- История создания Ил-4
- Летно-технические характеристики бомбардировщика
- Герои Советского Союза, воевавшие на Ил-4
- Боевое применение Ил-4
- Особенности конструкции
- Тактико-технические характеристики
- Технические характеристики
- Лётные характеристики
- Вооружение
- Вооружение Ил-4
- Основные серийные модификации
- Герои Российской Федерации, воевавшие на Ил-4
- Модификации дальнего бомбардировщика ДБ-3
История создания Ил-4
Задолго до войны, весной 1933 года, задолго до проекта Ил-2 С.В. Ильюшин принял решение о создании дальнего бомбардировщика. Создание такого самолета было необходимо для повышения обороноспособности страны. Не отрываясь от проекта ближнего бомбардировщика (ББ-2) С.В. Ильюшин по собственной инициативе в короткие сроки завершил разработку проекта дальнего бомбардировщика, сформулировал и утвердил основные технические характеристики самолета.
Вскоре был построен опытный образец нового самолета ЦКБ-26. Испытания подтвердили хорошие летные качества машины. Самолет обладал отличной маневренностью: впервые на самолете этого класса летчик-испытатель В.К. Коккинаки выполнил фигуры высшего пилотажа «Петля Нестерова».
1 мая 1936 года бомбардировщик был показан широкой публике в небе столицы.
В том же году было установлено несколько мировых рекордов, имевших также политическое значение для Советского Союза: мировой общественности был доказан советский самолет, который по скорости, потолку и дальности полета превосходил самолеты этого класса. Рекорды установил водитель В.К. Коккинаки.
Вскоре был построен и запущен в воздух еще один экземпляр дальнего бомбардировщика — ЦКБ-30 (или ДБ-3). Он был полностью укомплектован наступательным и оборонительным вооружением, превосходил своего предшественника по параметрам полета и бомбовой загрузке. Самолет был принят на вооружение ВВС еще до окончания государственных испытаний.
ДБ-3Ф стал улучшенным продолжением ДБ-3. Модернизация ДБ-3 началась в 1938 году, а в мае 1939 года летчик-испытатель В.К. Коккинаки совершил на нем испытательный полет. Самолет имел улучшенные летные характеристики (скорость — 445 км / ч, дальность полета — 5000 км, бомбовая нагрузка — 1000 кг).
Машинное производство было организовано одновременно на нескольких авиазаводах. Первый серийный самолет был построен в ноябре 1939 года. Поступивший на вооружение ВВС за несколько лет до начала войны, самолет хорошо контролировался летными экипажами ВВС и ВМФ.
В декабре 1940 года правительство издало постановление о новой системе формирования обозначений самолетов. Согласно этому документу, ДБ-3Ф получил новое название Ил-4. С этим именем самолет вошел в Великую Отечественную войну и остался легендарной боевой машиной на страницах своей истории. Фотография самолета Ил-4 представлена ниже.
Летно-технические характеристики бомбардировщика
Экипаж | 4 человека (командир экипажа — летчик-летчик; штурман-пулеметчик; радист-пулеметчик; пулеметчик); |
Длина самолета | 14,76 метра; |
Рост | 4,1 метра; |
Размах крыльев и площадь | 21,44 м и 66,7 м; |
масса: пустой самолет / стандартный боевой / максимальный боевой | 5800/10055/12120 кг; |
Используемые двигатели | М-88Б мощностью 1100 л.с; |
Максимальная скорость подъема | 4,4 м / с; |
Максимальная наземная / высотная скорость полета | 332/430 км / ч; |
Выскокий потолок | 8,9 км; |
Максимальная боевая дальность | 4000 километров; |
Стандартная / максимальная боевая нагрузка | 1000/2500 кг бомб (1 торпеда массой 940 кг 45-36-AN / AB была прикреплена к самолету ВВС); |
Защита вооружением от вражеских комбатантов | 3 пулемета (12,7-мм УБТ + два 7,62-мм ШКАС) |
Герои Советского Союза, воевавшие на Ил-4
Годы жизни | Боевые вылеты | |
Алейников Сергей Петрович | 1909–1983 гг | 240 |
Андреев Иван Федорович | 1910–1992 | ??? |
Вязовский Владимир Андреевич | 1920 — 2005 гг | 263 |
Барашев Дмитрий Иванович | 1920-1943 гг | 181 |
Борисов Владимир Иванович | 1918–1974 | 302 |
Гастелло Николай Францевич | 1908-1941 гг | 3 |
