- ИЛ-2 — штурмовик, спасший небо
- 3. Производство штурмовиков Ил-2 в цехах авиационного завода № 18 имени К.Е. Ворошилова в Куйбышеве (Самара). Время съемки: 1942.
- Конструкция Ил-2
- 2. Сергей Владимирович Ильюшин (1894—1977)
- Характеристики Ил-2
- Поразительная живучесть
- Дальнейшее развитие штурмовика Ил-2
- Дешево, но надежно
- Вооружение Ил-2
- Нужны как воздух
- Поздние модификации
- Кузница рекордов
- «Илы» против «Тигров» и «Пантер»
- 4. Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки и генеральный конструктор Сергей Владимирович Ильюшин (в центре) обсуждают рабочие моменты по конструкции штурмовика Ил-2.
ИЛ-2 — штурмовик, спасший небо
Это один из немногих самолетов, прошедших первые бои в составе регулярных частей и прошедших всю войну до Берлина.
Цифра такова, что реальные потери самолета Ил-2 даже по прошествии многих десятилетий установить невозможно. Во время Второй мировой войны сбитые машины часто учитывались неточно, и полученная информация говорит о чудовищных потерях в самом начале вторжения. Вначале большая часть автомобилей была уничтожена в приграничных аэропортах.
Экипаж Ил-2 перед боевым вылетом
Мониторинг того времени показал, что только в четвертом полку, который был вооружен штурмовиком Ил-2, из 65 боеготовых самолетов остались целыми только 10, хотя они даже не взлетели.
известно, что изначально такой самолет не возвращался из каждых десяти боевых вылетов. В дальнейшем за счет многочисленных доработок и улучшений летных характеристик и показателей живучести удалось снизить потери до 1 самолета за 26 боевых вылетов.
3. Производство штурмовиков Ил-2 в цехах авиационного завода № 18 имени К.Е. Ворошилова в Куйбышеве (Самара). Время съемки: 1942.
Созданный ими самолет конструкторы назвали «летающим танком». Летчики-истребители люфтваффе окрестили Ил-2 «бетонным самолетом» (Betonflugzeug). По мнению некоторых советских авторов, солдаты Вермахта называли это «чумой» (Шварцер Тод, дословно: «черная смерть»).
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в советско-японской войне. Серийное производство началось в феврале 1941 г. (приказ А. И. Шахурина № 739 от 14.12.1940 г).
Первые серийные Ил-2 были изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод был эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 также серийно выпускался на заводе No. 1 и п. 18 в Куйбышеве и на авиационном заводе No. 30 в Москве. Из общего количества Ил-2 (36 183 шт.) 74% произведено в Куйбышеве, 26 888 шт. 6. Некоторое время, в течение 1941-1942 годов, самолет выпускался на заводах № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.
Опытный образец — БШ-2 (заводское наименование ЦКБ-55) совершил первый полет 2 октября 1939 года (водитель-испытатель В.К.Коккинаки).
Конструкция Ил-2
Основным предназначением Ил-2 была поддержка сухопутных войск с воздуха.
В целом большинство истребителей того времени отличалось эффективной бомбардировкой сил на земле, но всегда были крайне уязвимы для истребителей, так как уступали им по скорости и маневренности.
История создания штурмовика Ил-2 началась еще до начала Великой Отечественной войны.
Самолет был разработан конструктором Сергеем Ильюшиным как противовес успешной немецкой модели штурмовика Junkers Ju 87 «Штука». Машины Гитлера на самом деле были великим инженерным достижением. Они отличались способностью очень точно метать снаряды по позициям сухопутных войск и танков, нанося значительный урон противнику.
Сергею Ильюшину предстояло создать самый простой и дешевый в сборке самолет, который в то же время мог составить конкуренцию самолетам Люфтваффе.
Конструктор четко понимал, что самолет — чрезвычайно чувствительная техника, которую нужно менять. Если добавить только одну броню, машина не полетит, так как будет нарушена балансировка центровки. Поэтому им было предложено использовать броню как элемент каркаса Ил-2. Теперь стальные листы служили не только для защиты пилотов во время полета, но и значительно укрепляли шасси машины.
