- История создания истребителя МиГ-31
- На дальних рубежах
- Конструкция истребителя-перехватчика
- Что нового в модификации БМ
- Истребитель-перехватчик МиГ-31 — отличия от МиГ-25
- 4. Техническое описание
- 4.1 Конструкция планера
- 4.2 Двигатели
- 4.3 Дальность полёта
- Шасси и система торможения
- Двигатель и скоростной потенциал
- Описание: тактико-технические характеристики
- Фото МиГ-31
- Оборудование кабины
- Вооружение истребителя
- Характеристики МиГ-31 (НАТО: Foxhound)
- Силовая установка
- Состояние
- Существующие модификации и принципиальные отличия от базовой версии
- Дальность полёта
- Модификации
- Летные характеристики
- Рекорды, установленные МиГ-31
- Боевое применение
- Аварии и авиакатастрофы
- Эксплуатация
- Сколько стоит боевая МиГ-31?
- Возможности самолета
- Радиолокационные характеристики
- Характерные отличия серии
История создания истребителя МиГ-31
Перед инженерами военные ставили задачи, требовавшие принципиально нового решения. Система ПВО требовала многоцелевой машины, способной не только бороться с самолетами потенциального противника, но и противостоять ракетам различных классов.
При этом по техническому заданию перехватчик должен был иметь достаточно большую дальность действия, чтобы надежно прикрывать охраняемую территорию. Первоначально многие конструкторские решения встречали сопротивление консервативных военных летчиков и пристрастных инженеров.
Наибольшие проблемы ожидали конструкторов при выполнении задачи по размещению систем управления вооружением в корпусе нового самолета, а также бортовой РЛС (РЛС) «Заслон».
В 1969 году специалисты по конструированию инструментов Н. Н. Тихомирова предложили неожиданное решение этой проблемы, представив революционный по тем временам прибор, размещение которого считалось авантюрой.
Для самолета разработана принципиально новая фазированная антенная решетка (ФАР). Руководивший проектом маршал авиации Савицкий рискнул всем, согласившись испытать экспериментальный прибор. Но его надежды, как и надежды всех участников создания PAR, оправдались.
Параллельно шла разработка ракеты Р-33, которая должна была стать основным оружием МиГ-31.
К проектировщикам были предъявлены жесткие условия:
- Уничтожение цели дальнобойным продуктом
- Небольшой вес готового продукта
В состав будущего самолета входило как минимум 4 такие воздушные ракеты. Испытания Р-33 завершились одновременно с «Заслоном» в 1981 году, после чего машина была окончательно принята на вооружение. На тот момент МиГ-31 находился в серийном производстве 2 года.
Интересный факт. Работы по созданию перехватчика ускорились после полета летчика Беленко в Японию в 1976 году на МиГ-25. В спешке пришлось снять с производства модель, разобранную американцами на более мелкие единицы, а вместо этого принять на вооружение доработанный истребитель-перехватчик МиГ-31.
Новая модель была первым советским истребителем четвертого поколения и лишь немного превзошла как МиГ-25, так и аналогичные машины потенциального противника. По классификации НАТО охотник получил прозвище «Фоксхаунд» — песец, порода собак, известная своей высокой скоростью и выносливостью.
На дальних рубежах
Коллективу конструкторов и инженеров КБ МиГ потребовалось полтора десятилетия, чтобы воплотить идею первого советского истребителя четвертого поколения в металл, потенциал которого еще не исчерпан.
Его полное название — ракетный комплекс-перехватчик МиГ-31, который использовался для оснащения частей истребительной авиации для противовоздушной обороны. Он способен перехватывать и уничтожать на дальних подступах все, что представляет опасность для страны, от крылатых ракет и маловысотных спутников до ветряных аэростатов.
Ни высота, ни скорость нарушителя границы, ни погодные условия, ни время суток не являются для него препятствием в выполнении задания. Части, оснащенные перехватчиками МиГ-31, прикрывали важнейшие участки воздушных границ СССР. Показательный факт: с появлением МиГ-31 американцы навсегда отказались от попыток проникновения на нашу территорию с помощью SR-71.
Максимальная взлетная масса | 46200 кг |
Максимальная скорость полета | 3000 км / ч |
Практический потолок | 20600 м |
Автономность полета | 3300 км |
Продолжительность полета: с подвесными резервуарами с дозаправкой |
3,6 часов 7 часов |
Размах крыльев | 13,46 м |
Длина самолета | 22,69 м |
Высота самолета | 5,15 м |
Площадь крыла | 61,60 м2 |
Масса: пустой самолет нормальный взлет максимальная взлетная |
21820 кг 41000 кг 46200 кг |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ Д-30Ф-6 |
Максимальная тяга: форсаж форсаж |
2 x 91,00 кН 2 x 152,00 кН |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 5 |
Экипаж | 2 человека |
Вооружение | 23-мм пушка ГШ-6-23М, боевая нагрузка — 3000 кг, 4 пусковые установки дальнего действия Р-33, 2 пусковые установки средней дальности Р-40Т Э 4 ракеты малой дальности Р-60, Р-60М |
Конструкция истребителя-перехватчика
На внешний вид и конструкцию МиГ-31 серьезно повлияла одна из лучших машин того времени — МиГ-25, производство которого было прекращено из-за побега Беленко. Конструктивно 25 имели огромный потенциал развития.
