История становления ВВС Беларуси
Белоруссия унаследовала от Советского Союза чуть более семисот летных единиц — самолетов и вертолетов: ракетоносцы, бомбардировщики, разведывательные самолеты, истребители, перехватчики. Этот состав послужил основой для создания в июле 1992 года собственного командования ВВС. Авиабазы было решено оставить на прежних местах: Минск, Барановичи, Бобруйск, Орша, Кобрин, Поставы, Щучин, Береза и другие.
Спустя две недели, в начале августа, противоракетные войска получили официальный статус. Штаб командования ПВО также находился в Минске, а авиаполки — в Мачулищах и Барановичах.
От советского прошлого страна унаследовала 558-й ремонтный завод, один из крупнейших в СССР. Это было в Барановичах. После обретения независимости здесь был организован главный авиационный центр — ему была доступна огромная территория, советская техника и удобная инфраструктура.
ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» в г. Барановичи
Со временем часть самолетов была поставлена в резерв (нафталиновые шарики), ветхие экземпляры аннулированы, часть продана (например, в Перу, где благодаря разработкам компании Белтехэкспорт на базе СУ — мощная разведывательная станция — 25UB был создан). Появились возможности для внедрения передовых разработок в собственные ВВС. Регулярно проводится модернизация имеющихся истребителей и штурмовиков. Все МиГи, стоящие на вооружении ВВС Беларуси, называют образцами глубокой белорусской модернизации.
Сегодня командование ВВС страны официально называется ВВС и ПВО Республики Беларусь. В 2001 году две структуры были объединены в одну. Развитие продолжается: появляются самолеты, модернизированные по собственным разработкам. Новые самолеты, в основном российского производства, с участием белорусских специалистов. Конструкция и использование дронов активно развиваются: эксперты сходятся во мнении, что Беларусь делает невероятные успехи в этой сфере.
Символика
Опознавательные знаки ВВС Беларуси аналогичны российскому варианту, поскольку имеют общие корни — авиацию СССР.
- флаг — прямоугольник, на котором изображен герб ВВС и ПВО с лавровыми и дубовыми листьями, от него исходят в виде лучей желтые и синие треугольники;
- самолеты отмечены пятиконечной красной звездой, на некотором расстоянии обрамленной тонкой красной полосой.
Рекорды
Военно-воздушные силы и ПВО Республики Беларусь установили несколько мировых рекордов, подтвердив тем самым звание большой и мощной системы:
- время набора высоты 3 км, 6 км, 9 км и 12 км без груза;
- время установить одинаковые значения при нагрузке 1 и 2 тонны;
- скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 100, 500 и 1000 км.
Всего за два дня (4 и 10 марта 2005 г.) было зафиксировано 15 рекордов, все на истребителях МиГ-29БМ.
МиГ-29БМ
Катастрофы
На сегодняшний день зафиксировано 11 аварий с белорусскими самолетами:
- 1996 г., 23 мая, Барановичский район Брестской области: пилот В. Карват вынес из села падающий СУ-27, разбился и посмертно получил звание Героя Беларуси. Совершил тренировочный полет.
- 1997, 24 мая, Барановичский район, Брестская область: в авиакатастрофе самолета СУ-27 погиб летчик-испытатель С. Погребань. Полет был тренировочным.
- 2009 г., 30 августа, г. Радом, Польша: на самолете СУ-27УБМ погибли представитель командования А. Марфицкий и А. Журавлевич. Полет проходил в рамках авиасалона.
- 21 апреля 2010 г., Пружанский район Брестской области: при столкновении двух МиГ-29 ВВС потеряли одну машину, вторая успешно приземлилась в аэропорту. Жертв нет.
- 2010 г., 23 сентября, Ганцевичский район Брестской области: С. Коваленко и А. Жигайло погибли при крушении МиГ-29. Полет был тренировочным, большей сложности и проходил на малой высоте.
- 2011 г., 29 ноября, Пружанский район Брестской области: в результате крушения вертолета Ми-24 погибли О. Кохно, Д. Глущенко и В. Бобко. Полет был тренировочным.
- 2012, 12 июня, Новогрудский район Брестской области: вместе с СУ-25 погиб летчик Н. Гриднев.
- 2014 г., 30 сентября, Лидский район Гродненской области: самолет СУ-25 разбился без жертв.
- 2014 г., 11 ноября, Барановичский район, Брестская область: из-за короткого замыкания загорелся МиГ-29. Жертв нет.
- 2016, 25 апреля, Мозырский район, Гомельская область: крушение вертолета Ми-24П. Жертв нет.
- 2017, 23 февраля, Бобруйский район Могилевской области: МиГ-29 загорелся на аэродроме при взлете. Жертв нет. Планировался тренировочный полет.