Впоследствии после многих боевых вылетов военные летчики на собственном опыте поняли, что «летающий танк» сопротивляется пулеметным выстрелам, а в некоторых случаях даже прямому лобовому попаданию зенитных снарядов. Само собой разумеется, что помимо усиленного винта и защищенного радиатора на фонарь кабины самолета было установлено бронестекло.
Штурмовик Ил-2 идеально подходил по характеристикам советской линии фронта. У большинства военных аэропортов не было прочной и ровной взлетно-посадочной полосы, но получившийся самолет, хотя и весил немалый по стандартам штурмовиков — 4,5 тонны, — благодаря чрезвычайно прочному шасси не требовал тепличных условий и мог приземлиться больше или менее ровный участок.
На фиксированной раме лыж с резиновыми подпорками
По бомбовой загрузке советский аналог немецкого «Стука» ничем не отличался от конкурентов и мог нести до полутонны боеголовок. Ил-2 был значительно лучше вооружен и имел два 20-мм орудия и 7,62 пулемета ШКАС, размещенные в крыльях самолета.
Броня в разных частях самолета достигала 12 миллиметров стали. Салон, двигатель и бензобаки машины получили улучшенную защиту. Скорость, развиваемая илом, превосходящая скорость штурмовиков «Юнкерс», также давала неоспоримое преимущество советским «летающим крепостям».
2. Сергей Владимирович Ильюшин (1894—1977)
Сергей Владимирович Ильюшин (1894-1977) — выдающийся конструктор советской авиации, разработчик самого массового истребителя в истории — штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Единственный лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с 1971 года — генерал-полковник), академик АН СССР (1968). ×
Характеристики Ил-2
Страна: СССР Тип: Штурмовик Год выпуска: 1940 Экипаж: 2 человека Двигатель: 1 х АМ-38Ф мощностью 1750 л.с. Максимальная скорость: 405 км / ч Практический потолок: 6900 м Дальность: 685 км Масса пустого: нет информации Максимальный взлетный вес: нет информации Размах крыла: 14,6 м Длина: 11,6 м Высота: нет информации Площадь крыла: нет информации Вооружение: 2 x 20-мм ШВАК, 1 х 12,7-мм пулемет БТ, 2 х 7,62-мм пулемет ШКАС Максимальная бомбовая нагрузка: 600 кг на внутреннюю обвязку (с пушками НС-37 — 200 кг)
Ил-2 с пушками Ш-37 В конце 1941 года была предпринята попытка усилить вооружение серийного одноместного Ил-2 двумя пушками Ш-37 вместо двух ШВАК. Из-за больших размеров пистолета и магазина (40 патронов) его пришлось разместить под крылом в громоздком обтекателе. Вооружение: два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82 и 200 кг бомб. Была построена небольшая серия.
Ил-2 двухместный (начало 1942 г.) — двухместный вариант с оборонительным вооружением. В конструкцию фюзеляжа были внесены минимальные изменения: на подшитом проеме в гаргроте установили полубашенную стойку с пулеметом БТ и небронированный фонарь, наклоненный вправо.
Вооружение: две пушки ВЯ-23, два пулемета ШКАС, восемь снарядов РС-82 или четыре РС-132, 400-600 кг бомб. Летная масса машины увеличилась на 270 кг. Заводские испытания начались в марте 1942 года. Скорость с двигателем АМ-38 по сравнению с одноместным Ил-2 снизилась на 26 км / ч, техника пилотирования осталась практически неизменной. Самолет запущен в серийное производство. В октябре 1942 года двухместный Ил-2 впервые принял участие в боевых действиях. Было разработано несколько вариантов кабины наводчика с пулеметом, полностью закрытой.
Ил-2 с блистерным пулеметом — прототип 1942 года. По образцу Ил-2 М-82 кабина наводчика с пулеметом БТ была полностью бронирована. Стрелок был защищен прозрачной броней в блистере и броневой пластиной в выдвижном фонаре. Для оснащения кабины пилотов фюзеляжный бак был снят и заменен двумя броневыми баками, расположенными в бомбовых отсеках центральной секции. Эта версия в производство не пошла из-за большого количества конструктивных изменений и, главное, вдвое сниженной бомбовой нагрузки.
