ТУ 134 самолет дьявола: технические характеристики (ТТХ), вес, время разбега, лётная эксплуатация, кто создал

Содержание
  1. История создания
  2. Создание и обкатка
  3. Некоторые особенности первых моделей
  4. Ту-16
  5. Факт: сверхзвуковые самолеты в два раза быстрее обычных
  6. Ту-22
  7. Ту-116
  8. Ту-114
  9. Угон в 1983 году
  10. Ту-144 — легендарный самолет. Больше таких не производят
  11. МК-1
  12. Вхождение в строй и первые модификации
  13. АНТ-29
  14. МДР-2
  15. Ту-154
  16. Ту-214ОН
  17. Переход на внутрисоюзное использование
  18. Ту-334
  19. Ту-160
  20. Почему сверхзвуковые пассажирские самолеты не стали новым стандартом авиации
  21. Ту-126
  22. Конструкция самолета и его ТТХ
  23. Кабина самолета
  24. Салон
  25. Ту-98
  26. Ту-95
  27. ПС-9
  28. Ту-124
  29. АНТ-10
  30. Ту-123
  31. Салон Ту-134
  32. Ту-444
  33. Ту-142
  34. Ту-2
  35. Технические характеристики
  36. Ту-144 непохож на другие самолеты, и это неспроста
  37. Ту-104
  38. Межремонтный ресурс
  39. Ту-144 получил четыре очень мощных и прожорливых двигателя
  40. Модификации
  41. Интересные факты, связанные с самолетом
  42. ТБ-3
  43. Ту-4
  44. АНТ-20
  45. Ту-144 быстро перестал летать. В том числе из-за катастроф
  46. Самолет Ту-134 — видео
  47. Модификации
  48. Ту-204

История создания

Начало 1960-х ознаменовало массовое вступление гражданской авиации в эру реактивных двигателей. В то время внутренние рейсы в большинстве случаев обслуживали поршневые самолеты Ил-14, которые к тому времени уже устарели. При этом пассажировместимость этих самолетов оставляла желать лучшего: 36 человек, так как количество людей, пользующихся авиатранспортом, только росло.

Ту-134А

На тот момент в парке Аэрофлота уже было несколько моделей реактивных самолетов, в первую очередь Ту-104 и Ту-124. Первый успешно использовался на международных и внутренних линиях с большими грузами. Второй успешно эксплуатируется как в стране, так и за рубежом.

Создание и обкатка

Легенда гласит, что своим созданием самолет обязан Никите Сергеевичу Хрущеву. В 1960 году была представлена ​​новая французская Caravel Sud Aviation).

Одним из его отличий от существующих советских моделей было расположение турбореактивных двигателей в хвостовой части — такая конструкция значительно снизила уровень шума в салоне, что, естественно, сказалось на комфорте полета.

Вернувшись из Франции, Хрущев поручает КБ Туполева разработать отечественный аналог машины.

Первоначальным планом конструкторов была модернизация уже упомянутого Ту-124. Для достижения этих целей длина фюзеляжа была увеличена, двигатели соответственно разместились в хвостовой части самолета, а вместо штатного хвостового оперения установили Т-образный.

ТУ 134 к 3

В 1961 году проектные работы были завершены, и, поскольку в основе проекта лежала другая машина, она изначально получила маркировку Ту-124А. Опытные образцы в количестве 2 штук были построены в 1963 году, их летные испытания начались летом того же года. Самолет получил обозначение Ту-134 в 1965 году, а через год началось его серийное производство на ХАПО.

Кстати, параллельно разработка подобной машины велась и в других странах — Англии и США.

Во время испытаний с британским прототипом произошла катастрофа, которая познакомила мировое сообщество авиаконструкторов с таким понятием, как «глубокое сваливание».

С его помощью за крыльями при большом угле атаки создается зона затенения воздушного потока, в которую попадают и рули высоты, в результате чего они уже не могут влиять на статус полета. Вывести самолет из этого положения чрезвычайно сложно, а в некоторых случаях практически невозможно.

Некоторые особенности первых моделей

При проектировании салона изначально рассчитывалось, что количество пассажирских мест будет 56 в обычной компоновке и 50 в двух классах. Для внутрисоюзных версий было решено отказаться от первого класса по ряду понятных причин. Благодаря этому количество кресел было увеличено до 72. Впоследствии разделение на классы было возвращено большей части самолетов.

Есть версии с креслами первого и бизнес-класса.

Первые экземпляры, в том числе 9 предсерийных версий, не имели инверсии двигателей, поэтому посадочный пробег был серьезным значением, что, в свою очередь, соответствовало требованиям GDP.

Изначально эту проблему хотели решить, установив специальный парашют, который использовался бы при касании самолета земли (аналогичная система была реализована на Ту-104). Но эта идея не нашла положительных отзывов со стороны руководства, и проблема была частично решена путем размещения специальных тормозных щитков под центральной секцией.

Ту-16

Мар-16
0 Ту-16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger — «Барсук») — советский тяжелый двухмоторный многоцелевой реактивный самолет. Он выпускался в различных модификациях, в том числе вариант для перевозки ракет, самолет-заправщик, электронный боевой самолет и т.д. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год на трех авиазаводах.

