Скорость сверхзвукового самолёта — первый сверхзвуковой самолёт

Содержание
  1. Кратка история развития
  2. Военная авиация в 1950-е
  3. Гражданская сверхзвуковая авиация
  4. Ту-144 и Конкорд
  5. На какой высоте и с какой скоростью летал Конкорд
  6. Сверхзвуковая авиация на данный момент
  7. Американская программа 1960-х годов
  8. Ту-144 непохож на другие самолеты, и это неспроста
  9. Concorde
  10. Технические характеристики
  11. Будущее сверхзвуковых полетов
  12. Почему сверхзвуковые пассажирские самолеты не стали новым стандартом авиации
  13. Первый сверхзвуковой самолет в СССР
  14. Ту-144 получил четыре очень мощных и прожорливых двигателя
  15. Падение и закат «Конкорда»
  16. Маленькая группа привилегированных людей»
  17. Зачем у сверхзвукового самолёта опускается нос
  18. Ту-144 быстро перестал летать. В том числе из-за катастроф
  19. Развитие гражданской авиации
  20. Ту-144 — легендарный самолет. Больше таких не производят
  21. Чем Конкорд отличается от сверхзвукового ТУ-144
  22. Как вышло за рубежом
  23. Салон сверхзвукового самолета
  24. Факт: сверхзвуковые самолеты в два раза быстрее обычных
  25. Сколько стоил полет на Конкорде
  26. Достижения зарубежом

Кратка история развития

Разработка самолетов, способных ее преодолеть, началась в середине прошлого века. Это произошло во время Второй мировой войны, когда немецкие ученые упорно трудились над созданием сверхзвукового самолета, который мог бы переломить ход войны.

Однако война закончилась, и многие немецкие ученые, работавшие над этими разработками, были захвачены американцами. Во многом благодаря им в США был разработан самолет с ракетными двигателями Bell X-1, на котором в 1947 году Чак Йегер первым в мире превысил скорость звука.

Год спустя Советский Союз пришел к аналогичному результату, разработав ЛА-176, который изначально равнялся скорости звука на высоте 9000 метров, а через месяц, получив улучшенные двигатели, превзошел ее на высоте 7000 метров метров.

К сожалению, проект был отменен из-за трагической гибели одного из пилотов этого самолета О.В. Соколовского. Дальнейший прогресс в создании сверхзвуковых самолетов замедлился из-за некоторых физических препятствий: разжижения воздуха на слишком высоких скоростях, изменения аэродинамики и аэродинамики. Серьезным препятствием стал перегрев самолетов, преодолевших звуковой барьер. Это явление называется «трепетание».

В последующие годы конструкторы работали над аэродинамикой, аэродинамикой, материалами кузова и другими улучшениями.

Самолет

Военная авиация в 1950-е

В начале этого десятилетия F-100 Super Sabre и МиГ-19 были разработаны, конкурируя во всех областях Соединенных Штатов и СССР. Сначала американский F-100 обогнал советский МиГ, достигнув скорости 1215 километров в час в 1953 году, но через год советский МиГ смог его обогнать, разогнавшись до 1450 километров в час.

Несмотря на отсутствие открытой военной конфронтации между США и СССР, в локальных конфликтах Вьетнама и Корейской войны советский МиГ оказался во многих отношениях превосходящим своего американского конкурента.

Военный самолет

МиГ-19 был легче, быстрее взлетал, превосходил конкурента по динамическим характеристикам, а его боевая дальность была на 200 километров выше, чем у F-100.

Такие обстоятельства привели к повышенному интересу к советским разработкам со стороны американцев, и после окончания Корейской войны офицер Но Гым Соком угнал МиГ-19 с советской авиабазы, поставив его в США, для чего он получил вознаграждение в размере 100000 долларов.

Гражданская сверхзвуковая авиация

Технические разработки, достигнутые в годы войны, дали толчок бурному развитию авиации в 1960-е годы. Были решены основные проблемы, связанные с преодолением звукового барьера, и конструкторы смогли приступить к проектированию первого сверхзвукового гражданского самолета.

Первый сверхзвуковой авиалайнер, предназначенный для перевозки пассажиров, взлетел в 1961 году. Это был самолет Douglas DC-8, летавший без пассажиров, с размещенным на борту балластом, имитирующим его вес для испытаний в условиях, максимально приближенных к реальным. В момент спуска с высоты 15877 была развита скорость 1262 км / ч.

Кроме того, скорость звука не планировалась Boeing 747, когда самолет, направлявшийся из Тайбэя в Лос-Анджелес, из-за неисправности и некомпетентности экипажа ушел в неконтролируемое пикирование. Пикируя с высоты 125 000 метров до 2 900 метров, самолет превысил скорость звука, получив повреждение хвостовой части и доставив серьезную траву двум пассажирам. Авария произошла в 1985 году.