затем его использовали конструкторы КБ-155, создавшие МиГ-31 как базовый.
Основные особенности конструкции перехватчика:
- трапециевидное крыло, расположенное в верхней части корпуса
- цельноповоротный стабилизатор
- нормальный аэродинамический дизайн
- двупильчатый «Фирменный МиГ» машины.
Ячейка МиГа также претерпела серьезные изменения в сплавах корпуса. На 50% нержавеющая сталь против 80% на МиГ-25. 33% составили сплавы на основе алюминия, 16% корпусов — титан, 1% — другие материалы. Такая компоновка позволила серьезно снизить вес планера, позволив с большей пользой использовать ресурс грузоподъемности.
Конструкция машины предусматривала большое количество топливных баков. Всего в конструкции было 17 330 кг топлива, распределенных между 7 баками в фюзеляже, 5 баками в крыльях и 2 баками в киле. При необходимости под крыльями подвешиваются дополнительные баки, 2 емкости по 2500 литров каждая.
Основным изменением стала установка гаргрота в центре фюзеляжа сверху. Это давало преимущества как в защите жизненно важных элементов управления, так и в рационализации фюзеляжа. Кстати, бортовое управление механическое, и гаргрот наилучшим образом защищает жесткие стержни и проводку этой машины.
Однако у 31-го были некоторые отличия от своего предшественника. Таким образом, с нового перехватчика были удалены некоторые детали корпуса из нержавеющей стали. Это было связано с уменьшением нагрева силовой части корпуса фюзеляжа.
Кроме того, МиГ-25 был одноместным автомобилем, а 31 получил, помимо пилота, штурмана-оператора, который находился за пилотом.
Это связано с популярной среди пилотов шуткой о том, что после полета Беленко пилота на каждом рейсе будет сопровождать специальный офицер. Конечно, это просто шутка.
Новая машина имела сложное радиооборудование, с которым трудно было справиться в одиночку. Штурман-оператор выполнял задачи по управлению воздушным пространством и с помощью средств разрабатывал тактические приемы, необходимые для перехвата и поражения групповых целей.
Что нового в модификации БМ
В начале 2000-х руководство МиГ обратилось к новому аппарату правительства с предложением продолжить работы по модернизации МиГ-31 и получило положительный ответ. Важно, что военное ведомство решило сохранить обозначение основных боевых задач, и чтобы перехватчик не стал очередной версией многофункционального истребителя. Воздушно-космические силы требовали улучшить характеристики своего предшественника по перехвату целей, а также предоставить возможность качественной модернизации большого парка устаревших машин с бортовой электроникой, программным обеспечением и вооружением.
К работе были привлечены многие предприятия и научные институты, некоторые из которых широко известны в стране: это КБ «Вымпел», ГЛИТ им. Чкалова, НИИ приборостроения им. Тихомирова, завод «Сокол». Производители приборов остались довольны разработкой системы управления вооружением «Заслон-АМ» (внедорожник), которая работала с модернизированной РЛС РП-31АМ — уникальной компьютерной бортовой ЭВМ со специальным программным обеспечением (ПО). Эти возможности нового «Заслона» позволяют обнаруживать тонкие цели с помощью 3-метрового истребителя RCS (истребитель 4-го поколения) на дальности 320 км и поражать их на 280 км.
Установлен российский спутниковый навигатор ГЛОНАСС. Вероятность поражения гиперзвуковых целей и крылатых ракет увеличилась вдвое. Самолет стал в 1,5 — 4 раза эффективнее в бою. Его радары показывают самолет-невидимку пятого поколения перед вступлением в рукопашный бой, заставляя пилотов F-22 задуматься о своей безнаказанности. Первая демонстрация МиГ-31БМ состоялась в 2007 году на выставке МАКС. После достройки перехватчиков в 2008 году были замечены два самолета, летевшие над военным аэродромом Саваслейка, летчики 3958-го Керченского гвардейского Краснознаменного авиационного полка дали им хорошее описание. Интерьер кабины выдержан по максимуму, добавлен только монитор.
С 2006 года ОКБ Микояна имеет долгосрочный контракт с Министерством обороны Российской Федерации. Производство серийных самолетов ведется с 2009 года. До 2016 года проект находился на стадии доработки и выпуск был ограничен. К 2020 году будет добавлено еще не менее 60 крылатых самолетов МиГ-31, модернизированных на заводе «Сокол» до модификации БМ.
