- Подробнее о самолетах
- Объективные параметры
- СУХОЙ СЧЕТ: ИСТРЕБИТЕЛЮ СУ-27 ДО СИХ ПОР НЕТ РАВНЫХ В БЛИЖНЕМ ВОЗДУШНОМ БОЮ
- Какой лучше — легкий или тяжелый?
- Функциональные различия и сходства
- Янки наконец признали, что их лучший боевой самолёт F-35 уступает МИГ-29 и Су-27?
- Подготовка к воздушной войне
- Бой над Липецком
- Война в Африке
- Причины поражения эритрейских летчиков
- МиГ-29 и Су-27. Взрывоопасная тема.
- Наша вечная борьба хорошего с еще лучшим
- Технические показатели
- Основные характеристики Су-27 и МиГ-29
- Вооружение
- Основные различия
- Небо за Су-27
- Немцы
Подробнее о самолетах
Один из наиболее очевидных примеров — создание превосходных воздушных перехватчиков, которые поставляли военное вооружение примерно в то же время, в начале 1980-х годов. В частности, речь идет о самолетах Су-27 и МиГ-29. Если проанализировать фотографии военной техники, то модели очень похожи. Однако на самом деле это суждение неверно, поскольку рассматриваемые модели относятся к разным классам и имеют много отличий. Прежде всего следует отметить, что Су-27 относится к тяжелым перехватчикам, а МиГ-29 — к легким военным самолетам.
Do-27
Объективные параметры
Масштабных столкновений между армиями, вооруженными исключительно советской и российской техникой, пока не было, и это хорошо. Следовательно, нет объективной статистики, позволяющей судить о превосходстве той или иной модели самолета. Ничего страшного, сравнение Су-27 и МиГ-29 можно провести по имеющимся тактико-техническим характеристикам двух перехватчиков. В таблице приведены основные параметры двух самолетов.
ПОКАЗАТЕЛЬ | МиГ-29 | Do-27 |
Скорость, км / ч | 2450 | 2500 |
Скорость подъема, м / с | 330 | 300 |
Боевая дальность, км | 2100 | 3900 |
Тяга, кгс | 2×5100 | 2×12500 |
Потолок, м | 17000 | 18500 |
Масса снаряженного самолета, кг | 15240 | 23000 |
Грузоподъёмность, кг | 3000 | 8000 |
Длина, м | 17,32 | 21,9 |
Размах крыла, м | 11,36 | 14,7 |
Высота, м | 4,73 | 5,93 |
Площадь крыла, кв.м | 38 | 62 |
По массе, габаритам, скорости, боевой дальности и потолочным показателям Су-27 имеет преимущество. Сравнение МиГ-29 с этими самолетами по скороподъемности показывает превосходство легчайшего перехватчика в ближнем бою. Оба образца построены по двухмоторной схеме, что свидетельствует об их высокой живучести и надежности.
СУХОЙ СЧЕТ: ИСТРЕБИТЕЛЮ СУ-27 ДО СИХ ПОР НЕТ РАВНЫХ В БЛИЖНЕМ ВОЗДУШНОМ БОЮ
Ровно 40 лет назад, 20 мая 1977 года, опытный образец знаменитого советского истребителя Су-27 четвертого поколения совершил первый полет Т-10-1.
Этот самолет по праву считается одним из главных символов российской оборонной промышленности второй половины ХХ века, наряду с танком Т-72 и автоматом Калашникова. В Су-27 были реализованы все самые передовые разработки советской школы авиастроения, благодаря чему самолет получил практически неограниченный модернизационный потенциал.
Сегодня десятки современных модификаций этого истребителя, а также самолетов на его основе защищают небо более 20 стран. Несмотря на прошедшие десятилетия, жизненный цикл Су-27 далек от завершения. Эта машина морально и физически устареет надолго.
«Выстрел в бок»
Необычный самолет с хищными, «птичьими» очертаниями фюзеляжа впервые вылетел из подмосковного аэропорта Жуковский через пять лет после дебюта его главного конкурента — американского тяжелого истребителя F-15 Eagle. Несмотря на эпоху «разрядки», холодная война была в самом разгаре. И СССР, и США понимали, что решающее преимущество в современном конфликте будет получено со стороны, обеспечивающей превосходство в воздухе. Поэтому оба государства направили все свои ресурсы на создание универсального небесного истребителя. Несмотря на отставание от США в плане разработки истребителя четвертого поколения, советские конструкторы оказались в более выигрышном положении. Они уже знали примерные характеристики F-15 и реализованные в нем технологические решения. Была поставлена задача создать автомобиль, как минимум сопоставимый по возможностям с «американцем».
