардировщика

Экипаж 4 человека (командир экипажа — летчик-летчик; штурман-пулеметчик; радист-пулеметчик; пулеметчик);
Длина самолета 14,76 метра;
Рост 4,1 метра;
Размах крыльев и площадь 21,44 м и 66,7 м;
масса: пустой самолет / стандартный боевой / максимальный боевой 5800/10055/12120 кг;
Используемые двигатели М-88Б мощностью 1100 л.с;
Максимальная скорость подъема 4,4 м / с;
Максимальная наземная / высотная скорость полета 332/430 км / ч;
Выскокий потолок 8,9 км;
Максимальная боевая дальность 4000 километров;
Стандартная / максимальная боевая нагрузка 1000/2500 кг бомб (1 торпеда массой 940 кг 45-36-AN / AB была прикреплена к самолету ВВС);
Защита вооружением от вражеских комбатантов 3 пулемета (12,7-мм УБТ + два 7,62-мм ШКАС)

Герои Советского Союза, воевавшие на Ил-4

Герои Советского Союза
Годы жизни Боевые вылеты
Алейников Сергей Петрович 1909–1983 гг 240
Андреев Иван Федорович 1910–1992 ???
Вязовский Владимир Андреевич 1920 — 2005 гг 263
Барашев Дмитрий Иванович 1920-1943 гг 181
Борисов Владимир Иванович 1918–1974 302
Гастелло Николай Францевич 1908-1941 гг 3
Гаранин Алексей Дмитриевич 1921-1943 гг 400
Гречишкин Василий Николаевич 1911-1943 гг 152
Молодчий Александр Игнатьевич 1920-2002 гг 311
Решетников Василий Васильевич Тип. 1919 г 307
Захаров Сергей Иванович 1918-2007 гг 251
Осипов Василий Николаевич 1917–1991 420
Тихомолов Борис Ермилович 1913–1991 212
Тихонов Василий Гаврилович 1909–1976 ???
Прокудин Алексей Николаевич 1915–1989 364
Полежаев Семен Антонович 1918–1982 224
Радчук Павел Петрович 1909-1943 гг ???
Романов Петр Иванович 1918-1945 гг
Рощенко Владимир Федорович 1921–1990 ???
Симаков Иван Николаевич 1906–1953 299
Симонов Михаил Васильевич 1913-2004 гг 278
Ситнов Валентин Егорович 1918-1945 гг 150
Чумаченко Дмитрий Васильевич 1909-1948 гг 326
Алехнович Антон Адамович 1914–1979 205
Васильев Василий Васильевич 1915-1943 гг 201
Данщин Сергей Петрович 1911-1943 гг 201
Швец Степан Иванович 1905–1998 267
Алексей Николаевич кот 1914–1997 293
Кретов Степан Иванович 1919-1975 400
Краснухин Александр Михайлович 1908–1982 248
Черниенко Георгий Георгиевич 1907-1977 гг 155
Куликов Сергей Иванович 1913-1953 гг ???
Минаков Василий Иванович 1921— 2016 206
Несмашный Григорий Иванович 1914–1990 ???
Паращенко Феодосий Карпович 1919–1978 388
Левчук Семен Лукьянович 1918 — 2005 гг 221
Василий Щелкунов 1910–1974 ???
Хрусталев Павел Павлович 1917-1975 ???

Боевое применение Ил-4

Первые боевые действия, в которых участвовали самолеты ДБ-3, были в Китае во время китайско-японского военного конфликта в 1939 году. СССР отправил в Китай двадцать четыре бомбардировщика ДБ-3 для советской авиагруппы летчиков-добровольцев. Самолеты выполнили множество боевых вылетов, в том числе на территории Японии. Потери ДБ-3 в этой войне неизвестны.

Бомбардировщики ДБ-3 также использовались в войне с Финляндией в 1939-1940 годах. Потери авиации в тех боях были велики. Причин тому было много: недостаточная подготовка и содержание летного состава, отсутствие боевой тактики у командного состава, бомбардировка ПВО противника, а также дислокация авиационных полков у границы с финнами, попавших под бомбардировку авиации. ВВС Германии в первые дни войны. Но ДБ-3 (Ил-4) пережил крупные бои на всем фронте Великой Отечественной войны.

В начале войны Ил-4 использовались как фронтовые бомбардировщики. Боевые задачи выполнялись днем ​​при полном отсутствии истребителей на буксире. В результате потери самолетов были очень высокими. В связи с этим их стали использовать как ночные бомбардировщики. Однако отсутствие пламегасителей на выхлопных трубах двигателей, а также синяя краска на нижней стороне фюзеляжа автомобиля, отражавшая свет фар, открыли самолет в ночное время.

С августа 1942 г возобновились удары авиации по военным и промышленным объектам в тылу Германии из далеких аэропортов Подмосковья. Самолеты Ил-4 оснащались аэрофотосъемкой и поэтому часто использовались для разведки глубоких тылов противника. Этому способствовала продолжительность полета машин 7-9 часов.

