- История создания
- История эксплуатации
- Часто задаваемые вопросы
- Технические характеристики
- 5. Сила трения
- Производство
- Почему самолеты не летают быстрее
- 8. Уникальные тормоза
- Носовой конус и крылышки
- 6. Цвет чистоты
- 2. Самый дорогой
- Сколько стоил полет на Конкорде
- Чем Конкорд отличается от сверхзвукового ТУ-144
- Схема и крыло
- Двигатели
- Почему перестали выпускать самолет?
- Почему больше нет сверхзвуковых пассажирских самолетов
- Крушение Конкорда в 2000 году
- 4. Символ холодной войны
- Зачем у сверхзвукового самолёта опускается нос
- 7. Двигающаяся кабина
- Салон сверхзвукового самолета
- Конструкция самолета
- Самолеты с разной судьбой
- На какой высоте и с какой скоростью летал Конкорд
- 9. Уникальный автопилот
- 3. Самый популярный
- Когда появился Конкорд
- Характеристики Конкорда
История создания
Разработка АТФ началась во второй половине 20 века. Как только появились сверхзвуковые бомбардировщики, встал вопрос об организации пассажирского транспорта, который бы преодолевал звуковой барьер. В решении этой проблемы активно участвовали четыре страны: Советский Союз, США, Франция и Великобритания.
История гласит, что в 56-м был создан Британский Государственный комитет, ответственный за создание Союза Праведных Сил. Ставились задачи разработать программу, по которой можно было бы создать сверхзвуковой транспорт. Этот проект в значительной степени спонсировался правительством Великобритании. Финал программы — 100-местный самолет, способный преодолеть сверхзвуковой барьер и максимально быстро пересечь Атлантику. В 1962 году первая спроектированная модель такого самолета получила название Bristol 233.
«Бристоль» имел четыре силовые установки, треугольное крыло и вмещал сто десять пассажиров.
Вскоре после этого аналогичная программа началась во Франции, также при поддержке правительства. Французы не думали так глобально, как англичане. Они не планировали брать в самолет слишком много людей и отправлять его на большие расстояния. Они хотели создать сверхзвуковой авиалайнер средней дальности, который будет летать над Европой. Сам самолет по проекту мало чем отличался от своего английского собрата — вес, габариты и задачи были очень похожи. Единственное существенное отличие крыла заключается в том, что французы планировали сделать конструкцию крыла оживальной.
На это уходило много денег, росли задачи и желания, поэтому пришлось искать партнеров для этого проекта. На 61-м Востоке EAC предложил Sud Aviation совместную разработку судов СПС. Правда, возникло недоразумение, поскольку конечные цели Англии и Франции расходятся. Таким образом, все обсуждения перешли на государственный уровень, благодаря чему через год удалось подписать договор о начале совместной работы над общей целью. Критерии остались от англичан — сверхзвуковой воздушный транспорт вместимостью сто пассажиров и большей дальностью полета.
Языковой барьер не позволял вести работу стабильно. Да, у каждой стороны были свои единицы измерения, но французская сторона хорошо знала английский и размеры записывались сразу в двух системах, так что каждая сторона была проще.
С 62 по 66 год создавался этот проект. Было рассмотрено огромное количество идей и в итоге была выбрана бесхвостая конструкция с четырьмя силовыми установками и остроконечным крылом. За год до окончания проекта партнеры приступили к созданию своего первого экземпляра.
Первые «Конкорды» появились в Тулузе и Бристоле. Во Франции самолет был готов в начале своего 69-го года и совершил первый полет весной из аэропорта, где он был собран. Правда, сверхзвукового оборудования у него не было, поэтому испытать все устройство в действии не удалось. Летом того же года в небо впервые поднялся английский самолет.
В мае в Ле Бурже был представлен французский «Конкорд», и в начале октября он, наконец, превысил скорость звука на девять минут. С началом нового года заводские испытания закончились, и самолеты вернули на капитальный ремонт. В течение года на них было установлено и испытано в воздухе все необходимое оборудование. Летом 71 года все испытания прототипов были завершены, Concorde подтвердила указанные конструктивные параметры.
В конце года в Англии стартовал первый предсерийный Concorde, уже сильно отличающийся от прототипов: более длинный, тяжелый, с мощными двигателями и измененным крылом. В январе 73 года французский предсерийный Concorde также почувствовал ветер под своими крыльями. Все предсерийные испытания длились до конца 74-го, что позволило довести гильзы до финальной модификации и более чем в два раза увеличить скорость!