В конце 1960-х годов к разработке перспективного истребителя были привлечены три крупных советских конструкторских бюро: Сухой, Яковлев и Микоян. В 1972 году по итогам двух научно-технических конференций с участием авиастроителей было решено сосредоточиться на двух параллельных проектах — легком истребителе КБ МиГ (позже принятом на вооружение с обозначением МиГ-29) и тяжелый истребитель ОКБ Сухого».
Всего в 1979 году по программе Т-10 построено три прототипа, а также установочная партия из пяти самолетов для летных испытаний, испытаний оборудования и вооружения. Однако первые машины были сырыми и не могли соперничать по своим летно-техническим характеристикам с F-15. Планер самолета оказался недостаточно прочным, бортовая электроника оказалась слишком громоздкой и нарушила центровку истребителя, заданный расход топлива не удалось реализовать, РЛС оказалась очень ненадежной. Было решено провести масштабные работы по прототипам в кратчайшие сроки, с ошибками.
Результатом стал новый Т-10С, лишенный недостатков своего предшественника, который взлетел в 1981 году и поступил на вооружение четыре года спустя под обозначением Су-27. Официально эта машина поступила на вооружение ВВС СССР 23 августа 1990 года. К этому времени новый советский истребитель уже стал мировым рекордсменом по скорости набора высоты.
27 октября 1986 года летчик-испытатель Виктор Пугачев смог подняться на высоту 3000 метров всего за 25,4 секунды, чего раньше не удавалось ни одному реактивному самолету.
Су-27 стал первым российским истребителем, оснащенным дистанционной системой управления (ЭДСУ). Долгое время управление самолетом осуществлялось по механическому принципу, при котором усилия от штурвала и педалей передавались на штурвалы по проводке. Электрические сигналы заменили стальные тросы в EDSU. Внедрение новой системы управления позволило сделать самолет необычайно маневренным и в то же время устойчивым в полете, а летчики — выполнять сложный высший пилотаж на малых и высоких скоростях.
Су-27 получил самое современное на то время навигационное оборудование, два мощных двигателя АЛ-31Ф, новую РЛС и оптико-электронную систему прицеливания, а также целое семейство ракет Р-27 и Р-воздух-воздух.73 разработан специально для этих самолетов. Они обеспечивали поражение воздушных целей противника на дальностях до 110 километров. Кроме того, для ближнего боя истребитель был вооружен скорострельной 30-мм пушкой ГШ-30-1. Дальнейшие модификации машины, в частности Су-27СМ, могли работать по наземным целям высокоточными ракетами Х-29, Х-31 и Х-59. Но главной задачей истребителя было достижение превосходства в воздухе.
В преимуществах Су-27 перед западным конкурентом советские и американские летчики убедились еще в августе 1992 года. По приглашению Пентагона офицеры Липецкого центра боевого применения и подготовки летного состава посетили авиабазу Лэнгли, где проходили тренировочные бои прошли между Су-27УБ и Ф-15Д (оба учебно-боевые, двухместные). Советские асы с острым счетом разгромили американских летчиков, время от времени присоединяясь к хвосту врага и легко уходя от преследования. Тогда выяснилось, что Су-27 значительно превосходит по маневренности F-15 на дозвуковых скоростях, что является решающим козырем в ближнем воздушном бою.
Советским и российским истребителям в НАТО присвоены собственные обозначения, начинающиеся с буквы F (от Fighter — «истребитель»). Американские военные окрестили Су-27 именем Flanker («фланг», «поразить фланг»), что вполне соответствует максимальной маневренности этой машины и ее способности наносить внезапный удар с неожиданного направления. Это тот редкий случай, когда западные аналитики дали нашему самолету очень подходящее прозвище. Например, штурмовик Су-25 по классификации НАТО почему-то числится как Frogfoot».
Потомки легенды
По данным Международного института стратегических исследований, на 2020 год в составе ВКС РФ имеется 50 Су-27, 10 Су-27УБ, 47 Су-27СМ (с улучшенной авионикой и новой системой управления огнем), а также 14 Су-27СМ3 (с более мощными двигателями АЛ-31Ф-М1, усиленным планером и дополнительными точками подвески вооружения). Кроме того, 18 «двадцать седьмых» состоят на вооружении морской авиации ВМФ. А единственный в России авианосец «Адмирал Кузнецов» вооружен 17 истребителями на базе авианосца Су-33 (Су-27К) со складывающимися консолями крыла.