Ил-2 с экранированной башней МВ-З — опытный вариант, 1942 год. Эта установка с пулеметом УБТ обеспечивала отличные участки стрельбы, но громоздкий полукруглый щит создавал большое сопротивление, что ухудшало летные характеристики. Кроме того, на двухместном самолете серии Ил-2 в зависимости от серии и завода-производителя устанавливались наклоняемые стрелы различных размеров и форм.
Ил-2 двухместный с форсированным двигателем АМ-38Ф (1750 л.с.). Капитальный ремонт двигателя позволил использовать более доступный низкооктановый бензин. На впускной трубе карбюратора установили фильтр, что повысило надежность и ресурс двигателя. Изменения в системе управления лифтом улучшили продольную устойчивость самолета. Разработана и установлена новая башня под БТ с большим количеством секторов. Проведенные конструктивные и аэродинамические изменения позволили улучшить летные, технические, маневренные и взлетно-посадочные характеристики. Серийно выпускался с января 1943 года.
Ил-2У (УИЛ-2, Ил-2) — учебный вариант двухместного Ил-2. В задней кабине инструкторское кресло оборудовали вторым пультом управления. Вооружение: два пулемета ШКАС (по 750 патронов), два снаряда РС-82 и 200 кг бомб. Скорость — 396 км / ч по земле. Упрощена техника пилотирования. Эти изменения производились личным составом передовых частей в полевых мастерских. Издавалась небольшими тиражами в 1943-45 гг.
Ил-2 «Противотанковый» — двухместный вариант серийного Ил-2 АМ-38Ф с крупнокалиберными орудиями НС-37. Разработанные в марте — апреле 1943 г орудия устанавливались в небольших обтекателях под крылом, ленточная корма на 50 выстрелов размещалась в отсеках крыла. В состав вооружения входили также установленные на крыльях пулеметы ШКАС и УБТ. Масса бомб — 200 кг. Несмотря на увеличение веса в полете на 760 кг, техника пилотирования Ил-2 с пушками НС-37 мало отличалась от управления обычным Ил-2. Однако при маневрах был несколько инертен. Технический персонал отметил простоту сборки пистолета и удобство его обслуживания. Военные испытания проводились с июля по декабрь 1943 года. Впервые самолеты были использованы в июле 1943 года в Курской битве против скопления немецких танков. Пушки НС-37 могли поразить любой танк вплоть до Pz VI «Тигр».
Позже серийный «стреловидный» Ил-2 также оснащался пушками НС-37. Они широко использовались на всех фронтах и в авиации ВМФ.
Весной 1945 года Ил-2 успешно прошел испытания с двумя пушками НС-45. Сериал не запускался из-за окончания войны.
Ил-2И («истребитель-бомбардировщик») — одноместный вариант, переделанный из серийного двухместного Ил-2 с двигателем АМ-38Ф. Выпущен в июле 1943 года по поручению Государственного комитета обороны. Он предназначался для поражения бомбардировщиков, транспортной авиации и подавления систем ПВО. Было усилено крыло, сняты пулеметы ШКАС, вооружение бомбардировщика и узлы подвески для снарядов РС. Были установлены две пушки ВЯ-23 (по 150 снарядов) и фиксаторы для подвешивания двух 250 кг бомб. Самолет облегчен на 760 кг. Скорость на высоте 1300 м — 415 км / ч. Не выпускается серийно.
Ил-2КР — артиллерийский обозреватель. С лета 1943 года он выпускался небольшими сериями. Серийные Ил-2 были переоборудованы в подразделения артиллерийской разведки в передовых частях. Внешне Ил-2КР отличался от обычного Ил-2 стоечной радиоантенной, перенесенной на фонарь летчика. Более мощная радиостанция с большей дальностью действия была установлена в кабине за бронированной спиной пилота, на бензобаке с уменьшенным корпусом. Кроме того, в кормовой части фюзеляжа размещалась камера.
Ил-2 двухместный «крыло со стрелой» — модификация с новым крылом. Летом 1943 года консоли крыла были переработаны, чтобы сместить центровку самолета вперед, нарушенную позиционированием наводчика с пулеметом. Угол раскрытия крыла по передней кромке увеличен до 15 °. Начать серийное производство двухместного Ил-2 АМ-38Ф «со стрелой» на заводах удалось только в конце 1943 года. С 1945 года начали выпускать Ил-2 всех вариантов с дюралюминиевыми консолями крыла и хвостовая часть фюзеляжа.
