ВВС Украины: количество самолетов, состав воздушных сил, структура

Как создавались военно-воздушные силы Украины?

Создание украинской авиации было провозглашено в Виннице в марте 1992 года. История страны насчитывает всего 4 армии, состоящие из эскадрилий, полков, дивизий и учебных заведений, готовящих военных специалистов. После распада Советского Союза авиация Украины в основном была представлена ​​современными самолетами, пригодными для выполнения самых разных задач. На тот момент количественные показатели были выше только у ВВС РФ и Китая.

Выборы главнокомандующего состоялись позже, и на данный момент в его подчинении находится 6 сотен частей, на вооружении которых находится почти 3 тысячи учебных, транспортных, беспилотных и боевых самолетов, а также более 100 тысяч военнослужащих. На заре своего существования в ВВС страны насчитывалось не более 1110 самолетов. Большинство из них сегодня были инвалидами. Откуда берутся новые самолеты, военное руководство не раскрывает.

Будущее ВВС Украины

Перспективы ВВС Украины, как вы понимаете, очень туманны. Сейчас наиболее рациональным решением представляется модернизация некоторых боевых машин. Некоторые боеспособные самолеты и вертолеты еще можно модернизировать, но ресурс большинства уже почти исчерпан. Поскольку они не всегда ремонтировались и не обслуживались должным образом, тщательная модернизация всего парка может оказаться пустой тратой денег.

В условиях непростых отношений с Российской Федерацией Украина лишена возможности покупать относительно дешевые новые самолеты. Выходом может быть Китай, хотя военные самолеты Поднебесной по качеству уступают не только западным, но и российским. Среди европейских / американских самолетов можно выделить легкие многофункциональные истребители JAS 39 Gripen, которые являются самыми дешевыми из европейских истребителей четвертого поколения. Правда, к моменту передачи этих самолетов ВВС Украины (если это произойдет, конечно), Россия уже будет иметь на вооружении истребитель Т-50 пятого поколения, а Турция и Польша могут получить последние американские F-35 по прибытии их распоряжение. Так что покупка JAS 39 с его ограниченными возможностями кажется лишь временной мерой.

Украина также может участвовать в создании турецкого истребителя пятого поколения TF-X. При условии, конечно, что турки согласны и этот проект вообще имеет жизненное начало. Однако для Турции, которая никогда не строила истребители с нуля, этот проект представляет большой риск. В Украине также отсутствует полный цикл сборки истребителей и вертолетов. Есть, конечно, предприятие «Антонов», которое может создавать единичные экземпляры военно-транспортных машин. Еще есть «Мотор Сич», который специализируется на создании двигателей и периодически предлагает свои варианты модернизации старой техники. Например, недавно компания представила многоцелевой вертолет Ми-2МСБ-В, созданный на базе старого советского Ми-2. Эта же база (а точнее ее польский вариант PZL W-3 Sok ??) послужила базой для другой разработки «Мотор Сич» — вертолета MSB-6 Ataman. Но одесская компания «УМИК Аэроспейс», которая разрабатывала легкие вертолеты, учебно-тренировочные самолеты и БПЛА, по неподтвержденным данным, перебралась в Россию. Так что руководство страны неоправданно возлагает большие надежды на украинский ВПК.


Штурмовик SM 33 от YUMIK AEROSPACE / © Milnavigator

Как бы то ни было, Украина вряд ли может позволить себе покупать иностранные самолеты. Страна еле сводит концы с концами, гарантируя нынешнее плачевное состояние Вооруженных Сил: средств на закупку новой техники практически нет, как и раньше. Чтобы кардинально изменить ситуацию в армии, необходимо будет многократно увеличить военный бюджет, а кроме того обратиться за помощью к высокопоставленным специалистам, которые помогут реформировать вооруженные силы. Без всего этого украинская авиация в ближайшие годы прекратит свое существование.