Дальнейшим развитием этого самолета стал истребитель Су-30. Он может одинаково эффективно поражать наземные и воздушные цели в любое время дня и ночи, в любую погоду. Су-30 имеет радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой, которая позволяет ему автоматически обнаруживать и сопровождать цели как на больших дистанциях, так и в ближнем бою, а также наводить на них другие истребители. Таким образом, эта машина может взять на себя часть функций самолета раннего предупреждения (DLRO). Кроме того, современные Су-30 оснащены мощными системами радиоэлектронной борьбы для самообороны как от истребителей противника, так и от систем ПВО, которые произвели фурор в международной торговле оружием. Су-30 создавался с серьезной ориентацией на экспорт, поэтому вы легко можете внести необходимые изменения в его конструкцию под нужды конкретного заказчика. Такие машины имеют индекс МК — модернизированные, коммерческие. Существует множество экспортных модификаций: MKA (для ВВС Алжира), MKK (Китай), MKM (Малайзия), MK2 B (Вьетнам), MK2V (Венесуэла), MKI (Индия) и другие.
Иностранные «сушилки» неоднократно участвовали в учениях с истребителями из стран НАТО и всегда с одним и тем же результатом: уверенная победа. Так, в 2020 году Су-30МКИ встретился в учебном бою с истребителем Eurofighter Typhoon британских ВВС. Индийские пилоты уверенно взяли верх со счетом 12: 0.
На данный момент ВКС России активно поставляются Су-30СМ (серийные, модернизированные) — их в армии уже более 60. Помимо современной авионики эту машину отличает наличие АЛ — Двигатели 31FP с отклоняемым вектором тяги. Сопла этих двигателей могут «вырываться» в любом направлении (а не вверх-вниз, как у других самолетов), что позволяет СУ-30СМ резко нарушать траекторию и выполнять сложные маневры в воздухе. Именно эти истребители летают с российскими бомбардировщиками на боевые вылеты в Сирийской Арабской Республике и прикрывают их от воздушных угроз. Вместе с ними другие «внуки» Су-27 — сверхманевренный многофункциональный истребитель Су-35 и Су-34 истребитель-бомбардировщик — воюют в ЮАР… Первый по всем своим характеристикам, за исключением малозаметности, соответствует самолету пятого поколения. В отличие от Су-30СМ, который может выполнять роль воздушного командного пункта, Су-35 — истребитель в чистом виде. Он оснащен самой современной системой управления информацией, новейшей РЛС «Ирбис» и даже более мощными, чем у Су-30СМ, АЛ-41Ф1С, двигателями с системой плазменного зажигания и управляемым вектором тяги. Посетители международного авиасалона, которые воочию видели, что почетный летчик-испытатель Сергей Богдан делал в воздухе на Су-35, не верили, что реактивный истребитель способен на такие маневры. На сегодняшний день в войсках имеется около 60 Су-35, Су-34 в представлении не нуждается. Этот истребитель-бомбардировщик стал одним из главных героев военной кампании ВКС России в Сирии. Он способен нести весь спектр бортового вооружения, от неуправляемых ракет до корректирующих авиабомб, атаковать цели в любых погодных условиях, а также эффективно вести радиоэлектронную борьбу. Отличительной чертой этого самолета является нетипичная для самолетов Сухого кабина экипажа. Пилоты внутри него не располагаются друг за другом, а сидят бок о бок, что повышает комфорт экипажа во время дальних перелетов. Благодаря такой компоновке передняя часть самолета стала шире Су-27, а нос приобрел приплюснутую форму, за что военные сразу назвали Су-34 «утенком». Насколько грозной может быть такая птица, как «утка», «оценили» боевики многих запрещенных в России террористических организаций. Совсем скоро «правнук» Су-27, первый российский истребитель пятого поколения, Т-50, пополнит войска. Он воплотит в себе все лучшие черты большого семейства Сухих и в недалеком будущем станет основным воздушным истребителем ВКС России. Со временем эта машина даст начало новой династии русских истребителей, которую даже через 40 лет никто не осмелится назвать устаревшими.
Какой лучше — легкий или тяжелый?
Но все это не означало, что эти два класса бойцов не должны были встречаться на небесах. Наоборот. Например, в небе Вьетнама сходятся два очень разных противника, легкий и управляемый МиГ-21 и тяжелый F-4 Phantom, и пилоты каждого из них пытались реализовать конструктивные преимущества своих самолетов в зависимости от ситуации.