Штурмовик Ил-10 — серьезная модернизация Ил-2
Поразительная живучесть
Во всех основных операциях, проведенных Красной Армией в 1944-1945 гг., Важную роль играла штурмовая авиация. Поскольку им приходилось действовать в зоне массированного огня малокалиберной зенитной артиллерии противника, количество которой от месяца к месяцу увеличивалось, потери Ил-2 оставались высокими. При этом при наиболее значительном повреждении ячейки с разрушением силовых агрегатов объекта машины благополучно вернулись на свою территорию и даже приземлились в аэропортах. Сколько экипажей удалось таким образом спасти, сказать сложно.
Об этой теме
«Мастер простых решений». Самые известные самолеты Ильюшина
При штурме Будапешта нашими войсками и отражении многочисленных контратак немецко-венгерских войск, например, многие «Илии» приземлились десятками выстрелов из фюзеляжей, винтов, самолетов… 7 января 1945 г. 210-й штурмовой авиационный полк (10-й штурмовой корпус) зенитным снарядом повредил руль лифта, но летчик лейтенант П.А. Таранович оторвался от линии фронта и совершил вынужденную посадку в поле, вырытом траншеями. При этом произошла деформация фюзеляжа со смещением узлов, машину разобрали на запчасти, но летчик и наводчик не пострадали.
Ни у наших противников, ни у наших союзников не было подобных тяжелых самолетов. Хотя формально немецкий HS 129 мог считаться бронированным штурмовиком, он не получил распространения, и пикирующие бомбардировщики Ju 87 большую часть войны взаимодействовали с наземными войсками на поле боя. Истребители-бомбардировщики, такие как «Тайфун», «Шторм», «Молния», так далее.
Дальнейшее развитие штурмовика Ил-2
В ходе серийного производства мощность вооружения была увеличена. С 1943 года под крылом самолета стали устанавливать две пушки НС-37. Эффективность поражения бронетехники повышается, в частности, за счет создания малых противотанковых бомб ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия.
При попадании в цель бомба массой 1,5 кг прожигала броню толщиной до 70 мм. В бомбовых отсеках Ил-2 можно было разместить до 192 бомб ПТАБ. Сброшенные на бегу с высоты 75-100 м, они поразили цели, в том числе почти все танки, на площади 15 х 70 м.
Всего за годы войны предприятиями авиапрома построено 36163 самолета Ил-2 всех модификаций.
Основные модификации штурмовика Ил-2
Дешево, но надежно
Сразу после войны Ильюшина захватили мирные проекты. Конечно, он продолжал разрабатывать истребительную авиацию, но все больше и больше времени и сил уделял пассажирской авиации. Во время войны он начал проектировать автомобили для мирного будущего, когда путешествия стали важнее бомбардировок.
так появился Ил-14, претерпевший множество модификаций и прославившийся участием в опасных экспедициях — в Арктике, в Антарктиде. В полярной авиации он долгое время оставался незаменимым. Такие самолеты использовались как в первом в мире полярном плавании атомного ледокола «Арктика», так и в знаменитых лыжных походах на Северный полюс, поддерживая путешественников с воздуха. Следующий самолет ОКБ Ильюшина, четырехмоторный турбовинтовой Ил-18, на пятнадцать лет стал одним из ведущих дальнемагистральных самолетов Аэрофлота. В апреле 1959 года Ил-18 начал выполнять регулярные рейсы в Адлер и Алма-Ату.
Ильюшин
Самолет Ил-14 летит над льдом в центральной части Арктики
Фото: РИА Новости / Б. Вдовенко
Как лететь в век Гражданской авиации страны исполняется 95 лет
В начале 1960-х годов правительство поставило перед конструкторами задачу: создать реактивный пассажирский самолет мирового класса, который мог бы без посадки летать из Москвы на Дальний Восток и в Гавану. Ильюшин приступил к работе. По традиции того времени межконтинентальный авиалайнер Ил-62 был сдан в эксплуатацию к праздничной дате — 50-летию Октябрьской революции.
Долгое время Ил-62 был также официальным правительственным самолетом для руководителей Советского Союза и России. И сегодня лидер Северной Кореи Ким Чен Ын использует один из двух Ил-62М компании Air Koryo в качестве личного самолета.
