- Знаковые самолеты
- ЦКБ-26
- ИЛ-2
- Ил-28
- Ил 12
- Ил-62
- Ил-76
- Ил-86
- Ил-96-300
- Ил-114
- Ил-112
- Ил-28. «Гончая» с ядерным оружием
- Ил-96
- Ил-18
- Ил-18. Отличная платформа
- Ил-12. «Междугородный автобус»
- Современность
- Ил-62
- Военные самолеты Ильюшина
- Красный воздушный флот
- Дешево, но надежно
- Ил-12
- Ил-114
- А-60
- Кузница рекордов
- Нужны как воздух
- Ил-10
- «Летающий танк»
- Ил-14. «Полярник»
- Ил-8
- Ил-40
- Ил-86
- Ил-2. Легенда авиации
- Ил-28
- Ил-80
- Ил-38
Знаковые самолеты
ЦКБ-26
Первый экспериментальный дальний бомбардировщик ЦКБ-26. Дверь полностью металлическая, конструкция покрыта фанерой.
Дальнейшее развитие получили цельнометаллические конструкции с дюралюминиевым крылом. Впервые поднявшись в воздух в 1936 году, он установил летом пять мировых рекордов. Загрузка бомб до 1000 килограммов. Скорость была до 390 км / ч.
ДБ-3 была удачной модификацией, хорошо управлялась, выполняла цикл Нестерова. За два года было выпущено 1528 единиц самолетов. Автомобили семейства ЦКБ-26 успешно бомбили вражеские территории в ходе боевых действий 1940-х годов.
ИЛ-2
Ил-2 получил настоящее признание. В Вове выделялся военный штурмовик, выпущено более 36 тысяч единиц. В эксплуатации до 1954 года. Враг назвал Ил-2 «черной чумой», а производители — «летающим танком».
Главной особенностью планера был бронированный корпус носовой части и центральной части фюзеляжа. Толщина брони 64 мм. Самолет устойчив, в разных вариантах отличался бортовым вооружением.
Ил-28
Ил 28 был первым военным бомбардировщиком, способным нести на борту ядерное оружие. Он участвовал в нескольких локальных конфликтах, отличался неприхотливостью в управлении.
Создание этого бомбардировщика принесло главному конструктору Ильюшину и нескольким членам коллектива Сталинскую премию.
Коммерческая деятельность началась в 1950 году, всего было произведено 6316 экземпляров. Самолет также производился в Китае и Чехословакии. Он состоял на вооружении ВВС многих стран мира, в том числе: ГДР, Китая, Румынии, Египта, Йемена, Вьетнама и огромного количества других стран.
Выпускается в нескольких вариантах. Это были летные лаборатории и противолодочный бомбардировщик, фронтовой разведчик и самолет радиоразведки — это лишь некоторые из модификаций Ил-28.
Ил 12
Это первая транспортная модель для линий средней и ближней протяженности. Он также стал популярным на международных пассажирских маршрутах. Поставлялся в несколько стран, летал в Китай до 1993 года.
Всего за три года (с 1946 по 1949 год) было собрано 663 самолета. Ил-12 использовался в полярной авиации, в геологоразведочных работах, работал в Антарктиде, отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока, горных районах Средней Азии.
Ил-62
В 1967 году начал эксплуатироваться Ил 62. Первый дальний межконтинентальный самолет имел вместимость 168 человек, а в модели Ил — 62 М 186 пассажиров. Турбореактивные двигатели, четыре штуки.
Было выпущено 289 единиц, производились модификации различных модификаций, как легковых, так и грузовых. В начале девяностых четырехмоторные машины устарели, они были в небе до 1995 года.
Узкофюзеляжные национальные авиалайнеры экспортировались в европейские страны социалистического лагеря, а также на Кубу, Мозамбик и Анголу. Ил-62 остается востребованным на протяжении многих лет, в том числе со стороны государственных структур.
Эта машина служила столом №1, возила первых людей государства. До сих пор его заменил новый широкофюзеляжный самолет Ил-96.
Ил-76
В 1971 году ОКБ Ильюшина под руководством конструктора Г.В. Новожилова разработало тяжелый военно-транспортный самолет. Корабль оснащен четырьмя реактивными двигателями. Он имеет круглое сечение фюзеляжа, максимальную взлетную массу 210 тонн. Корпус разделен на герметичные отсеки, также есть отдельная кабина для стрелка.