Соотношение тяжелых и легких истребителей в арсенале ВВС крупных стран обычно составляет от 3 до 7. Бывает от 2 до 8, а то и от 1 до 9. Но более дорогие и технологичные самолеты, то есть тяжелые перехватчики составляют количественное меньшинство военно-воздушного флота. Этому есть вполне логичное объяснение. Во-первых, большинство боевых задач не требует чрезмерного технического превосходства. Во-вторых, на дешевый и эффективный самолет легче найти иностранного покупателя, чем на дорогой и сложный. Не все государства в мире озабочены сдерживанием ядерной угрозы и нуждаются в военном воздушном флоте, иногда даже по чисто статусным причинам, например, в Швейцарии. И не во всех странах есть оборонный бюджет, позволяющий покупать дорогие «игрушки», которые также требуют специальной подготовки пилотов и дорогостоящего обслуживания.
Учитывая, что не всем государствам нужен тяжелый перехватчик, и зная общую статистику, можно сделать вывод, что из ста перехватчиков, летающих в настоящее время в атмосфере Земли, девяносто три являются легкими.
Даже беглое сравнение МиГ-29 и Су-27 позволяет сделать вывод, что истребитель «Микоян» имеет больший экспортный потенциал, чем «Сухой».
Функциональные различия и сходства
Оба истребителя создавались под конкретные задачи. У самолетов есть некоторые сходства, в том числе:
- маневренность;
- возможность многоцелевого использования;
- наличие электродистанционной системы управления приводом.
Радиолокационная станция обоих самолетов позволяет отслеживать более 10 целей и проводить одновременные бомбардировки 1-2. Дальность обнаружения цели МиГ-29 — 50 километров.
Несмотря на некоторое сходство, Су-27 технически более совершенный. Он способен преодолевать большие расстояния и нести более серьезное вооружение, сохраняя при этом маневренность и высокую скорость. На нем установлена продвинутая РЛС, позволяющая обнаруживать цели на большом расстоянии.
Какой самолет сильнее?
МиГ-29Су-27
Все сходства и различия можно найти при детальном изучении технических характеристик истребителей. Следует отметить, что задача легкого истребителя МиГ-29 — достижение превосходства в воздухе, в том числе по количеству самолетов. Производство этого истребителя дешевле модели Сухого.
Во всех основных армиях мира около 50-70% истребителей составляют легкие истребители. Тяжелые истребители более автономны. Они могут выполнить задание, не проверяя места на земле.
Янки наконец признали, что их лучший боевой самолёт F-35 уступает МИГ-29 и Су-27?
Согласно докладу американской организации National Security Network, советские истребители МиГ-29 и Су-27, разработанные в СССР, превосходят F-35, разработанные в США, по техническим характеристикам).
МОСКВА, 14 августа — РИА Новости. Советские истребители МиГ-29 и Су-27 превосходят новый американский истребитель F-35. К такому выводу пришел американский аналитик Билл Френч, работающий в некоммерческой организации National Security Network. Френч является автором статьи под названием «Гром без молнии: высокая стоимость и ограниченная выгода от программы разработки F-35». В документе говорится, что по техническим показателям F-35 уступает уже задействованным истребителям МиГ-29 и Су-27 четвертого поколения, разработанным в России и используемым ВВС всего мира.
F-35 существенно уступает Су-27 и МиГ-29 по нагрузке на крыло (за исключением F35C), околозвуковому ускорению и тяговооруженности (тяговооруженность самолета), объясняет дополнительная информация аналитик. Кроме того, добавляет он, все модели F-35 имеют значительно более низкие максимальные скорости, чем самолеты, разработанные в СССР.
Моделирование воздушного боя рисует еще более мрачную картину, отмечает Френч. По его словам, в 2009 году аналитики из ВВС США и Lockheed Martin, разрабатывающего новый американский истребитель, отметили: несмотря на превосходство F-35 с точки зрения стелс-технологий и бортовой электроники, по сравнению с Су -27 и МиГ-29 могут иметь коэффициент потерь 3: 1. То есть на каждый уничтоженный Су-27 или МиГ-29 приходится три уничтоженных F-35.
Френч также сравнил F-35 с существующими американскими самолетами и отметил, что он лишь немного лучше, чем самолеты F-16, F-18 и Harrier 2, которые он должен заменить.
Ранее проблемы, связанные с F-35, привлекали внимание Австралии. News.com.au сравнил его с новейшим российским истребителем пятого поколения Т-50. Автор статьи, в частности, отметил, что российский самолет значительно превосходит американский по маневренности.