История эксплуатации
История использования Concorde начинается в начале 1976 года, когда Arospatiale, Sud Aviation, BAC создает первый коммерческий авиалайнер. Заявки на покупку авиалайнера начали поступать еще на стадии проектирования. Изначально планировалось создать 74 единицы авиалайнера, но нефтяной кризис и удешевление билетов на дальние рейсы заставили отказаться от масштабного перехода на сверхзвуковые самолеты.
Первый рейс совершила British Airlines. Лайнер двигался из Лондона в Бахрейн. Буквально в этот же день открылся рейс Париж-Дакар французской авиакомпании Air France. Полет «Конкордов» осуществлялся по следующим направлениям:
- Лондон — Нью-Йорк;
- Париж — Нью-Йорк;
- Лондон — Барбадос.
Практически весь период эксплуатации прошел без происшествий. На самолете прилетела королева Великобритании Елизавета II, президент Франции, а также другие политики и высокопоставленные государственные деятели.
В середине 2000 года случилась катастрофа. Конкорд разбился под Парижем. После детального расследования причина была названа: наезд на металлическую часть пути, повреждение топливного бака и оголенную проводку. Из-за крушения Concorde во Франции погибли экипаж и все находившиеся на борту пассажиры. Самолет врезался в здание гостиницы. Четыре человека в здании погибли.
После 2000 года эксплуатация авиалайнера продолжилась. Последние 3 года эксплуатации самолета ознаменовались серией аварий. В 2002 году произошло закрытие рулевой секции и утечка топлива. По ряду причин в 2003 году было принято решение о прекращении операции.
После прекращения эксплуатации «Конкорда» в мире не эксплуатируются сверхзвуковые пассажирские авиалайнеры. Остальные самолеты хранятся в музеях и выставляются на различных выставках. Большинство машин находится во Франции и Великобритании. Конкорд также встречается в США и Германии.
Часто задаваемые вопросы
- Как купить билет, не выходя из дома?
- Укажите в обязательных полях маршрут, дату поездки и количество пассажиров, система подберет варианты из предложений сотен авиакомпаний.
- Из списка выберите рейс, который вам подходит.
- Введите свои личные данные — они необходимы для оформления билетов. Туту.ру передает их только по защищенному каналу.
- Оплачивайте билеты кредитной картой.
- Как выглядит электронный билет и где его получить? После оплаты на сайте в базе авиакомпании появится новая запись — это ваш электронный билет. Отныне вся информация о рейсах будет храниться у перевозчика. Современные авиабилеты не оформляются в бумажном виде. Посмотреть, распечатать и взять с собой в аэропорт можно не сам билет, а маршрутную квитанцию. Содержит номер вашего электронного билета и всю информацию о вашем рейсе. Туту.ру отправляет маршрутную квитанцию по электронной почте. Рекомендуем распечатать его и взять с собой в аэропорт. Он может пригодиться для паспортного контроля за границей, даже если вам нужен только паспорт для посадки в самолет.
- Как вернуть электронный билет Правила возврата билетов устанавливает авиакомпания. Обычно чем дешевле билет, тем меньше денег можно вернуть. Чтобы вернуть билет, как можно скорее свяжитесь с оператором. Для этого вам необходимо ответить на письмо, которое вы получите после заказа билетов на сайте Туту.ру. Укажите в теме «Возврат билета» и кратко опишите вашу ситуацию. Наши специалисты свяжутся с вами.В письме, которое вы получите после оформления заказа, будут указаны контактные данные агентства-партнера, через которое был оформлен билет. Вы можете связаться с ним напрямую.
Технические характеристики
Лайнер обладает улучшенными летными характеристиками даже по сегодняшним меркам. Основные параметры авиалайнера:
- масса пустого — 78700 кг;
- максимальная взлетная масса — 187 700 кг;
- пассажировместимость — от 92 до 100 человек (в зависимости от производителя);
- экипаж из 3 человек;
- крейсерская скорость Concords — 2150 км / ч;
- дальность полета — 6470 км;
- длина — 56,24 м;
- высота — 12,19 м;
- размах крыльев — 25,57 м.
Благодаря четырем двигателям летные характеристики самолета намного лучше, чем у любого другого пассажирского авиалайнера. Им мог сравниться только советский сверхзвуковой Ту-144. При необходимости Concorde мог разогнаться до 2330 километров в час. Этот показатель превышает значение скорости звука в 2,2 раза. Лайнер позволял преодолевать большие расстояния за очень короткое время. Высокая скорость полета считалась главным достоинством «Конкорда.