Самолет Туполева

Факт: сверхзвуковые самолеты в два раза быстрее обычных

Сверхзвуковые пассажирские самолеты намного быстрее обычных реактивных планеров.

Например, рейс Concorde из Парижа в Нью-Йорк длился 4 часа 45 минут. Боинг 747 пролетел такое же расстояние почти за 8 часов.

Ту-22

Ма-22
0 Ту-22 — самолет «105», изделие «А», изделие «У», (кодировка по НАТО: Blinder) — советский дальний тяжелый сверхзвуковой самолет разработки ОКБ Туполева. Он был построен как бомбардировщик, ракетоносец, самолет-разведчик и постановщик помех. Предназначен для замены парка техники Ту-16. Впоследствии ударные варианты Ту-22 были полностью заменены различными сериями Ту-22М, Ту-22 в вариантах разведчика и постановщика помех использовался до начала последнего десятилетия ХХ века.

Ту-116

Вы-116
Самолет Ту-116 (Ту-114Д), «проект 116» — пассажирский вариант серийного бомбардировщика Ту-95М для межконтинентальных полетов представителей высшего руководства СССР, в целом они были переоборудованы, в случае необходимости возможная задержка в разработке трансатлантического проекта 114… Буква «D» означает «дипломатический», а не «дальний», как ранее публиковалось в литературе.

Ту-114

Ту-114
Ту-114 «Россия» (код НАТО: Cleat — «Зажим») — дальнемагистральный турбовинтовой пассажирский самолет, разработанный в СССР в 1955 году на базе бомбардировщика Ту-95.
Выпускался в 1961-1965 годах на серийном заводе им. 18 по Куйбышева. Всего был построен 31 серийный самолет.

Угон в 1983 году

Попытка угона Ту-134 произошла в 1983 году в середине ноября. Преступники угнали самолет, чтобы сбежать из СССР. Однако благодаря профессиональным действиям экипажа, оказавшего сопротивление террористам, им удалось выиграть время и посадить самолет в аэропорту Тбилиси. Сидевший за штурвалом летчик Габараев резко начал маневрировать, чтобы вывести преступников из равновесия. В результате нагрузка на основные несущие конструкции авиалайнера оказалась в 3 раза выше технически допустимой. Во время маневров перегрузки достигли критических значений +3,15 и -0,6G. Но самолет выдержал это испытание на прочность с честью. Пассажиры и пилоты были освобождены после штурма, искусно проведенного спецназом.

Ту-144 — легендарный самолет. Больше таких не производят

Ту-144, несомненно, является очень значимым самолетом для мировой авиации. У него короткая, но богатая история.

Сегодня сверхзвуковые самолеты используются только в военной авиации. Крупные производители сверхзвуковых пассажирских самолетов не разрабатывают.

С развитием авиации компании открывают для себя новые направления. Например, электрические самолеты типа Alia.

Однако не все готовы забыть о сверхзвуке. Aerion разрабатывает сверхзвуковые бизнес-джеты. Модель AS2 сможет развивать скорость до 1700 км / ч. Компания Aerion уже получила заказы на 40 самолетов. Первые полеты запланированы на 2024-25 гг. Давайте ждать.

МК-1

МК-1
МК-1 (второе название АНТ-22) — летающая лодка, совершившая первый полет в 1934 году.

Вхождение в строй и первые модификации

Первый Ту-134 Аэрофлот получил в 1966 году. Спустя год первый коммерческий рейс этой линии был зарегистрирован в составе авиакомпании Москва-Адлер. Несмотря на то, что самолет разрабатывался специально для ближнемагистральных внутренних маршрутов, до лета 1969 года он выполнял исключительно международные рейсы.

На внутрисоюзных линиях он впервые обслуживал рейсы Москва-Киев и Москва-Ленинград.

Тогда же началась продажа автомобилей в странах социалистического лагеря: так в 1968 году партия Ту-134 была отправлена ​​в ГДР для местной авиакомпании Interflug. Кстати, именно на западе самолет получил прозвище «Дьявол Небесный» за отличные летные характеристики. Как одно связано с другим, пока не совсем понятно: у каждой нации своя логика.

В 1970 году появилась первая модификация самолета, получившая индекс «А». Он получил ряд важных улучшений, в том числе:

  • установка реверса, так называемой реверсивной тормозной тяги на силовых установках;
  • отказ тормозной заслонки (из-за ее непригодности);
  • удлинение фюзеляжа 2,1 м.

Последнее позволило разместить в салоне еще 4 места, тем самым увеличив общее количество мест до 76. Эти изменения коснулись и дальности полета Ту-134А — она ​​уменьшилась с 3100 до 2770 километров.

АНТ-29

АНТ-29
АНТ-29 (ДИП-1 от дальнобойного орудия) — экспериментальный двухместный истребитель, разработанный ОКБ Туполева в начале 1930-х годов.

МДР-2

МДР-2
МДР-2 (второе название — АНТ-8) — дальний морской разведчик, разработанный ОКБ Туполева и совершивший первый полет в 1931 году.