Самолет был принят на вооружение ВВС в 1976 году и сегодня стоит на вооружении многих стран мира. Машина имеет хорошую грузоподъемность (до 45 000 кг груза). С 1973 года серийно производилось до 1000 моделей этого военного авиалайнера.
Ил-86
1976 год ознаменовался выпуском первого в истории отечественной авиации широкофюзеляжного авиалайнера. Предназначен для линий со средней интенсивностью движения на загруженных маршрутах. Автомобиль имел четырехмоторный турбореактивный двигатель. Пассажировместимость Ил-86 в экономичной компоновке составляла 350 человек.
Серийно выпускался с 1976 по 1997 год (106 единиц). Он находился в коммерческом использовании до 2011 года, страны СНГ также эксплуатировали самолеты этой категории после девяностых годов.
Самолет этой марки установил мировой рекорд скорости полета по закрытому маршруту (975,3 км / ч) в сентябре 1981 года.
Ил-96-300
Межконтинентальный океанский лайнер способен перевезти 300 пассажиров. На этом дальнемагистральном океанском лайнере четыре турбовентиляторных электростанции отечественного производства. Ил-96-300 сертифицирован для полетов во всех широтах мира, пригоден для полетов в высокогорье.
Единственный самолет №1 в России и находится в распоряжении Президента РФ с 1996 года. Один экземпляр ПУ Ил-96 оборудован как «КПП», полеты выполняет СЛО «Россия». Всего было выпущено 30 единиц модификации для пассажирского и грузового транспорта.
Ил-114
Двухдвигательный турбовинтовой авиалайнер предназначен для среднемагистральных и ближнемагистральных рейсов. Н.Д. Таликов был главным конструктором этого самолета. Пассажировместимость — 64 человека.
Первый полет был совершен в 1990 году, но в серийное производство так и не пошел из-за распада СССР и кризиса. В настоящее время планируется возобновить производство регионального турбовинтового самолета Ил-114-300. Серия лайнеров выйдет в 2020 году. В перспективе возможны следующие варианты компоновки: разведывательный, патрульный, медицинский, противолодочный.
Ил-112
Ил-112 — российский легкий транспортный самолет нового поколения, призванный заменить парк самолетов Ан-26. Его можно использовать в небольших и плохо оборудованных аэропортах как с бетонными, так и с грунтовыми взлетно-посадочными полосами. Планируется выпуск в двух модификациях: для гражданской авиации (Ил-112Т) и военно-транспортной авиации (Ил-112В). Он рассчитан на перевозку 44 пассажиров на расстояние 1000-2400 км. Использует российские двигатели и ТВ7-117СТ. Предназначен для замены самолетов семейства Ан-24.
Для всех модификаций ВС будет принята операционная система по техническому состоянию без доработок, обеспечивающая поддержание необходимого уровня летной годности при минимальных эксплуатационных затратах в пределах назначенного ресурса (45000 летных часов или 30 000 полетов) и продолжительностью 35 лет годы
Ил-28. «Гончая» с ядерным оружием
Он стал первым советским фронтовым бомбардировщиком, поступившим на вооружение ВВС. Он также был носителем тактического ядерного оружия. В середине 1950-х годов это была главная ударная сила советской фронтовой авиации.
Ил-28 отличался высокими летно-тактическими характеристиками и техникой, хорошо приспособленной к серийному производству. Основное вооружение — бомбы общей массой до 3 тыс. Кг. Они размещались в бомбоотсеке, расположенном под центральной секцией, и снабжались четырьмя кассетными держателями и держателем спиц. Бомбы калибра от 50 до 500 кг могли подвешиваться на кассетных стойках, а бомбы от 1000 до 3000 кг — на балочных стойках. В номенклатуру входили осколочно-фугасные, зажигательные, осколочные, бронебойные и другие боеприпасы, а позже и «ядерные» спецсредства».
Фронтовой реактивный бомбардировщик Ил-28 © AP Photo
Изначально не предполагалось, что у Ил-28 будет атомная бомба. Однако на это повлияла международная ситуация начала 1950-х годов. Появились ядерные боеприпасы с относительно небольшой массой, и Ил-28 доработали: бомбовый отсек оснастили системой обогрева, на борту установили необходимое специальное оборудование и светозащитные завесы в кабине.
Всего за шесть лет серийного производства в СССР было построено 6316 Ил-28 различных модификаций. За создание этой машины Ильюшин и группа конструкторов были удостоены Сталинской премии.