5. Сила трения
Максимальная скорость лайнеров Concorde, таких как Ту-144, ограничивалась вовсе не мощностью двигателей, а материалом обшивки. Дело в том, что при движении на максимальной скорости алюминий нагревается практически до критической точки, после прохождения которой металл начал бы плавиться.
Проблемы создания сверхзвукового пассажирского самолета
Среди основных требований авиакомпаний и пассажиров — безопасность и экономичность авиалайнера. При создании сверхзвукового авиалайнера конструкторы сталкиваются со следующими проблемами:
- сложность выбора аэродинамической схемы, позволяющей получить высокие аэродинамические качества, хорошие взлетно-посадочные характеристики и комфортную кабину;
- проблемы с созданием экономичного двигателя, позволяющего разгоняться до сверхзвуковой крейсерской скорости;
- сложность достижения высокой прочности всей конструкции.
Так или иначе, вышеуказанные проблемы решили разработчики Concorde. Самолет успешно эксплуатировался не один десяток лет и даже считался флагманом пассажирской авиации.
Как вы думаете, было ли правильным решение положить конец операции «Конкорд!
Производство
Производство самолета также было разделено между партнерами. Сделано во Франции:
- центральная часть фюзеляжа;
- крыло;
- элевоны;
- автопилот;
- оборудование, в которое входили система кондиционирования, радиоаппаратура, система управления и навигации;
- переднее шасси;
- форсунки СУ, система реверса тяги, форсажные камеры.
В Англии он произвел:
- моторы;
- передняя и хвостовая части фюзеляжа;
- пожарная, электрическая, топливная и антифризная системы;
- кислородное оборудование.
Рама произведена в Испании.
Полный сбор самолетов снова прошел как в Тулузе, так и недалеко от Бристоля.
Первый сериал «Француз» стартовал в декабре 73-го, а через пару месяцев в небо поднялся и сам «Англичанин». Серийных Конкордов было всего шестнадцать, два из которых никогда не были коммерческими, их использовали исключительно для испытаний и сертификации. После лета 1980 года производство было остановлено.
Почему самолеты не летают быстрее
Тем не менее, учитывая, что сверхзвуковой авиации более полувека, многие задаются вопросом, почему самолеты не могут летать быстрее. Даже не говоря о сверхзвуковых самолетах, разве нельзя просто взять обычный самолет и заставить его летать быстрее?
это возможно, и им удается превышать те самые 800-900 километров в час, которые часто становятся крейсерской скоростью обычных лайнеров. Но нет смысла это делать. Стоимость значительно увеличится, а время в пути сократится буквально на 10 минут. Особенно если полет не долгий.
Еще писали книги о Конкорде, но оказалось, что это не то, что нужно людям.
Все из-за того, что самолет не летит на максимальной скорости начиная с самого отрыва от полосы. Он постепенно набирает скорость по мере взлета и подъема. Только в полете скорость в этом полете приближается к максимальной. Перед посадкой его тоже постепенно начинают выбрасывать. В результате полет на более высокой скорости можно сравнить с нахождением в пробке на 10 километров, посередине которых есть небольшой свободный кусок. Не так уж важно, поедете ли вы туда со скоростью 90 или 100 километров в час.
Однако на некоторых рейсах самолеты движутся со скоростью более 1000 километров в час и даже взлетают на более высокие уровни, до 12000 метров, но это скорее исключение, чем правило. Обычно пассажирские реактивные самолеты летают на высоте 10 000 — 11 000 метров со скоростью 850-900 километров в час.
8. Уникальные тормоза
Самолеты «Конкорд» двигались так быстро, что даже самой длинной взлетно-посадочной полосы в аэропорту не хватило бы для их «естественной» посадки. Для этого инженерам в то время пришлось разработать инновационные карбоновые тормоза, особенно для рамы Concorde.
Носовой конус и крылышки
Оба самолета имели наклонную вниз носовую часть. Это было необходимо для того, чтобы пилоты в кабине могли видеть взлетно-посадочную полосу во время взлета и посадки.
Дело в том, что планеры обоих самолетов были рассчитаны на полет со скоростью вдвое большей скорости звука. К сожалению, на такой скорости самолет находится в разных физических условиях, а потому создать универсальный планер практически невозможно.
Фото Getty Images
Подпись к фотографии,
Во время посадки нос Concorde отклонился вниз, открывая обзор пилоту
При взлете и посадке и «Конкорд», и Ту-144 вынуждены были увеличивать «угол атаки» — поднимать нос самолета. Это помогало ему лететь, но двигатели работали с большей мощностью.