У Ильюшина был девиз: «Просто, но качественно, дешево, но надежно!» Здесь помогла врожденная крестьянская практичность. Ильюшин гордился тем, что нанял в «туполевской фирме» в два-три раза меньше сотрудников. Авиаконструкторы в СССР были из привилегированной касты и, как говорится, обычно не раздумывая залезали в карманы государства за лишний рубль. И для Ильюшина прибыльность тоже была делом чести.
Фото: РИА Новости / Иван Шагин Сергей Ильюшин
Он не любил репортеров: не любил позировать и давать интервью и даже молчал на заседаниях Академии наук. Я слишком ценил свое время. Он избегал праздности и шума. Он чувствовал себя комфортно только тогда, когда работал над дизайном. Все остальное было максимально поражено.
Первые женщины-рекордсменки в мировой истории авиации Их истории — к 120-летию со дня рождения легендарной летчицы Амелии Эрхарт
За пунктуальность, за интеллект коллеги называли чистоплотностью. Ильюшин был убежден, что надежный самолет начинается с конструкторской дисциплины и остается верным своим привычкам на протяжении десятилетий. А за умение довести любой инновационный проект до уровня технологической ясности Ильюшина считали мастером простых решений.
Вооружение Ил-2
Две пушки | • 20 мм ШВАК; • Или 23 мм ВЯ; • Или 37-мм противотанковый вариант (эксперимент не удался из-за большой отдачи и низкой точности); • Или 45 мм во время теста. |
Два пулемета | ШКАС расположен на крыльях |
Бомбы | Реактивный: • РС-82; • РС-132. |
Оборонительные пулеметы | Только на двухместных версиях Ил-2 устанавливался 12,7-мм пулемет УБТ |
Но более дешевые и короткие сроки производства также повлияли на эти машины.
Крылья и оперение штурмовика по-прежнему были деревянными. Поэтому высокие потери самолетов Ил-2 сохранялись долгое время.
Обладая более высокими скоростными и маневренными характеристиками, немецкие истребители легко уходили с поля поражения и атаковали уязвимые точки советских «летающих крепостей».
Нужны как воздух
Ил-2 — это не просто самолет, это крылатый символ Великой Отечественной войны. С этим штурмовиком Красная Армия прошла всю войну. Пехота окрестила бронетранспортер массой более четырех тонн летающим танком. «Наша Красная Армия сейчас нуждается в самолетах Ил-2 как воздух, как хлеб», — писал Сталин. Герой Советского Союза Нельсон Степанян потопил 13 немецких кораблей, сбил 27 самолетов, разрушил пять мостов и вывел из строя около 700 единиц военной техники противника.
Ильюшин
Ил-2 атакует самолеты в небе
Фото: РИА Новости
На пути к рекорду История беспосадочных перелетов Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова, открывшая новую страницу в развитии авиации
Во время войны Георгий Береговой, единственный в истории летчик, удостоенный звезд-героев как за лобовые, так и за космические полеты, во время войны летал на «Илахе». Также он придерживается самого, пожалуй, выразительного мнения о «летающем танке»: «Ил-2 сделан добротно. Отличная машина! Фермерская, потому что неприхотливая, надежная. Горели, конечно, потому что стреляли фашист в лоб, а Иль нас спас, потому что можно было сидеть в болоте, в лесу, и на переднем крае . берет дубинку, поправляет, а потом опять летишь… В общем, там была одна из наших машин, он не раз помогал, а значит жизнью ей обязан, а значит, и Ильюшину!»
307 боевых вылетов в годы Великой Отечественной войны совершил Василий Васильевич Решетников — старейший из ныне живущих героев Советского Союза. Он управлял другим автомобилем Ильюшина — дальним бомбардировщиком Ил-4 (ДБ-3Ф).
В начале войны как передовая, так и арьергардная служба вознаграждались скупо. Но сразу после парада 7 ноября 1941 года, когда еще не решалась судьба битвы за Москву, был издан указ о присвоении Ильюшину звания Героя Социалистического Труда. За годы войны наши заводы выпустили около 137 тысяч самолетов. Из них 48 тысяч — более трети — «Ильи»!