Гаранин Алексей Дмитриевич | 1921-1943 гг | 400 |
Гречишкин Василий Николаевич | 1911-1943 гг | 152 |
Молодчий Александр Игнатьевич | 1920-2002 гг | 311 |
Решетников Василий Васильевич | Тип. 1919 г | 307 |
Захаров Сергей Иванович | 1918-2007 гг | 251 |
Осипов Василий Николаевич | 1917–1991 | 420 |
Тихомолов Борис Ермилович | 1913–1991 | 212 |
Тихонов Василий Гаврилович | 1909–1976 | ??? |
Прокудин Алексей Николаевич | 1915–1989 | 364 |
Полежаев Семен Антонович | 1918–1982 | 224 |
Радчук Павел Петрович | 1909-1943 гг | ??? |
Романов Петр Иванович | 1918-1945 гг | |
Рощенко Владимир Федорович | 1921–1990 | ??? |
Симаков Иван Николаевич | 1906–1953 | 299 |
Симонов Михаил Васильевич | 1913-2004 гг | 278 |
Ситнов Валентин Егорович | 1918-1945 гг | 150 |
Чумаченко Дмитрий Васильевич | 1909-1948 гг | 326 |
Алехнович Антон Адамович | 1914–1979 | 205 |
Васильев Василий Васильевич | 1915-1943 гг | 201 |
Данщин Сергей Петрович | 1911-1943 гг | 201 |
Швец Степан Иванович | 1905–1998 | 267 |
Алексей Николаевич кот | 1914–1997 | 293 |
Кретов Степан Иванович | 1919-1975 | 400 |
Краснухин Александр Михайлович | 1908–1982 | 248 |
Черниенко Георгий Георгиевич | 1907-1977 гг | 155 |
Куликов Сергей Иванович | 1913-1953 гг | ??? |
Минаков Василий Иванович | 1921— 2016 | 206 |
Несмашный Григорий Иванович | 1914–1990 | ??? |
Паращенко Феодосий Карпович | 1919–1978 | 388 |
Левчук Семен Лукьянович | 1918 — 2005 гг | 221 |
Василий Щелкунов | 1910–1974 | ??? |
Хрусталев Павел Павлович | 1917-1975 | ??? |
Боевое применение Ил-4
Первые боевые действия, в которых участвовали самолеты ДБ-3, были в Китае во время китайско-японского военного конфликта в 1939 году. СССР отправил в Китай двадцать четыре бомбардировщика ДБ-3 для советской авиагруппы летчиков-добровольцев. Самолеты выполнили множество боевых вылетов, в том числе на территории Японии. Потери ДБ-3 в этой войне неизвестны.
Бомбардировщики ДБ-3 также использовались в войне с Финляндией в 1939-1940 годах. Потери авиации в тех боях были велики. Причин тому было много: недостаточная подготовка и содержание летного состава, отсутствие боевой тактики у командного состава, бомбардировка ПВО противника, а также дислокация авиационных полков у границы с финнами, попавших под бомбардировку авиации. ВВС Германии в первые дни войны. Но ДБ-3 (Ил-4) пережил крупные бои на всем фронте Великой Отечественной войны.
В начале войны Ил-4 использовались как фронтовые бомбардировщики. Боевые задачи выполнялись днем при полном отсутствии истребителей на буксире. В результате потери самолетов были очень высокими. В связи с этим их стали использовать как ночные бомбардировщики. Однако отсутствие пламегасителей на выхлопных трубах двигателей, а также синяя краска на нижней стороне фюзеляжа автомобиля, отражавшая свет фар, открыли самолет в ночное время.
С августа 1942 г возобновились удары авиации по военным и промышленным объектам в тылу Германии из далеких аэропортов Подмосковья. Самолеты Ил-4 оснащались аэрофотосъемкой и поэтому часто использовались для разведки глубоких тылов противника. Этому способствовала продолжительность полета машин 7-9 часов.
Нередко Ил-4 использовались для отправки групп разведчиков и диверсантов в тыл противника, для перевозки военных грузов, блокирования аэродромов противника, поражения систем ПВО, а также использовались как буксиры-планеры различного назначения: грузовое, десантное.
В 1943-1944 годах специально переоборудованные самолеты Ил-4 использовались для перевозки раненых партизан в тыл страны, а также для доставки партизанам людей и грузов. Полеты в тыл противника в основном осуществлялись в темноте.
В военно-воздушных силах военно-морского флота бомбардировщики Ил-4 применялись как бомбардировщики-торпедоносцы, выполняли боевые задачи по уничтожению боевых кораблей противника торпедами, бомбами, наземные базы и бомбардированные порты, осуществляли разведку минных полей, морских путей, конвоев кораблей, охраняемых немецкими подводными лодками союзных войск.