Единственный способ хоть как-то разглядеть взлетно-посадочную полосу — снять носовой обтекатель, необходимый для сверхзвукового полета. Обе стороны придумали (или кто-то за кем-то шпионил) одно и то же решение: немного прижать нос.
Однако конструкторы Ту-144 нашли техническое решение, которое помогло частично решить проблему положения самолета при посадке. Впереди, в верхней части фюзеляжа Ту-144, при взлете и посадке выдвигались малые крылья. Они играли роль горизонтального оперения, но главное направляли поток воздуха под крыло.
Фото ВЛАДИМИРА ЯЦИНА / ТАСС
Те же «крылья» Ту-144, которые помогали ему при взлете и посадке
Это позволяло самолету приближаться с меньшим углом атаки, меньшей мощностью двигателя и, как следствие, меньшим шумом.
«Эта деталь Concorde была хорошо продумана, и я думаю, что если бы Concorde второго поколения был построен, они бы реализовали этот элемент», — сказал пилот Concorde Джон Хатчисон.
6. Цвет чистоты
Белый корпус сверхзвуковых авиалайнеров Concorde был выбран неспроста. Покраска этим цветом помогла меньше аккумулировать тепло от солнечных лучей и, как следствие, не позволила коже перегреться.
2. Самый дорогой
Сверхзвуковые пассажирские самолеты Concorde — самые дорогие в истории авиастроения. Их стоимость значительно превышает стоимость даже самых современных и концептуальных военных самолетов. «Конкорд» стоил более 200 миллионов долларов.
Сколько стоил полет на Конкорде
Несмотря на первоначальный успех модели и ее революционный характер, вскоре стало ясно, что она совершенно невыгодна с экономической точки зрения. Самолет летел в основном по маршруту Париж — Нью-Йорк и обратно. Время в пути длилось всего три часа, но за это время самолет сжег до 8 тонн топлива на тонну полезной нагрузки. Проще говоря, потребовалось 8 тонн топлива, чтобы доставить 10 человек с одним чемоданом к месту назначения.
8 тонн топлива на доставку тонны полезного груза — это его экономия.
В то же время самолет требовал более дорогого и длительного обслуживания. Concorde эксплуатировался в более сложных условиях, чем обычные океанские лайнеры, и, помимо обычного обслуживания, также приходилось проверять прочность конструкции, иногда даже с помощью рентгеновского оборудования. Все это приводило к длительным простоям и даже На земле самолет требовал больших денег на свое обслуживание. Не говоря уже о закупочной цене самого самолета, которая также намного выше, чем у обычного реактивного самолета.
Стоимость была высока только вначале, когда выяснилось, что на самолетах очень сложно заработать, их давали по символической цене. Французские авиалинии покупали их за один франк, британские — за 1 фунт. Но они обязались эксплуатировать самолеты и продавать их только по той же символической цене
В разное время полет на Конкорде стоит по-разному, но в среднем можно говорить о цене 10-11 тысяч долларов. Это была цена билета из Парижа в Нью-Йорк и обратно. Даже сейчас сумма кажется очень большой. Так что это было удачно, и не каждый мог себе позволить регулярно летать по работе на таком самолете. Многие пассажиры брали билет только как аттракцион.
Хотели бы вы этого красавца за 10+ тысяч долларов?
Когда «Конкорд» совершил свой последний рейс, аукционные цены подскочили до 60 000 долларов.
Чем Конкорд отличается от сверхзвукового ТУ-144
Если говорить о Конкорде и Ту-144 в плане сравнения, то общего больше, чем разного. Во-первых, оба самолета могут летать на сверхзвуковых скоростях, а «максимальная скорость» отличается буквально на пару сотен километров в час (Ту-144 чуть быстрее). Кроме того, оба самолета имеют одинаковую аэродинамическую конструкцию, и нормальный человек даже не отличит один самолет от другого, если на борту не указано British Airways, Air France или Aeroflot. Первые два имени будут выгравированы на «Конкордах», а последнее — на Ту-144.
Самые большие отличия только во внешнем дизайне. Оба самолета имеют низкую носовую часть, но у Ту-144 более развитая аэродинамика с точки зрения подвижных элементов. Чтобы ему было легче сохранять равновесие при посадке, у него были небольшие крылья сразу за кабиной. Они откидывались при посадке и не только создавали дополнительную подъемную силу, но и направляли воздух под крыло.
На этом фото хорошо видно, как крылья Ту-144 разворачиваются при посадке.