Опознавательные знаки

Основные опознавательные знаки ВВС разных стран мира нанесены на элементы фюзеляжа, крыльев и вертикального оперения. Знаки можно разместить на каждом крыле (нижнем и верхнем). Государственный флаг или герб размещается на киле или руле самолета (в редких случаях).

Эмблема ВВС Украины

Эмблема ВВС Украины

Главный опознавательный знак ВВС Украины — государственный герб в виде трезубца, а также сине-желтый круг, повторяющий цвета государственного флага.

Опознавательный знак ВВС Украины

Опознавательный знак ВВС Украины

Реалии нашего времени

За годы независимости парк военной авиации Украины не только сократился, но и прекратил свое существование. Сейчас в составе истребителей ВВС около нескольких десятков истребителей Су-27 и МиГ-29, пара десятков штурмовиков Су-25 и небольшое количество фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Все эти машины, как мы уже говорили, в начале 90-х можно было считать современными, но сейчас они безнадежно устарели. Примечательно, что ни один украинский истребитель за годы независимости не прошел полной модернизации. И новых не покупали. Даже война на востоке Украины не подтолкнула руководство страны к серьезному решению этих проблем.

Справедливости ради надо сказать, что военное руководство предприняло шаги в этом направлении. К примеру, ВВС поставили Су-25М1, модернизированный по принципу «цена-качество». По сравнению с базой Су-25 она получила спутниковую навигацию, новую систему воздушной сигнализации, обновленную радиостанцию ​​и современные визуальные приборы. В то же время модернизация Су-27 до уровня Су-27М1 дала летчикам обновленную систему ПВО.

Однако ни Су-25М1, ни Су-27М1 принципиально новых возможностей не получили. Более того, они даже не дотягивают до уровня современных российских Су-25СМ и Су-27СМ. Последние создатели как минимум снабдили опциональной возможностью поражать наземные цели новым управляемым оружием. Но у ВВС Украины такого оружия просто нет.


Су-27 / © Militaryreview

Как спасти авиацию Украины?

Неудивительно, что Киев пытается найти различные способы «возродить» свою авиацию.

Примером таких поспешных и шумных действий является попытка приобрести у Бразилии легкий турбовинтовой штурмовик EMB-314 Super Tucano.

Вероятность их приема Киевом пока очень неясна, что связано не только со сложной экономической ситуацией в Украине, но и с пониманием банального факта, что покупка бразильского Super Tucano — временная мера. При всех несомненных преимуществах турбовинтового Embraer, считающегося одним из лучших самолетов в своей категории, сам по себе Super Tucano не может полностью заменить истребители, бомбардировщики и штурмовики. Более того, украинская оборонная промышленность продолжает демонстрировать свою неспособность не только создавать новые военные самолеты, но и сохранять работоспособность существующих.

Столь критическая ситуация подтолкнула ЦНИИ вооружения и военной техники Вооруженных Сил Украины к анализу возможных схем обновления парка ВВС Украины. Основные выводы, к которым пришли специалисты Центрального научно-исследовательского института Вооруженных Сил Украины, недавно опубликованные украинским информационным ресурсом Defense Express в заметке с ориентировочным названием «Как спасти авиацию Украины. Так будут выглядеть ВВС через 5 лет».

Текущее состояние дел в украинской армии представлено следующим образом.

По заявлению командования ВВС Украины, существующий парк боевых самолетов с учетом продления срока их службы и ресурсов позволит украинским летчикам использовать МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25 до 2025 года. Максимум — до 2030 года, но это, как говорится, уже «предел». Украинские военные честно указывают, что большая часть существующего флота, вероятно, будет выведена из эксплуатации в ближайшие десять лет.

Такое положение вещей означает, что формирование подходов к замене парка военной авиации в Украине уже сегодня крайне актуально. Кроме того, это самая сложная проблема в сфере военно-технической политики «независимых» на ближайшие пять лет.