Подготовка к воздушной войне
Ситуация на местах во время войны между Эфиопией и Эритреей быстро менялась каждый день. Успех первого наступления сменился арестом, а затем и форсированной реорганизацией ударных и оборонительных сухопутных войск.
При малой эффективности наземных РЛС при обнаружении противника на малых высотах в гористой местности для прикрытия своих войск с воздуха авиации приходилось постоянно смотреть вверх, что неизбежно потребляло ресурс техники и дефицит горючего.
Вначале старались чаще выводить «близнецов» в полет, «прилетать» больше пилотов, лучше знакомиться с районом полета и некоторой дезинформацией противника, поскольку переговоры между инструктором и пилотом сознательно проводился не через СПУ, а по радиосвязи, имитирующей полет самолета в парах.
Противник несколько раз поднимал самолет, но старался не приближаться к районам возможных пусков управляемых ракет Су-27.
Фото: topwar.ru
Эритрейские МиГ-29 базируются в аэропортах Асмэры и Масау
Фото: topwar.ru
Преимущество Су-27 по разрешенному времени пуска ракет Р-27 от Су-27 и МиГ-29 при взаимной курсовой атаке с столкновением сократилось до разницы всего 1-2 секунды вместо ожидаемых 7. -10 секунд. И это оказалось решающим в будущем.
Бой над Липецком
Руководство КБ «МиГ» в лице генерального конструктора Р.А. Белякова настояло на демонстрационном учебном бою. Депутат Симонов возразил, аргументируя это тем, что все равно все ясно, «Сухой» лучше, вот и все. Но микоянистов поддержал С.Асканов, возглавлявший Липецкий центр боевого применения авиации, и бои состоялись. К огорчению Симонова, сравнение МиГ-29 и Су-27 на практике показало явное недооценку машины-конкурента. В восьми боях из десяти выиграл 29-й, причем на всех дистанциях. Мощный локатор «Сухой» не давал преимущества из-за меньших геометрических размеров МиГа. Симонову удалось уговорить руководство ввести односторонние ограничительные условия для соперника, снизив для него допустимый угол атаки. Результаты для Су-27 стали лучшими, но не всегда удавалось уйти от настойчивых и успешных попыток сесть ему на хвост. Сравнение Су-27 и МиГ-29 было признано не совсем корректным из-за лучшей летной подготовки первого пилота. Так что ни к каким принципиальным решениям этот эксперимент не привел.
Война в Африке
Как и ожидалось, МиГ-29 нашел зарубежных покупателей. Он оказался в рядах ВВС Ирака, Индии, Эфиопии, Югославии и многих других стран, которые смогли доказать это на деле. Политическая ситуация в мире быстро менялась, и иногда самолеты одного и того же типа оказывались на вооружении противоборствующих группировок. После отделения Эритреи от Эфиопии между двумя странами возник территориальный конфликт. Затем, в 1999 году, Су-27 пришлось воевать с МиГ-29. Известны три воздушных боя, которые произошли 21, 25 и 26 февраля и завершились победой эфиопских летчиков, сбивших три эритрейских МиГа (один не засчитывался, однако, получив повреждения, по данным разведки, не вернулся база).
Причины поражения эритрейских летчиков
Можно было бы сделать вывод о полном превосходстве Су-27, если бы не два существенных обстоятельства. Дважды во главе с эритрейскими парами после запуска ракет эфиопскими самолетами они повернулись и предпочли бежать. И во всех трех эпизодах победители были в секундах от смерти. Эфиопы, прошедшие обучение в советских летных школах и имеющие более высокую квалификацию, смогли лучше понять конструктивные преимущества своих перехватчиков, чем эритрейские пилоты. К тому же они оказались посмелее. Насколько объективным получилось практическое боевое сравнение МиГ-29 и Су-27, судить сложно. Характеристики самолетов не всегда напрямую влияют на результат, в истории известны случаи, когда хорошо вооруженный противник терпит поражение от храброго врага.
МиГ-29 и Су-27. Взрывоопасная тема.
В небе над Жуковским под Москвой оперативно-тактические самолеты Су-27, Су-34 и МиГ-29 демонстрировали групповые трюки. Су-27 — высокоманевренный многоцелевой всепогодный истребитель четвертого поколения. На данный момент это один из основных самолетов ВВС России. Су-34 — фронтовой бомбардировщик, самолет поколения «4+». Он способен эффективно поражать наземные, морские и воздушные цели в любом географическом районе с использованием всего спектра авиационных боеприпасов, в том числе высокоточных. Самолет имеет развитую систему боевого выживания; имеет бронированную кабину. МиГ-29 — многоцелевой истребитель четвертого поколения. Самолет может эффективно вести активный маневренный бой с применением пушки, ракетный бой по всем направлениям на ближней и средней дальности, перехватывать штурмовики и разведчики, в том числе на малых высотах на фоне земли.