Ту-154

Ту-154
Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless — «Беззаботный», на жаргоне советских летчиков — «Пятьдесят рублей», «Туполе», «Большая Тушка» или «Аврора») — советский авиалайнер с тремя двигателями для самолетов регулярного назначения. — регулярные авиалинии, рассчитанные на перевозку 152–180 пассажиров. Разработан в 1960-х годах в СССР в ОКБ Туполева.
Первый полет был совершен 3 октября 1968 года. Серийно производился с 1970 3 по 1998 год, после нескольких доработок. Скорость производства иногда достигала пяти единиц в месяц (с 1976 по 1981 год производилось в среднем более 1 самолета в неделю, в 1980 году — максимум 77 самолетов в год).
С 1998 по 2013 год мелкосерийное производство самолетов Ту-154М осуществлялось на заводе «Авиакор» в Самаре. В феврале 2013 года, после выпуска карты № 998, «Авиакор» объявил о прекращении производства этого типа самолетов.
Самый массовый советский реактивный пассажирский самолет, который до конца 2000-х оставался одним из основных самолетов на среднемагистральных маршрутах.
Ту-154 — один из самых быстрых серийных пассажирских авиалайнеров в мире.

Ту-214ОН

Ту-214ОН
Ту-214ОН («Открытое небо») — самолет авиационного наблюдения, разработанный в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолета Ту-214. Самолет создавался специально для выполнения полетов по Договору об открытом небе над территориями стран-участниц договора для замены самолетов Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1.
Ту-214ОН — первый самолет в истории Договора по открытому небу, оснащенный всеми типами разрешенной аппаратуры наблюдения.

Переход на внутрисоюзное использование

В конце 1960-х — начале 1970-х годов основным направлением деятельности Ту-134 оставались международные линии. Среди внутрисоюзных маршрутов только 12 были закрыты трансатлантикой из столицы в крупнейшие города страны.

Памятник ТУ134

Переломным стал 1972 год, когда май ознаменовался серьезной трагедией с участием Ан-10, который был основным самолетом национальных авиакомпаний. В результате аварии погибли 112 человек.

Принято срочное решение о временном отказе от использования Ан-10 до выяснения и анализа причин авиакатастрофы и замены его Ту-134. Однако взлетно-посадочные полосы многих советских городов не предназначались для посадки и взлета океанского лайнера, и было дано распоряжение об их немедленном переоборудовании.

Расследование катастрофы указанного самолета привело к тому, что через год — в 1972 году — было решено полностью отказаться от использования Ан-10.

Однако 134-х не хватило на все направления, что привело к их замене в столичных аэропортах только недавно поступившими среднемагистральными Ту-154 и Ил-62, разработанными для дальнемагистральных рейсов.

В 80-м году самолет получил очередную модернизацию, получившую обозначение ТУ-134Б. Изменения коснулись количества пассажирских мест, которое увеличилось до 96, и взлетной массы, которая увеличилась до 47000 кг. Кроме того, было решено полностью отказаться от навигатора.

Следующим на очереди был еще один проект с индексом «Д», предполагавший установку модернизированных силовых установок с повышенной тягой на футеровку, но не увидевший свет из-за полного прекращения производства «Туполенко» в 1989 г. Однако в этот период создавались модификации для самых разных нужд, в том числе и для военных.

Ту-134 ЮТЭР

Примером может служить Ту-134, на котором штурманы дальнего и штурмового самолетов проводили тренировки по стратегическому взаимодействию и бомбометанию.

За весь период его выпуска, то есть с 66 по 89 год, на всех разновидностях пассажиров самолета Ту-134 было перевезено около полумиллиарда человек. Его постепенный демонтаж происходит за счет приобретения новых, более дешевых и современных машин. Другой причиной было простое устаревание «свистков».

Например, в связи с введением Евросоюзом новых нормативов уровня «шума» самолетов в 2000-х годах пришлось отказаться от использования авиалайнеров на зарубежных маршрутах.

Сегодня эти самолеты практически не используются даже на местных авиалиниях: они морально и конструктивно устарели.

Поклонники отечественного авиапрома создали специальный журнал самолетов, в котором можно увидеть, где еще можно найти тот или иной самолет, в том числе Ту-134. Этот список легко найти на авиационных форумах.

Ту-334

Вы-334
Ту-334 — российский ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный в 1990-х годах для замены списанных Як-42, Ту-134 и Ту-154Б. По ряду причин серийное производство самолета не было организовано.

Ту-160

Ту-160
Ту-160 (заводское обозначение: «изделие 70», обозначение разработчика — «К», по кодировке НАТО: Blackjack — «Блэкджек») — сверхзвуковой стратегический ракетно-бомбардировщик вектор с изменяемой стреловидностью крыла, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-е гг. Главный конструктор — В.И. Близнюк.
это самый большой и самый мощный сверхзвуковой самолет с изменяемым крылом в истории военной авиации, а также самый тяжелый истребитель в мире с самой высокой максимальной взлетной массой среди бомбардировщиков. Это также самый быстрый бомбардировщик на вооружении. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».
Самолет установил 46 мировых рекордов.