Нередко Ил-4 использовались для отправки групп разведчиков и диверсантов в тыл противника, для перевозки военных грузов, блокирования аэродромов противника, поражения систем ПВО, а также использовались как буксиры-планеры различного назначения: грузовое, десантное.

Характеристики

В 1943-1944 годах специально переоборудованные самолеты Ил-4 использовались для перевозки раненых партизан в тыл страны, а также для доставки партизанам людей и грузов. Полеты в тыл противника в основном осуществлялись в темноте.

В военно-воздушных силах военно-морского флота бомбардировщики Ил-4 применялись как бомбардировщики-торпедоносцы, выполняли боевые задачи по уничтожению боевых кораблей противника торпедами, бомбами, наземные базы и бомбардированные порты, осуществляли разведку минных полей, морских путей, конвоев кораблей, охраняемых немецкими подводными лодками союзных войск.

Самолет Ил-4 бомбил промышленные и военные объекты нацистской Германии до ее капитуляции.

После окончания войны с Германией они участвовали в боевых действиях на Дальнем Востоке, где разгромили японскую армию Квантунга, бомбили японские военные базы и морские порты в Корее, Маньчжурии и Японском море. Ил-4 находился на вооружении несколько лет, и после завершения всех боевых действий замены уже не было.

И только в 1949 году, когда на вооружение ВВС были приняты бомбардировщики нового класса Ту-4 конструкции А. Н. Туполева, его начали отменять. Но также снятые с эксплуатации в авиации, они использовались для аэрофотосъемки в различных областях национальной экономики. С 1945 года бомбардировщик-торпедоносец Ил-4 больше не производился.

TTX

Особенности конструкции

При проектировании самолетов А. Н. Ильюшин всегда соблюдал правило: никогда не отдавать приоритет отдельным техническим показателям, например, грузоподъемности или скорости. Благодаря этому его проекты выделялись оптимальным сочетанием всех летно-технических характеристик машин: скорости и дальности, потолка, грузоподъемности, веса аппарата, вооружения, бортового оборудования и соответствовали реальным условиям их эксплуатации использовать.

Этот подход был использован им при разработке DB-3. При его создании конструктор руководствовался главным критерием — обеспечить боевую эффективность самолета в реальных боевых условиях. Такой подход был критически важен для успеха самолетов ДБ-3 и Ил-4.

Внешний вид нового самолета отличался от предыдущих модификаций более гладкой и длинной носовой частью. Изменилась конструкция планера. Он имел схему двухдвигательного свободнонесущего моноплана. Ранее использовавшиеся в больших объемах, все виды малых агрегатов уже не соответствуют технологиям крупносерийного производства. Многие компоненты стали изготавливаться методом литья, и почти вся сборка рамы производилась открытой клепкой. Эта технология позволила снизить трудоемкость производства и улучшить качество продукта.

Основной упор в конструкторской схеме ДБ-3 С.В. Ильюшин сделал на крыло. Было разработано новое удлиненное крыло. По несущим характеристикам новое крыло уступало крылу своего предшественника DB-2, но позволяло обеспечивать высокую скорость и высокий уровень аэродинамики. Это было достигнуто за счет использования гладкой кожи, использования двойного выпуклого профиля, меньшей площади крыла, улучшенной схемы уборки шасси и других конструктивных изменений. В результате аэродинамические свойства DB-3 стали намного лучше, чем у DB-2. Тактико-технические характеристики самолета приведены в таблице.

Характеристики

Среди конструктивных особенностей ДБ-3 — модифицированная топливная система — в ДБ-3 герметичные баки заменены на мягкие герметичные. Отличительной особенностью ДБ-3 также является другое размещение бомб на средней рамке, а не в бомбовых отсеках в крыле. Это позволяло устанавливать внешние опоры для 1-тонных и 0,5-тонных бомб на центральной секции (максимальная нагрузка бомбы приближалась к 2,5 тоннам).

Важнейшим элементом устройства любого самолета является силовая установка. На ДБ-3 устанавливался доработанный двигатель К-14 французской фирмы «Мистраль Мажор» с тягой 800 л.с., легкий и экономичный. В 1934 году он был запущен в серийное производство под маркой М-85 в Запорожье. Для его дальнейшего совершенствования было создано ОКБ под руководством знаменитого С.К. Туманского.

Чтобы использовать ДБ-3Ф в любых погодных условиях и обеспечить самолету определенный уровень автономности, необходимо было оборудовать его авиационным пилотажно-навигационным комплексом (ФПК). В феврале 1940 года правительство заставило бомбардировщики оснастить таким оборудованием («слепое плавание и слепая посадка»). Однако производство такой техники не могло быть произведено в необходимом объеме, поэтому ФПК стали устанавливать только на каждые 3 самолета, а на некоторых заводах — каждые 5.

Еще хуже обстояло дело с радиовысотомерами: на испытаниях они показали плохие результаты и были отвергнуты военными специалистами. С учетом реальной ситуации в производстве бортового навигационного оборудования, в том числе автопилотного, в 1941 году планировалось выпустить всего 130 машин с оборудованием NPK и 170 машин с оборудованием «слепой посадки».