Всего было построено два самолета, способных действительно превосходить скорость звука на обычных рейсах. Это были советский Ту-144 и англо-французский Aérospatiale-BAC Concorde. Кроме этих самолетов, ни один другой пассажирский самолет не мог поддерживать сверхзвуковую крейсерскую скорость.

Ту-144 и Конкорд

Ту-144 по праву считается первым сверхзвуковым пассажирским самолетом в истории, ведь он был построен до «Конкорда». Эти океанские лайнеры отличались не только превосходными техническими характеристиками, но и изящным внешним видом: многие считают их самыми красивыми самолетами за всю историю авиации.

К сожалению, Ту-144 стал не только первым сверхзвуковым пассажирским самолетом, взлетевшим в небо, но и первым потерпевшим крушение авиалайнером этого типа. В 1973 году в авиакатастрофе в Ле Бурже погибли 14 человек, что стало первым толчком к срыву полетов на этой машине.

Вторая авария Ту-144 произошла в Подмосковье в 1978 году: на самолете начался пожар, в результате которого два члена экипажа приземлились со смертельным исходом.

Ту-144

В ходе осмотра было установлено, что причиной возгорания стала утечка в топливной системе нового двигателя, на тот момент на этапе испытаний, в остальном самолет показал отличные характеристики, так как успел приземлиться, когда загорелся. Несмотря на это, коммерческие рельсы на нем были отрезаны.

«Конкорд» служил европейской авиации гораздо дольше: полеты длились с 1976 по 2003 год. Однако в 2000 году этот океанский лайнер также потерпел крушение. Взлетая в Шарль-де-Голль, самолет загорелся и упал на землю, в результате чего погибли 113 человек.

За всю историю полетов «Конкорд» ни разу не приносил плодов, а после катастрофы поток пассажиров уменьшился настолько, что проект стал еще более убыточным, и через три года полеты на этом сверхзвуковом самолете прекратились.

На какой высоте и с какой скоростью летал Конкорд

Возможность перелета через Атлантику всего за три часа была достигнута благодаря тому, что самолет разогнался до скорости около 2200 километров в час. Это произошло на высоте 18 000 — 18 500 метров. Благодаря полетам на такой высоте, «Конкорд» мог позволить себе не свистеть по воздушным коридорам, теряя время, а двигаться по кратчайшей прямой.

При длительном скоростном полете температура в носовой части самолета могла подниматься до 130 градусов по Цельсию, а на законцовке крыла — до 100 градусов

Движение на такой высокой скорости было бы невозможно при сохранении традиционного аэродинамического дизайна. Поскольку сопротивление воздуха пропорционально квадрату скорости, конструкция должна быть намного более прочной. Когда скорость увеличивается почти в три раза, сопротивление увеличивается примерно в девять раз. Кроме того, аэродинамика должна быть не в виде капли, чтобы воздух обтекал ее, а в виде клина, чтобы он буквально протыкал воздух, не создавая зоны повышенного давления перед носом.

именно такая форма планера позволяет превосходить скорость звука.

Крылья тоже должны быть более компактными, так как на этой скорости есть достаточная подъемная сила. В результате они были выполнены в виде сдвинутых назад треугольников. Если говорить подробнее с технической точки зрения, такая схема самолета называется «бесхвостой» и выполнена с низким дельтовидным крылом оживальной формы (промежуточное между конусом и эллипсоидом). Оказалось, что это сделало их более компактными и прочными, но у такой компоновки был серьезный недостаток.

Не вдаваясь в тонкости сложной топливной системы «Конкорда», можно лишь сказать, что она состояла из 17 баков общим объемом 119 280 литров. При переходе на сверхзвуковой режим топливо перемещалось между баками через балансировочные камеры. Затем скорость увеличилась, и топливо снова двинулось. После этого самолет набирал обороты.

Сверхзвуковая авиация на данный момент

На данный момент в авиации нет полноценных аналогов Конкорда и Ту-144, поскольку эти самолеты не отвечают высоким требованиям безопасности и требуют слишком высоких материальных затрат на дозаправку и обслуживание. Наиболее перспективной разработкой считается «Бэби-бум ХВ-1», способный развивать скорость до 2,5 Маха (2336 км / ч). Океанский лайнер отличается скромными размерами: размах крыльев — 5 метров, длина — 20 метров. XB-1 изготовлен из легких композитных материалов и отличается большими задними кромками.

Бэби-бум xb-1

Бэби-бум xb-1

Российские конструкторы по специальному указу президента разработали гиперзвуковой бомбардировщик Ту-160, оснащенный поворотным килем и стабилизаторами, флаперонами, интерцепторами и стреловидным или треугольным крылом в зависимости от модификации. Самолет оснащен четырьмя двухконтурными трехвальными двигателями и топливной системой из 13 баков, заправленных азотированным авиационным топливом. Ту-160 задумывался как ракетоносец, предназначенный для перевозки гиперзвуковых аэробалистических ракет.