Истребитель-перехватчик МиГ-31 — отличия от МиГ-25
Внешне МиГ-31 очень похож на своего предка, «двадцать пятого» — два киля, два скошенных дефлектора по бокам фюзеляжа. Но начинаются, однако, дальнейшие отличия, весьма существенные. Во-первых, бросается в глаза то, что у МиГ-31 за кабиной экипажа вторая кабина, тогда как «двадцать пятая» была одноместной. Эксплуатация самолета с довольно внушительной взлетной массой в обычных аэропортах вынудила изменить конструкцию шасси: впервые на истребителе использовались двухколесные тележки, на которых колеса располагались так получил название «разнесенный тандем», который снизил нагрузку на покрытие взлетно-посадочной полосы.
Удельная масса самолета увеличена за счет установки двух модифицированных высокоэкономичных двухконтурных турбореактивных двигателей, развивающих на полном форсаже тягу 15 500 кг — почти на треть больше, чем у «двадцатки» пятого. В отличие от других перехватчиков, МиГ-31 способен многократно дозаправляться в полете от летающих заправщиков, что значительно увеличивает дальность полета и время полета.
Предшественник МиГ-31, МиГ-25. Их довольно легко перепутать внешне, если не знать особенности шасси (как описано выше) и одноместной кабины МиГ-25 по сравнению с двухместной кабиной МиГ-31
Новый истребитель был оснащен системой противодействия помехам, обеспечивающей надежный перехват воздушных целей. Он состоит из бортовой радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой (впервые в мире используется на самолетах), датчика теплового направления для передней полусферы и индикатора тактической обстановки. По мере того, как пилоту становилось все труднее управлять машиной, вооружением и прицельно-навигационным оборудованием одновременно, экипажу вводили штурмана-оператора.
На МиГ-31 также установлена аппаратура передачи данных, предназначенная для взаимодействия групп из четырех машин в построении полета, целеуказания и координации атак. Он позволяет отслеживать до десяти целей одновременно и запускать управляемые ракеты по четырем одновременно.
Как известно, боевая эффективность самолета зависит от состава и возможностей его вооружения. На МиГ-31 он подбирается исходя из характеристик цели и боевой обстановки. Он может включать в себя четыре ракеты большой дальности с управляемыми радиоголовками; это также две ракеты средней дальности с тепловизионными поисковыми головками; четыре ракеты большой дальности и столько же ракет малой дальности (маневренные ракеты ближнего действия).
интересно, что конструкторы расположили их так, что они обеспечивают вдвое меньшее сопротивление набегающему потоку воздуха по сравнению с МиГ-25. Кроме того, в центральную часть МиГ-31 встроена 23-мм пушка с боезапасом 260 снарядов.
4. Техническое описание
Импульсный доплеровский радар с пассивной фазированной антенной решеткой стал основным в системе управления пушкой истребителя. МиГ-31 оставался единственным серийным истребителем, оснащенным таким оборудованием до 2000 года, когда Dassault Rafale поступил на вооружение во Франции.
МиГ-31 и самолеты бортового комплекса радиолокационного наведения А-50 способны автоматически обмениваться целями друг с другом.
4.1 Конструкция планера
Корпус истребителя способен создавать дополнительную подъемную силу до 25%, ракеты внутри него находятся в полупогруженном состоянии. Половина состоит из стали, на треть — из алюминиевых сплавов, на 16% — из титана.
4.2 Двигатели
Разработка модульных двигателей велась на базе гражданского двигателя Ту-134, с соплом и форсажной камерой. Для его запуска используется впрыск топлива «пожарный путь». Двигатель изготовлен из сплавов титана, никеля и железа.
4.3 Дальность полёта
Для самолетов с четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, которые запускают ракеты в середине траектории, запускают подвесные баки после их истощения и освобождаются от вторичной батареи, практическая дальность дозвукового излучения и время полета составляют 3000 км и 3 км соответственно и 38 минут.
Практическая дозвуковая дальность и время полета с убранной аккумуляторной батареей и без подвесных баков составляют:
- без ракет: 2480 км, 2 ч 44 мин;
- с четырьмя ракетами и их пуском средней дальности: 2400 км, 2 ч 35 мин;
- с четырьмя ракетами: 2240 км, 2 ч 26 мин.
Шасси и система торможения
Особого внимания заслуживает конструкция корпуса истребителя МиГ-31.
Доска приземляется на трехопорную структуру. Передняя рама усилена двумя пневмоприводами и представляет собой двухколесную конструкцию 660 × 200 мм.
Важным отличием от МиГ-25 является то, что передняя рама теперь убрана. Боковые стойки шасси, расположенные в нижней части фюзеляжа, выполнены в виде двухколесных лафетов.