Ильюшин
Самолет Ил-28 в аэропорту, 1960 год
Фото: РИА Новости / Душкин
Самым массовым реактивным бомбардировщиком в истории авиации также является создание Ил-28 Ил-28. Еще одна передовая машина, которая оставалась лидером в своем классе с конца 1940-х до середины 1950-х годов. Накануне кубинского ракетного кризиса на Кубу были отправлены Ил-28. А на Новой Земле бомбардировщики Ильюшин участвовали в непосредственных испытаниях атомного оружия.
С большой дальностью действия: как в России изобретали бомбардировщики Судьба их создателей Игоря Сикорского и Михаила Шидловского могла сложиться иначе
Стоит ли удивляться, что вологодчанин по количеству наград превзошел всех своих сверстников, в том числе и собственных учителей? Академик, генерал-полковник. Семь Сталинских премий, одна государственная премия, Ленинская премия, три звезды героя труда.
Поздние модификации
Начало Великой Отечественной войны стало для нашей страны поистине грандиозным. СССР отнюдь не был готов к такому мощному давлению фашистских формирований, поэтому только неиссякаемое мужество, исторический героизм, а иногда и стечение обстоятельств помогали сдерживать полчища немцев и затягивать войну.
Это спасло наш народ и нашу страну.
Ракетные пули под крылом
Трудности затронули все стороны жизни. Но, возможно, худшее было в небе. Немцы практически полностью господствовали в воздухе и могли беспрепятственно лететь в столицу СССР. Как следствие — невосполнимые потери воздуха в первую неделю боевых действий. Чудовищной ошибкой нашего руководства было то, что большинство авиазаводов располагалось недалеко от границы, поэтому многие из них не могли быть экстренно эвакуированы в безопасные районы.
Для производства штурмовиков Ил-2 почти все необходимое перевезли через Урал. Но запуск производства занял много времени. Таким образом, даже через два месяца после эвакуации заводы поставляли машины на фронт по частям.
дошло до того, что с конвейера сошел только один Ил-2 в сутки. Конечно, этого было более чем достаточно для страны, остро нуждавшейся в технологиях.
Стрелок с пулеметом. Потери среди стрелков были в несколько раз выше, чем среди летчиков.
Когда немецкие регулярные части уже подходили к Москве, Иосиф Сталин лично написал письмо руководителям заводов.
В письме Сталин обвинил высшее руководство в том, что они сделали все, чтобы уничтожить Красную Армию и страну в целом. Он приводит следующие цифры: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии сейчас, как воздух, как хлеб. Шанкман дает один Ил-2 в день, Третьяковские МиГ-3 — одну, две штуки ». Сталин крайне резко говорит о способности заводов производить готовую технику.
Газета завершает письмо словами о том, что терпение заканчивается и какие меры обязательно будут приняты, если ситуация кардинально не изменится.
Маскировка штурмовика
понятно, что это не был преднамеренный саботаж со стороны только что собранных и готовых к эксплуатации заводов. Быстро запустить производство сложно, даже если страна была вынуждена требовать сиюминутных результатов. Однако вскоре ситуация улучшилась, и количество отправленных на фронт Ил-2 стало расти с каждым днем. Вскоре советским летчикам удалось сначала сломить немецкое превосходство в небе, а затем сравнять количество боевых машин.
В целом за годы Великой Отечественной войны было собрано и доставлено на фронт около 36 тысяч штурмовиков. По этим показателям Ил-2 занимает второе место в мире по количеству произведенных моделей (после гражданского легкового двигателя «Сесна-172).
Впоследствии штурмовик приобрел очень важную модификацию, позволившую повысить выживаемость самолета в небе. И снова на это повлиял сам Иосиф Сталин.
До него дошло письмо рядового советского летчика, буквально умоляющего предоставить место защиты второму человеку, который мог бы стрелять по истребителям противника, идущим с тыла. Верховный главнокомандующий поручил Ильюшину разработать модель Ил-2 с двухместной кабиной.
Боекомплект крыла 23-мм пушки заряжается
Это нововведение оказалось очень важным дополнением, которое часто спасало технику в бою. Хотя штурмовики Ил-2 были дешевле в производстве, чем немецкие «Юнкерс», меры, направленные на сохранение каждого самолета, снизили экономическую напряженность в стране.