Ту-160

Ту-160

Заостренное крыло позволяет снизить аэродинамический нагрев основных элементов космических кораблей и баллистических ракет, а также снизить сопротивление воздуха и увеличить дальность полета ракет, снарядов и снарядов.

Американская программа 1960-х годов

5 июня 1963 года президент США Джон Ф. Кеннеди объявил о запуске национальной программы по созданию сверхзвукового пассажирского авиалайнера, предложив компенсировать государству 75% затрат разработчика. Целью программы было составить конкуренцию проекту Concorde. Корпорации Boeing, Lockheed и North American выразили намерение создать новый самолет, предложив, соответственно, проекты Boeing 2707, Lockheed L-2000 и гражданскую версию стратегического бомбардировщика XB-70 Valkyrie.

Наиболее перспективным оказался проект Boeing 2707 — широкофюзеляжный авиалайнер, рассчитанный на перевозку 277 пассажиров на расстояние 7800 км со скоростью 2900 км / ч. Построен полномасштабный макет самолета, Boeing получил 120 заказов от авиакомпаний США.

Однако в 1971 году стало очевидно, что американская программа отстает от европейского «Конкорда» и советского Ту-144. В результате Конгресс США прекратил его финансирование. Boeing и другие компании отказались продолжать работу за свой счет.

Ту-144 непохож на другие самолеты, и это неспроста

Сверхзвуковые самолеты конструктивно сильно отличаются от обычных реактивных авиалайнеров. Сегодня мы много знаем об устройстве и тех и других. Но в 60-е годы такого объема знаний практически ни в одной стране не было.

Многие специалисты и любители часто называют Ту-144 чудом инженерной мысли, ведь построить такой самолет в столь короткие сроки поистине можно сравнить с чудом.

У Ту-144 отсутствует «хвост» для управления высотой. За это отвечают элевоны, расположенные на конце крыла. Преимущество такой конструкции — уменьшенный вес планера и меньшее аэродинамическое сопротивление. Похожая конструкция использовалась в Concorde.

Также в Ту-144 нет привычных для самолета элементов конструкции: закрылков и ламелей. Но возле кабины у него есть маленькие крылья, которые направляют поток воздуха под крылья. Благодаря этому самолет приземлился с меньшим углом атаки и меньшей мощностью двигателя.

Ту-144 — огромный самолет. Его длина составляет 66 метров, а вес без учета топлива 85 тонн. Для сравнения, он всего на 7 метров короче, чем Airbus A380, самый большой пассажирский авиалайнер в мире. При этом Airbus A380 может перевозить максимум 853 пассажира, тогда как Ту-144 рассчитан всего на 100 пассажиров.

Ту-144 должен был развивать сверхзвуковую скорость, а для этого требовались мощные двигатели и большой запас топлива.

Concorde

Aerospatiale / BAC Concorde («Конкорд», от французского «консенсус») с 1962 года был создан французской компанией Aerospatiale в сотрудничестве с Британской авиастроительной корпорацией. Опытный образец (регистрационный номер — F-WTSS) поднялся в воздух через два месяца после первого полета Ту-144 — 2 марта 1969 года.

Всего в 1965-1979 годах было построено 20 самолетов. 14 из них в 1976–2003 годах выполнялись авиакомпаниями Air France и British Airways на регулярных пассажирских линиях: в основном для трансатлантических рейсов по маршрутам в Нью-Йорк из Парижа и Лондона. В среднем самолет преодолевал расстояние между Парижем и Нью-Йорком за 3,5 часа.

Во время всей операции «Конкорд» произошла катастрофа с самолетами этого типа. 25 июля 2000 г при взлете из Парижа самолет Air France с номерным знаком F-BTSC разбился из-за попадания инородного тела на взлетно-посадочную полосу. Так 109 человек на борту и четыре человека на берегу погибли.

Всего за 27 лет работы Concorde перевезла более 2,5 миллионов пассажиров. Наконец, Air France и British Airways отказались от эксплуатации самолетов этого типа из-за сокращения пассажиропотока, вызванного террористическими атаками в Соединенных Штатах 11 сентября 2001 года, более высоких затрат на поддержание готовности самолетов к полету и отсутствия перспективы их модернизации.

Технические характеристики

Скорость полета гиперзвукового корабля превышает предел 1192 км / ч, а сам океанский лайнер должен иметь хорошие летные данные и низкое лобовое сопротивление, позволяющее ему перемещаться в воздушном пространстве. Если средняя скорость современного пассажирского самолета около 820 км / ч, то аналогичные показатели гиперзвукового самолета превышают 2110 км / ч.