Впервые Су-34 был использован во время войны в Южной Осетии. Самолет использовался для прикрытия действий штурмовой авиации, ведения радиоэлектронной борьбы против грузинских систем ПВО. Радиоэлектронные средства, Су-34 создавал помехи боевым порядкам чего не позволяла система ПВО
МиГ-29 меньше, легче, дешевле как по стоимости, так и по эксплуатационным расходам, и, судя по описаниям летчиков, его легче обслуживать и, так сказать, надежнее. Что совсем неплохо для фронтовика. Но ему придется специально взвесить ПТБ, чтобы перехватить цель, поскольку он по-прежнему предназначен для защиты стратегических районов. То, что оба самолета очень успешны, доказано двадцатилетним опытом. Весь мир видел, как МиГ-29 летают среди стрижей, им еще предстоит довести авионику до уровня.
Наша вечная борьба хорошего с еще лучшим
В конце 1970-х два советских авиационных конструкторских бюро боролись за то, чтобы их истребители получили оборонный заказ. У каждого из них были свои достоинства и, конечно же, недостатки. Су-27 отличался лучшими летными характеристиками, мощной воздушной РЛС и большой полезной нагрузкой. МиГ-29 отличался невысокой стоимостью, неприхотливостью, возможностью взлета и посадки в плохо подготовленных аэропортах при отличных летных характеристиках. Было бы разумно запустить оба самолета последовательно, что дало бы микоянцам количественное преимущество, но советское министерство обороны решило построить еще «Сухих». Сравнение МиГ-29 и Су-27 производилось по формальным причинам, без учета практического опыта использования машин разных классов. Генеральному конструктору Михаилу Петровичу Симонову удалось убедить руководство Минобороны СССР в безусловном превосходстве своей авиации.
Затем была общая реструктуризация, и в государственной казне стало меньше денег, что вынудило правительство значительно сократить расходы на оборону. МиГ отошел на второй план, в 90-е годы программа получала вдвое меньше финансирования, чем СУ. Микоянцам пришлось что-то делать, чтобы спасти свою идею от полного забвения.
Технические показатели
Попробуем глубже проанализировать, чем Су-27 отличается от МиГ-29, учитывая мнение экспертов. Решение о разделении военной авиации на тяжелую и легкую рассматривалось в начале 1960-х годов. По мнению экспертов, легкие перехватчики смогут вести маневренные воздушные бои, которые летчики называют «каруселью». Таким моделям намного проще вести маневренный бой за счет большей площади крыла и небольшого веса самого корабля.
Тяжелая авиация по задумке конструкторов должна успешно бороться с бомбардировщиками и уничтожать ракеты, запущенные противником с большого расстояния. Для выполнения основного предназначения требовалась такая военная техника, которая обладала отличной скоростью, мощным дальнобойным вооружением, хорошо оснащалась РЛС. Именно эти характеристики были присущи тяжелым перехватчикам, поэтому они могли без проблем захватить вражескую цель и поразить противника с большого расстояния.
Проанализировав сравнение характеристик военных кораблей, нетрудно понять, что на сборку тяжелых перехватчиков нужно гораздо больше денег. Вероятно, именно поэтому во флоте намного меньше единиц такой военной техники. И далее такое положение вещей можно объяснить следующим образом:
- не всегда требуется большая военная авиация для выполнения сложных боевых задач;
- дороже в проектировании и обслуживании, авиатранспорт сложнее в обслуживании;
- многие страны мира покупают военную авиационную технику по статусным причинам, а не для защиты от реальной ядерной угрозы.
Подводя предварительный итог, можно сделать следующий вывод: по сравнению с Су-27 МиГ-29 проигрывает по габаритам и оснащенности, но по маневренности и востребованности превосходит своего «собрата».