Ил-96
Ил-96 — советский и российский широкофюзеляжный пассажирский самолет для средних и дальних авиалиний, разработанный в ОКБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Первый полет он совершил в 1988 году; выпускается серийно с 1993 года на заводе Воронежского акционерного авиастроительного завода. Ил-96 стал первым советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолетом. Рассчитан на 300-435 пассажиров и дальность полета 13000 км. На нем используются российские двигатели ПС-90А.
Ил-18
Ил-18 (по кодификации НАТО: Coot — «Простак») — пассажирский самолет для дальнемагистральных авиалиний, выполненный по схеме четырехмоторного низкоплан с однофланцевым хвостовым оперением. Один из первых советских турбовинтовых трансатлантических лайнеров.
серийно выпускался с 1958 по 1978 год на заводе № 30 («Знамя труда»), расположенном недалеко от центрального аэропорта на Ходынском поле в Москве. Всего было построено 719 (по другим данным — более 850) самолетов, в том числе 564 пассажирских (1957-1969), остальные — специальные (например, ледовая разведка или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил-38) конец 1970-х гг.
Ил-18. Отличная платформа
Пассажирский самолет средней дальности, один из первых в СССР гражданских самолетов с турбовинтовыми двигателями, Ил-18 сделал полеты доступными широкому кругу граждан нашей страны, использовался на международных маршрутах и заложил основу для продажи самолет за рубежом.
Описание Ил-18 © Борис Корзин / ТАСС
Первый полет был совершен в 1957 году. Всего было выпущено более 600 автомобилей. Ил-18 стал платформой для множества модификаций — разработано более 20 различных вариантов как для нужд гражданской авиации, так и для военного использования. В конце 1960-х годов были построены противолодочные боевые части Ил-38 и Ил-20, а позже было создано несколько специальных машин Ил-22, в том числе измерительные комплексы для отработки ракетной техники, самолеты-разведчики (Ил-24) и воздушные командные пункты.
Какую главную цель мы преследовали с момента появления пассажирской авиации? Это главный вопрос, суть которого — дать возможность любому обычному человеку, а не только бизнес-путешественникам или людям с доходом, выбрать: я хочу лететь, я хочу поехать поездом, то есть цены на билеты должны быть примерно такой же. Надо сказать, что Ил-18 близок к выполнению этой задачи Сергей Ильюшин, конструктор советской авиации, трижды герой социалистического труда
Мешает ракета: как новый «Чоппер» «утопит» врага
Кроме того, он использовался как база для радиоэлектронного самолета Ил-22ПП («постановщик помех и сопутствующая разведка») «Порубщик», который до сих пор успешно используется в составе ВКС РФ. Он позволяет эффективно бороться с самолетами раннего предупреждения и управления, системами ПВО, пилотируемыми и беспилотными самолетами. Как отмечают разработчики, главной особенностью комплекса является частотная избирательность, обеспечивающая сохранение боеготовности отечественных электронных систем.
Что касается Ил-38, то эта машина тоже находится в эксплуатации. Самая современная модификация этого самолета Ил-38Н состоит на вооружении морской авиации ВМФ России. ПАО «Ил» успешно выполнило несколько госконтрактов на серийную модернизацию этих машин. На самолет была установлена новая система поиска и наведения «Новелла-П-38», которая значительно расширила круг решаемых задач и их боевые возможности. Кстати, за создание Ил-38 Ильюшин и группа конструкторов были удостоены Государственной премии СССР.
‘
Что касается Ил-18, то его эксплуатантами в разное время были десятки авиакомпаний и военных ведомств из более чем 30 стран. Пассажирское обслуживание на российских гражданских авиалиниях было прекращено в 2001 году. В настоящее время самолеты эксплуатируются Министерством обороны РФ и Северокорейскими войсками воздушной и противовоздушной обороны. За создание этой машины Ильюшин и группа конструкторов получили Ленинскую премию.
Ил-12. «Междугородный автобус»
Несмотря на то, что в годы войны основные усилия авиационной промышленности были направлены на обеспечение потребностей фронта, в 1943 году Сергей Ильюшин по собственной инициативе приступил к проектированию пассажирского самолета на 27 мест. Конструктор понимал, что по окончании войны стране понадобится удобный, дешевый и более быстрый самолет, чем двухмоторный поршневой Ли-2, созданный на базе лицензионного американского Douglas DC-3, который в то время был доступен.