Все дело в технических различиях, но была еще одна большая разница. Судьба «Конкорда» сложилась гораздо удачнее. В первую очередь из-за того, что он прилетел в капиталистические страны, где рыночная экономика решила, кто готов заплатить большие деньги за билет. Перелеты на дальние расстояния были важны в СССР, но каждый билет субсидировался государством и был дорогим.
Кроме того, «Конкорд» пролетел над океаном и там уровень шума при переходе на сверхзвуковой не вызвал острых вопросов. Гораздо сложнее было, когда Ту-144 «гремел» над большими городами.
3700 километров в час. Virgin Galactic показала концепт сверхзвукового пассажирского самолета
Кроме того, у Ту-144 произошла авария в самом начале пути, когда он разбился во время демонстрационного полета. Первая катастрофа Concorde произошла только в 2000 году, и это привело к тому, что его судьба закончилась всего через три года, хотя катастрофа даже не была связана с техническими проблемами или недостатками.
Схема и крыло
И Ту-144, и «Конкорд» выполнены по одной аэродинамической схеме без оперения. У него не было горизонтального оперения, которое создавало бы ненужное лобовое сопротивление и не позволяло ему двигаться со скоростью в два Маха.
Фото Getty Images
Подпись к фотографии,
У американцев были свои разработки, и черты Боинга-733 обещали быть еще более впечатляющими
Оба самолета получили треугольное крыло небольших размеров очень сложной формы — если посмотреть на оба самолета спереди, можно увидеть, что концы крыльев особым образом опущены и сложены. Такое крыло выпрямлялось на сверхзвуковых скоростях.
Технологически и по форме крыло «Конкорд» отличалось от Ту-144. Его форма была более обтекаемой, с более мягкими линиями. Крыло Ту-144 было больше похоже на крыло военного самолета — оно было немного угловатым.
Фото Getty Images
Подпись к фотографии,
Форма крыла Concorde могла быть самой разной — вот все варианты, рассмотренные конструкторами
По словам инженера по авиационной сертификации Доминика Бергера, дизайнеры Concorde также изначально думали о более грубых формах.
«Изначально крыло было слегка треугольным. Как у Mirage истребитель Mirage Delta wing — BBC, но это не сработало. Поэтому нам пришлось все переделывать, расширять законцовки крыла, менять передние кромки, форсунки. Это было целое приключение, невероятный полет фантазии », — сказал он.
Двигатели
Сильной стороной «Конкорда» и самым слабым местом Ту-144 были двигатели. Это самая важная часть самолета — и она была кардинально другой.
Основной задачей двигателей сверхзвукового пассажирского самолета было поддержание скорости, в данном случае, на уровне двух и более скоростей во времени.
Фото AFP
Подпись к фотографии,
Конкорд после приземления — обратите внимание на замысловатую изогнутую форму крыла
это был продукт британской компании Rolls-Royce и французской Snecma Olympus 593, которая позволила Concorde выполнять регулярные пассажирские рейсы со скоростью более двух тысяч километров в час и на расстояние более семи тысяч километров на высоте 18 тысяч метров.
Olympus 593 был основан на двигателе Olympus 22R, который использовался британской военной авиацией, включая стратегический бомбардировщик Avro Vulcan. Это был одноконтурный реактивный двигатель, в котором можно было разгонять поток воздуха до большой скорости.
При этом «Конкорд» использовал форсаж в полете только на взлете. В режиме форсажной камеры дополнительное топливо впрыскивается в специальную камеру, расположенную в задней части двигателя, и это создает дополнительную мощность.
И если «Олимп-593» позволял самолету лететь на сверхзвуковой скорости, не превращая обычный двигатель в ракетный, то двухконтурный советский авиалайнер НК-144 мог разгонять его до двух колебаний только на форсажной камере.
Фото Бориса Корзина / ТАСС
Подпись к фотографии,
У НК-144 были мощные, но очень прожорливые двигатели
Создание двигателя, способного длительное время работать на форсажном режиме, было очень сложной задачей, с которой столкнулись советские конструкторы. Но расход топлива был почти вдвое больше, чем у Конкорда.
В конце концов, эта проблема была решена: в СССР был разработан двигатель РД-36-51, который позволял летать на сверхзвуковой скорости без форсажа, но было уже поздно. Ту-144Д, на котором устанавливались эти двигатели, никогда не выходил на пассажирские перевозки.
Почему перестали выпускать самолет?
Сейчас многие задаются вопросом, почему сняли с производства такой самолет. Некоторые считают, что он был снят с производства из-за серии катастроф, которые после двадцати лет эксплуатации начали нарастать. Другие считают, что это связано с экологической составляющей и ударной волной. В США, например, таким самолетам запрещено летать над материком.