Самолет Ил-4 бомбил промышленные и военные объекты нацистской Германии до ее капитуляции.
После окончания войны с Германией они участвовали в боевых действиях на Дальнем Востоке, где разгромили японскую армию Квантунга, бомбили японские военные базы и морские порты в Корее, Маньчжурии и Японском море. Ил-4 находился на вооружении несколько лет, и после завершения всех боевых действий замены уже не было.
И только в 1949 году, когда на вооружение ВВС были приняты бомбардировщики нового класса Ту-4 конструкции А. Н. Туполева, его начали отменять. Но также снятые с эксплуатации в авиации, они использовались для аэрофотосъемки в различных областях национальной экономики. С 1945 года бомбардировщик-торпедоносец Ил-4 больше не производился.
Особенности конструкции
При проектировании самолетов А. Н. Ильюшин всегда соблюдал правило: никогда не отдавать приоритет отдельным техническим показателям, например, грузоподъемности или скорости. Благодаря этому его проекты выделялись оптимальным сочетанием всех летно-технических характеристик машин: скорости и дальности, потолка, грузоподъемности, веса аппарата, вооружения, бортового оборудования и соответствовали реальным условиям их эксплуатации использовать.
Этот подход был использован им при разработке DB-3. При его создании конструктор руководствовался главным критерием — обеспечить боевую эффективность самолета в реальных боевых условиях. Такой подход был критически важен для успеха самолетов ДБ-3 и Ил-4.
Внешний вид нового самолета отличался от предыдущих модификаций более гладкой и длинной носовой частью. Изменилась конструкция планера. Он имел схему двухдвигательного свободнонесущего моноплана. Ранее использовавшиеся в больших объемах, все виды малых агрегатов уже не соответствуют технологиям крупносерийного производства. Многие компоненты стали изготавливаться методом литья, и почти вся сборка рамы производилась открытой клепкой. Эта технология позволила снизить трудоемкость производства и улучшить качество продукта.
Основной упор в конструкторской схеме ДБ-3 С.В. Ильюшин сделал на крыло. Было разработано новое удлиненное крыло. По несущим характеристикам новое крыло уступало крылу своего предшественника DB-2, но позволяло обеспечивать высокую скорость и высокий уровень аэродинамики. Это было достигнуто за счет использования гладкой кожи, использования двойного выпуклого профиля, меньшей площади крыла, улучшенной схемы уборки шасси и других конструктивных изменений. В результате аэродинамические свойства DB-3 стали намного лучше, чем у DB-2. Тактико-технические характеристики самолета приведены в таблице.
Среди конструктивных особенностей ДБ-3 — модифицированная топливная система — в ДБ-3 герметичные баки заменены на мягкие герметичные. Отличительной особенностью ДБ-3 также является другое размещение бомб на средней рамке, а не в бомбовых отсеках в крыле. Это позволяло устанавливать внешние опоры для 1-тонных и 0,5-тонных бомб на центральной секции (максимальная нагрузка бомбы приближалась к 2,5 тоннам).
Важнейшим элементом устройства любого самолета является силовая установка. На ДБ-3 устанавливался доработанный двигатель К-14 французской фирмы «Мистраль Мажор» с тягой 800 л.с., легкий и экономичный. В 1934 году он был запущен в серийное производство под маркой М-85 в Запорожье. Для его дальнейшего совершенствования было создано ОКБ под руководством знаменитого С.К. Туманского.
Чтобы использовать ДБ-3Ф в любых погодных условиях и обеспечить самолету определенный уровень автономности, необходимо было оборудовать его авиационным пилотажно-навигационным комплексом (ФПК). В феврале 1940 года правительство заставило бомбардировщики оснастить таким оборудованием («слепое плавание и слепая посадка»). Однако производство такой техники не могло быть произведено в необходимом объеме, поэтому ФПК стали устанавливать только на каждые 3 самолета, а на некоторых заводах — каждые 5.
Еще хуже обстояло дело с радиовысотомерами: на испытаниях они показали плохие результаты и были отвергнуты военными специалистами. С учетом реальной ситуации в производстве бортового навигационного оборудования, в том числе автопилотного, в 1941 году планировалось выпустить всего 130 машин с оборудованием NPK и 170 машин с оборудованием «слепой посадки».
