Взлет и посадка самолета при сильном боковом ветре: при какой скорости порывов не летают пассажирские лайнеры, сдвиг направления в авиации

Как и кто принимает решение о взлёте самолёта?

Каждый рейс начинается со взлета океанского лайнера. В этот момент самолет взлетает с земли. Подготовка к взлету начинается за несколько часов до взлета. Командир воздушного судна изучает погодные условия и вместе с экипажем проводит предполетные испытания. Если погода не позволяет безопасно взлететь, он откладывается. Правда, такое решение принято исходя из действующих правил, запрещающих полеты в определенных погодных условиях.

Попутный ветер снижает подъемную силу, создаваемую воздушным потоком

Обязательно учитывайте скорость ветра, дующего у поверхности земли при взлете. Почему самолет взлетает по ветру? При посадке или взлете авиалайнеры направлены против ветра. Ведь длина разбега или разбега значительно увеличивается по мере движения самолета по ветру. Взлетно-посадочная полоса имеет ограниченное количество метров, в течение которых пилот должен успеть приземлиться или разогнать свой авиалайнер.

Накопительный лифт

Накопительный лифт

Взлет или посадка океанского лайнера осуществляется с соблюдением трех минимумов в зависимости от погодных условий. У каждого командира самолета свой минимальный личный состав. Он может взлетать и приземляться только в определенных погодных условиях, в зависимости от его квалификации. Второй минимум относится к конкретному аэропорту. Это зависит от технического оснащения трассы и ее приспособляемости к определенным погодным условиям. Третий минимум устанавливается производителем самолета. Производитель гарантирует безопасную эксплуатацию лайнера при определенных атмосферных условиях.

Командир воздушного судна должен учитывать все минимумы. Однако окончательное решение о взлете или посадке основывается на минимуме наихудшего случая. Это означает, что если квалификация капитана допускает полет в плохую погоду, но взлетно-посадочная полоса не приспособлена к таким погодным условиям, полет отменяется.

В некоторых случаях командир авиалайнера может принять решение о взлете самостоятельно. Например, если аэропорт открыт, но погода на грани пропуска самого командира, его самолета и взлетно-посадочной полосы.

Кто устанавливает ограничения и какие они?

Как правило, максимально допустимая сила ветра определяется индивидуально для каждого самолета, исходя из специфики его конкретных характеристик и технических возможностей. Устанавливает максимальную скорость ветра, при которой может производиться взлет или посадка, производителем авиалайнера. Точнее, производитель устанавливает две максимальные скорости: обгон и боковую. Скорость обгона одинакова для большинства современных авиалайнеров. При взлете и посадке скорость обгона не должна превышать 5 м / с. Что касается боковой скорости, то она у каждого авиалайнера разная:

  • для самолета Ту-154 — 17 м / с;
  • для Ан-24 — 12 м / с;
  • для Ту-134 — 20 м / с.

В среднем у авиалайнеров максимальная боковая скорость составляет 17 м / с. На более высоких скоростях подавляющее большинство самолетов не взлетает. При сильном усилении ветра в зоне прилета, скорость которого превышает допустимые значения, воздушное судно не приземляется в этом аэропорту, а совершает аварийную посадку на другую взлетно-посадочную полосу, где условия позволяют авиалайнеру безопасно приземлиться.

Отвечая на вопрос, с каким ветром не летают самолеты, можно с уверенностью сказать, что при скорости более 20 м / с, если ветер дует перпендикулярно взлетно-посадочной полосе, взлет не может быть осуществлен. Такой сильный ветер связан с прохождением мощных циклонов. Ниже вы можете посмотреть видео приземления самолета при сильном боковом ветре, чтобы увидеть, насколько это сложно даже опытному профессиональному пилоту с большим стажем. Особую опасность в этом случае представляет порыв ветра в нижних слоях атмосферы. Он может начать дуть в самый неподходящий момент, образуя большой крен, который представляет огромную опасность для самолета.

Боковой ветер опасен тем, что требует от пилота выполнения определенных действий, которые выполнить очень сложно. В авиации есть такое понятие, как «угол сноса». Этот термин относится к величине угла, на который авиалайнер отклоняется от заданного направления из-за ветра. Чем сильнее ветер, тем больше этот угол. Следовательно, большее усилие требуется от пилота для поворота авиалайнера на этот угол в противоположную сторону. Пока самолет находится в полете, даже такой сильный ветер не доставляет проблем. Но как только самолет касается поверхности взлетно-посадочной полосы, авиалайнер набирает силу и начинает двигаться в направлении, параллельном его оси. В это время пилоту предстоит резко изменить направление движения авиалайнера, что очень сложно.