Описание Ил-12 © Василий Егоров / ТАСС Мы приступили к проектированию Ил-12 в июне 1943 года. Мы верили, что победа будет за нами, иначе мы бы не начали работать над пассажирским самолетом Сергей Ильюшин, конструктор советских самолетов, три раз герой социалистического труда
Проект двухмоторного пассажирского Ил-12 был утвержден в январе 1944 года, а через год машина была поднята в воздух. С 1947 года самолет широко эксплуатируется Аэрофлотом. Кроме того, его использовали не только для пассажирских перевозок, но и для перевозки различных грузов. Кстати, машина успешно экспортировалась — больше всего покупал Китай, где Ил-12 летал до начала 90-х.
За создание этой машины Ильюшин получил Сталинскую премию.
Современность
В результате распада СССР Россия осталась без военного воздушного транспорта. Большинство этих машин было спроектировано в Киеве, а их серийное производство налажено в различных городах Украины и Узбекистана, также Ил-76 выпускался в Ташкенте. Для исправления ситуации было решено наладить производство самолетов семейства Ил на территории России.
Обновленный самолет Ил-76МД-90А совершил первый полет в 2014 году из аэропорта Восточный в Ульяновск. Параллельно с этим решалась проблема воспроизводства нефтеналивного танкера, взлетевшего в 2018 году.
Помимо работ по модернизации, в конструкторском бюро завершается проектирование и подготовка к первому полету нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.
Разумеется, коллектив компании Ильюшина также занимается поддержанием летной годности эксплуатируемых самолетов, как в стране, так и за рубежом. Они проходят модернизацию.
Ил-62
Военные самолеты Ильюшина
Развитие военной авиации в КБ Ильюшина шло по двум основным направлениям: штурмовики и дальние бомбардировщики.
Среди первых можно выделить Ил-2 (и его модификации), ставший самым массовым военным самолетом в истории, и Ил-10. Все они выделялись высокой скоростью и маневренностью для устройств этого класса. Особо ценными качествами штурмовика Ильюшина были мощная броня, серьезное вооружение и высокая грузоподъемность.
Среди бомбардировщиков стоит отметить двухмоторный Ил-4. Самолет активно эксплуатировался в первые годы войны. Было выпущено более пяти тысяч автомобилей. Они также использовались в море как бомбардировщики-торпедоносцы. Эти самолеты Ильюшина участвовали в бомбардировке Берлина в 1945 году.
Следующим самолетом в этой категории стал Ил-28. Его серийное производство началось в 1949 году. Он был способен нести тактическое атомное оружие. Этот самолет Ильюшина был хорошо защищен и активно эксплуатировался как в СССР, так и в других странах Варшавского договора. Всего было выпущено 6100 таких самолетов.
Красный воздушный флот
В 1919 году Ильюшин уже служил в Красной Армии механиком в поезде, везущем самолеты на ремонт в Серпухов. Примите участие в уникальной операции по транспортировке сбитого вражеского самолета Авро. Позже этот биплан стал прототипом российского У-1. Поднявшись на должность руководителя этого состава, называемого воздушным поездом, он отправляется в Инженерный институт Всесоюзного кинофестиваля. Учебу он совмещает с работой в планерном клубе, где создал вполне настоящих чемпионов, участвовавших в международных соревнованиях.
По окончании учебы он становится президентом группы экспертов и даже вносит изменения в работу Туполева и Поликарпова. Но он хочет сам делать самолеты. Так в 1931 году он возглавил институт, а в 1933 — конструкторское бюро.
Он возглавлял ОКБ до 1970 года. За это время из его гнезда вылетело много красивых самолетов. Последним самолетом Ильюшина был Ил-62. Личный вклад этого человека в мировую авиационную промышленность невозможно переоценить. Конструкторское бюро, его школа, по сей день продолжает работать на благо развития авиации.
Дешево, но надежно
Сразу после войны Ильюшина захватили мирные проекты. Конечно, он продолжал разрабатывать истребительную авиацию, но все больше и больше времени и сил уделял пассажирской авиации. Во время войны он начал проектировать автомобили для мирного будущего, когда путешествия стали важнее бомбардировок.
так появился Ил-14, претерпевший множество модификаций и прославившийся участием в опасных экспедициях — в Арктике, в Антарктиде. В полярной авиации он долгое время оставался незаменимым. Такие самолеты использовались как в первом в мире полярном плавании атомного ледокола «Арктика», так и в знаменитых лыжных походах на Северный полюс, поддерживая путешественников с воздуха. Следующий самолет ОКБ Ильюшина, четырехмоторный турбовинтовой Ил-18, на пятнадцать лет стал одним из ведущих дальнемагистральных самолетов Аэрофлота. В апреле 1959 года Ил-18 начал выполнять регулярные рейсы в Адлер и Алма-Ату.