Почему сверхзвуковые пассажирские самолеты не стали новым стандартом авиации


Кабина Ту-144.

В середине прошлого века авиаконструкторы были уверены, что будущее за сверхзвуковыми полетами. Такие самолеты были быстрее и использовали загруженное воздушное пространство.

Однако за всю историю человечества вышло всего два сверхзвуковых пассажирских корабля: Ту-144 и Конкорд. Они оба сегодня не летают.

Коммерческая история Ту-144 была недолгой. Concorde летал 27 лет и за это время перевез более 3 миллионов пассажиров.

Оба самолета имеют ряд недостатков, из-за которых инженерам пришлось отказаться от дальнейшего развития сверхзвуковых планеров:

▪️ узкий и длинный фюзеляж не позволяет разместить много пассажиров
▪️высокие цены на билеты
▪️высокий расход топлива
▪️ сложность в управлении и эксплуатации
▪️Нужна длинная и ровная трасса
▪️ звуковой удар
▪️ более сильный нагрев конструкции
▪️ ненадежные двигатели
▪️неэкономическая рентабельность

Крупные авиастроители пока не стремятся устранить эти проблемы и вернуться к той же идее.

Ту-126

Ту-126
Ту-126 (изделие «Л» (Лиана), по кодировке НАТО: Moss — «мох») — первый советский авианосец дальнего радиолокационного обнаружения радиоэлектронных средств воздушных и морских целей (самолет ДРЛО). Создан на базе пассажирского авиалайнера Ту-114 как носитель радиолокационного комплекса «Лиана» и аппаратуры взаимодействия с ЗРК дальнего радиолокационного перехвата Ту-28-80 (Ту-128С-4) (АРКП) Самолет Туполева

Конструкция самолета и его ТТХ

Технически Ту-134 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Крыло имеет стреловидную форму (угол наклона 35 °). В качестве хвостовых силовых установок использовался двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30 различных модификаций.

Механизация крыла, то есть система управления полетом и элементами контроля и аэродинамического сопротивления на нем, представлена ​​двухщелевыми закрылками, а также интерцепторами, которые выпускались исключительно на взлетно-посадочной полосе. Реплика отсутствует.

Фюзеляж представляет собой удлиненный вариант соответствующей части Ту-124 — его длина превышает 7 м. Как уже говорилось, у самолета Т-образное хвостовое оперение. Шасси имеет три стойки: переднюю, убирающуюся в специальную нишу в нижней части фюзеляжа, и две основные, имеющие двубортную конструкцию и складывать как гондолы под крыло.

Имеет собственную систему пожаротушения.

Также заслуживает внимания система управления рулем направления. Если в предшественниках использовалась тросовая система (так было и с пассажирскими и военными реактивными самолетами, например, бомбардировщиком Ту-16), то в самолете Ту-134 реализован принцип жесткой тяги с помощью гидроусилителей.

Кабина самолета

Эта часть покрытия различается в зависимости от модификации самолета. Так, в модели Ту-134А было 4 кресла экипажа, а версия с индексом «В» имела трехместную кабину. На последней модели было решено отказаться от навигатора, место которого упразднили.

Ту 134 кабина

Еще одной особенностью модели «А» был эмалированный нос, на котором, собственно, и располагалось кресло штурмана. Однако не все могли похвастаться такой конструкцией — были Ту-134А с тупым носом или, как его еще называли, «деревянными.

В последнем случае штурману пришлось «замкнуться» в коридоре, чтобы не уменьшить размер багажного отделения. Отделка стен кабины выполнена из легких материалов. Багажники на крышу изготавливались из фанеры или пенопласта.

Салон

Как уже говорилось выше, на внутрипрофсоюзных линиях в салоне не было распределения мест по классам. Это подразделение было возвращено только в конце так называемого «перестроечного периода» СССР. С тех пор наиболее распространенной схемой была двухклассная схема.

Салон Ту-134

Первые два ряда заняли кресла бизнес-класса. Интересной особенностью было их расположение «лицом» друг к другу — такого расположения нет ни на одном другом самолете. В дальнейшем было решено отказаться от такой планировки и кресла установили обычным способом. Нумерация рядов начинается с цифры 5 — все предыдущие закреплены за креслами экипажа.

Ту-98

Ту-98
«98» (Ту-24) (кодировка НАТО: Backfin — «Спинной плавник») — прототип реактивного бомбардировщика со стреловидным крылом, разработанный в КБ А. Н. Туполева.