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 4 человека (командир экипажа, штурман (фронтальный стрелок), центральный радист (башенный стрелок), наводчик люка)
- Длина: 14,8 м
- Размах крыла: 21,44 м
- Высота: 4,10 м
- Площадь крыла: 66,7 м²
- Масса пустого: 5800 кг
- Масса пустого: 10 055 кг
- Максимальный взлетный вес: 12 120 кг
- Двигатели :: 2 × М-88Б с воздушным охлаждением
- Тяга: 2х1100 л.с вместе с. (820 киловатт)
Лётные характеристики
- Полная скорость:
- на высоте: 430 км / ч
- у земли: 332 км / ч
- Дальность: 3800 км (с 1000 кг бомб)
- Скорость всплытия: 4,4 м / с (264 м / мин)
- Практический потолок: 8900 м
Вооружение
Оборонительная боевая нагрузка
- нормальный: бомбы 1000 кг
- максимум: 2500 кг
- 1 × 940 кг торпеда 45-36-АН или 45-36-АБ
это интересно: Антонов Ан-6 — учимся со всех сторон
Вооружение Ил-4
Бомбардировщики Ил-4 / ДБ-3Ф оснащались двумя типами вооружения: для поражения целей противника (так называемое «наступательное» оружие) и оружием для собственной защиты («оборонительное» оружие). В качестве наступательного оружия применялись бомбы различных типов — от ФАБ-5 до ЦАБ-П-40, как заводского изготовления, так и переоборудованные из артиллерийских снарядов. Подвеска была предусмотрена в конструкции самолета. Общий вес бомб достигал 1 тонны, с внешней подвеской — 2,5 тонны.
В качестве оборонительного оружия использовались пулеметы ШКАС в количестве 3 единиц, которые устанавливались в носовой части, на башне и в специально закрепленном нижнем люке. 1 пулемет имел калибр 12,7 мм, 2 пулемета калибра 7,62 мм.
Основные серийные модификации
- серийный образец ДБ-3Ф (1939-1940 гг выпуска) — с двигателем М-88, экипаж 3 человека.
- серийный ДБ-3Б (версия 1941 г.). Были установлены более совершенные двигатели М-88Б, в составе экипажа появился второй наводчик.
- серийный ДБ-3Т (Ил-4Т) — морской самолет-бомбардировщик-торпедоносец. Эта модель имела подвесные крепления для торпед и морских мин. Применялся для дальней морской разведки, установки минных заграждений или нападения на военные и транспортные корабли противника, бомбардировки портов противника.
- Ил-4ТК. Эту модель (1943 года) сложно назвать серийной. Однако высотный разведывательный самолет Ил-4ТК, оснащенный в хвостовой части специальной фотоаппаратурой, тем не менее сыграл свою роль в разработке многих наступательных операций.
Герои Российской Федерации, воевавшие на Ил-4
Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.07.2012 г. 635 :
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, присвоено звание ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рейтинг | Годы жизни | |
Маслов Александр Спиридонович | капитан | 1907 — 1941 гг |
Балашов Владимир Михайлович | лейтенант | ?? — 1941 г |
Бейскбаев Бахтурас | сержант копья | ?? — 1941 г |
Реутов Григорий Васильевич | сержант копья | ?? — 1941 г |
Модификации дальнего бомбардировщика ДБ-3
Дальний бомбардировщик ДБ-3 на протяжении всего жизненного цикла неоднократно модифицировался, совершенствовался и модифицировался. Некоторые модели вышли в серийное производство, другие остались на проектном уровне, третьи были изготовлены в единичных экземплярах. Ниже приводится краткий список существующих вариантов машин без технических деталей и конструктивных отличий для каждого варианта:
- ДБ-3Т (1938 г.) — бомбардировщик-торпедоносец;
- ДБ3ТП (1938 г.) — плавающий бомбардировщик-торпедоносец;
- ДБ-3Ф (1939 г.) — предсерийный прототип;
- ДБ-3Ф (1940 г.) — серийный образец;
- ДБ-3Ф — Ил-4 (1940 г.) — модифицированный ДБ-3Ф со стреловидным крылом, серийные машины;.
- Ил-4Т (бомбардировщик-торпедоносец) (1940 г.) — серийные машины;
- Ил-4Т (1942 г.) — прототип;
- Ил-4ТК (1943 г.) — прототип высотного бомбардировщика-разведчика, работы по самолету были прекращены;
- ДБ-4 (ЦКБ-56) (1940) — дальний бомбардировщик, всего построено 2 опытных образца;
- Ил-6 (1942 г.) — бомбардировщик-торпедоносец и дальний бомбардировщик, построено всего 2;
- Ил-4 «Аэрофото» (1946 г.) — фоторазведчик.
- http://samoleting.ru/samolety/samolet-il-4-foto-harakteristiki.html
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-4/
- https://aviakatastrofa.net/samolety/il-4.html