Учитывая невозможность приобретения новых самолетов и комплектующих к ним в России, силы Зброиных сил Украины находятся в очень тяжелом положении. Либо оборонная промышленность Украины самостоятельно, либо в кооперации с иностранными (читай — «нероссийскими») предприятиями в самое ближайшее время планирует и начинает производить современные аналоги МиГ-29, Су-27, Су-24 и На — 25. Или на территории Украины находится производство и сборка современных иностранных истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков (читай — «нерусских»). Или, наконец, Киев приобретает современные военные самолеты за пределами Украины (и России).

Если ни один из этих вариантов не будет успешно реализован, после 2030 года останется только название ВВС Украины.

Исходя из ситуации, мягко говоря, не блестящей, в которой сейчас находятся предприятия украинского ОПК, надеяться на первые два «ни одно» явно не приходится. Остается третий способ решения проблемы: самый простой, но и самый дорогой. Это приобретение военной авиации у США и их спутников или у КНР.

Военно-воздушные силы Украины приземляются
facebook.com / Командование ВВС Вооруженных сил Австралии

Выбора просто нет

В целях минимизации затрат специалисты ЦНИИ ВС Украины призывают в будущем сократить количество классов самолетов, находящихся на вооружении ВВС Украины, до трех: многофункциональные реактивные истребители, учебно-тренировочный самолет и учебно-турбовинтовой самолет.

Оптимально покупать самолеты партиями не менее 12 штук. Ведь десяток самолетов — это «авиаэскадрилья, то есть отдельная единица, способная самостоятельно вести боевые действия».

Что нынешний авиационный рынок потенциально может предложить Украине?

В категории многофункциональных истребителей украинские аналитики указывают четыре самолета: американский F-35A Lightning II, производимый в Евросоюзе EF-2000 Typhoon, французский Rafale C и шведский JAS-39 Gripen NG. Самая дешевая из этой крылатой компании — швед».

С учетом затрат на поставку самолетов, авиационного вооружения, тренажеров, а также на обучение пилотов и технического персонала, средняя стоимость эскадрильи JAS-39 Gripen NG по оценке специалистов ЦНИИ Вооружения и Вооружения. Ожидается, что оснащение вооруженных сил Украины составит порядка 1,7 миллиарда долларов. Что почти в три раза превышает затраты Украины в 2019 году на все закупки и ремонт вооружения и военной техники всех видов и родов украинской армии.

Учитывая это «внезапное» открытие, украинская армия рекомендует, прежде всего, обратить внимание на возможность покупки зарубежных реактивных тренажеров и учебно-турбовинтовых самолетов. Во-первых, как правило, их выпускают еще и в учебно-боевых вариантах. Во-вторых, они значительно дешевле многоцелевых истребителей.

Например, эскадрилья китайских учебно-тренировочных самолетов Hongdu L-15 обойдется Киеву примерно в 440 млн долларов, что, однако, составляет более 60% расходов Украины в 2019 году на все закупки и ремонт вооружения и военной техники всех типов и родов войск Украины. Что ж, бразильская турбовинтовая эскадрилья EMB-314 Super Tucano обойдется Украине еще дешевле — 213 миллионов долларов. Это «всего» 30% уже догадались о чем.

Да цены кусаются даже на самые дешевые машины. Но у Киева, по мнению специалистов Центрального научно-исследовательского института военной техники ВС Украины, просто нет выбора. В общем «надо брать!» Вначале — зарубежное УТС. Если позволяют средства, реактивный и турбовинтовой. Если с деньгами все пойдет не так, то только турбовинтовой. Но искать деньги и «разрывать» контракты на самолеты надо прямо сейчас, иначе через пять лет у ВВС Украины могут закончиться летательные аппараты.