Позже выяснилось, что первоначальные варианты двухместного Ил-2 были сильно неполными. У стрелков в кормовой части кабины не было дополнительного защитного снаряжения.
Статистика оказалась крайне трагичной.
Остальные члены экипажа Ил-2 погибали в четыре раза чаще, чем пилоты самолетов. Кроме того, дополнительное пространство невелико, но нарушило баланс центрирования самолета и увеличило его вес.
В результате это привело к снижению скорости, которая раньше была козырной картой советских штурмовиков, а также к еще большему ухудшению маневренности.
Многие недоработки были устранены только в 1943 году, когда новенький штурмовик Ил-2М3 начал поступать на вооружение ВВС СССР. Новые штурмовики начали пользоваться всеобщей любовью. Во-первых, советские летчики, накопившие большой опыт за долгие годы беспощадной вражды, высоко оценили меры, направленные на повышение выживаемости экипажа.
Новые машины отличались от своего предшественника тем, что получили усиленную броню для стрелков до 13 миллиметров. Увеличение веса самолета и, как следствие, смещение центра тяжести машины потребовало изменения конструкции крыльев.
Эти меры помогли, в том числе, улучшить маневренность Ил-2М3.
Двигатель лимузина стал мощнее. Это улучшило скоростные характеристики «летающего танка» и дало ему еще одно преимущество в небе. Бомбовая нагрузка осталась прежней. Новый Ил-2 мог нести на крыльях ракеты РС-82 или РС-132, используемые против тяжелой бронетехники противника.
правда, в бою эти пули оказались очень неточными и особого эффекта не оказали. То же самое можно сказать и о попытках установить противотанковые пулеметы калибра 37 мм на крыльях штурмовика. После установки 3 500 000 орудий и испытаний их на поле боя было решено прекратить эксперимент.
Авиационные бомбы ПТАБ оказались более эффективным оружием против немецких танков. Одна из этих пуль весила около 1,4 килограмма, поэтому Ил-2 мог нести их на борту в большом количестве.
Такой обстрел охватил большую площадь примерно 70 на 15 метров, причинив значительный ущерб не только технике, но и живой силе противника. Во многом из-за таких ужасных налетов немцы окрестили Ил-2 «бетонным бомбардировщиком».
Кузница рекордов
На всю оставшуюся жизнь он помнит эти полеты: шрам. Это видно на фотографиях Ильюшина: сложно не обратить внимания на его приподнятую бровь. С 1936 года Ильюшин — главный конструктор КБ Менжинского авиационного завода. С тех пор ему удавалось практически все.
трудно представить более совершенную и счастливую судьбу. Его ценили коллеги, его боялись и уважали ученики, а власти благоволили ему. Однажды Сталин даже пригласил авиаконструктора пожить несколько дней на знаменитой Кунцевской даче. Любовь лидера — ценность обоюдоострая, в любой момент он может выступить против фаворита. Но генсек верил в Ильюшина. Возможно, потому, что она увидела в нем сильный характер.
Ильюшин
Сергей Ильюшин
Фото: commons.wikimedia.org
Высота вокруг: как первое российское авиационное училище стало элитным Почему юбилей Качинского летного училища превратился в печальный праздник
Вся его жизнь перетекала с этажа на этаж, шаг за шагом. У него была заповедь: «Если хочешь заняться чем-то серьезным, за восемь часов работы ничего не делаешь». Иногда казалось, что Ильюшин просто ничего другого не замечал — только чертежи и изготовление. Просто работай. Ни земного катаклизма, ни отклонения от курса. Но каждый самолет — это целая история, от идей и разногласий до реализации и испытаний. А потом — выпуск, потом — доработки и, наконец, идея следующей модели. Идея охватила всю советскую промышленность — ведь «Илисы» производились в Казани, Ташкенте, Минске… И весь земной шар, на котором самолеты Ильюшина летали тысячи раз.
На самолете Илюшин ЦКБ-26 летчик-испытатель Владимир Коккинаки установил первый советский авиационный рекорд, официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией 17 июля 1936 года. Это рекорд высоты для наземного самолета с полезной нагрузкой 500 кг. Предыдущее достижение француза Синьерина Коккинаки было заблокировано с 1173 м, поднявшись на высоту 11458 м.