Do-27
Основные характеристики Су-27 и МиГ-29
Тактико-технические характеристики самолета включают:
Экипаж | В зависимости от модификации 1 или 2 человека | 1 или 2 человека |
Длина | 21,9 м | 17.32 кв.м |
Размах крыльев | 14,6 м | 11,36 м |
Рост | 5,9 м | 4,73 м |
Максимальная взлетная масса | 30,000 кг | 18480 кг |
Максимальная скорость на высоте | 2500 километров в час | 2450 километров в час |
Практический потолок | 18000 метров | 18000 метров |
Практический диапазон на высоте | 3900 км | 1430 км |
Сравнивая характеристики самолетов, можно понять, для каких целей предназначен каждый истребитель. Взлетная масса и габариты МиГ-29 ниже. Следует отметить, что Су-27 имеет множество модификаций, различающихся параметрами. Сравниваются две базовые модели массового производства.
По характеристикам Су-27 превосходит МиГ-29, но при этом выпускалось «сушилок» в 2 раза меньше. МиГ начал эксплуатироваться на 2 года раньше Сухого в 1983 году.
Вооружение
Вооружение МиГ-29
Легкий истребитель оснащен 30-мм пушкой и несколькими подвесными орудиями. Самолет может быть оснащен ракетами класса «воздух-воздух» и авиационными бомбами. Подвеска МиГ-29 вмещает 7 единиц различного вооружения.
Тяжелый истребитель оснащен 30-мм пушкой. В качестве подвесного оружия устанавливаются ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», авиабомбы и неуправляемые ракеты. Су-27 имеет десять узлов подвески для вооружения.
Вооружение Су-27
Благодаря более высокому максимальному взлетному весу «Сухой» лучше вооружен и может поражать больше целей при выполнении заданий. Оба истребителя поддерживают модифицированное вооружение. На МиГ и Су может быть установлена управляемая ракета средней дальности Р-77.
Основные различия
Даже после того, как рассматриваемые военные корабли были разделены на 2 категории, конструкторы так и не заметили четкой разницы. Аналитики нашего времени тоже обеспокоены этой проблемой, ведь после сравнения МиГ-29 и Су-27 до сих пор не совсем понятно, зачем специалистам понадобилось создавать две очень похожие модели истребителей.
Также, проведя некоторые исследования, аналитики пришли к выводу, что легкие маневренные машины не намного дешевле в сборке, чем тяжелые Су-27. Однако специалисты все же отметили главное отличие этих самолетов:
Легкий образец должен был пробить территорию противника на расстояние 120–130 км в случае нападения. В то же время наземные станции смогут управлять самолетом.
Эти функции должны были помочь сэкономить деньги контрольному персоналу, упростить конструкцию оборудования и снизить затраты на сборку оборудования.
Техническое оснащение легкого военного транспорта было следующим:
- ракеты с тепловым наведением калибра Р-60, позже замененные на Р-73;
- РЛС имела дальность обнаружения ракет Р-27;
- дорогой системы связи и радиоэлектронной борьбы в самолете не предусматривалось.
Главной задачей Су-27 была разведка территории противника, анализ и одиночная атака. Тяжелая техника должна была проникнуть на территорию противника, перехватить цель и оказать поддержку своим бомбардировщикам.
Поскольку наземные службы не контролировали технику, истребителю требовалось более мощное оборудование:
- бортовой радар, увеличивающий дальность видимости МиГ-29 вдвое;
- удвоить дальность полета;
- основное вооружение Р-27, а также ракеты Р-73 для ближнего боя.
МиГ-29
Небо за Су-27
Видя слабую эффективность двух эфиопских ракет, противник стал активнее использовать свою авиацию.
МиГ-29
Фото: Airforce.ru
21 февраля 1999 года два МиГ-29 даже устроили засаду, в результате чего первый из них атаковал эфиопский Су-27 № 52, находившийся на вооружении выше, на высоте около 6 километров. Приближаясь к ускорению, пилот Су-27 применил ракету Р-27РЭ с дистанции примерно 45 километров. Но ракета взорвалась возле цели, не попав в нее, — пилот МиГ-29 повернулся в сторону, зная о неожиданности для атакующего истребителя.
Эфиопский летчик, продолжая по очереди приближаться к противнику, на расстоянии 10 км выстрелил еще одним Р-27 по уходящему противнику и даже увидел, как его ракета разорвалась у вражеского МиГа, который начал энергичное снижение. Но тогда в ответ на Су-27, который ранее попал в засаду за плато, внезапно начал преследовать атакующего, была применена ракета от другого МиГ-29.
Перепад высот более четырех километров и сверхзвуковая скорость СУ-27 позволили ему уйти, хотя прицел двух самоуничтожающихся ракет, выпущенных по нему из МиГа, остался в памяти летчика надолго.
Поврежденный эритрейский МиГ-29 не считался чистой победой, хотя, по данным разведки, в свой аэропорт он не вернулся. Тщательно проанализировав этот воздушный бой, летчики убедились в правильности своей тактики, превосходстве авиационной техники и реанимировали себя.