Ильюшин
Самолет Ил-14 летит над льдом в центральной части Арктики
Фото: РИА Новости / Б. Вдовенко
Как лететь в век Гражданской авиации страны исполняется 95 лет
В начале 1960-х годов правительство поставило перед конструкторами задачу: создать реактивный пассажирский самолет мирового класса, который мог бы без посадки летать из Москвы на Дальний Восток и в Гавану. Ильюшин приступил к работе. По традиции того времени межконтинентальный авиалайнер Ил-62 был сдан в эксплуатацию к праздничной дате — 50-летию Октябрьской революции.
Долгое время Ил-62 был также официальным правительственным самолетом для руководителей Советского Союза и России. И сегодня лидер Северной Кореи Ким Чен Ын использует один из двух Ил-62М компании Air Koryo в качестве личного самолета.
У Ильюшина был девиз: «Просто, но качественно, дешево, но надежно!» Здесь помогла врожденная крестьянская практичность. Ильюшин гордился тем, что нанял в «туполевской фирме» в два-три раза меньше сотрудников. Авиаконструкторы в СССР были из привилегированной касты и, как говорится, обычно не раздумывая залезали в карманы государства за лишний рубль. И для Ильюшина прибыльность тоже была делом чести.
Фото: РИА Новости / Иван Шагин Сергей Ильюшин
Он не любил репортеров: не любил позировать и давать интервью и даже молчал на заседаниях Академии наук. Я слишком ценил свое время. Он избегал праздности и шума. Он чувствовал себя комфортно только тогда, когда работал над дизайном. Все остальное было максимально поражено.
Первые женщины-рекордсменки в мировой истории авиации Их истории — к 120-летию со дня рождения легендарной летчицы Амелии Эрхарт
За пунктуальность, за интеллект коллеги называли чистоплотностью. Ильюшин был убежден, что надежный самолет начинается с конструкторской дисциплины и остается верным своим привычкам на протяжении десятилетий. А за умение довести любой инновационный проект до уровня технологической ясности Ильюшина считали мастером простых решений.
Ил-12
Ил-12 (кодировка НАТО: Coach — «междугородний автобус») — пассажирский самолет (транспорт) для авиалиний малой и средней протяженности. По конструкции: цельнометаллический низкоплан традиционной компоновки двухмоторный с поршневыми двигателями и переднеприводным трехопорным шасси. Первый полет был совершен 15 августа 1945 года под командованием летчика-испытателя Владимира Коккинаки. Ил-12 заменил Ли-2 и DC-3 в авиакомпаниях СССР. Впоследствии на его базе был создан более совершенный Ил-14.
Ил-114
Ил-114 — российский пассажирский самолет. Семейство двухмоторных турбовинтовых самолетов для местных авиалиний. Рассчитан на 64 пассажира и дальность полета 1500 км. Предназначен для замены самолетов семейства Ан-24. Использует двигатели TV7-117S или 127H производства Pratt & Whitney. Первый полет 29 марта 1990 года. Главный конструктор Ил-114 — Н.Д. Таликов. Было выпущено восемнадцать машин.
А-60
А-60 — советская / российская экспериментальная летная лаборатория, носитель лазерного оружия на базе самолета Ил-76МД. Предназначен для изучения распространения лазерных лучей в верхних слоях атмосферы, а затем для подавления разведки противника.
А-60 — это авиационная версия мегаваттного лазерного носителя, который был разработан для запуска в космос как 17Ф19Д «Скиф-Д»
Ил-20
Ил-20 (по кодировке НАТО: Coot — «Лысуха») — самолет разведки и радиоэлектронной борьбы на базе Ил-18, оснащенный бортовой РЛС, ИК-сканером, оптическими датчиками и системой спутниковой связи для реального обмена данными время.
Кузница рекордов
На всю оставшуюся жизнь он помнит эти полеты: шрам. Это видно на фотографиях Ильюшина: сложно не обратить внимания на его приподнятую бровь. С 1936 года Ильюшин — главный конструктор КБ Менжинского авиационного завода. С тех пор ему удавалось практически все.
трудно представить более совершенную и счастливую судьбу. Его ценили коллеги, его боялись и уважали ученики, а власти благоволили ему. Однажды Сталин даже пригласил авиаконструктора пожить несколько дней на знаменитой Кунцевской даче. Любовь лидера — ценность обоюдоострая, в любой момент он может выступить против фаворита. Но генсек верил в Ильюшина. Возможно, потому, что она увидела в нем сильный характер.