Размер колес 950х300 мм, они вынесены вперед. Интересное решение заключается в том, что тормозные щитки шасси одновременно работают как закрылки.
Шасси МиГ-31 позволяет ему садиться на любую взлетно-посадочную полосу приемлемого качества. Лед или земля, конечно, не лучшая взлетно-посадочная полоса для истребителя-перехватчика, но может базироваться на таких аэропортах.
Это крайне важно в условиях работы 31-го в малонаселенных регионах Сибири и Дальнего Востока, не испорченных инфраструктурой.
В проект также входит контейнер с тормозным парашютом в задней части фюзеляжа.
Двигатель и скоростной потенциал
Силовая установка аппарата представлена двумя двигателями Д-30Ф6. Этот пример является двухконтурным: внутренний и внешний контуры смешивают потоки за турбиной.
Характеристики каждого из двух двигателей также впечатляют конкурентов истребителей 5-го поколения:
- 9270 кгс — показатель тяги без дожигания на максимальных мощностях;
- 15510 кгс аналогичный форсажный индикатор наддува
- 2420 кг сухой массы.
Двигатели позволяют чемпиону развивать максимальную скорость около 3000 км / ч. Этот показатель лучший среди аналогичных самолетов отечественного и зарубежного производства.
Но главный сюрприз заключается в том, что он способен развивать сверхзвуковые скорости не на короткое время (например, 15 минут для Су-35), а на время, буквально ограниченное запасами топлива. С учетом того, что в носовой части разработана Г-образная скоба для дозаправки в воздухе, потенциал чемпиона неисчерпаем.
Российские летчики установили рекорд нахождения в воздухе именно на этом самолете. Прошло 7 часов 4 минуты после преодоления 8000 км, что для истребителей не имеет смысла.
Описание: тактико-технические характеристики
Длина боевого варианта 31БМ составляет 21,6 м при размахе крыла 13,5 м. Масса сверхзвукового аппарата — 21,8 тонны. Максимальный вес при полной загрузке — до 47 т. Общий объем баков — 17 тыс. Литров топлива.
Суммарная тяга форсажных двигателей — 31000 кгс. При этом максимальный порог эксплуатационной перегрузки составляет 5G. Недаром МиГ-31БМ считается самым «стойким» истребителем в мире.
Технические характеристики бортового оборудования позволяют сверхзвуковому перехватчику преодолевать скоростной барьер 3000 км / ч. При этом крейсерское ускорение составляет 2500 км / ч. Без дозаправки истребитель способен преодолевать расстояние до 3000 км. Высота потолка 20,5 км. Средняя продолжительность полета без дозаправки — 3,3 часа.
Фото МиГ-31
Оборудование кабины
Штурман-оператор оснащен современной электронной аппаратурой, аналогов которой нет практически во всех аналогичных самолетах мира. Тактическая обстановка, навигационное оборудование транслируется на большой индикатор. Таким образом, оператор может отслеживать все возможные ситуации в небе.
Перед пилотом установлен цветной индикатор, отображающий практически все технические данные о состоянии самолета в полете. Весы, индексы, ориентиры дают исчерпывающий анализ для дальнейших действий экипажа.
Для безопасности пилотов установлены кресла-катапульты. К сожалению, иногда они жизненно необходимы.
С самолетами этой серии произошло несколько аварий по разным причинам. К счастью, спасательная система спасла жизни пилотов.
Вооружение истребителя
Чемпион хорошо вооружен для выполнения поставленных перед ним задач.
В боевой комплект самолета входят:
- 6-ствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с боекомплектом 260 выстрелов при скорострельности 8000 выстр / мин
- 4 управляемые ракеты большой дальности (УР) типа Р-33. Дальность стрельбы увеличена со 120 км (образец 1981 г.) до 304 км (образец 2012 г)
- 2 управляемые ракеты средней дальности Р-40Т. Автономность зависит от модели и варьируется от 80 до 110 км.
- 4 малые управляемые ракеты Р-60, Р-60М и Р-73
- возможность применения лазерных бомб наведения
- боевая нагрузка в зависимости от типа и модели варьируется от 3000 до 9000 кг.
РЛС «Заслон» позволяет использовать ракеты с максимальной эффективностью. Система обнаруживает стратегический бомбардировщик потенциального противника на дальности 200 км и истребитель сопровождения на дальности 120 км.
реализована возможность захвата небольших объектов на фоне земли — это позволяет уничтожать не только управляемые самолеты, но и крылатые ракеты. Система гарантирует надежное поражение цели управляемой авиационной ракетой на максимальных дистанциях.
При этом «Барьер» позволяет захватывать и загонять до 10 целей одновременно, атакуя с помощью СД 4 цели.