Что касается проблемы сильного подветра, то ее легко решить, изменив рабочий порог взлетно-посадочной полосы. Однако не все терминалы имеют такую ​​возможность. Например, Сочи и Геленджик лишены такой возможности. Если в сторону моря дует сильный ветер, можно совершить посадку, но взлет в таких условиях небезопасен. То есть посадить самолет при сильном ветре возможно, но не во всех случаях.

Почему взлёт и посадка самые опасные

Почему взлет опасен:

См. Также: Самый безопасный вид транспорта — самолет. Безопасность полетов. Причины авиакатастроф

  • Во время взлета двигатели работают в специальном режиме, чтобы разогнать самолет до нужной скорости и взлететь. Именно в это время наиболее высока вероятность выхода из строя одного из двигателей. Кроме того, существует определенная точка невозврата, после которой уже нельзя сбавлять скорость, даже если самолет еще не взлетел. Если двигатель выходит из строя, вам все равно нужно взлететь, а затем попытаться совершить аварийную посадку.
  • Еще одна опасность — децентрализация самолета, необходимая для взлета. Проще говоря, его нос взлетает вверх, чтобы задать желаемую траекторию взлета. Самолет в настоящее время испытывает серьезные перегрузки, поскольку двигатели толкают его вперед, а сила тяжести опускает нос. Конфигурация устанавливается вручную пилотом, поэтому любой недосмотр может привести к аварии. Но на это влияют разные факторы, например, направление ветра, дождь, влажный покров, температура воздуха и многое другое. Каждый взлет требует уникальных расчетов.
  • Боковой ветер серьезно мешает взлету и взлету самолета. Откатывает самолет в сторону и не дает ему выровняться. Но ветер может быть порывистым, а значит, непредсказуемым. Все только в руках водителя, держащего руль. Одна ошибка — и каждый может погибнуть. В наши дни полеты на современных реактивных самолетах имеют высокую степень безопасности

При приземлении опасности намного больше:

  • Любой сильный ветер затрудняет задание правильной траектории для приземления. Здесь не помогут ни автопилот, ни компьютерные вычисления. Только пилот может посадить самолет, исходя из личного опыта. Если взлет может быть отменен, самолет все равно должен быть выполнен на посадке. А если закончится топливо…
  • Также опасны изменения направления или силы ветра. Аэродинамические свойства самолета напрямую связаны с воздухом, а ветер состоит из него. Реальная скорость самолета складывается из скорости ветра и скорости самолета. Если ветер резко прекратится, самолет может резко упасть или наклониться вбок. При посадке это создает серьезную угрозу для жизни находящихся на борту людей. Спасти может только реакция пилота, да и то не всегда.
  • Видимость — еще одна опасность. Во время взлета это не так важно, потому что ориентиры для этого не нужны. Однако для приземления необходимо четко видеть полосу движения, чтобы задать правильный угол и траекторию. Пилоты проходят специальную подготовку, во время которой они приземляют самолет в условиях плохой видимости, например, в тумане. Им следует регулярно практиковать это умение.
  • Ориентация приборов влияет уже только на пилотов, которым просто нужно иметь возможность анализировать показания всех стрелок на панели без внешних ориентиров за доли секунды. Именно этот навык требуется при нулевой или ограниченной видимости.
  • Коэффициент лобового сопротивления шасси самолета и покрытия взлетно-посадочной полосы непостоянны. На этот показатель влияют температура, влажность и состояние полосы. Пилот должен сделать вывод и установить правильный угол для посадки. Если он ошибется, самолет может занести и попасть в аварию.
  • Изменение массы самолета влияет и на посадку. Во время полета сгорает топливо и вес корабля уменьшается. Пилот должен правильно оценить изменения, чтобы центрировать самолет во время посадки.
  • Недостаточные вылеты и эстакады могут привести к несчастным случаям. Пилот должен с максимальной точностью посадить корабль на отметки.

Знаменитый советский летчик гражданской авиации и автор многочисленных книг о летчике Василий Ершов однажды сказал, что самое сложное в самолете фигура — это посадка. Еще можно что-то исправить в воздухе, но не во время приземления.

Ограничения на взлёт и посадку в зависимости от ветровой обстановки

На взлет или посадку авиалайнера влияет соответствующая и боковая скорость ветра. Любой самолет может взлетать или приземляться, если его сила не превышает максимально допустимого значения. Этот показатель объясняется техническими характеристиками конкретного самолета. Для большинства судов соответствующая скорость ветра не может превышать 5 м / с. Однако сила бокового ветра у разных типов самолетов разная. Например, для Ту-154 он составляет 17 м / с, а для Ту-134 — 20 м / с.