Насколько высоко летают гиперзвуковые авиалайнеры? Самолеты этого класса способны перемещаться в воздушном пространстве на высоте более 15 тысяч метров. Например, пассажирский авиалайнер «Конкорд» во время полетов поднимался на высоту 18 тысяч метров над землей, максимальная высота полета сверхзвукового самолета превышает 20 тысяч километров. НАСА недавно объявило о начале серийного производства военных истребителей X-59 «Quest», которые были разработаны инженерами Lockheed Corporation. На базе этого прототипа будут созданы пассажирские суда, способные двигаться на высоте 17 тысяч метров со скоростью более 1500 км / ч.

Будущее сверхзвуковых полетов

Не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Помимо гражданской авиации есть и всегда будет военная промышленность. Боевые требования государства, как и прежде, стимулировали развитие авиации и будут продолжать это делать. Армии всех государств нуждаются во все более совершенной авиации. Год от года потребность в этом только растет, что предполагает создание новых дизайнерских и технологических решений.

Рано или поздно развитие достигнет уровня, когда использование военных технологий может стать прибыльным и в мирных целях.

Почему сверхзвуковые пассажирские самолеты не стали новым стандартом авиации


Кабина Ту-144.

В середине прошлого века авиаконструкторы были уверены, что будущее за сверхзвуковыми полетами. Такие самолеты были быстрее и использовали загруженное воздушное пространство.

Однако за всю историю человечества вышло всего два сверхзвуковых пассажирских корабля: Ту-144 и Конкорд. Они оба сегодня не летают.

Коммерческая история Ту-144 была недолгой. Concorde летал 27 лет и за это время перевез более 3 миллионов пассажиров.

Оба самолета имеют ряд недостатков, из-за которых инженерам пришлось отказаться от дальнейшего развития сверхзвуковых планеров:

▪️ узкий и длинный фюзеляж не позволяет разместить много пассажиров
▪️высокие цены на билеты
▪️высокий расход топлива
▪️ сложность в управлении и эксплуатации
▪️Нужна длинная и ровная трасса
▪️ звуковой удар
▪️ более сильный нагрев конструкции
▪️ ненадежные двигатели
▪️неэкономическая рентабельность

Крупные авиастроители пока не стремятся устранить эти проблемы и вернуться к той же идее.

Первый сверхзвуковой самолет в СССР

Первый советский гиперзвуковой пассажирский корабль был построен в ОКБ Туполева в 1960-х годах и назывался Ту-144. Перед создателями модели стояла задача разработать самолет, предназначенный для перевозки пассажиров и способный развивать скорость, превышающую скорость звука. Первый Ту-144 сошел с конвейера почти за 3 месяца до выпуска франко-британского сверхзвукового авиалайнера «Конкорд». Ему удалось преодолеть звуковой барьер на испытаниях летом 1969 года на высоте 11 км. Число Маха во время следующего испытания в 1970 году было 2, что соответствует скорости 2151 км / ч.

Ту-144

Ту-144

Ту-144 получил четыре очень мощных и прожорливых двигателя

Двигатели для Ту-144 заказал Куйбышевский моторный завод под руководством конструктора Николая Кузнецова. Компания имела опыт создания авиадвигателей, поэтому была выбрана в качестве подрядчика.

Падение и закат «Конкорда»

Во время операции Concordes было выпущено 20 самолетов, 14 из которых летали по регулярным маршрутам, а шесть использовались в качестве прототипов. Анализируя причины отказа «Конкордов» от полетов, эксперты и журналисты произносят следующую фразу: «Это был устаревший символ престижа, который состоял из единственной роскоши: скорости сверхзвукового путешествия».

Комфортность обычных самолетов выросла. Пассажиров больше не пугали длительные перелеты. Спрос на Concordes снижался, и, как следствие, уменьшалось количество рейсов. При этом не исчезли проблемы, связанные с перегрузками на большой скорости и высоте: «Конкорды» обслуживали специально обученные люди в особых условиях. Это было дорого. Жалобы на шум стали обычным делом в аэропортах Хитроу и Шарль де Голль.

«В середине 80-х я жил недалеко от Хитроу, и над моим домом был подход к посадке. Одно из самых ярких воспоминаний — это Конкорд. Это было невозможно пропустить », — поделился впечатлениями репортер Дэвид Шонди.« Глубокий рев турбореактивных двигателей, работающих на форсажной камере, отличался от обычных авиационных двигателей. Как только я выглянул в окно, я смог запечатлеть «огромный белый» лебединый силуэт сверхзвукового самолета».