Воздушные ракеты размещаются в нижней части фюзеляжа и под консолями крыла на утопленных пилонах, не нарушая аэродинамики истребителя. Пушка ГШ-6-23 расположена в нижней части фюзеляжа. Для улучшения аэродинамических качеств в небоевом положении он прячется под створкой обтекателя.
Характеристики МиГ-31 (НАТО: Foxhound)
Страна: СССР Тип: истребитель-перехватчик Год выпуска: 1979 Экипаж: 2 человека Двигатель: 2 ТРДДФ Д-30Ф6 (мощностью 9500 кгс или 15500 кгс на форсаже) Максимальная скорость: до 3000 км / ч (на большой высоте), до 1500 км / ч (на малой высоте) Практический потолок: до 30 км Дальность действия: от 2 ПТБ: до 3000 км, с дозаправкой в воздухе: до 5400 км (боевая дальность 720 км). Масса пустого: 21,8 т (пустой), 39,1 т (нормальная взлетная). Максимальная взлетная масса: 46,75 т. Размах крыла: 13,46 м. Длина: 22,69 м. Высота: 6,15 м. Площадь крыла: 61, 60 кв. М. Вооружение:
- 1 пушка 23 мм ГШ-6-23М (260 выстрелов)
- 4х дальнобойные управляемые ракеты Р-33
- 2x управляемые ракеты средней дальности Р-40Т
- 4 управляемые ракеты малой дальности Р-60.
Характеристики даны через дробь: для первой модификации МиГ-31
Силовая установка
На самолете установлены новые высокоэффективные двухконтурные турбореактивные двигатели Д-30Ф6 (первоначально — Д-30Ф) со смешиванием потоков внешнего и внутреннего контуров за турбиной, с форсажной камерой и всережимным регулируемым соплом конструкции для передняя. Они имеют тягу без форсажа 9270 кгс (91 кН) и форсажную мощность 15510 кгс (152 кН) для каждого из двух двигателей. Сухая масса двигателей 2420 кг. Разработка началась в 1972 году под руководством П.А. Соловьева. Воздухозаборники двигателя — боковые, прямоугольного сечения, регулируемые с помощью подвижных горизонтальных панелей. Внутренний запас топлива, размещенный в 7 фюзеляжных баках, 4 крыльях и 2 киле — 1630 кг. Кроме того, на внешних нижних крыльях могут быть подвешены 2 ПТБ объемом 2500 литров каждый. Заправка централизованная. Последующие самолеты МиГ-31, а также МиГ-31Б (БС) и все последующие модификации оснащены системой дозаправки в воздухе от заправщиков Ил-78 или Су-24Т. Шток топливного бака Г-образной формы выдвигается.
Состояние
Было построено более 500 самолетов МиГ-31 всех модификаций. В настоящее время на вооружении ПВО России находится 425 (по состоянию на конец 1998 г.) истребителей-перехватчиков МиГ-31. Все существующие МиГ-31 модернизируются до МиГ-31БМ. В многочисленных публикациях сообщалось, что в начале 1990-х годов в Китай было поставлено 24 самолета МиГ-31. Но, по всей видимости, это были только переговоры о поставках. В серьезных изданиях, таких как World Military Aircraft Inventory. Teal Group Corp. »,« Военный баланс »не упоминает о наличии МиГ-31 в китайских ВВС.
Существующие модификации и принципиальные отличия от базовой версии
МиГ-31 неоднократно модернизировался. Немного изменена конструкция боевой машины, добавлено более современное оборудование, увеличена мощность оружия.
Модификации МиГ-31
Изменения:
- МиГ-31ДЗ — добавлен механизм дозаправки в небе (выпускается с 1990г.);
- МиГ-31Б — с механизмом дозаправки в воздухе самолетов Ил-78 и Су-24 Т (выпускался с 1994 г.);
- МиГ-31БМ — улучшенная аппаратура управления вооружением (увеличенная дальность обнаружения целей), оснащенная более мощными ракетами класса «воздух-воздух» (выпускается с 2006 г.);
- МиГ-31Д — запускает противоспутниковую ракету ПС 1, под фюзеляжем имеется выдвижной пилон для подвески ракеты (в эксплуатации с 1987 г.);
- МиГ-31М — более мощное вооружение, современная авионика и РЛС, изменены стекла кабины, увеличены узелки в корневой части крыла, увеличен угол наклона вниз в носовой части (выпускается с 1986г.).
Дальность полёта
Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, запускающих ракеты в середине курса, отцепление подвесных баков после их выработки и освобождения от аккумуляторной батареи, дозвуковая практическая дальность и продолжительность полета составляют, соответственно, 3000 км и 3 часов 38 минут.