Но все это в корне неверно. Самолет просто оказался убыточным. На относительно небольших расстояниях он рассчитан на то, чтобы заставить его приземлиться и заправиться топливом, что экономически нецелесообразно.
Пассажиров же спросили, сколько, по их мнению, стоит билет. Поскольку большинство людей — бизнесмены, которым платит компания, они понятия не имели, сколько стоит такая поездка. Тогда билет стоил четыре тысячи долларов, а те, кто летал на «Конкорде», думали, что в среднем стоит семь тысяч долларов. То есть, если бы цена полета выросла почти вдвое, это было бы более чем выгодно для авиакомпаний. Почему-то этого не произошло, это остается загадкой.
Почему больше нет сверхзвуковых пассажирских самолетов
Ту-144 хоть и был во многом лучше Конкорда, но очень быстро «сбросился». Об этом я расскажу в отдельной статье. Проект сверхзвукового пассажирского транспорта Boeing так и не был реализован. Конкорд просто стал бесполезным.
Боинг тоже пытался, но безуспешно.
На самом деле, возможно, на это был спрос, но авиакомпании все больше теряли терпение по поводу того, сколько денег они тратят на транспортировку, часто просто не платя за нее. В итоге трагическое обстоятельство привело к концу истории самого известного сверхзвукового пассажирского самолета.
Крушение Конкорда в 2000 году
Единственный на сегодняшний день инцидент (вряд ли они возобновят полеты) на «Конкорде» произошел 25 июля 2000 года — 20 лет назад. После аварии самолет загорелся и упал на гостиницу, которая находилась недалеко от аэропорта.
Так выглядела единственная катастрофа «Конкорда.
Расследование установило, что авария произошла из-за обломка колеса, оставленного на взлетно-посадочной полосе после взлета DC-10. Этот кусок пробил взлетавшее крыло «Конкорда», в результате чего возник пожар, самолет «потерял» два двигателя и уже не мог обеспечивать достаточную тягу на взлетном режиме. Даже если бы в любом случае ее бы не спасти, учитывая пожар.
За столько лет работы произошла всего одна катастрофа с участием Конкорда, и это был не конструктивный просчет, а совпадение
В результате аварии погибли 100 пассажиров, 9 членов экипажа и 4 человека на земле. Крушение еще больше парализовало и без того туманное будущее самолета, и в 2003 году его эксплуатация окончательно прекратилась.
4. Символ холодной войны
Пассажирские корабли Concorde — один из символов холодной войны. Ответом Советского Союза на франко-британский «Конкорд» стал Ту-144. К сожалению, судьба советского океанского лайнера во многом повторила судьбу его западного аналога и противника.
Зачем у сверхзвукового самолёта опускается нос
Конструкция носа сверхзвукового пассажирского самолета не для красоты. Опущенный нос выполняет очень важную функцию. Только благодаря ему можно посадить самолет.
В том числе из-за недостаточной подъемной силы крыла такого низкоскоростного самолета перед посадкой приходилось очень высоко поднимать нос. В этом случае пилоты просто не могли визуально контролировать подход к трассе. Сидеть вслепую тоже было плохой идеей, поэтому ему пришлось покинуть позицию.
Подход к посадке должен был быть таким.
Во время руления и взлета нос опускался всего на пять градусов. Этого было достаточно. При посадке и заходе на посадку отклонился на 12,5 градуса. Также было дополнительное стекло. В основной полетной конфигурации оно увеличено до числа Маха выше 0,8.
Опущенный нос помогает гарантировать, что передний конус не закрывает обзор всаднику. Кроме того, можно было заставить их смотреть на полосу через несколько вертикальных очков. Благодаря этому искажений стало меньше, а достоверность была намного выше.
В результате нос выпал, когда он был не нужен. Аэродинамика самолета в этой версии оставляла желать лучшего, но все было исправлено, когда нос был поднят. Он придал конструкции желаемую форму и сделал линии кабины более обтекаемыми.
примечательно, что для обеспечения безопасной посадки с таким большим углом атаки, как у Concorde, его сделали повыше (высота стоек составляла 3,5 метра) и пришлось немного изменить схему обслуживания в аэропорту. Самолет даже в шутку назвали цаплей.
Вот почему они назвали его цаплей.
7. Двигающаяся кабина
И «Конкорд», и Ту-144 имели подвижную кабину и складывающуюся носовую часть. Положение кабины менялось при взлете и посадке. Это было необходимо, так как в такие моменты корпус самолета принимал угол, при котором пилоты теряли видимость взлетно-посадочной полосы.