Кроме того, инциденты с участием республиканских ВВС включают:
- 1995, 12 сентября: был сбит один из трех воздушных шаров, которые во время соревнований вошли в воздушное пространство страны. Два пассажира погибли. Остальные экипажи воздушных шаров приземлились и получили штраф за визу. Интересен тот факт, что военные были предупреждены о предстоящих гонках на воздушном шаре и предоставили план полета.
- 4 июля 2012 г в результате акции шведских граждан против нарушения свободы слова в Беларуси был уволен главком ВВС и ПВО Д. Пахмелкин. Провокация получила название «мягкая посадка»: легкий самолет запустил плюшевых мишек с парашютами и табличками над Минском и Ивенетом.
Структура
В состав ВВС и ПВО входят войска, несущие боевое дежурство в мирное время:
1. Аэронавтика:
- охрана воздушного пространства и государственных границ с воздуха;
- пристань;
- разведка;
2. Зенитная ракета:
- охрана воздушного пространства специальными зенитно-ракетными комплексами.
3. Радиотехника:
- радиолокационная разведка с применением спецтехники (РТС) и комплексов автоматики (КСА);
- метеорологическая разведка с использованием специальных беспилотных летательных аппаратов. Примечательно, что военная авиация Беларуси успешно использует собственные разработки в области беспилотных летательных аппаратов.
4. Спецназ:
- доставка еды, оружия и товаров;
- перевозка военнослужащих;
- ремонт летательных аппаратов;
- строительство объектов военной авиации.
Техника и вооружение
Все современные варианты военной авиации представлены на вооружении Республики Беларусь. Основной состав — транспортный самолет Ил, А, истребители МиГ и СУ — появились в Беларуси еще в советское время. К современным относятся зенитно-ракетные комплексы, некоторые транспортные вертолеты и учебно-тренировочный самолет Як-40.
Боевые самолеты
Модели самолетов-истребителей:
- МиГ-29С, МиГ-29УБ; МиГ-29БМ (белорусская модернизация) — 34;
МиГ-29С
- Су-25М, Су-25УБК — 22 (еще около 20 единиц снято с эксплуатации со времен Советского Союза);
Су-25М
- Су-27, Су-27УБ — 27, большинство из них прошли капитальный ремонт и модернизацию в 2017-2018 годах, остальные еще не сделали.
Су-27УБ
Транспортные
Самолеты, используемые для перевозки:
- Ил-76 — 2;
-
Ил-76МД
- Ан-26 — 4.
-
Ан-26
Учебные
Модели авиационной подготовки:
- Як-130 — 8 (половина новая, 2017 года выпуска);
-
Як-130
- L-39 производства Чехословакии — 10 (закуплены у ВВС Украины).
Беспилотники
Новое слово в ВВС и ПВО республики — БПЛА. Развитие Военной академии при участии частных компаний, на базе которых производятся устройства. Белорусские беспилотники охотно покупают и другие страны.
- Шея-1;
БПЛА «Гриф-1”
- Бусел-М;
-
БПЛА «Бусел-М”
- Воздушная цель беркут;
-
БПЛА «Беркут воздушная мишень”
- Петрелло;
-
БПЛА «Буревестник”
- Индела на небесах.
БПЛА «Indela in Cielo”
Вертолеты
- Ми-8, Ми-8-МТВ-5 (20), Ми-26 (5) — транспортные;
-
Ми-8
- Ми-24В, Ми-24-Р, Ми-24К, Ми-24П (12) — аккумуляторная;
-
Ми-24
- разведывательные выведены из эксплуатации; дроны могут прийти им на смену.
Считаете ли вы белорусскую авиацию современной и опасной? Да Нет
Задачи ВВС и войск ПВО
В военное время в обязанности ВВС и ПВО Республики Беларусь входит:
- отражать атаки противника, уничтожая его самолет;
- воздушная охрана населения и стратегических объектов, расположенных на земле;
- авиационная поддержка других войск (суша, море);
- высадиться и перехватить войска противника;
- перевозка личного состава, военнослужащих, продуктов питания, боеприпасов, имущества;
- разведка.
Когда в стране нет военного положения, авиация и ПВО:
- я настороже;
- выполнять специальные задачи: перевозить руководящий состав, военную технику;
- проводить учебные курсы, тренировочные полеты;
- проверить воздушные границы государства;
- вести разведку.
Обновление истребительного парка
Немного сложнее ситуация с поставкой Су-30СМ. В 2017 году на авиасалоне в Ле Бурже был подписан контракт на поставку 12 тяжелых многоцелевых истребителей этого типа. Как уже сообщалось в материалах «Евразия.Эксперт», первое подключение самолетов Су-30СМ было передано с белорусской стороны в 2019 году. Однако спустя два года поставки по этому контракту так и не возобновились. Кроме того, 22 августа 2021 года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров отметил, что по результатам уже прошедших поставок 4 машин «контракт 2017 года между Минобороны. Беларуси и компанию «Иркут» можно считать удовлетворенными ». Видимо, это означает, что дальнейшие поставки в случае их осуществления могут происходить по отдельному контракту, условия которого будут согласованы в виде отдельного соглашения.