Автономность и практический срок службы в дозвуковых условиях без подвешенных резервуаров и втянутой аккумуляторной батареи составляет:
- без ракет: дальность — 2480 км, продолжительность — 2 часа 44 минуты;
- с 4 ракетами и их пуском посередине: дальность — 2400 км, продолжительность — 2 часа 35 минут;
- с 4 ракетами: дальность — 2240 км, продолжительность — 2 часа 26 минут.
Модификации
Работы по этому проекту не были завершены после принятия на вооружение МиГ-31, потенциал был слишком велик. Электроника не останавливалась, перед дизайнерами ставились новые и более сложные задачи.
Поэтому через несколько лет были разработаны различные модификации, а именно:
- МиГ-31М: Эта модель была выпущена в 1993 году. В отличие от основной модели, в этой модели было модернизировано вооружение и электроника. Было внесено множество мелких изменений и улучшений для улучшения качества образца, но он так и не пошел в производство;
- МиГ-31Б — серийный вариант с 1990 г., впервые оснащался системой подачи воздуха;
- МиГ-31БМ — самолет, модернизированный для ВВС России в 1998 году, и в настоящее время является наиболее совершенным серийным образцом этой линейки самолетов;
- МиГ-31Д — одноместный вариант, способный бороться со спутниками потенциального противника ракетами 79М6 «Контакт», также в серию не пошел;
- МиГ-31И — предназначен для перевозки малых космических аппаратов различного назначения на орбиту от 600 до 300 километров;
- МиГ-31ЛЛ — летающая лаборатория при одном из научно-исследовательских институтов города Жуковский, столицы авиаторов России;
- МиГ-31Ф — принципиально новая машина этой серии, спроектированная как фронтовой истребитель, предназначенный для поражения наземных целей и оказания непосредственной поддержки наземным войскам.
Летные характеристики
- Максимально допустимая скорость — 3400 км / ч
- Дозвуковая крейсерская скорость — 950 км / ч
- Сверхзвуковая крейсерская скорость -: 2500 км / ч
- Практическая дальность — 1450 км
- Боевая дальность — 720 км
- Практический потолок — 20600 м
- Динамический потолок — 30 000 м
- Скорость всплытия: на уровне моря 160 м / с:
- Разбег: 950-1200 м
- Пробег: 800 м
- Скорость посадочная — 280 км / ч
Рекорды, установленные МиГ-31
Со дня создания и до распада СССР характеристики самолета МиГ-31 были полностью засекречены. В 2003 году истребитель установил 22 рекорда. Все достижения истребителя зафиксированы спортивной комиссией Федерации авиации РФ. Из них 19 рекордов стали мировыми успехами и получили престижные международные дипломы.
В конце июля 2003 года в аэропорту Ахтубинск были выполнены полеты с целью установления возможных рекордов скорости набора высоты и набора максимальной высоты полета с дополнительным грузом и без него. Боевая нагрузка состояла из обычной загрузки основных боеприпасов: 4 ракеты Р-33 и пушка. Для полетов использовались самые первые модели, на которых модернизация не проводилась.
В ходе испытаний боевая машина показала лучшие характеристики, самолет превосходил характеристики самолета МиГ-25. Например, время набора высоты до 12 км сократилось в 3 раза. Установлен рекорд высоты. Вместе с грузом испытательный самолет смог подняться на высоту 21 690 метров. Продемонстрированные результаты можно улучшить, если усовершенствовать и обновить истребитель.
МиГ-31 считается единственным самолетом, способным автономно выполнять функции разведывательной машины и боевой машины для поражения целей противника на больших и малых высотах. Дальность вооружения истребителя — более 1000 км. Самолет может поднимать вооружение массой до 10 тонн на высоте 20 000 м и развивать скорость пуска до 3 000 км / ч. Несмотря на то, что самолет был разработан в 1975 году, даже сегодня его нельзя считать устаревшим.
Боевое применение
МиГ-31 в вооруженных конфликтах не участвовал. В первую очередь пошли перевооружить полки, прикрывавшие небо Арктики и Дальнего Востока. Вот боевая статистика только одного камчатского полка ПВО, незадолго до этого перешедшего на новый МиГ-31: в 1987 году летчики части поднимались на сопровождение самолетов-разведчиков 214 раз, в 1988 году — 825 раз. СР-71, ПЗ Орион и КС-135 сильно раздражали. Появление нового оружия в частях ПВО, конечно, сразу заметили на Западе, и хотя интенсивность полетов по границам они не снизили, хулиганами стали реже. Если до 1984 года летчики 365-го ИАП (сбившего в 1978 году южнокорейский Boeing 707 у города Кемь), вооруженные устаревшими Су-15, долгое время были бессильны против разведчика SR-71, то Новые Су-27 и МиГ-31 отучили «семьдесят первых» летать в своем секторе. Характерен перехват, произошедший 8 марта: пара МиГ-31 таким образом «обработала» SR-71A в нейтральных водах, которые, не выполнив задачи, пошли к его базе. В декабре 1986 года 72-й ГИАП (Амдерма) получил истребители МиГ-31 четвертого поколения, а уже 27 мая 1987 года одна из эскадрилий приняла первую боевую службу. В этот же день экипаж МиГ-31 в составе капитана гвардии Ю.Н. Моисеев и капитан гвардии О.А. Краснов должны были произвести боевое воздействие на самолет-разведчик СР-71 и оттеснить его далеко в нейтральные воды. Характеристики американского высотного разведывательного самолета Lockheed SR-71, делавшие ранее этот чрезвычайно дорогой самолет неуязвимым для истребителей ПВО, уже не могли спасти их от атак МиГ-31. Вероятно, это было одной из основных причин снятия SR-71 с вооружения в конце 1989 года.