Ильюшин
Сергей Ильюшин
Фото: commons.wikimedia.org
Высота вокруг: как первое российское авиационное училище стало элитным Почему юбилей Качинского летного училища превратился в печальный праздник
Вся его жизнь перетекала с этажа на этаж, шаг за шагом. У него была заповедь: «Если хочешь заняться чем-то серьезным, за восемь часов работы ничего не делаешь». Иногда казалось, что Ильюшин просто ничего другого не замечал — только чертежи и изготовление. Просто работай. Ни земного катаклизма, ни отклонения от курса. Но каждый самолет — это целая история, от идей и разногласий до реализации и испытаний. А потом — выпуск, потом — доработки и, наконец, идея следующей модели. Идея охватила всю советскую промышленность — ведь «Илисы» производились в Казани, Ташкенте, Минске… И весь земной шар, на котором самолеты Ильюшина летали тысячи раз.
На самолете Илюшин ЦКБ-26 летчик-испытатель Владимир Коккинаки установил первый советский авиационный рекорд, официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией 17 июля 1936 года. Это рекорд высоты для наземного самолета с полезной нагрузкой 500 кг. Предыдущее достижение француза Синьерина Коккинаки было заблокировано с 1173 м, поднявшись на высоту 11458 м.
Ильюшин
Летчик-рекордсмен Владимир Коккинаки на своем самолете ЦКБ-26
Фото: РИА Новости / Борис Вдовенко
Русский герой и гидросамолет: самый большой самолет в мире Рассказы о главных воздушных гигантах и визуальное сравнение их характеристик и размеров
А потом пластинки пошли по канату. Самым известным стал перелет из подмосковного Щелкова в Спасск-Дальний на бомбардировщике ЦКБ-30, который длился более суток. Это был рекорд дальности полета 7580 км. Таким образом, и Коккинаки, и штурман Александр Бряндинский были удостоены звания Героя Советского Союза. На этот раз Ильюшин остался без звезды.
Нужны как воздух
Ил-2 — это не просто самолет, это крылатый символ Великой Отечественной войны. С этим штурмовиком Красная Армия прошла всю войну. Пехота окрестила бронетранспортер массой более четырех тонн летающим танком. «Наша Красная Армия сейчас нуждается в самолетах Ил-2 как воздух, как хлеб», — писал Сталин. Герой Советского Союза Нельсон Степанян потопил 13 немецких кораблей, сбил 27 самолетов, разрушил пять мостов и вывел из строя около 700 единиц военной техники противника.
Ильюшин
Ил-2 атакует самолеты в небе
Фото: РИА Новости
На пути к рекорду История беспосадочных перелетов Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова, открывшая новую страницу в развитии авиации
Во время войны Георгий Береговой, единственный в истории летчик, удостоенный звезд-героев как за лобовые, так и за космические полеты, во время войны летал на «Илахе». Также он придерживается самого, пожалуй, выразительного мнения о «летающем танке»: «Ил-2 сделан добротно. Отличная машина! Фермерская, потому что неприхотливая, надежная. Горели, конечно, потому что стреляли фашист в лоб, а Иль нас спас, потому что можно было сидеть в болоте, в лесу, и на переднем крае . берет дубинку, поправляет, а потом опять летишь… В общем, там была одна из наших машин, он не раз помогал, а значит жизнью ей обязан, а значит, и Ильюшину!»
307 боевых вылетов в годы Великой Отечественной войны совершил Василий Васильевич Решетников — старейший из ныне живущих героев Советского Союза. Он управлял другим автомобилем Ильюшина — дальним бомбардировщиком Ил-4 (ДБ-3Ф).
В начале войны как передовая, так и арьергардная служба вознаграждались скупо. Но сразу после парада 7 ноября 1941 года, когда еще не решалась судьба битвы за Москву, был издан указ о присвоении Ильюшину звания Героя Социалистического Труда. За годы войны наши заводы выпустили около 137 тысяч самолетов. Из них 48 тысяч — более трети — «Ильи»!
Самым массовым реактивным бомбардировщиком в истории авиации также является создание Ил-28 Ил-28. Еще одна передовая машина, которая оставалась лидером в своем классе с конца 1940-х до середины 1950-х годов. Накануне кубинского ракетного кризиса на Кубу были отправлены Ил-28. А на Новой Земле бомбардировщики Ильюшин участвовали в непосредственных испытаниях атомного оружия.
