- Создание
- Видео — история создания
- Краткий обзор и конструкция
- Где производился самолет?
- Аварии и катастрофы пассажирского лайнера
- Ориентировочная стоимость разных моделей
- Версии Ил-86
- Особенности и технические характеристики
- Безопасность самолета
- Достоинства и недостатки Ил-86
- Описание конструкции и особенности машины
- Места производства самолета
- Оснащение самолета
- Эксплуатация
- Видео — методика взлета
- Схема салона Ил-86: особенности размещения кресел в салоне
- Модификация
- История создания Ил-86 и его эксплуатация
- Плюсы и минусы лайнера Ил-86
Создание
В 1970 году перед ведущим советским предприятием по проектированию и разработке авиационной техники ОКБ С.В. Ильюшина наметилась задача по проектированию среднемагистрального пассажирского авиалайнера вместимостью до 350 человек. Идея создания громоздкого широкофюзеляжного автомобиля заключалась в поиске гармоничного сочетания надежности, экономичности, экономичности и, конечно же, безопасности.
Спустя два года началась разработка модели самолета. Наряду с серьезными требованиями к техническим параметрам был один критерий — перевозка багажа по принципу «багаж с собой». Перед конструкторами встал вопрос: «А какой будет корпус по диаметру?»
Эта проблема была решена за счет создания широкого фюзеляжа, позволяющего разместить до девяти сидений подряд, между которыми находились два широких прохода. Кроме того, крыло, состоящее из ламелей и трехщелевых закрылков, позволяло использовать относительно короткие взлетно-посадочные полосы.
Видео — история создания
Восход солнца в небе:
- 1976 г. — завершены работы по самолету. Совершил первый полет новый тип Airbus;
- 1977 г. — демонстрация стола в Париже;
- 1978 г. — технический перелет Москва — Сочи, а также показательные полеты в другие города СССР;
- 1979 г. — эксплуатационные испытания;
- 1980 г. — выдан сертификат летной годности и выполнен регулярный рейс Москва — Ташкент.
Краткий обзор и конструкция
На момент выпуска аэробус не имел аналогов в мире. Этот авиалайнер намного опережает все зарубежные самолеты. По загруженности пассажиров и грузов ему удалось установить около 18 рекордов скорости.
Ил-86 производился до 1993 года в Воронеже и летал на гражданских авиалиниях до 2010 года. Покрытие нового поколения существенно превосходило по практичности все его предшественники.
В конструкции самолета нового поколения было использовано все самое современное на тот момент приборостроение, радиотехника и техника.
Это был классический широкофюзеляжный самолет с четырьмя двигателями под крылом. Диаметр фюзеляжа достигал 6,08 метра. В салоне было девять сидячих мест в ряд с двумя проходами.
Достаточно сказать, что самолет на 54% состоял из алюминиевых сплавов, на 15% из стали и на 14% из титановых сплавов. Остальное — полимерные материалы.
Специально разработан современный двигатель НК-86. Со временем из-за огромного расхода топлива и высокого шума этот двигатель стал основной причиной отключения Airbus.
Кроме того, масштабы НК-86 привели в будущем к невозможности замены его доработанными двигателями. Именно это способствовало созданию нового самолета Ил-96. Важно, что при высокой температуре наружного воздуха производительность двигателя снижалась и иногда даже приходилось прерывать взлет.
Самолет обладает хорошей управляемостью: рулевые поверхности разделены на отдельные секции, а гидравлика продублирована.
Также было дублирование в других жизнеспособных системах Airbus. Конструкторы первого советского аэробуса разработали уникальную защиту от замерзания электрических импульсов. Его КПД был в сотни раз выше, чем у обычного теплового контура.
Самолет был оснащен четырьмя мощными турбореактивными двигателями тягой до 13 тс каждый. Механизация крыльев и новая схема шасси позволили эксплуатировать аэробус в аэропортах базирования Ил-18 и Ту-134. Для взлета и посадки Ил-86 требовалась взлетно-посадочная полоса не более 2600 метров.