Аварии и авиакатастрофы
За время своей многолетней эксплуатации самолет не раз попадал в аварии. Были случаи авиакатастроф с гибелью всех членов экипажа. Правда, пилотам в большинстве случаев удавалось выжить. В 1979 году возле аэропорта Ахтубинск машина полностью разрушилась из-за утечки топлива и возгорания двигателя. Правда, пилот и штурман успели катапультироваться.
В 1984 г на Сахалине произошло 2 авиакатастрофы с участием самолета. В одном из них погиб экипаж. В 1988 году пожар в моторном отсеке привел к гибели еще одного самолета. Авиакатастрофы с участием этих самолетов произошли в 1990, 1996, 2000, 2005, 2007 годах. В 2010 году МиГ-31 перевернулся при посадке на взлетно-посадочную полосу в аэропорту Котлас. Члены экипажа выжили, но получили многочисленные травмы. В 2011 году на Пермском крае сразу после взлета самолета произошла авария. Пилот и штурман погибли. В 2013 и 2014 годах произошли авиакатастрофы, в которых разбились 3 самолета. Правда, экипажу удалось изгнать себя и выжить.
Эксплуатация
Самолет находится на вооружении с 1981 года. До распада СССР успели создать около 500 единиц. Большая часть находилась на территории России, часть была передана ВВС Казахстана. С момента принятия на вооружение эта машина стала настоящей головной болью для летающих разведчиков стран НАТО, летающих над территорией Советского Союза.
До этого никакие перехватчики не могли составить конкуренцию американским пилотам. Новый перехватчик обогнал автомобили, незаконно пролетавшие над территорией СССР, в результате пришлось сократить эти полеты. Возможность рассматриваемого МиГа сбивать спутники также повлияла на полетные задачи разведывательных машин.
31 почти никогда не использовались в современных локальных войнах, поскольку конструкция была «острой» именно для перехвата самолетов и ракет, которые не использовались противниками советской, а затем и российской армии ни в Афганистане, ни в Чечне. Во время второй кампании в Чеченской Республике дежурила пара из четырех МиГов, но они вели только радиолокационную разведку. В небе Сирии четыре МиГ-31 охраняют авиабазу Хмеймим, но напрямую не сражаются с ИГИЛ, что запрещено в России.
Помимо защиты неба над базой, МиГи поддерживают и заменяют устройства радиолокационной разведки, а также координируют действия российской авиации, обеспечивая тем самым безопасность знаменитого А-50. Специфика перехватчиков и их фантастические показатели боевой эффективности привели к тому, что находящиеся на вооружении единицы техники рассматриваемой марки были переведены в звание спецназа.
Кроме того, 31 активно используется в небе Дальнего Востока и Сибири. Характеристики каркаса, позволяющие использовать самолет на взлетно-посадочных полосах различного типа и качества, делают его незаменимым в условиях вечной мерзлоты и неблагоприятных погодных условий, негативно влияющих на взлетно-посадочные полосы указанных территорий.
Кроме того, возможность длительного пребывания в воздухе и более широкое действие радара позволяют следить за бескрайним небом востока России.
Однако перспективы 31-го отнюдь не радуют. С 1994 года этот образец не производился ни на Нижегородском Соколе, ни где-либо еще в России. Сейчас в строю 247 машин, их ресурс постепенно расходуется. В 2013 году сообщалось, что 80% агрегатов этой марки нуждаются в серьезном ремонте. В правительстве и в кругах, связанных с Минобороны, все настойчивее звучат просьбы о возобновлении производства единого аппарата, аналогов которому в мире в ближайшие 10-15 лет не будет.
Практически все ресурсы доступны для создания новых машин, в том числе около 600 двигателей, выведенных из эксплуатации на Пермском машиностроительном заводе. Но контрольный пакет акций этого предприятия находится в руках американских инвесторов, которые, по логике, не горят желанием производить подобное устройство для российских военных и космических сил.