С большой дальностью действия: как в России изобретали бомбардировщики Судьба их создателей Игоря Сикорского и Михаила Шидловского могла сложиться иначе
Стоит ли удивляться, что вологодчанин по количеству наград превзошел всех своих сверстников, в том числе и собственных учителей? Академик, генерал-полковник. Семь Сталинских премий, одна государственная премия, Ленинская премия, три звезды героя труда.
Ил-10
«Летающий танк»
В годы войны с 1941 по 1945 годы Ил-2 в различных модификациях «боролись» за победу. Эти машины принимали участие во всех боях Великой Отечественной войны. Из-за толстой брони и пушек, пробивающих немецкую технику, самолет получил прозвище «летающий танк». Он был эффективным, надежным и достаточно простым в обслуживании и ремонте. Все это позволило самолету стать самым массовым самолетом в истории военной авиации.
Именно на этих самолетах приходится более 30 процентов всех боев советской авиации на Курской дуге. Летчики, налетевшие на них в жару, понесли противнику колоссальные потери. История воздушных боев с участием Ил-2 полна героических страниц и грандиозных побед.
Самолет использовался после войны. Машина находилась в рядах армий стран социалистической Европы до 1954 года. На фото вверху — самолет Ил-2 Ильюшина.
Ил-14. «Полярник»
На основе опыта эксплуатации Ил-12 в различных климатических и погодных условиях был создан пассажирский самолет Ил-14, который впоследствии стал рабочей лошадкой Аэрофлота и всей полярной авиации.
Автомобиль получился очень эффективным, простым в использовании, неприхотливым и достаточно надежным. Мне особенно понравились полярники, так как суровый климат не позволял использовать большинство других самолетов. В 1962 году для операций в Арктике несколько «полярников» получили убирающееся шасси для лыж и топливный бак в кузове.
До второй половины 1950-х годов Ил-14 был основным самолетом правительственного отряда, и его различные варианты использовались до начала 1990-х годов.
ОписаниеИЛ-14 © Владимир Мусаелян / ТАСС
Самолет использовался больше как гражданский авиалайнер, но в его истории были и боевые инциденты. Машины обеспечивали активность контингента советских войск по подавлению восстания в Венгрии в 1956 году. Поставленные за границу Ил-14 стали частью Суэцкого кризиса из Египта. Позже они использовались для высадки десанта во время различных локальных конфликтов. Еще одним примечательным эпизодом стало участие в кубинском кризисе 1962 года: самолеты использовались для перевозки различных грузов на Кубу и впоследствии оставались там. Ил-14 эксплуатируется в 31 стране мира.
известно, что машины также использовались для отбора проб воздуха, фотографирования и видеосъемки во время различных ядерных испытаний на полигоне Новая Земля.
Первые отечественные массовые пассажирские самолеты Ил-12 и Ил-14 положили начало созданию воздушного транспорта гражданской авиации.
Ил-8
Ил-8 (часто именуемый Ил-8-1) — крупная модификация штурмовика Ил-2, созданная ОКБ Ильюшина в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на доведение конструкции до опытных образцов, самолет так и не пошел в серию.
Ил-40
Ил-40 (кодировка НАТО: Brawny — «Мускулистый») — советский реактивный штурмовик.
Из-за проблем в летных испытаниях, связанных с отключением двигателей при стрельбе из носовых орудий, производство сначала было приостановлено, а затем (в апреле 1956 г.) полностью остановлено из-за отказа ВВС СССР от самолетов от штурмовиков
Ил-86
Ил-86 — четырехмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолет для среднемагистральных авиалиний, разработанный в ОКБ Ильюшина. По классификации НАТО — «Камбер» («Изогнутый», «Выпуклый»). Первый и самый массовый советский широкофюзеляжный пассажирский самолет. Выпускался серийно в 1980–1997 годах на авиазаводе Воронежского акционерного авиастроительного общества в Воронеже. Всего было выпущено 106 самолетов.
Ил-2. Легенда авиации
Этот самолет принес Сергею Ильюшину большую известность. Во второй половине 1930-х годов он предложил руководству страны создать бронированный штурмовик — «летающий танк» для непосредственной авиационной поддержки войск на поле боя в условиях сильной противовоздушной обороны противника. Идея авиаконструктора заключалась в создании планера из аэродинамического бронекорпуса, что позволило бы значительно снизить вес конструкции самолета и оснастить его мощным вооружением.