Салон сверхзвукового самолета
Изначально было три варианта компоновки салона Concorde: от 108 до 144 пассажиров. В результате он получил сертификат на перевозку 128 пассажиров, но такая компоновка так и не использовалась. Все самолеты изначально перевозили 108 человек, но авиакомпании British Airways и Air France работали в салоне, а в салоне находилось ровно 100 человек.
Вот так скромно выглядел салон Concorde.
Он больше не мог войти, так как его ширина составляла всего 2,62 метра. Это тоже ниже, чем у Ту-134. В результате в каждом ряду слева и справа от прохода было только по два стула. При этом гермокабина Concorde занимала 85% его общего объема.
Самолет с вертикальным взлетом. Как они работают и зачем они нужны
Конструкция самолета
«Конкорд» рассчитан на длительный сверхзвуковой полет. Concorde изготавливается из алюминиевых и никелевых сплавов, стали и титана. Фюзеляж имеет форму овала, вытянутой по высоте, изготовлен из жаропрочных материалов. Разделен на три части. Кабина экипажа расположена в носовой части. Кабина и кабина герметичны. В кормовой части фюзеляжа расположены багажный отсек, топливный бак и кислородные системы.
В носовой части имеется обтекатель, который дополнительно защищает стекло пилота во время сверхзвукового полета. Эта конструкция опускается во время взлета и посадки, чтобы обеспечить пилотам надлежащий обзор. Крыло — кессонное, многобалочное, собранное из множества деталей, что упрощает его конструкцию.
Силовая установка представлена в виде четырех турбореактивных двигателей с форсажной камерой Olympus 593. Форсажная камера обеспечивает примерно десять процентов общей тяги, которая использовалась при подъеме в воздух и достижении сверхзвуковой скорости. ПС размещаются попарно под крылом, в гондолах.
Эти станции автоматически управляются электронной системой, но есть и резервное управление. Вспомогательные двигатели не поставляются. Высокое шасси трехколесного велосипеда благодаря большим углам атаки. Основные стойки шасси убираются в фюзеляж, как видно на фото.
Дисковые тормоза, электронное управление. Топливная система представлена семнадцатью баками, рассчитанными на чуть более 119 тонн топлива. Также на борту пять уравновешивающих цистерн, вмещающих тридцать три тонны топлива. Они позволили сместить центр тяжести самолета при переходе на сверхзвуковую скорость. Бортинженер полностью отвечал за топливную систему и управление ею.
Электроника самолета позволяла производить посадку «Конкорда» в сложных погодных условиях, совершать автоматическую посадку, совершать полеты над океаном, автопилот при необходимости держал под контролем весь полет от взлета до посадки.
Кабина экипажа герметична и занимает 85% от общего размера фюзеляжа. Разделить на две части. В различных модификациях самолета можно было перевозить от 108 до 144 человек.
Воздушный коллектор
Самолеты с разной судьбой
При всем внешнем сходстве «Конкорды» и «Конкорды» — Ту-144 и Конкорд — были очень разными самолетами с очень разными судьбами.
После многих лет испытаний и конструктивных изменений Ту-144, который в первом полете обошел своего западного конкурента, был запущен только в конце 1977 года и прекратил пассажиропоток семь месяцев спустя, совершив всего 55 пассажирских рейсов.
Фото Бориса Корзина / ТАСС
У Ту-144 было более «обрезанное» крыло, но тоже со сложным криволинейным профилем
21 января 1976 года «Конкорд» совершил свой первый коммерческий рейс. Опоздавший к запуску франко-британский самолет летал до 26 ноября 2003 г. — правда, только в двух авиакомпаниях (British Airways и Air France), у каждой из которых было по семь самолетов.
Конструкторы утверждают, что это был один из самых проверенных и надежных самолетов. В 2000 году он потерпел единственную в своей истории катастрофу: погибло 100 пассажиров и девять членов экипажа.
Из-за Ту-144, который почти не летал с пассажирами, разбились два самолета, в результате чего погибли восемь человек на борту и столько же на земле. Инциденты произошли во время демонстрационных и испытательных полетов, а не во время обычного полета.
На какой высоте и с какой скоростью летал Конкорд
Возможность перелета через Атлантику всего за три часа была достигнута благодаря тому, что самолет разогнался до скорости около 2200 километров в час. Это произошло на высоте 18 000 — 18 500 метров. Благодаря полетам на такой высоте, «Конкорд» мог позволить себе не свистеть по воздушным коридорам, теряя время, а двигаться по кратчайшей прямой.