Возможно, Concorde по-прежнему будет летать с минимальной частотой, чтобы приносить хоть какую-то прибыль и оставаться символом технологической гордости. Но произошла авиакатастрофа, единственная в истории Конкорда. 25 июля 2000 года «силуэт белого лебедя» выехал на 26 полосу движения аэропорта Шарль де Голль. Самолет начал набирать скорость, затем что-то пошло не так, и пилот преждевременно съехал с трассы. Позади машины образовался огненный хвост. Две минуты спустя «Конкорд» потерпел крушение недалеко от Парижа, в городе Гонесс, в результате чего 109 человек на борту и пять человек лежали на земле.

Французская сторона провела расследование, в результате которого было обнаружено наличие металлического мусора на полосе. Конкорд пробил резину рамы, кусок протектора отскочил от топливного бака и проткнул его. Топливо разлилось и загорелось.

Позже выяснилось, что самолет был перегружен шестью тоннами. The Observer провел собственное расследование и поговорил с одним из бывших капитанов Конкорда, Джоном Хатчинсоном. Он сказал, что Air France, скорее всего, пренебрегла стандартами предполетной подготовки.

Полеты «Конкорда» были приостановлены, отправив всю программу на модернизацию. Полеты возобновились в конце 2001 года. В то же время отрасль коммерческого транспорта понесла серьезный удар по бизнесу: теракт 11 сентября. Вскоре прибыль снова начала снижаться, и весной 2003 года программа была свернута.

24 октября Concorde совершил последний рейс из Нью-Йорка в Лондон. В аэропорту Джона Ф. Кеннеди зрители приветствовали его, прощаясь с самолетом и засняв исторический момент на фото и видео. Еще два «Конкорда» пролетели над Лондоном. Все они приземлились в Хитроу, ознаменовав конец целой эпохи.

Последний Concorde отправляется из аэропорта Нью-Йорка. Фото AP

За 27 лет «Конкорд» перевез более 2,5 миллионов пассажиров и совершил более 50 000 рейсов. Программа приносит около 45 миллионов евро в год. В результате сделки выручка British Airways составила 1,75 миллиарда фунтов стерлингов и миллиард был потрачен на операционные расходы. Доходы Air France были намного ниже.

В настоящее время «Конкорды» находятся в музеях США, Германии, Франции и Великобритании. Один из «Конкордов» красуется в аэропорту Шарля де Голля и прекрасно виден при приближении. Уникальный экспонат Немецкого технологического музея в Зинсхайме — единственное место, где рядом находятся два сверхзвуковых авиалайнера — «Конкорд» и Ту-144.

Конкорд (на заднем плане) и Ту-144 в музее АП Зинсхайм

Маленькая группа привилегированных людей»

Опыт пилотирования «Конкорда» можно охарактеризовать как эйфорический. Небольшая комната, где подают спиртные напитки, а на следующем стуле сидит поп-звезда или известный политик. За тысячи евро люди купили не только сверхбыстрый перелет через Атлантику, но и ощущение того, что их «выбрали».

В 40-ю годовщину первого полета «Конкорда» телеканал CNN выследил людей, летевших на сверхзвуковом самолете, и попросил их поделиться воспоминаниями и впечатлениями.

«Экипажу понравилось находиться на борту« Конкорда », пассажирам понравился« Конкорд », — сказал Ричард Квест, летавший на« Конкорде »пять раз. «Вы поняли, что являетесь частью очень небольшой группы людей, которым выпала честь побывать на« Конкорде ». Это было громко, ужасно громко, но держу пари, что у всех, кто поднимался на борт, были улыбки до ушей».

Премьер-министр Великобритании Тони Блэр на борту лайнера «Конкорд». Фото Reuters

«Когда я сидела в приемной, рядом со мной была элегантная француженка», — вспоминала канадка Сью Маршалл, которая летела со своим возлюбленным из Нью-Йорка в Париж. «Я сказал ей, что это мой первый полет на« Конкорде ». Она регулярно летала на нем, поэтому наклонилась ко мне и мягко прошептала: «Тебе лучше сейчас сходить в ванную. В воздухе это будет невозможно. Там слишком многолюдно».

В 1980-х годах Concorde претерпел небольшую реконструкцию, изменив интерьер, чтобы он лучше соответствовал его роскошному статусу.

«Я вылетела из Нью-Йорка в Лондон и обратно за один день! — хвастается Ричард Форд. «Это было впечатляюще, и интерьер был запоминающимся, хотя размеры Concorde больше походили на чартерный самолет, чем на коммерческий авиалайнер».

Интерьер Concorde после рестайлинга Фото AP

Полет над «Конкордом» часто сравнивают с неким ритуалом. Кроме того, у рейсов была собственная марка, и пассажиры часто носили в карманах предметы с символикой легендарных рейсов. Художник Энди Уорхол взял столовые приборы из самолета. Со временем появились коллекционеры «конкордианских» реликвий — некоторые из них собрали и приобрели в своих коллекциях до 700 различных предметов.