Для большинства авиалайнеров максимальная скорость бокового ветра установлена ​​на уровне 17 м / с; при превышении этого значения самолет, как правило, не взлетает и не приземляется.

По мере усиления урагана самолеты, направляющиеся в аэропорт, не смогут приземлиться. Они должны перейти к другой точке, где указатели скорости ветра позволят им приземлиться на взлетно-посадочной полосе.

Чем сильнее боковой ветер, тем больше пилот вынужден поворачивать самолет для коррекции

Боковой ветер со скоростью более 20 м / с опасен для самолета. Ухудшение погоды происходит, когда через территорию аэропорта проходит сильный циклон. Внезапные порывы ветра в нижних слоях атмосферы могут привести к аварийной ситуации.

Параметры первостепенной важности

Что подразумевается под метеорологическим минимумом? Это условия, которые применяются к видимости, облачности, скорости и направлению ветра. Эти критерии могут быть опасными в полете, особенно когда речь идет о грозе, ливне и сильной турбулентности. Конечно, большинство грозовых облаков можно обойти, но фронтальные грозы, которые простираются на сотни километров, обойти практически невозможно.

Если мы говорим о минимумах, то определяются критерии видимости аэропорта и высоты принятия решения (VPR). Что это за индикатор? Это высота, на которой экипаж должен выполнить дополнительный круг, когда взлетно-посадочная полоса не обнаружена.

Есть три типа басов:

  • воздушный транспорт — допустимые критерии безопасного полета ЛА в сложных метеоусловиях, установленные заводом-изготовителем;
  • аэропорт — зависит от типа технических и навигационных систем, установленных на взлетно-посадочной полосе и на прилегающей территории;
  • экипаж — допуск пилотов в соответствии с их программой подготовки в конкретных погодных условиях и практическими летными навыками.

Самолеты летают под дождем? Может ли самолет взлететь или нет, решает только командир воздушного судна. Чтобы принять решение, вы должны сначала ознакомиться с метеорологическими данными, предоставленными в аэропортах назначения, а также с альтернативами и оценить их.

нелетное время

Сдвиг ветра и его влияние на полёты

Сдвиг ветра — это показатель, характеризующий изменение его скорости и направления между двумя определенными точками воздушного пространства. Он может быть вертикальным или горизонтальным. Вертикальное смещение может быть сопряженным, противоточным или боковым. Изменения скорости и направления ветра могут вызывать помехи в полете, неровности, а иногда даже приводить к аварийному спуску с горы.

Причины сдвига ветра

Причины сдвига ветра

Вертикальный разрез может повлиять на точность посадки авиалайнера. Пилоту нужно противостоять времени, чтобы приземлиться в определенной точке взлетно-посадочной полосы. Опасность такого явления заключается в том, что при спуске лайнер переходит из верхнего слоя с одним значением ветра в нижний слой с другим значением ветра. В этом случае меняется и скорость самолета, а это, в свою очередь, приводит к отклонению от траектории снижения и неточной посадке.

Перемещение влияет на полеты. Пилот должен как можно скорее определить его и увеличить мощность двигателя. Это явление не менее опасно, если самолет спускается по предпосадочной прямой. Чем быстрее спускается лайнер, тем сильнее на него влияет сдвиг ветра. Один и тот же показатель этого явления по-разному действует на разные типы самолетов с разной посадочной массой.

Сдвиг ветра и его влияние на взлет самолета

Наиболее опасным считается движение 6 м / с на 30 м высоты. Правда, такое явление редко. В большинстве случаев эти показатели не имеют большого значения.

Хотя даже меньшие значения представляют серьезную опасность для посадки самолета. Сдвиг ветра 0,5 м / с в сочетании с сильными порывами ветра может создать проблемы для экипажа при посадке. Пилоту придется частично изменить траекторию снижения, чтобы смягчить негативное влияние сдвига ветра.

Птицы – враги самолетов

За это отвечает начальник отдела методики полетов, пилот-инструктор Ту-154 и А320 Александр Ушков.

— Известно, что курение на борту запрещено, но пассажиры продолжают курить в туалетах. Насколько безопасно летать?

— Курить в самолете категорически запрещено! Океанский лайнер летит с большой скоростью, в нем много кислорода и легковоспламеняющихся веществ. А пожар на борту — ужасная вещь. Если он завелся в труднодоступном месте, потушить его очень сложно!