При длительном скоростном полете температура в носовой части самолета могла подниматься до 130 градусов по Цельсию, а на законцовке крыла — до 100 градусов
Движение на такой высокой скорости было бы невозможно при сохранении традиционного аэродинамического дизайна. Поскольку сопротивление воздуха пропорционально квадрату скорости, конструкция должна быть намного более прочной. Когда скорость увеличивается почти в три раза, сопротивление увеличивается примерно в девять раз. Кроме того, аэродинамика должна быть не в виде капли, чтобы воздух обтекал ее, а в виде клина, чтобы он буквально протыкал воздух, не создавая зоны повышенного давления перед носом.
именно такая форма планера позволяет превосходить скорость звука.
Крылья тоже должны быть более компактными, так как на этой скорости есть достаточная подъемная сила. В результате они были выполнены в виде сдвинутых назад треугольников. Если говорить подробнее с технической точки зрения, такая схема самолета называется «бесхвостой» и выполнена с низким дельтовидным крылом оживальной формы (промежуточное между конусом и эллипсоидом). Оказалось, что это сделало их более компактными и прочными, но у такой компоновки был серьезный недостаток.
Не вдаваясь в тонкости сложной топливной системы «Конкорда», можно лишь сказать, что она состояла из 17 баков общим объемом 119 280 литров. При переходе на сверхзвуковой режим топливо перемещалось между баками через балансировочные камеры. Затем скорость увеличилась, и топливо снова двинулось. После этого самолет набирал обороты.
9. Уникальный автопилот
Современная система автопилота сильно отличается от той, что использовалась до создания Concorde. Кроме того, именно благодаря разработке Concorde появились современные автопилоты.
3. Самый популярный
На пике своей славы Конкорду пророчили большое будущее. Многие в те годы хотели, чтобы сверхзвуковые пассажирские авиалайнеры совершили революцию в авиационной технике. Однако этого не произошло, с ростом популярности Concorde, как и ряд противников проекта, которые приложили все усилия, чтобы закрыть проект сверхзвуковой гражданской авиации.
Когда появился Конкорд
Первый проект по созданию сверхзвукового пассажирского самолета был разработан Великобританией и Францией в 1956 году. Позже именно они объединили свои усилия и разработки для создания именно того самолета-мечты. В отличие от нынешнего Dreamliner (Boeing 787), название которого также переводится как «самолет мечты», Concorde был поистине шедевром и прорывом.
По сравнению с Concorde, Boeing 787 — это не самолет-мечта».
Все части самолета были собраны во Франции или Великобритании, за исключением шасси. Их доверили Испании
Первый полет он совершил 2 марта 1969 года, а в мае того же года был представлен на международном авиасалоне в Ле Бурже. Самолет был разработан двумя странами, исторические отношения между которыми сложно назвать гладкими. Может быть, поэтому он получил свое название, что в переводе с французского означает «Согласие».
Характеристики Конкорда
- Экипаж: 3 человека (капитан, пилот, бортинженер)
- Пассажировместимость: 92 (Air France) или 100 (British Airways)
- Длина: 56,24 (61,66) м
- Размах крыла: 25,57 м
- Высота: 12,19 (11,58) м
- Площадь крыла: 358,6 м²
- Масса пустого: 78,700 кг
- Максимальный взлетный вес: 187,700 кг
- Масса полезной нагрузки: 12000 кг
- Двигатели: 4 × ТРДФ Rolls-Royce / Snecma «Олимп» 593
- Расход топлива: 20500 кг / ч на скорости 2,0 Маха на высоте 18 км
- Удельный расход топлива — 110,0 г / пасс. Км
- Крейсерская скорость: 2200 км / ч.
- Практическая дальность: 6470 км (с нагрузкой 8845 кг при М = 2,05 на высоте 16000 м).
- Дальность плавания: 7250 км.
- Практический потолок: 18300 м.
- Климбинг: 25,41 м / с.
- http://samoleting.ru/samolety/sverhzvukovoj-passazhirskij-samolet-konkord.html
- https://samoletos.ru/samolety/konkord
- https://avia.tutu.ru/plane/dd86ae/
- https://fishki.net/1588208-10-maloizvestnyh-faktov-o-sverhzvukovom-lajnere-concorde.html
- https://Hi-News.ru/technology/istoriya-samogo-izvestnogo-samoleta-v-mire-i-pochemu-ego-bolshe-net.html
- [https://www.bbc.com/russian/features-47413270]