Попутно нужно искать возможный доступ к современным многофункциональным истребителям после 2025 года. Если план с приобретением истребителей «не взлетит», то через десять лет в ВВС останутся только учебно-тренировочные самолеты, закупленные за рубежом. Конечно, эти УТС не смогут полностью заменить специализированные истребители, бомбардировщики и штурмовики. Но, будучи новыми и современными, они позволят летному и техническому персоналу ВВС сохранить хоть какую-то квалификацию, а армии — хоть какую-то поддержку с воздуха.

Если мы продолжим «сидеть», ничего не делать и «кормить» украинскую общественность планами о том, как дядя Сэм или Брюссель когда-нибудь станут щедрыми и зальют вооруженные силы Украины военными самолетами бесплатно, то к 2030 году ВВС Украины рискует перейти исключительно на наземную версию сервиса.

Военно-воздушные силы Украины приземляются
facebook.com / Командование ВВС Вооруженных сил Австралии

Вооружение ВВС

На момент основания украинская авиация насчитывала 3 дивизии, в которых насчитывалось более тысячи различных самолетов. В его состав вошли 4 десятка Су-27, 8 десятков МиГ-23 и более 200 истребителей МиГ-29. В трех воздушных армиях насчитывалось около 30 Як-28. В состав разведывательных авиационных полков входили:

  • фронтовые бомбардировщики Су-24;
  • двухмоторные сверхзвуковые перехватчики МиГ-25;
  • тяжелый сверхзвуковой самолет Ту-22.

Украинский самолет МиГ-29 стоит на вооружении многих стран мира, и конструкторы НАТО создали на его основе модернизированный истребитель, который отличается упрощенной авионикой и повышенной маневренностью.

Состав и количество летательной техники Украины на сегодняшний день

На официальной странице ВВС украинской армии информация о точном количестве самолетов на вооружении страны умалчивается. Большая часть самолетов находится в плохом техническом состоянии и требует капитального ремонта и модернизации. Основными самолетами, которые в настоящее время находятся на вооружении ВВС Италии, являются:

  • Су-25 (15 машин);
  • Су-24 (33 шт., В том числе самолеты модификации MR);
  • МиГ-29 (8 десятков);
  • Су-27 (2 дюжины).

ВВС Украины

Вооруженный конфликт на Донбассе увеличил потери авиационной техники. Несмотря на подаренные США самолеты, их количество в Украине сегодня меньше, чем после распада Советского Союза.

Структура ВВС

Состав ВВС Украины делится на транспортную и тактическую части. В особом положении находится система ПВО, в которую входят зенитные войска и специализированные технические подразделения. Тактические авиационные задачи выполняют бомбардировщики, предназначенные для поражения военно-промышленных сооружений, а также сухопутных и военно-морских сил в местах их группировки. Задача штурмовой авиации — проникнуть в глубины тыла врага и защитить силы, атакующие противника.

Самолеты-разведчики используются для сбора данных о положении войск противника и другой важной информации. Авиация радиоэлектронной борьбы предназначена для радиоактивной защиты. Задача истребителей — бороться с силами противника в воздушном пространстве. Истребители способны поражать вертолеты, самолеты и перехватывать крылатые ракеты.

Боевые самолеты

Су-24 стоит на вооружении Украины с момента формирования ВВС. После распада Советского Союза армия страны насчитывала 119 фронтовых бомбардировщиков. В ВВС страны есть всесезонные модификации Су-24 МР, предназначенные для выполнения сложных разведывательных задач. Среди военной авиации Украины также стоит выделить:

  1. Штурмовик Су-25 с бронированным покрытием используется для поддержки сухопутных войсковых частей. Неприхотлив к погодным условиям, не создает препятствий для разрушения объектов на земле.
    Су-25
  2. Многоцелевой самолет МиГ-23 предназначен для нанесения ударов по воздушным и наземным целям. Самолет способен нести до 2000 кг вооружения.
  3. МиГ-23

    МиГ-23

  4. Истребители-перехватчики Су-15 стояли на вооружении страны до середины 1990-х годов.