Большие люки позволяли использовать разные варианты загрузки грузовых отсеков. Наличие трех трапов, интегрированных в Airbus, значительно упростило работу наземных служб аэропорта и сэкономило время пассажиров.
Звукоизоляция тоже вышла на новый уровень. Ил-86 был уникален наличием системы навигации, которая использовалась впервые. Эта система позволяла выполнять полеты в любых погодных условиях и в любое время суток. Все приборы самолета были инновационными.
Где производился самолет?
Airbus стал аналогом американского Boeing. Его производство началось в 1970-х годах в СССР в Воронеже. В то время отечественному Аэрофлоту требовались пассажирские авиалайнеры с большим количеством кресел.
Корабль оснащался отечественными двигателями. В середине 90-х появилась возможность установки двигателей иностранного производства. Потому что у них более высокие характеристики. Конструкторы рассматривают возможность модернизации самолета. Впоследствии появились новые модели ИЖ.
Полезная информация! Производство авиационных модификаций Ил-86 прекратилось в 1993 году.
Аварии и катастрофы пассажирского лайнера
Ил-86 считается надежным самолетом. Из 106 построенных машин только четыре погибли в авариях. И все они произошли из-за грубых ошибок людей, а не из-за поломки оборудования.
Ориентировочная стоимость разных моделей
Пассажирский самолет такого класса стоит больших денег. Реальная стоимость Ил-86 на момент производства не разглашается. По оценкам экспертов, речь идет о 5 000 000 долларов.
При анализе учитывались несколько факторов, в том числе использование зарубежного оборудования и необходимость адаптации к международным стандартам. Если сравнивать с ценой других самолетов, то она крайне мала: самый простой вариант Boeing 737 стоит 80 миллионов долларов.
Версии Ил-86
Самолет Ил-86 — базовая версия. На его основе были разработаны и сконструированы еще две модели самолетов Ил-86В и Ил-86Д. Согласно проекту, первая линия рассчитана на перевозку 450 пассажиров на расстояние около 4000 км, вторая — 330 человек на расстояние около 9000 км.
Хорошо знать! Аэробус Ил-96 спроектирован на базе модели Ил-86Д.
Он сохранил черты предыдущей версии. Изменения коснулись комфорта салона.
Современные авиационные модификации: Ил-80 и Ил-87. Они полностью модернизированы. Недостатки предыдущей версии улучшены.
Особенности и технические характеристики
Экипаж (чел.) | 3 |
Размеры (править | |
Длина (м) | 59,5 |
Размах крыла (м) | 48 |
Высота (м) | 15,8 |
Площадь крыла (кв.м) | 320 |
Масса | |
Максимальный взлетный вес (кг) | 208 000 |
Максимальный посадочный вес (кг) | 175 000 |
Масса пустого (кг) | 116 250 |
Максимальный вес без топлива (кг) | 158 400 |
Максимальная коммерческая нагрузка (кг) | 42 000 |
Емкость топливного бака (л) | 114 000 |
Данные полета | |
Автономность полета с макс. Нагрузка (км) | 3600 |
Максимальная крейсерская скорость (км / ч) | 870 |
Разбег (м) | 2 800 |
Длина пути (м) | 2 300 |
Двигатели | НК-86, 4 * 13000 кгс |
Удельный расход топлива (г / пасс. Км) | 34,5 |
Расход топлива в час (кг) | 9,900 |
Кокпит | |
Количество мест (эконом) | 350 |
Количество мест (эконом / бизнес) | 234 |
Ширина салона (м) | 5,7 |
Безопасность самолета
При разработке самолета большое внимание конструкторы уделили уровню безопасности. Это выразилось в общем качестве созданного автомобиля и наличии передовых современных электронных систем, в том числе улучшенного автопилота. Статистика показывает, что Ил-86 стал одним из самых безопасных авиалайнеров в мире. Однако на нем произошло несколько заметных аварий, в результате которых погибли люди или же чудом обошлось без них. Все эти рейсы выполнялись российскими перевозчиками.