У пилотов на этот случай есть инструкция: как можно быстрее посадить самолет даже за пределами аэродрома. Так, оказавшись в Америке, почти 350 пассажиров сгорели за 15 минут из-за того, что один из них закурил в туалете океанского лайнера и бросил окурок в контейнер для макулатуры! Теперь в ванных комнатах каждого авиалайнера устанавливаются специальные датчики, и если кто-то курит, срабатывает красная сигнализация. Входит в кабину. Красный цвет указывает на самый высокий уровень опасности на борту. Преступник может быть оштрафован и доставлен в полицию при посадке. Кстати, в США пассажир однажды заперся в туалете и закурил. Когда стюардесса сделала замечание и попросила его уйти, он обиделся с ней. Приземлился экипаж, сразу взлетели 2 истребителя и в сопровождении их приземлился океанский лайнер. Курильщика приговорили к 20 годам лишения свободы.

— Недавно американский летчик был вынужден посадить самолет на реке, потому что в двигатель попала стая гусей. Получается, что каждый пассажир подвергает себя опасности — ведь птицы летают каждый день…

— Птицы летают каждый день, но редко попадают в двигатели самолетов. В нашем аэропорту, как и в других, есть орнитологическая служба, предотвращающая скопление птиц на аэродроме. Эта служба оснащена акустическими, лазерными, пиротехническими установками, вызывающими панику у птиц.

важно не допускать, чтобы птицы подходили к самолету во время взлета и посадки, так как во время самого полета мы имеем разную высоту с птицами. Кстати, если влезет гусь, он, скорее всего, не повредит самолет, но стая, как это было в США, может вывести из строя океанский лайнер

невозможно чем-то выключить двигатели — самолет просто не взлетит.

— Одни говорят, что самый опасный момент — взлет, другие — посадка. Как на самом деле?

— Угроза аварийной ситуации существует как на взлете — двигатели работают на высоком, почти предельном режиме, шасси и фюзеляж несут большую нагрузку, так и при посадке. Особенно в плохих погодных условиях. Но при посадке нагрузка на пилота больше.

Принимаем во внимание

Самолеты летают во время грозы? Сами по себе осадки не представляют опасности для полета. Видимость — это другое дело. Но в случае сильного дождя на помощь приходят дворники. Стеклоочистители современных самолетов отличаются от дворников автомобильных. Во-первых, у них совершенно другой дизайн. Во-вторых, дворники работают на очень высокой скорости, что обеспечивает отличный обзор.

Как самолеты приземляются под дождем? Наибольшую опасность при плохой погоде представляют «атмосферные возмущения». Посадочный самолет имеет небольшую скорость и легко подвержен влиянию движения воздушных масс. Пилоты проводят много времени «на тренажерах», чтобы преодолеть негативные последствия этого явления, оттачивая свое мастерство. Если в это время велика опасность аварии, то посадка переносится или судно отправляется в другой аэропорт.

Еще один важный фактор в дождливую погоду — сцепление с дорогой. Мокрое покрытие снижает его коэффициент, но эта ситуация не признается критической. Намного опаснее, если вода на асфальте замерзает и значение коэффициента уменьшается. В большинстве этих случаев аэропорт не разрешает взлет и посадку самолетов.

самолеты летают во время грозы

Когда на небе тучи

опасно ли летать на самолете под дождем? Пассажирский самолет движется по указанным воздушным маршрутам. В случае плохой погоды координаты могут быть изменены по согласованию с диспетчером в центре управления полетами. Высота полета около 11000 метров. Поэтому становится комфортно за счет большего разрежения воздуха. Именно такая высота полета позволяет самолету парить над облаками, источниками дождя или снега. Поэтому движение самолета на большой высоте совершенно не зависит от погодных условий. Часто через окно лайнера проникают солнечные лучи, а когда вы приземляетесь, темно и идет дождь.

Самолеты летают под дождем? Да, теоретически капли дождя могут повлиять на работу авиационного двигателя. Но дождь — это не то количество воды, которое может вызвать короткое замыкание. При испытаниях компрессор двигателя подвергается хорошему «затоплению», которое нельзя сравнивать с природными явлениями.

Я не видел видео, но ничего странного в движении «быстрее ветра» нет, виндсерфинг, например, может двигаться со скоростью выше проекции вектора скорости ветра на направление движения, и с определенным мастерство, против него.

Гроза полету не помеха

Гроза — довольно опасное явление, но для современного океанского лайнера не является причиной катастрофы. Техники и люди научились безопасно преодолевать огромные расстояния при любых погодных условиях.