    Су-15

Украинские Су-27 давно используются в ВВС. Тяжелые истребители-перехватчики и фронтовые истребители находились в распоряжении 831-й бригады Галац и отдельной бригады тактической авиации.

Су-27 Украинский

Су-27 Украинский

После авиакатастрофы во время учений под Винницей в 2018 году, когда погибли два пилота, один из которых был гражданином США, Минобороны подняло вопрос о снятии Су-27 с вооружения.

МиГ-29

МиГ-29

Украина решила усовершенствовать самолет МиГ-29 путем полной модернизации. До недавнего времени эти самолеты были одними из основных, но на данный момент ресурс большинства истребителей практически исчерпан и их дальнейшее использование без капитального ремонта очень опасно. До начала 1990-х годов страна была вооружена бомбардировщиками Ту-22, способными нести тяжелое вооружение на большие расстояния.

Украинский Ту-22

Украинский Ту-22

Транспортная авиация

Среди транспортных самолетов ВВС Украины важное место занимает четырехмоторный турбовинтовой Ан-70, который используется для перевозки военной техники и оборудования. Самолет был принят на вооружение в 2014 году и за внешний вид получил прозвище «Елена Прекрасная».

Ан-70

Ту-134 используется и по сей день для перевозки высшего военного командования.

Ту-134

Ту-134

Ан-26 отличается большим грузовым люком и спускным трапом, что делает его очень удобным для выполнения самых разных боевых задач.

Ан-26

Ан-24Б выполнен в виде пассажирского авиалайнера, взлетная масса которого увеличена до 20 тонн. Помимо внушительного багажного отделения, корабль вмещает более 50 пассажиров.

Ан-24Б

Ан-24Б

До середины 1990-х годов модификация MD самолета Ил-76 занимала лидирующие позиции в ВВС Украины, на вооружении страны находилось более 188 самолетов. В настоящее время их эксплуатация завершена.

Ил-76МД

Ил-76МД

Учебные самолеты

На вооружении страны находятся учебно-боевые машины чешского производства «Альбатрос Аэро». Учебно-штурмовики отличаются быстрым набором скоростей, так как оснащены модернизированными двигателями. Используется военно-воздушными силами США и многих других стран мира. Они зарекомендовали себя эффективными при первоначальном обучении курсантов техническим характеристикам пилотирования в различных условиях, а также при обучении перехвату воздушных объектов и целей.

«Летающий стол» - учебно-тренировочный реактивный самолет Aero L-39 «Альбатрос»

«Летающий стол» — учебно-тренировочный реактивный самолет Aero L-39 «Альбатрос»

БПЛА

В ВВС Украины используются беспилотные разведывательные самолеты Sparrow, а также самолеты собственной разработки.

БПЛА

БПЛА «Воробей”

Среди наиболее распространенных самолетов:

  1. Сокол-2. Для запуска дрона необходим стандартный транспортно-пусковой контейнер, устанавливаемый на бронетехнику. Проверка выполняется оператором вручную или автоматически через GPS-навигатор. БПЛА

    БПЛА «Сокол-2”

  2. Дрофа. Многоцелевой беспилотный летательный аппарат, разработанный Чугуевским авиационным ремонтным заводом. Аппарат предназначен для ведения наблюдения и разведки, а также наблюдения за всеми типами целей. БПЛА

    БПЛА «Страпет”

Жайвир М-6 работает на пульте дистанционного управления, используется для аэрофотосъемки, детального картографирования и биологической защиты растений. Оснащен двухтактным поршневым двигателем, системой ручного управления и выталкивающими устройствами.

БПЛА Жайвир М-6

БПЛА Жайвир М-6

Вертолеты и ПВО

За вертолеты в Украине отвечают сухопутные войска. На вооружении ВВС находится несколько десятков одномоторных двухмоторных Ми-8 МТ, которые дополнительно оснащены тепловизионными камерами и системами радиоперехвата, позволяющими устанавливать точные координаты местоположения цели.