Зачем у сверхзвукового самолёта опускается нос

Конструкция носа сверхзвукового пассажирского самолета не для красоты. Опущенный нос выполняет очень важную функцию. Только благодаря ему можно посадить самолет.

В том числе из-за недостаточной подъемной силы крыла такого низкоскоростного самолета перед посадкой приходилось очень высоко поднимать нос. В этом случае пилоты просто не могли визуально контролировать подход к трассе. Сидеть вслепую тоже было плохой идеей, поэтому ему пришлось покинуть позицию.

Подход к посадке должен был быть таким.

Во время руления и взлета нос опускался всего на пять градусов. Этого было достаточно. При посадке и заходе на посадку отклонился на 12,5 градуса. Также было дополнительное стекло. В основной полетной конфигурации оно увеличено до числа Маха выше 0,8.

Опущенный нос помогает гарантировать, что передний конус не закрывает обзор всаднику. Кроме того, можно было заставить их смотреть на полосу через несколько вертикальных очков. Благодаря этому искажений стало меньше, а достоверность была намного выше.

В результате нос выпал, когда он был не нужен. Аэродинамика самолета в этой версии оставляла желать лучшего, но все было исправлено, когда нос был поднят. Он придал конструкции желаемую форму и сделал линии кабины более обтекаемыми.

примечательно, что для обеспечения безопасной посадки с таким большим углом атаки, как у Concorde, его сделали повыше (высота стоек составляла 3,5 метра) и пришлось немного изменить схему обслуживания в аэропорту. Самолет даже в шутку назвали цаплей.

Вот почему они назвали его цаплей.

Ту-144 быстро перестал летать. В том числе из-за катастроф

Первый коммерческий рейс Ту-144 совершил 1 ноября 1977 года по маршруту Москва — Алма-Ата. До этого он использовался только для грузовых перевозок.

Билет на Ту-144 стоил 83,7 рубля, на обычный самолет — 62 рубля.

1 июня 1978 г. Аэрофлот прекратил перевозку пассажиров на Ту-144. Таким образом, коммерческая эксплуатация этого самолета длилась менее года.

Решение было принято спустя неделю, во время испытательного полета под Егорьевском Ту-144Д загорелся в небе. Пилотам чудом удалось посадить самолет и эвакуироваться. Однако в результате крушения погибли два члена экипажа.


Катастрофа Ту-144 под Егорьевском.

интересно, что Ту-144Д выполнил инспекционный полет перед передачей в пассажирские перевозки.

Это не единственная авиакатастрофа с участием Ту-144. 3 июня 1973 года Ту-144С совершил демонстрационный полет во Франции, когда на глазах около 350 тысяч зрителей он внезапно пролетел, а через несколько секунд рухнул в воздух и разбился в 6 км от аэропорта Ле Бурже. В результате авиакатастрофы погибли 14 человек, в том числе 6 членов экипажа Ту-144С и 8 человек на земле.


Катастрофа Ту-144 в Ле Бурже.

Расследование было засекречено. Следователи не нашли достаточно доказательств, чтобы выдвинуть какую-либо из версий произошедшего в качестве основной.

Есть только одна гипотеза, согласно которой к катастрофе привели сразу несколько человеческих факторов и самолет находился в хорошем состоянии.

Французские и советские специалисты единогласно пришли к выводу, что отклонений от нормы ни в конструкции, ни в общей работе самолета и его систем нет.

Развитие гражданской авиации

Самый быстрый самолет в мире

В 60-х годах прошлого века, после появления испытанных во время войн технических разработок, авиация стала стремительно развиваться. Были найдены решения существующих проблем сверхзвуковых скоростей, и началось создание первого сверхзвукового пассажирского самолета.

Первый в истории полет гражданского авиалайнера на скорости выше скорости звука состоялся 21 августа 1961 года на самолете Douglas DC-8. Во время полета в самолете не было пассажиров, кроме пилотов, балласт располагался так, чтобы выдержать полную загрузку океанского лайнера в этих экспериментальных условиях. При спуске с высоты 15877 м до 12300 м была достигнута скорость 1262 км / ч.

Интересный факт. Компания China Airlines (Китайские авиалинии) Boeing 747 SP-09 19 февраля 1985 года, летевшая из Тайбэя, Тайвань, в Лос-Анджелес, упала в неконтролируемое пикирование. Причиной тому стали неисправности двигателя и последующие действия неквалифицированного персонала. Во время пикирования с высоты 12 500 м на 2900 м, когда экипаж смог стабилизировать самолет, скорость звука была превышена. При этом обшивка, не рассчитанная на такие перегрузки, сильно повредила хвостовую часть. Однако при этом серьезно пострадали только 2 человека на борту. Самолет приземлился в Сан-Франциско, был отремонтирован и позже снова совершил пассажирские рейсы.