Четыре серьезных аварии:
- март 1994 г. — самолет был припаркован в аэропорту Дели и был поврежден разбившимся Boeing 737, в результате удара Ил-86 загорелся, погибли восемь сотрудников;
- июнь 1998 г. — при регулярном рейсе в Шереметьево Ил-86 совершил резкую посадку, жертв нет, но через месяц самолет списан и снят с эксплуатации;
- сентябрь 2001 г. — экипаж авиалайнера допустил серьезные ошибки при посадке в Дубае и не выпустил шасси, при касании взлетно-посадочной полосы Ил-86 загорелся, никто не пострадал, аварийная ситуация устранена быстро;
- июль 2002 г. — при взлете возникли проблемы со стабилизатором, приведшие к сваливанию и падению самолета, в результате авиакатастрофы 14 человек из 16 на борту погибли, члены экипажа признаны виновными.
У самолета неоднократно возникали проблемы со стабилизатором и двигателем, участившиеся в 2000-е гг. Несмотря на это, других крупных катастроф с его участием не было. Всего за годы эксплуатации перевезено более трех миллионов человек.
Достоинства и недостатки Ил-86
Самолет, ставший первым широкофюзеляжным авиалайнером в СССР, не мог остаться незамеченным и не получил замечательных характеристик. Таким образом, Ил-86 имеет ряд важных преимуществ и ряд определенных недостатков, отчасти связанных с его классом.
Основные преимущества:
- увеличенная вместимость: самолет мог принимать до 350 человек и перевозить их на довольно большие расстояния;
- продвинутая нестандартная компоновка салона — вместительность сочетается с высочайшим уровнем комфорта;
- новая начинка — на борту установлено современное электронное оборудование, обеспечивающее точность и надежность работы систем управления;
- высокая безопасность: конструкторы приложили немало усилий, чтобы повысить ее уровень во время полетов и спасти жизни в случае аварии.
У Ил-86 недостатков больше, но они не столь существенны. В основном их количество даже не учитывалось и не создавало проблем.
Недостатки:
- мощность двигателя — технические показатели могут быть выше, если на самолет устанавливались другие модели;
- взлетная масса была очень большой, что могло создать ряд неудобств;
- необходимый разбег — для взлета Ил-86 требовался разбег 2,8 км, который могли обеспечить далеко не все аэропорты;
- расход топлива — в полете было израсходовано много топлива, что делало авиалайнер недостаточно дешевым;
- шум двигателя — во время работы они издавали громкий шум, уровень которого превышал допустимые международными стандартами пределы.
Несмотря на недостатки, Ил-86 оказался большим успехом и привнес в советскую авиационную промышленность уникальный опыт, сделав еще один шаг вперед. Поэтому позже на его базе были созданы другие самолеты.
Описание конструкции и особенности машины
Ил-86 — низкоплан с четырьмя двигателями, построен по классической схеме с однокилевым оперением и трехстоечным убирающимся основным шасси.
Самолет создавался с учетом возможности использования в аэропортах с низким уровнем технической оснащенности. Для этого в его дизайне реализована концепция «багаж с собой». Он заключался в том, что пассажиры имели возможность пронести багаж на борт корабля, а затем оставить его на специальных полках, которые располагались на нижней палубе. В самом салоне было девять сидячих мест в ряд с двумя удобными широкими коридорами.
Силовая установка Ил-86 состоит из четырех турбореактивных двигателей НК-86, которые являются результатом дальнейшего развития двигателя НК-8. Этот двигатель можно назвать главной «ахиллесовой пятой» самолета, помимо высокого уровня шума и низкого КПД, как уже говорилось выше, НК-86 обеспечивал самолет низкой удельной массой. Летчики шутили, что Ил-86 взлетел из-за кривизны Земли.
Места производства самолета
Разработав конструкцию самолета Ил этой модели, необходимо было выбрать фирму, которая занималась бы его производством. Опытный образец собран в Воронеже с соблюдением всех сроков.