Ми-8МТ

Ми-8МТ

Модификации Ми-8 ТВ-5 и АМТШ предназначены для перевозки боевых единиц. Аппараты оснащены более мощными приборами ночного видения и вспомогательными силовыми установками.

На начало 2014 года в составе ВВС Украины насчитывалось 6 десятков дивизий, в том числе:

  • зенитно-ракетные комплексы С-200В, предназначенные для защиты объектов от атак истребителей и бомбардировщиков;
  • С-300 ПС, используется для защиты военных баз и важных стратегических сооружений;
  • С-300 Б1, способный поражать аэродинамические и баллистические цели.

Бук М-1 используется для противодействия маневрированию аэродинамических целей на разной высоте.

Командование ВВС

Генерал-полковник Сергей Дроздов

Генерал-полковник Сергей Дроздов, командующий ВВС Украины

В военной авиации Украины смена командования происходила несколько раз. Первым командующим ВВС страны стал генерал-полковник Анатолий Торопчин, прослуживший чуть более трех лет. На данный момент в Украине ВВС возглавляет уроженец Чернигова генерал-полковник Сергей Дроздов. Окончил Высшее училище военной авиации и Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина.

«Длинная рука» авиации

В странах постсоветского пространства, в целом, очень остро стоит проблема новых ВШУ (авиадесантного вооружения). Даже Россия, обладающая огромным потенциалом и начавшая крупномасштабные поставки новой авиации, не смогла снабдить свои воздушно-космические силы необходимым количеством современных бомб и управляемых ракет. В случае с Украиной эта проблема даже не рассматривалась на серьезном уровне.

В арсенале ВВС Украины оставались те же САУ, которые были в распоряжении Советского Союза. Это ракеты средней дальности Р-27, ракеты малой дальности Р-73, неуправляемые бомбы и неуправляемые ракеты. Скорее всего, Украина унаследовала от СССР ряд тактических ракет класса «воздух-земля» Х-25, но долгое время они не отвечали требованиям современности. И срок хранения продуктов, скорее всего, истек.

Косвенно крайняя отсталость украинской авиации подтверждается конфликтом на Донбассе. В ходе войны Украина потеряла пять штурмовиков Су-25, два бомбардировщика Су-24, два истребителя МиГ-29, четыре ударных вертолета Ми-24 и военно-транспортный самолет. После нескольких месяцев войны Украина полностью прекратила использование истребителей и вертолетов в зоне конфликта. На тот момент в ополчении уже были переносные зенитно-ракетные комплексы, и выполнение ударных задач обернулось для украинских летчиков чистым самоубийством.

При отсутствии управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» пилот штурмовика Су-25 должен визуально идентифицировать цель и сбрасывать неуправляемую ВСУ на минимальное расстояние от объекта. Но при приближении и прицеливании он будет сбит несколько раз. С такой же проблемой столкнулись и летчики ударных вертолетов, которые в основном использовали неуправляемые ракеты. Справочно: радиус поражения современного ПЗРК «Верба» достигает 6,4 км. Пилот для запуска неуправляемых ракет по цели должен подойти как можно ближе. Так что результат старта будет вполне предсказуемым.

Без бомб и управляемых ракет, которые позволяют им действовать вне зоны действия зенитных средств противника, истребители больше не могут эффективно использоваться. И использование украинских самолетов и вертолетов во время боевых действий на востоке страны подтвердило это.


Штурмовик Су-25 ВВС Украины / © Cdn

Источники

  • https://samoletos.ru/poleznoe/vvs-ukrainy
  • https://naked-science.ru/article/tech/sostoyanie-i-perspektivy-ukrai
  • https://riafan.ru/1226878-vvs-ukrainy-idut-na-posadku

Оцените статью
Блог о самолетах
Adblock
detector