Ту-95

Ту-95
Ту-95 (проект «95», изделие «Б», по кодификации НАТО: Медведь — «Медведь») — советский и российский турбовинтовой стратегический ракетоносец-бомбардировщик, самый быстрый в мире винтовой самолет. До сих пор — единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Это был советский символ обеспечения военно-стратегического паритета в холодной войне. Он остается на вооружении как носитель крылатых ракет, в том числе таких, как Х-101, из-за меньшего расхода топлива, чем у реактивных самолетов, и, что наиболее важно, большей скрытности спутников SBIRS, способных отслеживать крупные стратегические бомбардировщики, сбрасывая последние. National Interest отмечает, что наивно считать Ту-95 «устаревшим оружием», поскольку на самом деле такой самолет не требуется для полетов на большие расстояния, а его реальным оружием являются новейшие крылатые ракеты. Х-101 с дальностью действия 5500 км позволяет Ту-95 безнаказанно атаковать цели за пределами досягаемости любой системы ПВО. Практическое использование Ту-95 в Сирии показало, что самолет не является «абстрактным ядерным блокиратором», но действительно может быть использован в современных локальных войнах. Самолет Туполева

ПС-9

ПС-9
АНТ-9, ПС-9 или Крылья Советов — ближнемагистральный трехдвигательный самолет, один из первых советских многоместных пассажирских самолетов, разработанный в СССР в конце 1920-х годов.

Ту-124

Вы-124
Ту-124 (по кодификации НАТО: Cookpot — «Пан») — советский пассажирский самолет для ближнемагистральных авиалиний, вмещающий до 56 пассажиров.
Ту-124 фактически является уменьшенной копией ранее разработанного Ту-104, причем оба типа похожи по внешнему виду, но отличаются размерами, а также конструкцией некоторых агрегатов. Ту-124 — это переходный этап от первого поколения пассажирских авиалайнеров ко второму. Впервые для пассажирских самолетов здесь используются двухконтурные турбореактивные двигатели, которые отличаются от турбореактивных двигателей большей эффективностью. Самолет был разработан для замены устаревших Ил-14 и Ли-2 на местных маршрутах, при этом предполагалось, что Ту-124 будет занимать все линии, соединяющие Москву с крупными городами, с продолжительностью полета до 1 часа.

АНТ-10

АНТ-10
АНТ-10 (Р-7) — бомбардировщик-разведчик, разработанный ОКБ Туполева в конце 1920-х годов.

Ту-123

Вы-123
Ту-123 «Ястреб» — советский дальний сверхзвуковой разведчик, выпускаемый ОКБ Туполева.
Предназначен для ведения фото- и радиоразведки на максимальную дальность до 3200 км. Построен на базе опытного беспилотного ударного снаряда Ту-121. Другое обозначение — ДБР-1 (дальний беспилотный разведывательный самолет).

Салон Ту-134

Конструктивными особенностями предыдущих версий Ту-134 являются остекленная носовая часть (вместо штурмана), расположенная под центропланом тормозного щитка. Радиолокационный комплекс «Гроза-134» устанавливается на современные варианты самолета. Ту-134 также стал первым реактивным самолетом в СССР, на котором не использовались жгуты проводов на руле направления (это обычно делалось на предыдущих моделях — бомбардировщик Ту-16 и пассажирский Ту-104 и Ту-124) с установкой ускорителя и заменив его резким толчком.

На данный момент у самолетов ресурс 40 000 летных часов, 25 000 полетов за 25 лет. В случае индивидуальной оценки состояния ресурс может быть последовательно увеличен до 55000 летных часов, 32000 полетов, 40 лет.

Интересной особенностью этого самолета является расположение первой пары пассажирских кресел спинкой вперед, как в железнодорожном вагоне, у которого между рядами, обращенными друг к другу, стоит стол. Такого решения больше нет ни на одном другом современном коммерческом самолете.

Ту-444

Ту-444
Ту-444 — закрытый проект российского сверхзвукового пассажирского самолета для деловой авиации, разработанный ОАО «Туполев». Он пришел на смену проекту Ту-344, являлся конкурентом ОКБ Сухого SSBJ. В государственной программе «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», принятой в конце 2012 года, проект не упоминается

Ту-142

Ту-142
Ту-142 (кодировка НАТО: Bear-F) — советский и российский дальний противолодочный самолет (ДПЛС).
Изначально он предназначался для обнаружения и поражения ПЛАРБ противника в районах патрулирования. Фактически, на флоте он используется для дальней морской разведки, визуальной или радиотехнической техники, для службы в системе поиска и спасания, и только впоследствии для поиска и сопровождения ПЛАРБ (после окончания холодной войны).

Ту-2

Вы-2
Ту-2, также известный как АНТ-58 и самолет «103» (кодировка НАТО: Летучая мышь — «Летучая мышь» — советский скоростной двухмоторный бомбардировщик / фронтовой бомбардировщик) во время Второй мировой войны.

Технические характеристики

Тактико-технические характеристики наиболее распространенных модификаций Ту-134 представлены в следующей таблице:

«А» «Б» «Ж»
Размеры (править
Длина, м 37,1
Размах крыла, м 29
Высота, м 9.02
Диаметр фюзеляжа, м 2,9
Количество мест
Экипаж 4 3 3
Посадка 68 80 12
1 класс восемь восемь
Возможная нагрузка
Взлет, т 43 год 47,6 47
Коммерческая, т 8,2 девять
Посадка, т 43 год 43 год 43 год
Запас топлива, т 14,4 13,2 16,5
LTH
Крейсерская скорость, км / ч 850 880 885
Максимальная дальность, км 2100 2020 г 1890 г
Высота потолка, м 12100 10100 11900
Требуемая длина ВВП, м 2200 2550 2200
Среднее время взлета, секунды 56

Как видно из таблицы, разница в модификациях минимальная, кроме сидений, конечно.