Финансовые вопросы остаются препятствием. Несмотря на то, что истребители Су-30СМ из-за крупносерийного производства в интересах ВКС России и ранее — экспортных заказчиков Су-30МКИ, остаются наиболее выгодным российским предложением с точки зрения соотношения цены и качества, Ограниченные возможности Беларуси пока не позволяют закупать такие самолеты также по внутренним закупочным ценам российских государственных контрактов.
По своим характеристикам Су-30СМ относится к классу тяжелых истребителей, к достоинствам которых можно отнести большую дальность действия, более мощную бортовую РЛС и повышенную боевую нагрузку. Обратной стороной является гораздо более высокая стоимость часа полета и, как правило, более высокие эксплуатационные расходы. В то же время для выполнения повседневных задач (в основном, патрулирования воздушного пространства Беларуси) Су-30СМ не дает существенных преимуществ перед более легкими МиГ-29, которые в полете потребляют значительно меньше топлива.
Поэтому для Республики Беларусь было бы гораздо актуальнее закупить эскадрилью истребителей аналогичного «легкого» класса.
Однако по состоянию на 2017 год такого предложения не существовало: МиГ-35 на тот момент еще готовился к госиспытаниям, тогда как предыдущие модификации МиГ-29СМТ и МиГ-29М2 по-прежнему заметно уступают платформе Су- 30СМ исходя из их боевых возможностей. Здесь тоже играет роль внутренняя конкуренция между «российскими» МиГ-29СМТ и «белорусскими» МиГ-29БМ.
С другой стороны, Россия, в свою очередь, еще не закупила крупномасштабные истребители на платформе МиГ-29 / МиГ-35, а вместо этого постоянно приобретает большие объемы самолетов на платформе Су-27, в том числе Су-35, Су-34 и Су-30СМ. Последний, судя по всему, стал неофициальным «бойцом ОДКБ», также поставляемым в Казахстан и Армению. Здесь мы видим достаточно понятное стремление к унификации воздушного флота, а также возможность совместного использования на удаленных театрах военных действий за счет большой дальности.
Воздушные силы сегодня
Сегодня ВВС и Войска ПВО Республики Беларусь представляют две истребительные эскадрильи МиГ-29 в составе 61-й боевой авиабазы в аэропорту Барановичи, а также самолет Су-25 в составе 116-й авиационной базы. Радомская Гвардия Штурмовая Авиабаза Красного Флага.
61-я авиабаза недавно получила соединение из 4 новых истребителей Су-30СМ, доставленных из России. Штурмовики Су-25 используются в основном в учебных целях вместе с небольшим парком самолетов L-39 и Як-130. К 2015 году не менее 10 истребителей МиГ-29 были модернизированы до уровня БМ («Модернизированный белорусский») на 558-м авиаремонтном заводе, который в 1990-х годах сумел сохранить по экспортным заказам возможность капитального ремонта и модернизации боевых самолетов. По возможностям истребители этой модификации близки к российскому МиГ-29СМТ.
Кроме того, в эксплуатации находится до 40 вертолетов (многоцелевой Ми-8, штурмовик Ми-24 и тяжелый транспортный Ми-26) и несколько военно-транспортных самолетов, в том числе два тяжелых Ил-76.
В целом военная авиация Беларуси за последнее десятилетие достигла стабильной, пусть и минимальной, но достаточной боеспособности. Истребители позволяют осуществлять регулярное патрулирование границ воздушного пространства страны, а небольшой парк штурмовиков обеспечивает поддержку с воздуха в контртеррористических операциях.
В то же время очевидно, что имеющихся сил совершенно недостаточно для самостоятельного торга с каким-либо серьезным противником, и в условиях любого крупного конфликта они будут действовать только как вспомогательная сила в рамках Единой системы ПВО России и Беларуси.
За последние 10 лет Беларусь закупила у России 12 учебно-боевых Як-130 и 4 истребителя Су-30СМ. Эскадрилья Як-130 стала отличным промежуточным решением для поддержания боевой эффективности авиации страны — эти легкие самолеты относительно недороги в эксплуатации и одновременно позволяют проводить обучение летного состава, а также отработку и, при необходимости, выполнение широкого спектра боевых задач, таких как штурмовики, истребители и разведчики. Понятно, что боевые возможности UBS очень ограничены, но столкнувшись с серьезными финансовыми ограничениями, Як-130 является идеальной «универсальной платформой» для мирного времени.
- https://samoletos.ru/poleznoe/vvs-belarusi
- https://eurasia.expert/vvs-i-pvo-belarusi-sostoyanie-tendentsii-zakupki/