Есть необходимость создать бронированный штурмовик, или, другими словами, «летающий танк», в котором зарезервированы все жизненно важные части. В нашем конструкторском бюро решили заставить броню работать в корпусе самолета, сделать его рабочим телом. До сих пор конструкторы ставили броню на раму только с целью ее защиты. И здесь был спроектирован бронекорпус, содержащий все жизненно важные части боевой машины: двигатель, кабину, двигательные системы и тому подобное. Кузов придал аэродинамический облик конструктор советских самолетов Сергей Ильюшин, трижды герой социалистического труда
Штурмовик Ил-2 © Архив ПАО «Ил»
В марте 1941 года в Воронеже состоялся первый полет серийного штурмовика в единственном варианте. Однако опыт боевых действий в Великой Отечественной войне показал, что Ил-2 без защитного тылового пулемета беззащитен от истребителей противника, и в первые месяцы войны штурмовые части понесли большие потери. Поэтому в короткие сроки был разработан и принят на вооружение двухместный вариант (с артиллерийской кабиной для стрельбы вражеской авиации в задней полусфере).
Будущий штурмовик в прямом смысле слова должен был быть выкован из стали. Выбор толщины стального листа оказался сложной задачей, чтобы зря не перегрузить машину Сергей Ильюшин Советский авиаконструктор, трижды герой социалистического труда
Ил-2 стал самым массовым истребителем в истории. Всего было выпущено более 36 тысяч автомобилей. В Вермахте его называли «мясорубкой» и «Густавом утюгом», а немецкие летчики прозвали Ил-2 «бетонным самолетом» — за высокую боевую живучесть. Максимальная горизонтальная скорость самолета на земле составляла 390 км / ч, а на высоте 1200 м — 405 км / ч. Время подъема на высоту 1000 м — 2,2 минуты. При этом за один боевой вылет штурмовик набрал высоту 400 м.
В годы войны было создано несколько модификаций самолета. Ил-2 и его дальнейшее развитие — штурмовик Ил-10 — активно использовались во всех крупных сражениях, в том числе в советско-японской войне.
Дальний бомбардировщик Ил-4 © Архив ПАО «Ил»
Именно штурмовики Ил-2 и дальние бомбардировщики Ил-4 стали главной ударной силой советской авиации во время войны. Ведь, как отмечают авиационные специалисты, вся штурмовая авиация, как новый род войск, тесно взаимодействующая с сухопутными войсками, создавалась на базе самолета Ильюшина.
За создание и усовершенствование Ил-2, за разработку Ил-10 Ильюшин получил четыре Сталинских награды. А в 1941 году по совокупности заслуг (Ил-2 и Ил-4) ему было присвоено первое звание Героя Социалистического Труда.
Ил-28
Ил-28 (кодификация НАТО: Beagle — «Бигль») — первый советский фронтовой реактивный бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия 1.
В середине 1950-х годов это была главная передовая ударная сила СССР и стран Варшавского договора. Он отличался исключительной надежностью и неприхотливостью в эксплуатации. Он участвовал во многих локальных конфликтах.
За создание Ил-28 С.В. Ильюшин и группа конструкторов ОКБ были удостоены Сталинской премии.
Ил-80
Ил-80 (Ил-86ВЗПУ, изделие «65с», по классификации НАТО: Maxdome) — воздушный командный пункт (ВЗПУ), разработанный в конце 1980-х годов в ОКБ Ильюшина на базе пассажирского самолета Ил-86.
ВСП позволяет управлять боевыми формированиями (силами) родов войск, отдельными боевыми средствами, спецподразделениями и службами и т.д.
Ил-38
Ил-38 (код НАТО: May) — советский противолодочный самолет средней дальности, разработанный ОКБ-240 Ильюшина на базе пассажирского Ил-18В. Самолет предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника самостоятельно или совместно с противолодочными кораблями, для морской разведки, поисково-спасательных операций и минных заграждений. Произведено 65 единиц.
- https://VPolete.online/samoletyi/ilyushina.html
- https://fishki.net/2606982-samolyoty-okb-imeni-ilyjushina.html
- https://tass.ru/armiya-i-opk/6268681
- https://FB.ru/article/442581/samoletyi-ilyushina-kratkaya-istoriya-i-sovremennost
- https://www.syl.ru/article/382117/samoletyi-ilyushina-istoriya-pobed
- [https://iz.ru/860906/arsenii-zamostianov/akademik-i-geroi-sergei-iliushin-i-ego-samolety]