Ту-144 непохож на другие самолеты, и это неспроста

Сверхзвуковые самолеты конструктивно сильно отличаются от обычных реактивных авиалайнеров. Сегодня мы много знаем об устройстве и тех и других. Но в 60-е годы такого объема знаний практически ни в одной стране не было.

Многие специалисты и любители часто называют Ту-144 чудом инженерной мысли, ведь построить такой самолет в столь короткие сроки поистине можно сравнить с чудом.

У Ту-144 отсутствует «хвост» для управления высотой. За это отвечают элевоны, расположенные на конце крыла. Преимущество такой конструкции — уменьшенный вес планера и меньшее аэродинамическое сопротивление. Похожая конструкция использовалась в Concorde.

Также в Ту-144 нет привычных для самолета элементов конструкции: закрылков и ламелей. Но возле кабины у него есть маленькие крылья, которые направляют поток воздуха под крылья. Благодаря этому самолет приземлился с меньшим углом атаки и меньшей мощностью двигателя.

Ту-144 — огромный самолет. Его длина составляет 66 метров, а вес без учета топлива 85 тонн. Для сравнения, он всего на 7 метров короче, чем Airbus A380, самый большой пассажирский авиалайнер в мире. При этом Airbus A380 может перевозить максимум 853 пассажира, тогда как Ту-144 рассчитан всего на 100 пассажиров.

Ту-144 должен был развивать сверхзвуковую скорость, а для этого требовались мощные двигатели и большой запас топлива.

Ту-104

Ту-104
Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel — «Верблюд») — первый советский реактивный пассажирский самолет. В период с 1956 года, после приостановки по техническим причинам полетов британского реактивного самолета «Комета», до октября 1958 года, когда американский реактивный самолет Боинг 707 был принят на коммерческую службу, Ту-104 был единственным действующим самолетом реактивный самолет в мире.
15 февраля 1961 г на Ту-104 было проведено первое в Советском Союзе наблюдение солнечного затмения с самолета (на высоте 10 000 м).

Межремонтный ресурс

Следуя международным правилам и требованиям безопасности авиаперевозок пассажиров, в 2002 году комиссия в составе представителей Роскосмоса и Минтранса России утвердила перечень с указанием ресурса каждого из самолетов, произведенных в СССР и России. Федерация.

Под крылом Ту 134

Изначально самолет Ту-134 и его модификации, не считая военных, налетали 8000 часов на 5000 полетов.

При этом срок не должен превышать 9 лет.

Постепенно это количество увеличилось до 40 000 летных часов для 25 000 рейсов за 25-летний период. Кроме того, эти показатели могут быть пересмотрены в сторону увеличения, если самолет будет признан пригодным для дальнейшего использования.

Ту-144 получил четыре очень мощных и прожорливых двигателя

Двигатели для Ту-144 заказал Куйбышевский моторный завод под руководством конструктора Николая Кузнецова. Компания имела опыт создания авиадвигателей, поэтому была выбрана в качестве подрядчика.

Модификации

Многие модификации Ту-134 создавались для самых разных целей, в свете чего можно говорить не только о выдающихся летных характеристиках самолета, но и о возможностях модификации, заложенных в его конструкцию. В списке представлены следующие модели:

  • Ту-134 — первая модель, вмещавшая 72 пассажира (двигатели без заднего хода, тормозные щитки под фюзеляжем);
  • Ту-134А — двигатели Д-30 второго поколения с задним ходом и меньшим расходом топлива, пассажировместимость — 76 человек;
  • Ту-134А-2 — модификация с эмалированным носом;
  • Ту-134А-3 — установлены двигатели Д-30 третьего поколения;
  • Ту-134АК — салон разделен на два класса: первый на 24 места и люкс на 13 мест. У него была вторая пассажирская дверь. Используется высшими чинами ВВС и для государственных нужд;
  • Ту-134А «салон» — все аналогично предыдущей модели, за исключением второй двери.
  • Ту-134Б: количество пассажирских мест увеличено до 80, экипаж сокращен до 3 человек, уменьшена масса пустого самолета, установлено новое радиолокационное оборудование, улучшено управление, у некоторых увеличены запасы топлива;
  • Ту-134Б-3 — установлены двигатели Д-30 третьего поколения;
  • Ту-134БВ — модификация, специально разработанная для доставки на низкую орбиту ближних и космических аппаратов (шаттлов) с целью их последующего запуска;
  • Ту-134Б «седан» — отличается повышенным уровнем комфорта, наличием второй двери для выхода пассажиров в задней части фюзеляжа;
  • Ту-134ЛК — самолет-лаборатория, входит в программу подготовки космонавтов;
  • Ту-134М — разработка 1993 года, на который планировалось установить двигатели нового типа — дальше проекта не вышел;
  • Ту-134С — модификация модели «А» для грузового транспорта — в производство не пошла;
  • Ту-134Ш — модель разработана для нужд АПК;
  • Ту-134УБЛ — тренажер для летчиков стратегической авиации и их экипажей. Отличительной особенностью является особая конструкция носовой части самолета, похожая на такие машины, как бомбардировщик Ту-160.
  • Ту-134УБЛ-Ш — отличие от предыдущей версии заключается в наличии места для штурмана стратегической авиации, фактически для которого самолет является тренажером. Установленное оборудование (навигационный комплекс НК-45 и бомбоносители серии МБД) позволяет отработать бомбометание и ракетные пуски в реальных условиях. Он входит в программу подготовки штурманов сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М и его модификаций.
  • Ту-134Ш — модификация, предназначенная для обучения штурманов бомбардировщиков первой и дальней авиации. Используется для подготовки специалистов на Ту-22 и 22М.
  • Ту-134Ш-СЛ — самолет-лаборатория, предназначенный для испытаний радиолокационного оборудования и радиоэлектронного оружия;
  • Ту-134А-3М — модель для VIP-персон. Создано 6 штук по индивидуальным заказам.