В заключение можно сказать, что МиГ-31 был и остается одним из лучших самолетов ВКС России, технические характеристики которого находятся на высшем уровне мировой авиации, а ресурс модернизации далеко не исчерпан.
Сколько стоит боевая МиГ-31?
Стоимость экспортного варианта истребителя МиГ-31 2001 года выпуска составляет 35 миллионов долларов. Модернизированные самолеты предыдущих моделей стоят от 10 миллионов долларов.
Возможности самолета
Основная угроза миру исходит от ударных групп авианосцев НАТО, несущих американские крылатые ракеты «Томагавк» к берегам любого региона планеты. Эти маловысотные цели (2 м — 5 м над поверхностью моря и суши) недоступны для системы противоракетной обороны, но относятся к МиГ-31БМ, оснащенному оборудованием с обзорностью в верхней и нижней полусфере. Став всевидящим и многофункциональным, перехватчик цепко удерживает на своих радарах 24 объекта. Несет множество ракет (воздух-воздух, воздух-море, воздух-земля) массой до 9 тонн, самолет готов одновременно поражать до 6. Истребитель перехватывает гиперзвуковые цели со скоростью до 6 Махов.
Хорошее взаимодействие с зенитными ракетными комплексами (ПВО) — еще одно важное преимущество этого перехватчика. Помимо борьбы с объектами на земле, в воде и в воздухе, МиГ-31БМ может стать координационным командным пунктом (ККП) для остальных маломощных радиолокационных самолетов группы.
В нынешних возможностях нашего МиГа это наведение ракет, запущенных другими истребителями, которые в радиомолчании приблизились к дальности пуска ракеты. В результате работа группы становится максимально эффективной. Важно еще раз отметить, что только МиГ-31 способен поражать низколетящие ракеты «Томагавк» или КРВБ, которые не видны на РЛС ПВО дальнего действия, причем с первой попытки. Именно эти заморские маньячные ракеты Пентагона уничтожили жизнь в Ираке и Ливии, в вооружении этих стран не было российских перехватчиков.
Радиолокационные характеристики
МиГ-31БМ — многофункциональный истребитель нового поколения. Его главное преимущество перед противником — универсальная РЛС, включающая одновременно две модернизированные системы.
Первый назывался «Барьер». Введена в строй в 1981 году. Система способна обнаруживать цель на земле с вероятностью ошибки 0,5% на дальности до 200 км. Дальность видимости в воздухе — 35 км. «Барьер» позволяет атаковать 8 каналов одновременно. Истребитель способен поражать цели в «петлевом» режиме».
Дополнительная РЛС «Заслон-М» введена в эксплуатацию в 2008 году. Она обнаруживает летающие цели на расстоянии до 320 км и поражает до 290 км. На данный момент ни один истребитель в мире не обладает такими характеристиками. Кроме того, Заслон-М имеет встроенный датчик теплового направления 8TP, способный обнаруживать живые цели на расстоянии до 56 км даже в сложных погодных условиях.
В комплект также входит цифровая система постановки помех от МиГ-31.
Характерные отличия серии
МиГ-31БМ имеет ряд важных отличий от оригинального МиГ-31. В первую очередь это касается бортового радиолокационного комплекса. Благодаря этому оборудованию экипаж способен за несколько секунд обнаружить до 24 целей. Кроме того, треть из них может быть атакована одновременно. Кроме того, по техническим характеристикам система противорадиолокационной защиты отличается от МиГ-31БМ. Включает в себя ракетные установки типа Х-25МПУ, Х-29Т, Х-31П и другие. Кроме того, в отличительные черты серии можно отнести обновленную систему лазерного наведения.
Для удобства экипажа была разработана особая компоновка кают. Теперь у пилота есть возможность получать своевременные данные тактической подготовки. Раньше командир не мог знать, что делал его штурман. Для наблюдения за обстановкой кабина оснащена 10-дюймовым многофункциональным индикатором. Штурман, в свою очередь, умел выводить на экран радиолокационную информацию.
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-31/
- https://www.techcult.ru/technics/2293-mig31
- https://tehnorussia.su/voennaya-tekhnika/25-voennaya-aviatsiya/514-mig-31bm-khozyain-neba
- http://armedman.ru/samoletyi/1961-1990-samoletyi/istrebitel-perehvatchik-mig-31.html
- http://contract-army.ru/info/mig-31/
- https://FB.ru/article/175746/mig—bm-tehnicheskie-harakteristiki-mig—luchshiy-po-vsem-harakteristikam
- https://arsenal-info.ru/pub/voennye-samolety/mig-31-razmery-dvigatel-ves-istoriya-dalnost-poleta-prakticheskiy-potolok
- https://www.airbase.ru/sb/russia/mikoyan/mig/31/index-t.htm
- https://samoletos.ru/samolety/mig-31
- https://arms-russia.ru/istrebiteli/mig-31/