Самолет Ил-4

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 4 человека (командир экипажа, штурман (фронтальный стрелок), центральный радист (башенный стрелок), наводчик люка)
  • Длина: 14,8 м
  • Размах крыла: 21,44 м
  • Высота: 4,10 м
  • Площадь крыла: 66,7 м²
  • Масса пустого: 5800 кг
  • Масса пустого: 10 055 кг
  • Максимальный взлетный вес: 12 120 кг
  • Двигатели :: 2 × М-88Б с воздушным охлаждением
  • Тяга: 2х1100 л.с вместе с. (820 киловатт)

Лётные характеристики

  • Полная скорость:
    • на высоте: 430 км / ч
    • у земли: 332 км / ч
  • Дальность: 3800 км (с 1000 кг бомб)
  • Скорость всплытия: 4,4 м / с (264 м / мин)
  • Практический потолок: 8900 м

Вооружение

Оборонительная боевая нагрузка

  • нормальный: бомбы 1000 кг
  • максимум: 2500 кг
  • 1 × 940 кг торпеда 45-36-АН или 45-36-АБ

это интересно: Антонов Ан-6 — учимся со всех сторон

Вооружение Ил-4

Бомбардировщики Ил-4 / ДБ-3Ф оснащались двумя типами вооружения: для поражения целей противника (так называемое «наступательное» оружие) и оружием для собственной защиты («оборонительное» оружие). В качестве наступательного оружия применялись бомбы различных типов — от ФАБ-5 до ЦАБ-П-40, как заводского изготовления, так и переоборудованные из артиллерийских снарядов. Подвеска была предусмотрена в конструкции самолета. Общий вес бомб достигал 1 тонны, с внешней подвеской — 2,5 тонны.

В качестве оборонительного оружия использовались пулеметы ШКАС в количестве 3 единиц, которые устанавливались в носовой части, на башне и в специально закрепленном нижнем люке. 1 пулемет имел калибр 12,7 мм, 2 пулемета калибра 7,62 мм.

Бомбардировщик Ил-4

Основные серийные модификации

  • серийный образец ДБ-3Ф (1939-1940 гг выпуска) — с двигателем М-88, экипаж 3 человека.
  • серийный ДБ-3Б (версия 1941 г.). Были установлены более совершенные двигатели М-88Б, в составе экипажа появился второй наводчик.
  • серийный ДБ-3Т (Ил-4Т) — морской самолет-бомбардировщик-торпедоносец. Эта модель имела подвесные крепления для торпед и морских мин. Применялся для дальней морской разведки, установки минных заграждений или нападения на военные и транспортные корабли противника, бомбардировки портов противника.
  • Ил-4ТК. Эту модель (1943 года) сложно назвать серийной. Однако высотный разведывательный самолет Ил-4ТК, оснащенный в хвостовой части специальной фотоаппаратурой, тем не менее сыграл свою роль в разработке многих наступательных операций.

Герои Российской Федерации, воевавшие на Ил-4

Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.07.2012 г. 635 :

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, присвоено звание ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Герой Российской Федерации (1996, посмертно)
Рейтинг Годы жизни
Маслов Александр Спиридонович капитан 1907 — 1941 гг
Балашов Владимир Михайлович лейтенант ?? — 1941 г
Бейскбаев Бахтурас сержант копья ?? — 1941 г
Реутов Григорий Васильевич сержант копья ?? — 1941 г

Модификации дальнего бомбардировщика ДБ-3

Дальний бомбардировщик ДБ-3 на протяжении всего жизненного цикла неоднократно модифицировался, совершенствовался и модифицировался. Некоторые модели вышли в серийное производство, другие остались на проектном уровне, третьи были изготовлены в единичных экземплярах. Ниже приводится краткий список существующих вариантов машин без технических деталей и конструктивных отличий для каждого варианта:

  • ДБ-3Т (1938 г.) — бомбардировщик-торпедоносец;
  • ДБ3ТП (1938 г.) — плавающий бомбардировщик-торпедоносец;
  • ДБ-3Ф (1939 г.) — предсерийный прототип;
  • ДБ-3Ф (1940 г.) — серийный образец;
  • ДБ-3Ф — Ил-4 (1940 г.) — модифицированный ДБ-3Ф со стреловидным крылом, серийные машины;.
  • Ил-4Т (бомбардировщик-торпедоносец) (1940 г.) — серийные машины;
  • Ил-4Т (1942 г.) — прототип;
  • Ил-4ТК (1943 г.) — прототип высотного бомбардировщика-разведчика, работы по самолету были прекращены;
  • ДБ-4 (ЦКБ-56) (1940) — дальний бомбардировщик, всего построено 2 опытных образца;
  • Ил-6 (1942 г.) — бомбардировщик-торпедоносец и дальний бомбардировщик, построено всего 2;
  • Ил-4 «Аэрофото» (1946 г.) — фоторазведчик.
Источники

  • http://samoleting.ru/samolety/samolet-il-4-foto-harakteristiki.html
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-4/
  • https://aviakatastrofa.net/samolety/il-4.html

Оцените статью
Блог о самолетах
Adblock
detector