Огромное количество модификаций только подтверждает популярность и востребованность модели.

Интересные факты, связанные с самолетом

Учитывая, что Ту-134 — один из самых производимых самолетов в СССР, постепенно он приобрел свои легенды.

ТУ 134 ночью

Но не все они вымышленные, и вот несколько реальных фактов:

  1. Один из испытательных полетов авиалайнера проходил в сложных метеоусловиях, в самолет попала молния. Кроме того, она вошла в кабину и улетела дальше в кабину. Доска была посажена обычным способом и серьезных последствий не обнаружено, не считая некоторых оплавленных деталей и обшивки, испещренной мелкими сквозными отверстиями.
  2. Самолет первым из советских самолетов получил международный сертификат соответствия.
  3. Являясь базой правительственного воздушного флота СССР, он был оснащен различным уникальным оборудованием. Например, самолет Леонида Брежнева имел на борту комплекс связи «Татра», который позволял связаться с любым телефонным абонентом на Земле и был самой современной системой подобного типа того времени. А министр обороны Гречко «щеголял» спутниковым комплексом связи «Карпаты», который, в свою очередь, давал возможность связаться с любым человеком, у которого под рукой было что-то, напоминающее средство связи.
  4. Часть вышедших из строя самолетов не утилизировали, а установили в качестве памятников или музейных экспонатов в разных городах СССР, а затем и в Российской Федерации. Итак, такой «скульптурой» могут похвастаться Муром, Воронеж, Полтава, Ульяновск, Рига, Москва и другие.
  5. именно Ту-134 фигурирует в кадре полета легендарного советского фильма «Ирония судьбы, или наслаждайся ванной».

Этот самолет — без преувеличения целая эпоха отечественной авиации и техники, задуманная советскими авиаконструкторами.

В свое время он выглядел не только как современный автомобиль, его характеристики значительно превосходили соответствующие характеристики своих западных аналогов.

Сегодня, конечно, он не может составить конкуренцию современным авиалайнерам, но не стоит забывать, что многие решения, использованные в их конструкции, были «опробованы» на «чертовом самолете» Ту-134».

ТБ-3

ТБ-3
после использования ТБ-3 (известного как АНТ-6), советского тяжелого бомбардировщика, находившегося на вооружении ВВС Красной Армии в 1930-х годах.
Хотя ТБ-3 был официально снят с вооружения в бомбардировочных (но не военно-транспортных) частях в 1939 году, он продолжал использоваться в качестве тяжелого бомбардировщика и транспортного самолета на протяжении большей части Второй мировой войны. Было построено 818 самолетов. Ни один ТБ-3 не уцелел.

Ту-4

Вы-4
Ту-4 (изделие «П», по кодификации НАТО: Bull — «Бык») — советский поршневой стратегический бомбардировщик, состоял на вооружении дальней авиации ВВС СССР с 1949 по начало 1960-х годов. Самолет представляет собой нелицензионную копию американского бомбардировщика B-29, реконструированный тремя американскими узниками B-29 во время Второй мировой войны. При этом его конструкция, оборудование вплоть до герметичных кабин строго копировали с американского образца, за исключением вооружения орудий, гребного узла силовой установки и радиостанции. Советские двигатели имели мощность 2400 л.с вместо 2200 л.с у оригинала.

АНТ-20

АНТ-20
АНТ-20 «Максим Горький» — советский агитационный 8-ми моторный пассажирский самолет, самый большой самолет своего времени с шасси. Построен на авиазаводе в городе Воронеже

Ту-144 быстро перестал летать. В том числе из-за катастроф

Первый коммерческий рейс Ту-144 совершил 1 ноября 1977 года по маршруту Москва — Алма-Ата. До этого он использовался только для грузовых перевозок.

Билет на Ту-144 стоил 83,7 рубля, на обычный самолет — 62 рубля.

1 июня 1978 г. Аэрофлот прекратил перевозку пассажиров на Ту-144. Таким образом, коммерческая эксплуатация этого самолета длилась менее года.

Решение было принято спустя неделю, во время испытательного полета под Егорьевском Ту-144Д загорелся в небе. Пилотам чудом удалось посадить самолет и эвакуироваться. Однако в результате крушения погибли два члена экипажа.