Поврежденный хвост Boeing 747 SP-09

Однако настоящие сверхзвуковые пассажирские самолеты (СПС), способные выполнять регулярные полеты со скоростью выше скорости звука, были спроектированы и построены оба типа:

  • Советский авиалайнер Ту-144;
  • Англо-французский самолет Aérospatiale-BAC Concorde.

Только эти два самолета могли выдерживать суперкрейсерский полет. В то время они превосходили даже большинство истребителей, конструкция этих кораблей была уникальной для своего времени. Было всего несколько типов самолетов, которые могли летать в суперкрейсерском режиме; сегодня самые современные военные машины оснащены такими возможностями.

Ту-144 — легендарный самолет. Больше таких не производят

Ту-144, несомненно, является очень значимым самолетом для мировой авиации. У него короткая, но богатая история.

Сегодня сверхзвуковые самолеты используются только в военной авиации. Крупные производители сверхзвуковых пассажирских самолетов не разрабатывают.

С развитием авиации компании открывают для себя новые направления. Например, электрические самолеты типа Alia.

Однако не все готовы забыть о сверхзвуке. Aerion разрабатывает сверхзвуковые бизнес-джеты. Модель AS2 сможет развивать скорость до 1700 км / ч. Компания Aerion уже получила заказы на 40 самолетов. Первые полеты запланированы на 2024-25 гг. Давайте ждать

Чем Конкорд отличается от сверхзвукового ТУ-144

Если говорить о Конкорде и Ту-144 в плане сравнения, то общего больше, чем разного. Во-первых, оба самолета могут летать на сверхзвуковых скоростях, а «максимальная скорость» отличается буквально на пару сотен километров в час (Ту-144 чуть быстрее). Кроме того, оба самолета имеют одинаковую аэродинамическую конструкцию, и нормальный человек даже не отличит один самолет от другого, если на борту не указано British Airways, Air France или Aeroflot. Первые два имени будут выгравированы на «Конкордах», а последнее — на Ту-144.

Самые большие отличия только во внешнем дизайне. Оба самолета имеют низкую носовую часть, но у Ту-144 более развитая аэродинамика с точки зрения подвижных элементов. Чтобы ему было легче сохранять равновесие при посадке, у него были небольшие крылья сразу за кабиной. Они откидывались при посадке и не только создавали дополнительную подъемную силу, но и направляли воздух под крыло.

На этом фото хорошо видно, как крылья Ту-144 разворачиваются при посадке.

Все дело в технических различиях, но была еще одна большая разница. Судьба «Конкорда» сложилась гораздо удачнее. В первую очередь из-за того, что он прилетел в капиталистические страны, где рыночная экономика решила, кто готов заплатить большие деньги за билет. Перелеты на дальние расстояния были важны в СССР, но каждый билет субсидировался государством и был дорогим.

Кроме того, «Конкорд» пролетел над океаном и там уровень шума при переходе на сверхзвуковой не вызвал острых вопросов. Гораздо сложнее было, когда Ту-144 «гремел» над большими городами.

3700 километров в час. Virgin Galactic показала концепт сверхзвукового пассажирского самолета

Кроме того, у Ту-144 произошла авария в самом начале пути, когда он разбился во время демонстрационного полета. Первая катастрофа Concorde произошла только в 2000 году, и это привело к тому, что его судьба закончилась всего через три года, хотя катастрофа даже не была связана с техническими проблемами или недостатками.

Как вышло за рубежом

Европейский Конкорд, в свою очередь, с 1976 по 2003 год летал намного дольше. Однако из-за убыточности (самолет не удавалось довести до минимальной амортизации) эксплуатация также была свернута. Во многом это произошло из-за авиакатастрофы в Париже 25 июля 2000 года: во время взлета из аэропорта Шарль-де-Голль загорелся двигатель, и самолет упал на землю (113 человек погибли, в том числе 4 на суше), например, теракты от 11 сентября 2001 г. Хотя это была единственная авиакатастрофа за 37 лет деятельности и террористические атаки не были напрямую связаны с «Конкордом», общее снижение пассажиропотока снизило и без того отсутствующую рентабельность полетов и привело к тому, что последний рейс этого самолета выполнялся по маршруту Хитроу — Филтон 26 ноября 2003 г

Европейский Concorde взлетает

Интересный факт. Билет на рейс «Конкорд» в 1970-х годах стоил не менее 1500 долларов в одну сторону, в конце 1990-х цена выросла до 4000 долларов. Билет на место на последнем рейсе этого океанского лайнера уже стоит 10 тысяч долларов.