В своей практике каждый опытный пилот неоднократно сталкивался с грозовыми облаками, которые существенно затрудняют посадку и взлет самолета под дождем. Во время «входа» в облака экипаж теряет визуальное восприятие корабля в космосе. Поэтому полеты в «нелетных» погодных условиях можно осуществлять только с использованием технических средств. В некоторых случаях может возникнуть неприятная ситуация — электрификация самолета. Здесь резко ухудшается радиосвязь, что доставляет большие неудобства даже профессиональным пилотам.

Но прежде всего «нелетная» погода затрудняет посадку океанских лайнеров. В таких погодных условиях экипаж максимально загружен. Даже в современном самолете капитан при посадке под дождем смотрит на авиационную технику до 200 раз в минуту, фокусируясь на каждом устройстве до 1 секунды. Низкая облачность в сочетании с грозой — серьезное препятствие для правильного движения самолета. Поэтому крайне важно хорошо знать облака, их состояние и ближайшие изменения. Ухудшение погоды начинается при:

  • ускоренное падение атмосферного давления;
  • резкая смена направления и скорости ветра;
  • увеличение различных типов облачности и ее быстрое движение;
  • кучи «накапливаются» к вечеру;
  • образование цветных кругов вокруг спутников Земли.

С грозой нельзя играть, надо дальше обходить, по меркам. Кроме того, во время набора высоты или спуска пилот должен соотнести информацию о развитии элементов с возможностями самолета.

высота полета

Состояние ВПП

Даже если скорость ветра позволяет взлет или посадку, существует ряд факторов, которые могут повлиять на окончательное решение. В частности, помимо погодных условий учитываются условия видимости и трассы. Если он покрыт льдом, посадка или взлет невозможны. В авиации есть термин, называемый коэффициентом трения. Если этот показатель меньше 0,3, взлетно-посадочная полоса непригодна для посадки или взлета и ее необходимо очистить. Если сокращение числа участников связано с сильным снегопадом, который делает уборку невозможной, весь аэропорт остается закрытым до улучшения погоды. Такой перерыв в работе может длиться несколько часов.

Как принимают решение на взлет?

Это решение должен принять командир авиалайнера. Для этого он должен прежде всего ознакомиться с метеорологическими данными по аэропортам вылета, посадки и смены. Для этого используются прогнозы R и TAF. Первый прогноз выдается для всех аэропортов каждые полчаса. Второй предоставляется каждые 3-6 часов. Эти прогнозы отражают всю важную информацию, которая может повлиять на решение о взлете или отмене рейса. В частности, эти прогнозы содержат данные о скорости ветра и ее вариациях.

Для принятия решения все рейсы условно разбиты на 2 часа и более. Если полет длится менее двух часов, для взлета достаточно, чтобы фактическое время было приемлемым (сверх установленного минимума). Если полет более продолжительный, необходимо также учитывать прогноз TAF. Если погодные условия в пункте назначения не позволяют совершить посадку, в некоторых случаях решение о взлете может быть положительным. Например, если погодные условия в пункте назначения ниже минимальных, в непосредственной близости находятся два аэропорта с оптимальными погодными условиями. Но положительное решение в этих случаях почти никогда не принимается, учитывая опасность такого побега.

Взлет авиалайнера в чем его опасность

Итак, взлет самолета потенциально опасен, почему этот этап считается таковым? Есть несколько причин, которые могут вызвать аварийную ситуацию при взлете:

  1. Работа двигателя на взлетной скорости. Дело в том, что двигатели, работающие в этом режиме, могут выйти из строя и не дать авиалайнеру покинуть взлетно-посадочную полосу. Пилот может сам решить взлететь или затормозить, если заметит неисправность двигателя.
  2. Неправильно рассчитана конфигурация авиалайнера. Это положение должно быть рассчитано пилотом самолета перед взлетом, но, если выверка правильная, к сожалению, это может быть установлено только после того, как самолет оторвался от взлетно-посадочной полосы.
  3. Сильный встречный ветер. Не менее опасны при взлете сильные порывы бокового ветра, которые могут просто вывести авиалайнер на соседнюю полосу движения, что приведет к аварийной ситуации.

Конечно, это самые частые причины, по которым лайнер с пассажирами может дождаться взлета. Самые опасные посадки самолетов на видео можно увидеть полностью.

Источники

  • https://samoletos.ru/perelety/vliyanie-vetra-na-polet
  • https://chtoluchshe2.ru/pochemu-samolety-vzletajut-protiv-vetra-a-ne-po-vetru/
  • https://ja-prikolist.ru/polet/letayut-li-samolety-v-sneg.html

Оцените статью
Блог о самолетах
Adblock
detector