После официальной приемки самолета комиссия объявила о начале серийного производства. Он был организован на том же авиазаводе в Воронеже, где с конвейера сошло более сотни машин. Ил-86 выпускался до 1993 года, пока его сборка не была окончательно закрыта.
Оснащение самолета
Салон расширили за счет переноса кухонного оборудования на нижнюю палубу. Самолет был оборудован тремя выдвижными трапами. Посадка и высадка могут осуществляться без помощи специального персонала аэропорта и средств обслуживания. При этом пассажиры сначала прошли на нижнюю палубу и оставили свой багаж. После этого они направились прямо в салон Airbus.
Примечание. Благодаря этому обслуживание Ил-86 стало проще и удобнее. Никакой реструктуризации аэропортов не потребовалось.
Для снижения нагрузки на бортовую конструкцию при взлете и посадке установили шасси трехопорного велосипеда. Оптимальную скорость на трассе обеспечивали четыре двигателя НК-8. Также они использовались для оснащения самолетов Ил-62 и Ту-154.
Самолет оборудован 4-мя системами гидроусилителя. Они несут ответственность за дублирование работы основных бортовых устройств. В результате повысился показатель безопасности самолета.
Эксплуатация
Только Аэрофлот был пользователем Ил-86. Самолеты выполняли регулярные рейсы по загруженным линиям и чартерные рейсы в различные места.
В условиях динамичного развития авиационного рынка наша страна имеет возможность закупать другие самолеты. Ил-86 постепенно терял преимущество и конкурентоспособность из-за высоких эксплуатационных расходов и шума двигателя.
Массовый отказ от воздушных гигантов и постепенный уход из парка авиакомпаний начались в 2000 году.
В результате к 2011 году пассажирские рейсы прекратились. В настоящее время Минобороны России эксплуатирует четыре самолета Ил-86.
Видео — методика взлета
Это был процесс эксплуатации первого серийного советского широкофюзеляжного авиалайнера. В дальнейшем на смену Ил-86 придет Ил-96.
Схема салона Ил-86: особенности размещения кресел в салоне
Напомним, что пассажировместимость Ил-86 различается по типу комплектации. В трехклассной версии — 314 пассажиров, в двухклассной — 234 человека, в экономичной — 350. Отметим, что салон этого самолета предлагает полный комфорт, удобство и надежность. Решение расположить пассажирские кресла в ряду 3 + 3 + 3 вполне правильное.
Такое расположение удобно как для путешественников, так и для бортпроводников. Интересно, что в Ил-86 три салона отделены друг от друга блоками кладовых и поперечными коридорами для эвакуационных выходов. Размещение лестницы выхода связано с размещением аварийных выходов.
В целом особенность положения кресел в салоне Ил-86 в том, что оно имеет условное разделение. Это разделение обеспечивается лестницами, буфетными стойками и проходами. Но при этом все пассажиры находятся в достаточно компактном положении, поэтому бортпроводникам удобно их обслуживать. Также очень удобно раздавать продукты благодаря двум продольным проходам.
Внутри салона могут свободно перемещаться как пассажиры, так и обслуживающий персонал, что крайне важно в случае непредвиденных происшествий. При входе в самолет пассажиры сначала проходят на нижнюю палубу в багажные отсеки, а затем, поднявшись по трем ступеням, попадают в основной салон. Люди оставляют свой груз в багажных отделениях и берут с собой только ручную кладь и сумки.
Прикрепленное к данной статье фото салона Ил-86 поможет более точно понять, как расположены сиденья в салоне. Как известно, если вы заранее садитесь в самолеты, вы можете выбрать подходящие места. Особенно это актуально для тех, кто плохо переносит полеты. Итак, рассмотрим, какие кресла самые лучшие в самолете Ил-86.