Катастрофа Ту-144 под Егорьевском.

интересно, что Ту-144Д выполнил инспекционный полет перед передачей в пассажирские перевозки.

Это не единственная авиакатастрофа с участием Ту-144. 3 июня 1973 года Ту-144С совершил демонстрационный полет во Франции, когда на глазах около 350 тысяч зрителей он внезапно пролетел, а через несколько секунд рухнул в воздух и разбился в 6 км от аэропорта Ле Бурже. В результате авиакатастрофы погибли 14 человек, в том числе 6 членов экипажа Ту-144С и 8 человек на земле.


Катастрофа Ту-144 в Ле Бурже.

Расследование было засекречено. Следователи не нашли достаточно доказательств, чтобы выдвинуть какую-либо из версий произошедшего в качестве основной.

Есть только одна гипотеза, согласно которой к катастрофе привели сразу несколько человеческих факторов и самолет находился в хорошем состоянии.

Французские и советские специалисты единогласно пришли к выводу, что отклонений от нормы ни в конструкции, ни в общей работе самолета и его систем нет.

Самолет Ту-134 — видео

Практически сразу в ведомстве SM Jaeger началось эскизное проектирование новой машины, обозначенной в конструкторском бюро — Ту-124А. Официальный старт работ над пассажирским самолетом Ту-124А был инициирован Постановлением Правительства СССР № 826-341 от 1 августа 1960 года. Исходные данные самолета должны быть следующими: максимальная скорость — 1000 км / ч; практическая дальность полета — 1500 км; количество пассажиров — 40 человек. В результате первоначальной проработки было решено построить новый самолет на базе Ту-124, который в то время проходил испытания. Эскизный проект Ту-124А был завершен в начале апреля 1961 года, количество пассажиров увеличили до 46-56 человек в зависимости от модификации. В ходе работы имитационной комиссии (октябрь 1961 г.) требования к самолету изменились, количество пассажиров увеличилось до 65-70 человек, а практическая дальность полета — до 1500-3000 км.

Окончательный облик опытного Ту-124А: будущий Ту-134 сформировался после довольно долгих поисков оптимального варианта. Первый прототип самолета был создан на базе конструктивных элементов серийного Ту-124. Основные изменения коснулись крыла, практически нового с геометрической закруткой по всему размаху, с сохранением силовой части кессона крыла. Фюзеляж удлинен на 660 мм, двигатели Д-20П-125 установлены на пилонах в кормовой части фюзеляжа, стабилизатор вынесен на верх киля и имеет изменяемый угол установки. Основные стойки шасси остаются в специальных гондолах крыла. Рабочие чертежи были выполнены в начале 1962 года и переданы в опытное производство в ОКБ, где началось производство самолета. Работой на начальном этапе руководил Д.С. Марков, затем его сменил Селяков, перешедший в ОКБ из В.М. Мясищева.

Опытный Ту-124А был собран в первой половине 1963 года. Первый полет экипажем под руководством летчика-испытателя А.Д. Калиной 29 июля 1963 года 9 сентября 1964 года выполнил первый «дублирующий» полет Ту-134. Пассажировместимость «дублера» увеличена с 52 до 64 человек, а взлетная масса — с 38 до 42 тонн. В целях ускорения работ по Ту-134 «дублер» был передан в декабре 1965 г для испытаний в НИИ ВВС. 14 января 1966 года «замена» разбилась, восемь человек погибли. Первый пассажирский рейс Ту-134 совершил 9 сентября 1967 года по линии Москва-Адлер. Серийное производство самолетов осуществлялось на Харьковском военно-воздушном заводе, всего здесь построено 852 самолета Ту-134 различных модификаций.

Модификации

Ту-134А — наиболее массовая модификация, рассчитанная на 76 пассажиров, длина фюзеляжа увеличена на 2,1 м. Двигатели Д-30 2-й серии;

Ту-134Б — вариант на 80 пассажиров с РЛС Гроза-134. Он стал первым пассажирским самолетом СССР без штурмана;

Ту-134УБ-Л — учебно-тренировочная машина для обучения летчиков дальней и морской авиации;

Ту-134СХ — специализированный сельскохозяйственный самолет.

Ту-204

Ту-204
Ту-204 — советский и российский узкофюзеляжный пассажирский самолет средней дальности, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов в ОКБ Туполева для замены пассажирского самолета Ту-154 авиакомпании. Выпускается с 1990 года на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, а также с 1996 года на КАПО им. С.П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214). Он рассчитан на 164-215 пассажиров и дальность полета 4200-5920 км. На нем используются российские двигатели ПС-90А.

Источники

  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/tu-134/
  • https://fishki.net/2607875-samolyoty-tupoleva.html
  • https://www.iphones.ru/iNotes/tu-144-pochemu-ne-letaet-legenda-03-10-2021
  • https://PilotGid.ru/samolety/samolet-tu-134.html
  • [https://AviaCasir.ru/samolet-tu-134/]

Оцените статью
Блог о самолетах
Adblock
detector