Салон сверхзвукового самолета

Изначально было три варианта компоновки салона Concorde: от 108 до 144 пассажиров. В результате он получил сертификат на перевозку 128 пассажиров, но такая компоновка так и не использовалась. Все самолеты изначально перевозили 108 человек, но авиакомпании British Airways и Air France работали в салоне, а в салоне находилось ровно 100 человек.

Вот так скромно выглядел салон Concorde.

Он больше не мог войти, так как его ширина составляла всего 2,62 метра. Это тоже ниже, чем у Ту-134. В результате в каждом ряду слева и справа от прохода было только по два стула. При этом гермокабина Concorde занимала 85% его общего объема.

Самолет с вертикальным взлетом. Как они работают и зачем они нужны

Факт: сверхзвуковые самолеты в два раза быстрее обычных

Сверхзвуковые пассажирские самолеты намного быстрее обычных реактивных планеров.

Например, рейс Concorde из Парижа в Нью-Йорк длился 4 часа 45 минут. Боинг 747 пролетел такое же расстояние почти за 8 часов.

Сколько стоил полет на Конкорде

Несмотря на первоначальный успех модели и ее революционный характер, вскоре стало ясно, что она совершенно невыгодна с экономической точки зрения. Самолет летел в основном по маршруту Париж — Нью-Йорк и обратно. Время в пути длилось всего три часа, но за это время самолет сжег до 8 тонн топлива на тонну полезной нагрузки. Проще говоря, потребовалось 8 тонн топлива, чтобы доставить 10 человек с одним чемоданом к месту назначения.

8 тонн топлива на доставку тонны полезного груза — это его экономия.

В то же время самолет требовал более дорогого и длительного обслуживания. Concorde эксплуатировался в более сложных условиях, чем обычные океанские лайнеры, и, помимо обычного обслуживания, также приходилось проверять прочность конструкции, иногда даже с помощью рентгеновского оборудования. Все это приводило к длительным простоям и даже На земле самолет требовал больших денег на свое обслуживание. Не говоря уже о закупочной цене самого самолета, которая также намного выше, чем у обычного реактивного самолета.

Стоимость была высока только вначале, когда выяснилось, что на самолетах очень сложно заработать, их давали по символической цене. Французские авиалинии покупали их за один франк, британские — за 1 фунт. Но они обязались эксплуатировать самолеты и продавать их только по той же символической цене

В разное время полет на Конкорде стоит по-разному, но в среднем можно говорить о цене 10-11 тысяч долларов. Это была цена билета из Парижа в Нью-Йорк и обратно. Даже сейчас сумма кажется очень большой. Так что это было удачно, и не каждый мог себе позволить регулярно летать по работе на таком самолете. Многие пассажиры брали билет только как аттракцион.

Хотели бы вы этого красавца за 10+ тысяч долларов?

Когда «Конкорд» совершил свой последний рейс, аукционные цены подскочили до 60 000 долларов.

Достижения зарубежом

Эпоха сверхзвуковых «Конкордов» закончилась в 2003 году, когда франко-британские лайнеры были окончательно выведены из эксплуатации. Бурное развитие зарубежной авиации началось в 1960-е годы, когда конструкторские бюро разных стран работали над созданием перспективных бомбардировщиков, истребителей и самолетов, предназначенных для разведывательных задач.

Легендарный истребитель пятого поколения F-22 «Раптор», в котором применены передовые технологии малозаметности и изготовлен из композитных полимеров и радиопоглощающих материалов, способен двигаться со скоростью звука и даже выше. На F-22 установлена ​​пара турбореактивных двухконтурных двигателей с высокой тягой без форсажной камеры, что позволяет истребителю двигаться с гиперзвуковой скоростью без использования форсажной камеры.

Raptor

Raptor использует интегрированные системы связи, которые распознают «друзей» и «врагов» с помощью радарных датчиков. Самолеты вооружены 20-мм пушками, корректируемыми снарядами и ракетами класса «воздух-воздух». Недостатком F-22 является небольшой объем топливных баков, что делает его зависимым от дозаправки в воздушном пространстве.

Источники

  • https://VPolete.online/samoletyi/sverhzvukovoy-samolet-istoriya-razvitiya.html
  • https://Hi-News.ru/technology/istoriya-samogo-izvestnogo-samoleta-v-mire-i-pochemu-ego-bolshe-net.html
  • https://samoletos.ru/samolety/sverhzvukovye-samolety
  • https://tass.ru/info/4903511
  • https://www.iphones.ru/iNotes/tu-144-pochemu-ne-letaet-legenda-03-10-2021
  • https://AviationToday.ru/samolety/sverxzvukovoj-samolet-istoriya-razvitiya.html
  • https://tjournal.ru/stories/117922-shum-i-skorost-istoriya-legendarnogo-sverhzvukovogo-samoleta-konkord

Оцените статью
Блог о самолетах
Adblock
detector