Фото салона Ил-86
Модификация
Всего у Ил-86 было четыре модификации, которые были разработаны или находились в производстве:
- Ил-86 — базовая версия;
- Ил-86В — вариант самолета вместимостью до 450 кресел и дальностью полета 3600-4000 км;
- Ил-86Д — конструкция крылатого самолета, на базе которого был создан Ил-96;
- Ил-80/87 — воздушный командный пункт. Он был оборудован системой дозаправки в воздухе и дополнительным отсеком в носовой части. В нем не было иллюминатора. Всего было построено четыре машины.
История создания Ил-86 и его эксплуатация
В конце 1960-х годов в советской гражданской авиации возникла необходимость получить широкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолет, способный перевозить до 250 человек. В большей степени эта потребность стала ощущаться в 1967 году, когда было издано постановление Совета Министров СССР о создании самолета.
Изначально КБ Ильюшина решило модернизировать межконтинентальный пассажирский теплоход Ил-62, доведя его пассажировместимость до 250 человек. Этот проект назывался Ил-62-250, однако из-за возможных конструктивных недостатков будущего океанского лайнера, вызванных удлинением его фюзеляжа и изменениями центровки, вскоре был закрыт. Поэтому было принято решение о разработке принципиально нового пассажирского самолета.
При разработке океанского лайнера, вскоре получившего обозначение Ил-86, рассматривалось несколько вариантов компоновки и расположения кабины и кабины экипажа. Поэтому была разработана двухэтажная конструкция фюзеляжа, а также одноэтажная конструкция с овальным сечением фюзеляжа. Однако эти варианты серьезно повлияли бы на аэродинамические характеристики лайнера и ухудшили бы его управляемость.
В результате был разработан широкофюзеляжный самолет с девятью креслами в эконом-классе, разделенными на три ряда и двумя довольно широкими проходами. Пассажировместимость Ил-86 составила 350 человек — беспрецедентный показатель для отечественной авиации.
В 1976 году была завершена разработка пассажирского самолета Ил-86, и в конце того же года самолет совершил свой первый полет. Впоследствии завод приступил к первым, а затем и сертификационным испытаниям лайнера, но его серийное производство началось именно в 76 году.
В декабре 1980 года начинается промышленная эксплуатация Ил-86. В 80-е годы линия успешно выполняла коммерческие полеты, активно разрабатывались ее новые модификации, в частности, предусматривающие замену двигателей. Однако в 1990-е годы начался его спад. В основном это было связано с высоким уровнем шума двигателей, а также их неэкономической эффективностью, так что не все частные авиакомпании могли «тянуть» Ил-86.
Кроме того, причиной быстрого упадка этого пассажирского лайнера стало то, что в то же время на российский рынок вторглись бывшие в употреблении иностранные самолеты Boeing и Airbus, которые были намного дешевле по цене и эксплуатации. Не выдержав этой жесткой конкуренции, в начале 2000-х Ил-86 начали постепенно выводить из эксплуатации. Конечной точкой в истории этого авиалайнера стал 2010-2011 годы, когда с рейсов сняли и вырезали последних пассажиров Ил-86.
В настоящее время в эксплуатации находятся 4 Ил-86ВКП (он же Ил-80).
Плюсы и минусы лайнера Ил-86
Первый широкофюзеляжный отечественный авиастроительный гигант огромной вместимости | Не слишком большая мощность двигателя |
Улучшенное приборное оснащение самолета Ил-86 | Огромный взлетный вес |
Инновационная внутренняя планировка | Требовалась более длинная взлетно-посадочная полоса |
Высокая надежность по советским меркам | Высокий уровень шума двигателя, не соответствующий международным стандартам |
Высокий расход топлива |
Несмотря на все недостатки и первый упадок, Ил-86 оставил свой след в истории и ознаменовал новый этап в развитии гражданской авиации. Он стал гордостью страны и был лучшим для своего времени.
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-86/
- https://AviaWiki.com/samolet/il/il-86
- https://WarWays.ru/aviatsiya/passazhirskie-samolety/il-86.html
- https://samoletos.ru/samolety/il-86
- http://samoleting.ru/samolety/shema-salona-il-86-foto-vmestimost-passazhirov.html
- https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/il-86/