Военно-воздушным силам Эфиопии и Эритреи следует опасаться малокалиберных зенитных орудий при полете вблизи земли
Фото: topwar.ru
Уже 5 февраля 1999 года самолет Су-27 с бортовым номером 54 был спущен на воду для перехвата пары МиГ-29, явно предназначенных для атаки сухопутных войск Эфиопии. Учитывая опыт товарищей и четко выполняя команды водителя-водителя, пилот точно вошел в допустимую зону пуска, правильно выдержал режим и вовремя запустил два Р-27 в основную открытую пару, пилотируемую эритрейским пилотом. Самуэле.
В результате первый МиГ-29 был сбит, сразу рухнув в воздух, пилот погиб, а второй, энергично развернувшись, вернулся на свою территорию, не выполнив задания. Победа была подтверждена наблюдателями на местах.
На следующий день противник решил захватить находящийся на вооружении Су-27 в воздухе, а в конце своей смены направил в столицу Эфиопии МиГ-29. Наземный пункт управления заметил цель на большой высоте и сразу начал наводить Су-27 с бортовым номером 58 на малой высоте и внезапно начал наводить на Су-27.
Заслуга эфиопского летчика, несмотря на предупреждение с земли, а затем трели «Березки» (система предупреждения пилота о ее обнаружении), сигнализирующие о захвате его самолета на виду у противника и возможном приближении запустив уже к нему, удалось за чрезвычайно ограниченное время прицелиться и запустить два П-27, которые поразили цель с высокой точностью. Эритрейский пилот Йонас погиб. Второй вражеский самолет, увидев падающие обломки, развернулся и вернулся на свой аэродром.
Из-за небольшого количества топлива Су-27 также пришлось вернуться на базу. После приземления в его баках осталось около двухсот килограммов керосина, что составляет менее половины разрешенного аварийного остатка.
Углубленный анализ этого боя показал, что летчик Су-27 не был сбит только потому, что полностью осознал преимущество этой машины, которая имеет несколько большую допустимую дальность пуска и, в данном случае, большую скорость.
Этот воздушный бой был записан на видео эфиопским корреспондентом на передовой. Через несколько дней это видео транслировалось по местному телевидению, что помогло поднять боевой дух солдат и престиж самолетов Сухого. Су-27 был признан самым старым из семейства истребителей в Эфиопии. Благодаря эффективному использованию Су-27 было достигнуто абсолютное господство в воздухе. На протяжении всей войны эритрейская авиация ни разу не использовалась ни для бомбардировки войск противника на территории страны, ни для воздействия на другие виды авиации. А ВВС Эфиопии сбили в воздушных боях три эритрейских МиГ-29 (еще один МиГ мог быть списан из-за полученных повреждений) без каких-либо потерь.
После окончания войны в ВВС Эфиопии истребителями Су-27 командовали не только мужчины, но и женщины
Фото: topwar.ru
Немцы
Летчики ВВС Германии имели возможность убедиться в высоком качестве советских самолетов не только во время Великой Отечественной войны, но и после 1989 года. Они привыкли управлять отличными самолетами, находящимися на вооружении стран НАТО (F / A-18A, F-16A, «Торнадо» и др.) С характеристиками, соответствующими уровню Су-27. МиГ-29 после объединения ФРГ и ГДР был принят на вооружение Люфтваффе. Немецкие пилоты были в восторге от его управляемости, маневренности, эргономики кабины и других качеств, сделавших самолет фаворитом пилотов. Теперь они входят в состав ВВС Бундес. Вполне возможно, что другие типы наших перехватчиков были бы высоко оценены специалистами НАТО, но исторические реалии не дали им возможности сравнить МиГ-29 и Су-27. Фотографии советского самолета с мальтийскими крестами на самолетах и фюзеляже олицетворяют любопытные противоречия нашего времени.
- http://samoleting.ru/samolety/chem-otlichaetsya-su-27-ot-mig-29.html
- https://autogear.ru/article/167/219/sravnenie-mig—i-su—foto/
- https://VFront.ru/samolety/mig-i-su-otlichie.html
- https://naukatehnika.com/su-27-protiv-mig-29-v-nebe-afriki.html
- https://FB.ru/article/167219/sravnenie-mig—i-su—foto
- http://www.objectiv-x.ru/voennaya-aviaciya/mig-29-i-su-27-sravnenie.html
- https://samoletos.ru/samolety/mig29-vs-su27