Ильюшин
Летчик-рекордсмен Владимир Коккинаки на своем самолете ЦКБ-26
Фото: РИА Новости / Борис Вдовенко
Русский герой и гидросамолет: самый большой самолет в мире Рассказы о главных воздушных гигантах и визуальное сравнение их характеристик и размеров
А потом пластинки пошли по канату. Самым известным стал перелет из подмосковного Щелкова в Спасск-Дальний на бомбардировщике ЦКБ-30, который длился более суток. Это был рекорд дальности полета 7580 км. Таким образом, и Коккинаки, и штурман Александр Бряндинский были удостоены звания Героя Советского Союза. На этот раз Ильюшин остался без звезды.
«Илы» против «Тигров» и «Пантер»
Строго говоря, до лета 1943 года Ил-2 не был противотанковым самолетом. Ведь орудия ВЯ-23 и тем более ШВАК-20 не пробивали броню средних немецких танков, не говоря уже о более тяжелой бронетехнике. Просто случайно можно было поразить танк осколочно-фугасным снарядом или реактивным снарядом со средней высоты. Все изменилось с принятием на вооружение кумулятивных авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 конструкции ВВС Ивана Ларионова.
Путем сброса 192 бомб с высоты 75-100 метров с каждого самолета Ил-2 была создана полоса шириной около 15 метров и длиной 70 метров, на которой были сожжены все цели, в том числе новейшие «Тигр» и «Пантера». Впервые массово использовавшийся 5 июля 1943 года во время Курской битвы, наш штурмовик этими бомбами нанес огромный урон бронетехнике и заставил немецких танкистов отказаться от использования сосредоточенных соединений.
По ходу сражений мастерство пилотов-штурмовиков росло. Александр Ефимов, совершивший за годы войны 222 успешных боевых вылета в основном в составе 198-го штурмового авиационного полка, нанес колоссальный урон живой силе и технике противника, за что дважды был удостоен звания Героя Советского Союза, и позже стал маршалом авиации, подчеркивал роль руководящих групп в успешном решении задач с минимальными потерями. Опытные и грамотные руководители стремились к достижению цели, при которой ПВО противника не ждала их, тщательно оценивала воздушную обстановку, всегда «собирала» группу при отступлении, не давая истребителям противника выбежать из подбитой техники.
Об этой теме
Операция Багратион. Как Советская армия освободила Беларусь от фашистской оккупации
Операция «Багратион», 75-летие которой отметили сравнительно недавно, стала одной из самых успешных из проведенных Красной Армией в третий период Великой Отечественной войны. В его ходе большая часть центра группы армий была разгромлена, территория Белоруссии и юго-востока Прибалтики была освобождена. Наша авиация внесла огромный вклад в эту победу, и штурмовики (на момент начала операции во всех четырех воздушных армиях насчитывалось 1744 Ил-2), казалось, были просто вездесущими. Массовых ударов в период с 23 июня по 29 августа 1944 г было немного, но штурмовики действовали стаями, а эскадрильи часто менялись в воздухе. Урон врага был огромен, что подтверждали сами немцы, которым посчастливилось выжить.
Так, находящийся в плену командир 65-й дивизии генерал-майор Иоахим Инзель сказал: «В этой операции, в успехе русских войск, авиация сыграла первостепенную роль. Она повлияла на ход всей летней кампании в России. Центральный участок фронта. Прервав движение колонн, вызвав панику, российская авиация не позволила нашим соединениям оказать организованное сопротивление на таком мощном и естественном рубеже, как река Березина, войска были исключительно многочисленными».
4. Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки и генеральный конструктор Сергей Владимирович Ильюшин (в центре) обсуждают рабочие моменты по конструкции штурмовика Ил-2.
0
- https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-2/
- https://fishki.net/2581809-il-2—bronirovannyj-samolet-shturmovoj-aviacii-velikoj-otechestvennoj-vojny.html
- http://armedman.ru/samoletyi/1937-1945-samoletyi/shturmovik-il-2-sssr.html
- https://tass.ru/opinions/6950627
- [https://iz.ru/860906/arsenii-zamostianov/akademik-i-geroi-sergei-iliushin-i-ego-samolety]